Удар по Заполярью в ходе плана по нападению на Советский Союз «Барбаросса» прорабатывался немецким командованием очень тщательно. Несмотря на кажущийся второстепенный характер военных действий на крайнем севере, именно от того — в чьих руках находится побережье Ледовитого океана, порты Мурманск и Архангельск, во многом зависел успех войны. Останься Заполярье советским — и тогда союзники смогут доставлять грузы в СССР северным морским путем, зато советская авиация будет напрямую угрожать стратегически важным торговым маршрутам между Германией и Норвегией.

Бомбардировщики Ju-88A-4 из 2-й эскадрильи 30-ой бомбардировочной эскадры, июнь 1943г.

Бомбардировщики Ju-88A-4 из 2-й эскадрильи 30-ой бомбардировочной эскадры, июнь 1943г.

Немецкая и советская авиация в Заполярье, накануне Великой Отечественной войны

Овладеть базой Северного флота Полярный, блокировать Кольский залив, а затем во взаимодействии с 36-м армейским корпусом захватить Мурманск, согласно плану «Барбаросса» должен был горный корпус «Норвегия». Однако операция была немыслима без поддержки с воздуха. Её должен был обеспечивать 5-ый воздушный флот Германии, авиация которого располагалась на аэродромах в Норвегии и северной Финляндии.

К началу войны в Заполярье была создана и развернута авиационная группировка «Авиакомандование Киркенес» во главе с полковником Нильсеном. Ее костяк составили подразделения, перебазированные с авиабаз южной и центральной Норвегии. В полном составе в нее вошли IV группа 1-й учебной эскадры (IV./StG 1), вооруженная пикирующими бомбардировщиками Ju 87, а также два разведывательных отряда: дальний, из 124-й группы (1.(F)/124) c бомбардировщиками Ju 88 и Do 215, ближний из 32-й группы (1.(H)/32), оснащенный разведывательными самолетами Hs 126.

23 мая 1941 г. из Нидерландов в Норвегию перелетели бомбардировщики Ju 88 II-й группы 30-й бомбардировочной эскадры (II./KG30), 6-й отряд которой 12-13 июня сосредоточился на аэродромах северной Норвегии. На эти же базы вскоре из южной Норвегии были переброшены и истребители Bf 109 I-й группы 77-й эскадры (I./JG77) (2). Из состава 2-го отряда 76-й истребительно-бомбардировочной эскадры на Север перебазировано звено тяжелых истребителей Bf 110.

Таким образом, накануне вторжения германское командование располагало в Заполярье:

  • 12 Скоростными бомбардировщиками Ju 88A-5
  • 33 Пикирующими бомбардировщиками Ju 87R.
  • 22 истребителями Bf 109E-7 (с учетом численности отряда на дальнем аэродроме Банак)
  • 4-6 тяжелыми истребителями Bf 110E-2.
  • 7 ближними разведчиками Hs 126B
  • 8-10 — дальними разведчиками Ju 88A-5, Do 17P, Do 215B.

За неделю до войны все они были сосредоточены на оперативных аэродромах: Хебугтен, Банак, Луостари, Рованиеми.

С советской стороны, представленной на Севере авиацией 1-й смешанной авиадивизии и ВВС Северного флота, в войну вступили 239 самолетов, в том числе:



Правда, при этом стоит отметить, что непосредственно в составе Северного флота действовавшего в Заполярье находилось 116 машин (против сосредоточенных для удара 86-90 немецких самолетов), но о численном превосходстве говорить не приходилось и тут: летающие лодки ГСТ и МБР-2 в качестве боевых самолетов могли числиться только номинально, а парк истребителей И-15 и «Чаек» И-153 несколько уступал новейшим немецким истребителям по характеристикам.

Летчики 255-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВВС Северного Флота на фоне истребителя И-16

Летчики 255-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВВС Северного Флота на фоне истребителя И-16

Действия и численность немецкой авиации на севере, в начальный период войны

Война в воздухе начались раньше, чем на земле, а первые бои в воздухе случились даже до 22 июня 1941 года. С 17 по 22 июня 1941 г. советские наблюдательные посты зафиксировали девять разведывательных пролетов немецкой авиации в сторону Полярного. 19 июня состоялся первый на Севере воздушный бой. Старший лейтенант Воловиков на И-153 атаковал над полуостровом Рыбачий He-111 и Bf-110, вынудив их прервать разведку.

