[snip text=»Краткая справка: Скоростной бомбардировщик СБ или АНТ-40 ходил вообще без истребительного прикрытия. Просто потому, что истребители за ним не успевали.»]

Советский бомбардировщик «СБ» во всей красе

Советский скоростной бомбардировщик «СБ» (АНТ-40) во всей красе

История создания бомбардировщика «СБ»

8 декабря 1933 года Управление ВВС РККА подготовило новый план строительства авиапромышленности СССР на 1934-1935 годы, где среди прочих заданий значился ближний бомбардировщик «ББ». Через некоторое время обозначение самолёта в документах сменяется на средний бомбардировщик («СБ»). Специально для создания этого самолета в феврале 1934 года создаётся конструкторская бригада №5 во главе с главным конструктором А.А.Архангельским, под общим руководством А.Н.Туполева. Проект носил рабочее название ЦАГИ-40 или АНТ-40. Одной из главных задач проектирования этого самолета являлось достижение максимально высокой для того времени скорости горизонтального полета.

Проект был проработан с типичной для туполевцев тщательностью, были в полной мере учтены опыт и замечания возникшие при создании более ранних самолетов АНТ-21, АНТ-29 и АНТ-30, что позволило а кратчайшие сроки получить едва ли не лучший бомбардировщик своего времени.

АНТ-40 (СБ) получился настоящим красавцем, с чистыми аэродинамическими формами, плавными обводами и почти не имея резко выступающих элементов конструкции. Для снижения аэродинамического сопротивления вся полезная нагрузка размещалась внутри фюзеляжа, поставлено убирающееся шасси, а кабины экипажа сделаны закрытыми. Впервые на самолете такого класса была использована гладкая металлическая обшивка, вместо жесткой гофрированной, применены новые тогда высокопрочные материалы, использована клепка впотай.

Чертеж бомбардировщика «СБ» (АНТ-40)

Чертеж скоростного бомбардировщика «СБ» (АНТ-40)

8 марта 1934 года в Управлении ВВС был представлен эскизный проект, 25 апреля началась постройка прототипа, а уже 7 октября 1934 года (АНТ-40РЦ, лётчики-испытатель К.К.Попов), самолет поднялся в небо. Испытания шли до конца декабря 1934 года, после чего сперва неофициально, а затем уже вполне официально аббревиатуру «СБ» стали расшифровывать не как средний, а как скоростной бомбардировщик.

Летные данные машины были действительно выдающимися для своего времени — «бомбовоз» обгоняющий современные ему истребители — это не шутка. В марте 1935 года началась подготовка к серийному производству бомбардировщика (Завод №22 в Москве), а в феврале 1936 года АНТ-40/«СБ» стал поступать в войска. В этом же году к производству СБ подключили завод №125 в Иркутске, а группу конструктора Архангельского, блестяще справившегося с заданием, преобразовали в самостоятельное ОКБ.



Выпуск «скоростного бомбардировщика» «СБ» осуществлялся с 1936 по 1941 г.г., позднее к советскими 2-м заводам присоединились ещё 3 расположенные в Чехословакии (произведено 160 машин). Всего было изготовлен 6831 бомбардировщиков различных модификаций. Кроме ВВС РККА самолёты поставлялись на вооружение республиканской Испании, Китая и Чехословакии.

В период 1936-1937 г.г. на «СБ» был установлен ряд международных авиационных рекордов скорости.

Советский бомбардировщик «СБ» (АНТ-40), вид сзади

Советский бомбардировщик «СБ», вид сзади

Конструкция бомбардировщика «СБ»

Бомбардировщик «СБ» (АНТ-4) построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана со среднерасположенным крылом. Фюзеляж цельнометаллический, овального сечения, переходящий в центроплан широкими зализами.

Шасси трёхопорное с хвостовым колесом, основные стойки убираются в мотогондолы. В зимнее время на шасси устанавливались лыжи.

Силовая установка состояла из 2-х поршневых двигателей жидкостного охлаждения М-100 (позже М-100А, затем М-103, М-103У, М-104, М-105). Винты применялись двухлопастные фиксированного шага ВФШ или трёхлопастные изменяемого шага ВИШ-2.

Бомбы могли размещаться в бомбоотсеке и под крылом (на самолётах поздних выпусков). Оборонительное вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС: 2 у штурмана, 1 у стелка в турели ТУР-9 и 1 в нижней люковой установке. Именно на СБ впервые в мире было применено ленточное боепитание авиационных пулемётов (вместо магазинного).

