Удар по Заполярью в ходе плана по нападению на Советский Союз «Барбаросса» прорабатывался немецким командованием очень тщательно. Несмотря на кажущийся второстепенный характер военных действий на крайнем севере, именно от того — в чьих руках находится побережье Ледовитого океана, порты Мурманск и Архангельск, во многом зависел успех войны. Останься Заполярье советским — и тогда союзники смогут доставлять грузы в СССР северным морским путем, зато советская авиация будет напрямую угрожать стратегически важным торговым маршрутам между Германией и Норвегией.
Содержание
- 1 Немецкая и советская авиация в Заполярье, накануне Великой Отечественной войны
- 2 Действия и численность немецкой авиации на севере, в начальный период войны
- 3 Перелом в воздушной войне в Заполярье: охота на конвои (1942 г.)
- 4 Немецкая авиация в Заполярье на завершающем этапе Второй Мировой войны
- 5 Конец воздушной войны в Заполярье и подсчет потерь советской и немецкой сторон
Немецкая и советская авиация в Заполярье, накануне Великой Отечественной войны
Овладеть базой Северного флота Полярный, блокировать Кольский залив, а затем во взаимодействии с 36-м армейским корпусом захватить Мурманск, согласно плану «Барбаросса» должен был горный корпус «Норвегия». Однако операция была немыслима без поддержки с воздуха. Её должен был обеспечивать 5-ый воздушный флот Германии, авиация которого располагалась на аэродромах в Норвегии и северной Финляндии.
К началу войны в Заполярье была создана и развернута авиационная группировка «Авиакомандование Киркенес» во главе с полковником Нильсеном. Ее костяк составили подразделения, перебазированные с авиабаз южной и центральной Норвегии. В полном составе в нее вошли IV группа 1-й учебной эскадры (IV./StG 1), вооруженная пикирующими бомбардировщиками Ju 87, а также два разведывательных отряда: дальний, из 124-й группы (1.(F)/124) c бомбардировщиками Ju 88 и Do 215, ближний из 32-й группы (1.(H)/32), оснащенный разведывательными самолетами Hs 126.
23 мая 1941 г. из Нидерландов в Норвегию перелетели бомбардировщики Ju 88 II-й группы 30-й бомбардировочной эскадры (II./KG30), 6-й отряд которой 12-13 июня сосредоточился на аэродромах северной Норвегии. На эти же базы вскоре из южной Норвегии были переброшены и истребители Bf 109 I-й группы 77-й эскадры (I./JG77) (2). Из состава 2-го отряда 76-й истребительно-бомбардировочной эскадры на Север перебазировано звено тяжелых истребителей Bf 110.
Таким образом, накануне вторжения германское командование располагало в Заполярье:
- 12 Скоростными бомбардировщиками Ju 88A-5
- 33 Пикирующими бомбардировщиками Ju 87R.
- 22 истребителями Bf 109E-7 (с учетом численности отряда на дальнем аэродроме Банак)
- 4-6 тяжелыми истребителями Bf 110E-2.
- 7 ближними разведчиками Hs 126B
- 8-10 — дальними разведчиками Ju 88A-5, Do 17P, Do 215B.
За неделю до войны все они были сосредоточены на оперативных аэродромах: Хебугтен, Банак, Луостари, Рованиеми.
С советской стороны, представленной на Севере авиацией 1-й смешанной авиадивизии и ВВС Северного флота, в войну вступили 239 самолетов, в том числе:
Правда, при этом стоит отметить, что непосредственно в составе Северного флота действовавшего в Заполярье находилось 116 машин (против сосредоточенных для удара 86-90 немецких самолетов), но о численном превосходстве говорить не приходилось и тут: летающие лодки ГСТ и МБР-2 в качестве боевых самолетов могли числиться только номинально, а парк истребителей И-15 и «Чаек» И-153 несколько уступал новейшим немецким истребителям по характеристикам.