С официальным объявлением войны командование Люфтваффе, пытаясь захватить инициативу в небе, приступило к интенсивным бомбардировкам советских аэродромов. Самого большого успеха германская авиация добилась во время неожиданного массированного налета 29 июня. В этот день на аэродроме Ваенга было сожжено шесть и повреждено 18 советских самолетов.

Редкий день июня — июля проходил без боев в районе советских воздушных баз. Однако существенного урона последующие бомбардировки не причинили. Численное превосходство советских ВВС (ликвидировать «излишки» советских самолетов в первые дни войны немцы не смогли, как результат — силы были своевременно переброшены на опасные направления) и недостаток бомбардировщиков у немецкой стороны не позволили «Авиакомандованию Киркенес» уничтожить советскую авиацию на земле и завоевать прочное господство в небе Заполярья.

Уже 24 июня 1941 г. Борис Сафонов сбил Ju 88, пилотируемый унтер-офицером Р. Шеллерсом из 6-го отряда 30-й эскадры. За пять дней конца июня — начала июля над Ваенгой были сбиты два командира авиагрупп: капитаны Е. Роегер (II/KG30) и А. фон Лоевски (IV/JG77). Недостаточная поддержка с воздуха сказывалась на результатах наступления горного корпуса. В этой ситуации командование Люфтваффе энергично наращивает свою группировку в Заполярье.

1 августа 1941 г. в Банак из Франции прибывает 21 Ju 88 I-й группы 30-й эскадры. Туда же перелетают «Хейнкели 111» из второго отряда 26-й бомбардировочной эскадры. Полностью стягиваются на мурманское направление отряды II-й группы 30-й эскадры. И, наконец, 28 декабря 1941 г. в Бардуфосс прибывают 20 Ju 88 из состава 8-го и 9-го отрядов последней, третьей, группы этого соединения. Впрочем, это усиление не дало желаемых результатов. Советские ВВС совместно с прибывшим в сентябре в Мурманск 151-м британским крылом продолжали оказывать упорное сопротивление в борьбе за небо Заполярья, хотя и несли значительные потери.

Всего до 1 ноября 1941 г. части полковника Нильсена совершили 7595 самолёто-вылетов, в том числе бомбардировщики — 4450 и истребители — 2609. По немецким данным было уничтожено 215 советских самолетов (включая летающие лодки и самолеты на аэродромах) и 24 корабля или судна. Согласно советским данным, ВВС Северного флота за этот период потеряли 131, а всего Карельского фронта — 200 самолетов. Что касается потерь Люфтваффе, то лишь по полярным отрядам 30-й и 26-й эскадр они составили за сравниваемый период 59 машин. Мы не очень ошибемся, если оценим потери 5 воздушного флота на Крайнем Севере в 100 – 120 самолетов. Это много, если учесть, что всего Люфтваффе потеряли в 1941 году 3648 машин, а ВВС Финляндии за тот же период – 120.

Экипаж немецкого пикирующего бомбардировщика Экипаж Ju-87R-2 из 2-й эскадрильи StG5

Экипаж немецкого пикирующего бомбардировщика Экипаж Ju-87R-2 из 2-й эскадрильи StG5

Перелом в воздушной войне в Заполярье: охота на конвои (1942 г.)

Зима 1941/1942 гг. с ее сложными метеоусловиями привела к снижению активности боевых действий в небе Севера и была использована для доукомплектования и обучения частей. Отлаженное движение конвоев по северному маршруту приковало особое внимание фашистского командования. В Берлине не исключали и возможность вторжения англичан в северную Норвегию. С перебазированием в начале 1942 г. на Трондхейм линкорной группы во главе с «Тирпицем» стало очевидным, что в этих водах в ближайшее время состоятся крупнейшие сражения. Готовясь к ним, командование Люфтваффе провело реорганизацию частей на Севере.

В первую очередь реорганизации была подвергнута истребительная авиация. В феврале была сформирована 5-я истребительная эскадра в составе 3-х групп: I-я и II-я группы создавались на основе соответственно бывших I-й группы 77-й эскадры (южная Норвегия) и истребительной группы особого назначения (северная Норвегия). III-я группа была сформирована заново и также была переброшена на мурманское направление в апреле 1942 г..

С весны 1942 г. в небе Севера было отмечено и появление более современного самолета — Bf 109F. С созданием истребительной эскадры «Авиакомандование Киркенес» было переименовано в «Норд-Ост». В его подчинение автоматически перешла и большая часть ударной авиации, сосредоточенная на северных аэродромах. После известной директивы Гитлера об усилении взаимодействия частей Люфтваффе с ВМС, в Тромсе и Ставангере в составе 406-й и 906-й групп были созданы две эскадрильи торпедоносцев «Хейнкелей 115» (He 115C-1). Однако, тихоходные гидропланы оказались малоэффективными для действий против конвоев. Этим целям более подходили двухмоторные Ju 88 или He 111. Последние составили основу торпедоносной авиации Люфтваффе. В конце апреля на Север прибыли первые 12 экипажей 3-й группы 26-й эскадры (III/KG 26) капитана Эйке, прошедшие специальную подготовку в итальянской авиашколе в Гроссето. 2 мая они уже вступили в бой против конвоя PQ.15. К июню 1942 г. численность торпедоносцев на Севере увеличилось до сорока.

В течение весны 1942 года численность боевых самолетов Люфтваффе на Севере была увеличена более, чем вдвое и, по данным советской разведки, составила на 1 июля 1942 г. по типам самолетов и аэродромам базирования:

Авиабазы Bf 109 Bf 110 Ju 88 Ju 87 He 111 Do 18 He 115 Fi 156 Hs 126 Ju 52 FW 58 He 59 Ar 196 Do 17 Пр Всего
Лоустари 48 4 4 3 2 2 2 65
Хебугтен 6 12 16 20 5 2 2 2 9 2 76
Банак 4 91 11 6 8 3 3 1 1 3 131
Тромсе 29 9 1 8 1 40
Алакурти 12 2 14
Кемиярви 5 5
Рованиеми 5 7 2 13 2 1 1 29 4 64
Всего 80 23 123 33 21 37 19 7 7 41 1 1 1 5 4 403

В составе ВВС Северного флота (с приданными им для прикрытия конвоев PQ.17 и PQ.18 cамолетами сухопутных соединений), 14 армии (мурманское направление) и 19 армии (кандалакшское направление) Карельского фронта находилось 432 машины. Однако, численное преимущество было реализовано только на бумаге.

Так, из 268 самолетов ВВС Северного флота исправными были лишь 131. Главные причины тому, — выработка моторесурсов на отечественных машинах и отсутствие запчастей к иностранным («Харрикейн«, «Томахоук«), составлявшими в то время более половины всего авиационного парка.

Осведомленное о таком положении вещей немецкое командование с наступлением весны-лета 1942 г. провело ряд крупных операций, имевших целью прервать союзнические коммуникации на Севере. В их числе: массированные бомбардировки портов Мурманска (май-июнь) и Архангельска (август-сентябрь), разгром каравана PQ.17, операция «Вундерланд» в Карском море. Почти все они были неожиданными для советского командования.

Морские конвои союзников - желанная цель для немецкой авиации в Заполярье

Морские конвои союзников — желанная цель для немецкой авиации в Заполярье

Первый налет на Архангельск 24 августа прошел для фашистской авиации практически безнаказанно. Вплоть до столкновения с «А. Сибиряковым» не был замечен «Адмирал Шеер». 18 самолетов, специально посланные на его поиск, так и не смогли обнаружить рейдер. И здесь следует отдать должное смелости немецких летчиков и моряков. Лишь после войны стало известно, что успех этих и других акций был во многом достигнут благодаря развертыванию в глубоком советском тылу секретных фашистских баз. Такие базы были созданы на островах Земли Франца- Иосифа, на Новой Земле, на Шпицбергене. Обнаруженные недавно материалы указывают также на вероятность существования немецкой аэродромной площадки в районе озера Окулово, что в 200 километрах к северо-востоку от Архангельска.