Действия и численность немецкой авиации на севере, в начальный период войны
Война в воздухе начались раньше, чем на земле, а первые бои в воздухе случились даже до 22 июня 1941 года. С 17 по 22 июня 1941 г. советские наблюдательные посты зафиксировали девять разведывательных пролетов немецкой авиации в сторону Полярного. 19 июня состоялся первый на Севере воздушный бой. Старший лейтенант Воловиков на И-153 атаковал над полуостровом Рыбачий He-111 и Bf-110, вынудив их прервать разведку.
С официальным объявлением войны командование Люфтваффе, пытаясь захватить инициативу в небе, приступило к интенсивным бомбардировкам советских аэродромов. Самого большого успеха германская авиация добилась во время неожиданного массированного налета 29 июня. В этот день на аэродроме Ваенга было сожжено шесть и повреждено 18 советских самолетов.
Редкий день июня — июля проходил без боев в районе советских воздушных баз. Однако существенного урона последующие бомбардировки не причинили. Численное превосходство советских ВВС (ликвидировать «излишки» советских самолетов в первые дни войны немцы не смогли, как результат — силы были своевременно переброшены на опасные направления) и недостаток бомбардировщиков у немецкой стороны не позволили «Авиакомандованию Киркенес» уничтожить советскую авиацию на земле и завоевать прочное господство в небе Заполярья.
Уже 24 июня 1941 г. Борис Сафонов сбил Ju 88, пилотируемый унтер-офицером Р. Шеллерсом из 6-го отряда 30-й эскадры. За пять дней конца июня — начала июля над Ваенгой были сбиты два командира авиагрупп: капитаны Е. Роегер (II/KG30) и А. фон Лоевски (IV/JG77). Недостаточная поддержка с воздуха сказывалась на результатах наступления горного корпуса. В этой ситуации командование Люфтваффе энергично наращивает свою группировку в Заполярье.
1 августа 1941 г. в Банак из Франции прибывает 21 Ju 88 I-й группы 30-й эскадры. Туда же перелетают «Хейнкели 111» из второго отряда 26-й бомбардировочной эскадры. Полностью стягиваются на мурманское направление отряды II-й группы 30-й эскадры. И, наконец, 28 декабря 1941 г. в Бардуфосс прибывают 20 Ju 88 из состава 8-го и 9-го отрядов последней, третьей, группы этого соединения. Впрочем, это усиление не дало желаемых результатов. Советские ВВС совместно с прибывшим в сентябре в Мурманск 151-м британским крылом продолжали оказывать упорное сопротивление в борьбе за небо Заполярья, хотя и несли значительные потери.
Всего до 1 ноября 1941 г. части полковника Нильсена совершили 7595 самолёто-вылетов, в том числе бомбардировщики — 4450 и истребители — 2609. По немецким данным было уничтожено 215 советских самолетов (включая летающие лодки и самолеты на аэродромах) и 24 корабля или судна. Согласно советским данным, ВВС Северного флота за этот период потеряли 131, а всего Карельского фронта — 200 самолетов. Что касается потерь Люфтваффе, то лишь по полярным отрядам 30-й и 26-й эскадр они составили за сравниваемый период 59 машин. Мы не очень ошибемся, если оценим потери 5 воздушного флота на Крайнем Севере в 100 – 120 самолетов. Это много, если учесть, что всего Люфтваффе потеряли в 1941 году 3648 машин, а ВВС Финляндии за тот же период – 120.
Перелом в воздушной войне в Заполярье: охота на конвои (1942 г.)
Зима 1941/1942 гг. с ее сложными метеоусловиями привела к снижению активности боевых действий в небе Севера и была использована для доукомплектования и обучения частей. Отлаженное движение конвоев по северному маршруту приковало особое внимание фашистского командования. В Берлине не исключали и возможность вторжения англичан в северную Норвегию. С перебазированием в начале 1942 г. на Трондхейм линкорной группы во главе с «Тирпицем» стало очевидным, что в этих водах в ближайшее время состоятся крупнейшие сражения. Готовясь к ним, командование Люфтваффе провело реорганизацию частей на Севере.
В первую очередь реорганизации была подвергнута истребительная авиация. В феврале была сформирована 5-я истребительная эскадра в составе 3-х групп: I-я и II-я группы создавались на основе соответственно бывших I-й группы 77-й эскадры (южная Норвегия) и истребительной группы особого назначения (северная Норвегия). III-я группа была сформирована заново и также была переброшена на мурманское направление в апреле 1942 г..