Умело используя собственные преимущества и просчеты противника, немецкое командование в целом успешно решило поставленную задачу: свело до минимума поступление стратегических грузов в СССР северным путем. В этом немалую роль сыграла и авиация 5-го флота. С 1 ноября 1941 г. по 1 ноября 1942 г. потери авиации Северного флота от действий противника составили 202 самолета. По данным советской стороны, враг потерял 312 самолетов, из которых к достоверным потерям следует отнести лишь половину, однако и это число не так уж мало.

Что касается ВВС 14-й и 19-й армий Карельского фронта, действовавших против авиации 5-го флота, ими за первый год войны уничтожено 186 самолетов противника, из которых также лишь половину надлежит считать достоверными потерями. Сами же ВВС Карельского фронта на мурманском и кандалакшском направлениях за отчётный период недосчитались 98 машин.

Примерно сопоставимые потери советской и немецкой стороны дают нам представление об ожесточении развернувшихся в небе Заполярья боев. Не зря же, пилоты немецкой 30-ой авиаэскадры говорили: «Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск». Не многие по какой-то причине знают этот факт, но именно Мурманск принадлежал к четырем  общепризнанным сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны — двум «Л» (Лондон, Ленинград) и двум «М» (Мурманск, Мальта). Здесь немецкая авиация и понесла наиболее значительные потери — до 30% всех сбитых в Заполярье самолетов.

Немецкая авиация в Заполярье на завершающем этапе Второй Мировой войны

Сильная группировка немецкой авиации сохранялась в советском Заполярье до конца осени 1942 г. Затем, подготовка англо-американских войск к высадке в северной Африке (операция «Факел») вынудила немецкое командование перебросить значительную часть ударной авиации на юг. С 3 ноября 1942 г. началось перебазирование в Италию подразделений 26-й и 30-й эскадр. Из всего состава ударной авиации на Севере сохранились только 20-30 бомбардировщиков из 1-й группы 30-й эскадры и группа пикирующих бомбардировщиков Ju 87. К началу нового, 1943 года, немецкие воздушные силы на Севере были сокращены почти вдвое. По данным советской разведки, их численность по аэродромам базирования на 1 января 1943 г. составляла:

Авиабазы Ju 88 He 111 Bf 109 Ju 87 He 115 Fi 156 FW 189 Ju 52 Bf 110 Всего
Луостари 8 21 2 2 4 37
Хебугтен 6 1 7 18 3 3 11 49
Банак 13 7 6 10 36
Тромсе 15
Алакурти 28
Кемиярви 15
Рованиеми 14
Всего 194

1943 год стал переломным в войне и утратой Германией стратегической инициативы. Изменение стратегии немецким командованием не могло не сказаться на изменении тактики ВВС, в том числе и на Севере. Состав 5-го воздушного флота постепенно приобретает явно оборонительную структуру. В течении года почти вся дальнебомбардировочная авиация была переброшена на другие театры военных действий, а роль ударной авиации переходит к штурмовикам FW 190A, появившимся на Севере с весны 1943 г.

Советская авиация, в новых условиях, приобрела более чем двукратный перевес, и наконец-то перешла к наступательным действиям. По немецким данным, части 5-го воздушного флота сбили в 1943 году 910 советских самолетов, однако в реальности авиачасти Северного флота потеряли в этом году 324, а ВВС Карельского фронта — 153 машины.

За тот же временной отрезок авиацией Северного флота было сбито 392, а Карельского фронта — 187 немецких самолетов. Скорее всего эти цифры, также как и немецкие, были завышенными, но уж точно не в  два раза. Действительно, потери Люфтваффе в 1943 г. в сравнении с предыдущими годами были ужасными. Именно в 1943 году были сбиты такие асы-истребители, как Р. Мюллер, первый кавалер Рыцарского креста в 5-й истребительной эскадре, Г. Дебрих, А. Бруннер.