С весны 1942 г. в небе Севера было отмечено и появление более современного самолета — Bf 109F. С созданием истребительной эскадры «Авиакомандование Киркенес» было переименовано в «Норд-Ост». В его подчинение автоматически перешла и большая часть ударной авиации, сосредоточенная на северных аэродромах. После известной директивы Гитлера об усилении взаимодействия частей Люфтваффе с ВМС, в Тромсе и Ставангере в составе 406-й и 906-й групп были созданы две эскадрильи торпедоносцев «Хейнкелей 115» (He 115C-1). Однако, тихоходные гидропланы оказались малоэффективными для действий против конвоев. Этим целям более подходили двухмоторные Ju 88 или He 111. Последние составили основу торпедоносной авиации Люфтваффе. В конце апреля на Север прибыли первые 12 экипажей 3-й группы 26-й эскадры (III/KG 26) капитана Эйке, прошедшие специальную подготовку в итальянской авиашколе в Гроссето. 2 мая они уже вступили в бой против конвоя PQ.15. К июню 1942 г. численность торпедоносцев на Севере увеличилось до сорока.
В течение весны 1942 года численность боевых самолетов Люфтваффе на Севере была увеличена более, чем вдвое и, по данным советской разведки, составила на 1 июля 1942 г. по типам самолетов и аэродромам базирования:
Авиабазы | Bf 109 | Bf 110 | Ju 88 | Ju 87 | He 111 | Do 18 | He 115 | Fi 156 | Hs 126 | Ju 52 | FW 58 | He 59 | Ar 196 | Do 17 | Пр | Всего |
Лоустари | 48 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 65 | ||||||||
Хебугтен | 6 | 12 | 16 | 20 | 5 | 2 | 2 | 2 | 9 | 2 | 76 | |||||
Банак | 4 | 91 | 11 | 6 | 8 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 131 | |||||
Тромсе | 29 | 9 | 1 | 8 | 1 | 40 | ||||||||||
Алакурти | 12 | 2 | 14 | |||||||||||||
Кемиярви | 5 | 5 | ||||||||||||||
Рованиеми | 5 | 7 | 2 | 13 | 2 | 1 | 1 | 29 | 4 | 64 | ||||||
Всего | 80 | 23 | 123 | 33 | 21 | 37 | 19 | 7 | 7 | 41 | 1 | 1 | 1 | 5 | 4 | 403 |
В составе ВВС Северного флота (с приданными им для прикрытия конвоев PQ.17 и PQ.18 cамолетами сухопутных соединений), 14 армии (мурманское направление) и 19 армии (кандалакшское направление) Карельского фронта находилось 432 машины. Однако, численное преимущество было реализовано только на бумаге.
Так, из 268 самолетов ВВС Северного флота исправными были лишь 131. Главные причины тому, — выработка моторесурсов на отечественных машинах и отсутствие запчастей к иностранным («Харрикейн«, «Томахоук«), составлявшими в то время более половины всего авиационного парка.
Осведомленное о таком положении вещей немецкое командование с наступлением весны-лета 1942 г. провело ряд крупных операций, имевших целью прервать союзнические коммуникации на Севере. В их числе: массированные бомбардировки портов Мурманска (май-июнь) и Архангельска (август-сентябрь), разгром каравана PQ.17, операция «Вундерланд» в Карском море. Почти все они были неожиданными для советского командования.
Первый налет на Архангельск 24 августа прошел для фашистской авиации практически безнаказанно. Вплоть до столкновения с «А. Сибиряковым» не был замечен «Адмирал Шеер». 18 самолетов, специально посланные на его поиск, так и не смогли обнаружить рейдер. И здесь следует отдать должное смелости немецких летчиков и моряков. Лишь после войны стало известно, что успех этих и других акций был во многом достигнут благодаря развертыванию в глубоком советском тылу секретных фашистских баз. Такие базы были созданы на островах Земли Франца- Иосифа, на Новой Земле, на Шпицбергене. Обнаруженные недавно материалы указывают также на вероятность существования немецкой аэродромной площадки в районе озера Окулово, что в 200 километрах к северо-востоку от Архангельска.
Умело используя собственные преимущества и просчеты противника, немецкое командование в целом успешно решило поставленную задачу: свело до минимума поступление стратегических грузов в СССР северным путем. В этом немалую роль сыграла и авиация 5-го флота. С 1 ноября 1941 г. по 1 ноября 1942 г. потери авиации Северного флота от действий противника составили 202 самолета. По данным советской стороны, враг потерял 312 самолетов, из которых к достоверным потерям следует отнести лишь половину, однако и это число не так уж мало.
Что касается ВВС 14-й и 19-й армий Карельского фронта, действовавших против авиации 5-го флота, ими за первый год войны уничтожено 186 самолетов противника, из которых также лишь половину надлежит считать достоверными потерями. Сами же ВВС Карельского фронта на мурманском и кандалакшском направлениях за отчётный период недосчитались 98 машин.
Примерно сопоставимые потери советской и немецкой стороны дают нам представление об ожесточении развернувшихся в небе Заполярья боев. Не зря же, пилоты немецкой 30-ой авиаэскадры говорили: «Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск». Не многие по какой-то причине знают этот факт, но именно Мурманск принадлежал к четырем общепризнанным сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны — двум «Л» (Лондон, Ленинград) и двум «М» (Мурманск, Мальта). Здесь немецкая авиация и понесла наиболее значительные потери — до 30% всех сбитых в Заполярье самолетов.
Немецкая авиация в Заполярье на завершающем этапе Второй Мировой войны
Сильная группировка немецкой авиации сохранялась в советском Заполярье до конца осени 1942 г. Затем, подготовка англо-американских войск к высадке в северной Африке (операция «Факел») вынудила немецкое командование перебросить значительную часть ударной авиации на юг. С 3 ноября 1942 г. началось перебазирование в Италию подразделений 26-й и 30-й эскадр. Из всего состава ударной авиации на Севере сохранились только 20-30 бомбардировщиков из 1-й группы 30-й эскадры и группа пикирующих бомбардировщиков Ju 87. К началу нового, 1943 года, немецкие воздушные силы на Севере были сокращены почти вдвое. По данным советской разведки, их численность по аэродромам базирования на 1 января 1943 г. составляла:
Авиабазы | Ju 88 | He 111 | Bf 109 | Ju 87 | He 115 | Fi 156 | FW 189 | Ju 52 | Bf 110 | Всего |
Луостари | 8 | 21 | 2 | 2 | 4 | 37 | ||||
Хебугтен | 6 | 1 | 7 | 18 | 3 | 3 | 11 | 49 | ||
Банак | 13 | 7 | 6 | 10 | 36 | |||||
Тромсе | 15 | |||||||||
Алакурти | 28 | |||||||||
Кемиярви | 15 | |||||||||
Рованиеми | 14 | |||||||||
Всего | 194 |
1943 год стал переломным в войне и утратой Германией стратегической инициативы. Изменение стратегии немецким командованием не могло не сказаться на изменении тактики ВВС, в том числе и на Севере. Состав 5-го воздушного флота постепенно приобретает явно оборонительную структуру. В течении года почти вся дальнебомбардировочная авиация была переброшена на другие театры военных действий, а роль ударной авиации переходит к штурмовикам FW 190A, появившимся на Севере с весны 1943 г.
Советская авиация, в новых условиях, приобрела более чем двукратный перевес, и наконец-то перешла к наступательным действиям. По немецким данным, части 5-го воздушного флота сбили в 1943 году 910 советских самолетов, однако в реальности авиачасти Северного флота потеряли в этом году 324, а ВВС Карельского фронта — 153 машины.
За тот же временной отрезок авиацией Северного флота было сбито 392, а Карельского фронта — 187 немецких самолетов. Скорее всего эти цифры, также как и немецкие, были завышенными, но уж точно не в два раза. Действительно, потери Люфтваффе в 1943 г. в сравнении с предыдущими годами были ужасными. Именно в 1943 году были сбиты такие асы-истребители, как Р. Мюллер, первый кавалер Рыцарского креста в 5-й истребительной эскадре, Г. Дебрих, А. Бруннер.