Советские истребители ПВО Северного флота - «Хоукер Харрикейн» английского производства

Советские истребители ПВО Северного флота — «Хоукер Харрикейн» английского производства

Конец воздушной войны в Заполярье и подсчет потерь советской и немецкой сторон

В ноябре 1943 г. группировка ВВС Германии на русском Севере снова была сокращена в виде того, что истребительную группу (II/5) и группа пикирующих бомбардировщиков немцы вынужденно перебросили на ленинградское направление. В феврале следующего года в южную Норвегию перебазировался 13-й отряд 5-й эскадры — отряд Bf-110, бывший главным противником советских летчиков в боях над конвоями.

Тогда же в составе 5-го флота началось формирование 8-й ночной штурмовой авиагруппы, аналогичной частям ночной бомбардировочной авиации Советской Армии. Сначала на ее вооружение поступили 12 Ar-66, а затем Ju-87 из состава 5-й штурмовой эскадры, переброшенные из Латвии.

До августа 1944 года силы Люфтваффе на Севере (называемые теперь «силами Командующего ВВС в Финляндии») состояли из одной истребительной, одной штурмовой, одной ночной штурмовой групп и двух разведывательных авиаотрядов, не считая частей морской авиации. В августе дополнительно прибыла IV-я группа 5-й эскадры, оснащенная истребителями FW 190.

По данным советской разведки на 1 сентября 1944 г. северной Норвегии дислоцировались следующие части и соединения Люфтваффе:

Типы самолётов Соединения и части Количество самолётов
Bf 109 Часть 3 группы 5 истребительной эскадры 12
FW 190 14 отряд 5 истребительной эскадры 6-8
Bf 110 13 отряд 5 истребительной эскадры 1
Ju 88 1 отряд 22 группы дальних разведчиков 9
Ju 88 1 отряд 124 группы дальних разведчиков 7
Ju 88 Метеоотряд Верховного Командования ВВС 7
He 111 Метеоотряд Верховного Командования ВВС 7
He 115 Часть 131 группы морских разведчиков 6
Do 24 5 и 10 отряд службы спасения 10
FW 189 32 группа войсковых разведчиков 2
Bw 138
Fi 156
Ju 88
Самолеты неустановленных соединений 3
2
2
Итого 74-76 (данные не полные, т.к. нет сведений по Ju188 из 1.(F)/124 и FW-200 из 3/KG30, однако вряд ли ошибка составляет больше 2-х десятков машин)

Этим жалким остаткам бывшей 5-ого воздушного флота противостояли 557 самолетов ВВС Северного флота и 809 Карельского фронта. Причем вся фронтовая авиация после завершения Свирской операции была передислоцирована на кандалакшское направление, т. е. непосредственно против немецких армий и ВВС 5-го флота.

К осени 1944 г. германская авиация не только утратила инициативу, но и полностью отказалась от активных боевых действий. Практически полностью прекратились налеты на объекты советского тыла. В противоконвойных операциях авиация стала играть лишь вспомогательную роль.

Сильное воздействие на моральное состояние немецких войск оказали массированные налеты советской авиации на порты Варангер-фьорда. Более, чем 10-кратный перевес советской авиации обеспечил успешное проведение Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну в Заполярье. Уже на третьи сутки после начала операции, 10 октября, немцы оставили аэродром Луостари, 23 октября — базу Хебугтен (Киркенес), а 1 ноября 1944 г. остатки ВВС Германии были отведены на авиабазу Банак. Активные действия Люфтваффе на Крайнем Севере завершились.

В результате боев в 1944 г. Люфтваффе, согласно советским источникам, потеряли 673 самолета, авиация же Северного флота и 7-я воздушная армия Карельского фронта за тот же период не досчиталась 584 машин.

Всего за годы войны германская и финская авиация потеряли на Севере, по советским данным, 2384 самолета. А советские ВВС — 1957 машин.

Спаренный зенитный 12,7-мм пулемет «Кольт-Браунинг», установленный на эсминце «Гремящий»

Спаренный зенитный 12,7-мм пулемет «Кольт-Браунинг», установленный на эсминце «Гремящий»

Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для сайта armedman.ru. Компиляция на основе материалов сайта «Люфтваффе под Полярной звездой