Конец воздушной войны в Заполярье и подсчет потерь советской и немецкой сторон
В ноябре 1943 г. группировка ВВС Германии на русском Севере снова была сокращена в виде того, что истребительную группу (II/5) и группа пикирующих бомбардировщиков немцы вынужденно перебросили на ленинградское направление. В феврале следующего года в южную Норвегию перебазировался 13-й отряд 5-й эскадры — отряд Bf-110, бывший главным противником советских летчиков в боях над конвоями.
Тогда же в составе 5-го флота началось формирование 8-й ночной штурмовой авиагруппы, аналогичной частям ночной бомбардировочной авиации Советской Армии. Сначала на ее вооружение поступили 12 Ar-66, а затем Ju-87 из состава 5-й штурмовой эскадры, переброшенные из Латвии.
До августа 1944 года силы Люфтваффе на Севере (называемые теперь «силами Командующего ВВС в Финляндии») состояли из одной истребительной, одной штурмовой, одной ночной штурмовой групп и двух разведывательных авиаотрядов, не считая частей морской авиации. В августе дополнительно прибыла IV-я группа 5-й эскадры, оснащенная истребителями FW 190.
По данным советской разведки на 1 сентября 1944 г. северной Норвегии дислоцировались следующие части и соединения Люфтваффе:
Типы самолётов | Соединения и части | Количество самолётов |
Bf 109 | Часть 3 группы 5 истребительной эскадры | 12 |
FW 190 | 14 отряд 5 истребительной эскадры | 6-8 |
Bf 110 | 13 отряд 5 истребительной эскадры | 1 |
Ju 88 | 1 отряд 22 группы дальних разведчиков | 9 |
Ju 88 | 1 отряд 124 группы дальних разведчиков | 7 |
Ju 88 | Метеоотряд Верховного Командования ВВС | 7 |
He 111 | Метеоотряд Верховного Командования ВВС | 7 |
He 115 | Часть 131 группы морских разведчиков | 6 |
Do 24 | 5 и 10 отряд службы спасения | 10 |
FW 189 | 32 группа войсковых разведчиков | 2 |
Bw 138 Fi 156 Ju 88 |
Самолеты неустановленных соединений | 3 2 2 |
Итого | 74-76 (данные не полные, т.к. нет сведений по Ju188 из 1.(F)/124 и FW-200 из 3/KG30, однако вряд ли ошибка составляет больше 2-х десятков машин) |
Этим жалким остаткам бывшей 5-ого воздушного флота противостояли 557 самолетов ВВС Северного флота и 809 Карельского фронта. Причем вся фронтовая авиация после завершения Свирской операции была передислоцирована на кандалакшское направление, т. е. непосредственно против немецких армий и ВВС 5-го флота.
К осени 1944 г. германская авиация не только утратила инициативу, но и полностью отказалась от активных боевых действий. Практически полностью прекратились налеты на объекты советского тыла. В противоконвойных операциях авиация стала играть лишь вспомогательную роль.
Сильное воздействие на моральное состояние немецких войск оказали массированные налеты советской авиации на порты Варангер-фьорда. Более, чем 10-кратный перевес советской авиации обеспечил успешное проведение Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну в Заполярье. Уже на третьи сутки после начала операции, 10 октября, немцы оставили аэродром Луостари, 23 октября — базу Хебугтен (Киркенес), а 1 ноября 1944 г. остатки ВВС Германии были отведены на авиабазу Банак. Активные действия Люфтваффе на Крайнем Севере завершились.
В результате боев в 1944 г. Люфтваффе, согласно советским источникам, потеряли 673 самолета, авиация же Северного флота и 7-я воздушная армия Карельского фронта за тот же период не досчиталась 584 машин.
Всего за годы войны германская и финская авиация потеряли на Севере, по советским данным, 2384 самолета. А советские ВВС — 1957 машин.
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для сайта armedman.ru. Компиляция на основе материалов сайта «Люфтваффе под Полярной звездой