В состав бортового оборудования самолета входила приемопередающая радиостанция «Двина», а в случае необходимости в передней части бомбоотсека мог быть установлен аэрофотоаппарат АФА-13. Для связи членов экипажа между собой применялись телефонное переговорное устройство, пневмопочта и внутренняя трехцветная сигнализация. Рабочие места членов экипажа имели кислородное оборудование.

Характеристики АНТ-40 или «СБ» (Скоростной бомбардировщик)

Бомбардировщик «СБ» (АНТ-40)
Страна: СССР
Тип: Фронтовой бомбардировщик
Год выпуска: 1934 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 2х М-103 мощностью по 960 л.с.
Максимальная скорость: 419 км/ч
Практический потолок: 9600 м
Дальность полета: 1500 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 6175 кг
Размах крыльев: 12,27 м
Длина: 20,33 м
Высота: 4,74 м
Площадь крыла: 56,7 кв.м.
Вооружение:4х 7,62-мм пулемета ШКАС, до 1600 кг бомбовой нагрузки, возможна подвеска под крыльями НУРС РС-132

Характеристики приведены для СБ-2М-103

Модификации бомбардировщика «СБ»

  • АНТ-40РЦ — первый прототип с звездообразными двигателями Райт «Циклон». Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 7 октября 1934 года.
  • АНТ-40ИС — второй прототип, с крылом увеличенной площади и двигателями «Испано-Сюиза» 12Y. Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 30 декабря 1934 года.
  • Ар-2 (Архангельский, по фамилии конструктора) (СБ-РК, РК, КР) — пикирующий бомбардировщик. Отличался новой носовой частью фюзеляжа, двигателями М-105Р с винтами ВИШ-22Е, крылом уменьшенной площади, наличием аэродинамических тормозов-решёток, установкой радиаторов в консолях крыла. Разработан в 1939 году. Выпускался в 1940-1941 годах. Изготовлено около 200 самолётов.
  • ММН — (опытный) вариант СБ с двигателями М-105. Имел уменьшенную площадь крыла и оперения, дополнительные топливные баки на 205 л. Вооружение сокращено до 3 пулемётов ШКАС. Изготовлен в 1939 году.
  • ММН-2М-104 — дублёр ММН, с двигателями М-104.
  • ПС-40 — транспортный самолёт с 3 грузовыми отсеками в фюзеляже общим объёмом 2,58 м3. Выпущен малой серией в 1938 году на заводе №22. Переоборудовано также несколько ранее выпущенных СБ. Применялся в гражданской авиации.
  • ПС-41 — транспортный и почтовый самолёт с двигателями М-103У, но без вооружения. Изготовлен 1 самолёт на заводе №89 ГВФ, кроме того в ПС-41 переоборудовались снимаемые с вооружения бомбардировщики.
  • ПС-41бис — вариант ПС-41 с подвесными баками.
  • СБ-2М-100 — серийный скоростной бомбардировщик, имел крыло с профилем NASA-230 и двигателями М-100 (лицензионный вариант «Испано-Сюиза» 12Y). Выпускался в 1936-1937 годах.
  • СБ-2М-100А — серийный с двигателями М-100А. Выпускался в 1937-1938 годах.
  • СБ-2М-100А (опытный) модернизированный, с экранированной пулемётной установкой Тур МВ-3, новой люковой установкой с коленным оптическим прицелом. Изготовлен в 1937 году.
  • СБ-2М-100А «крейсер» — ночной истребитель с носовой установкой из 4 пушек ШВАК. В 1941 году изготовлено 2 самолёта. Применялся при отражении налётов на Москву.
  • СБ-2М-103 1939 года — развитие «СБ» бис3. Выпускался массовой серией с 1939 года.
  • СБ-2М-103 (СН) — (опытный) со скорострельными пулемётами СН.
  • СБ-2М-103 «прожекторный» — самолёт для подсветки бомбардировщиков противника. В 1941 году переоборудован 1 самолёт. Использовался в ПВО Москвы.
  • СБ-2М-103 «тральщик» — воздушный тральщик. Переоборудован 1 самолёт.
  • СБ-2М-104 — самолёт с двигателями М-104. Выпущен малой серией.
  • СБ-2М-105 — самолёт с двигателями М-105. Выпущен в 1940 году малой серией.
  • СБ-2М-105ТК — опытный с турбокомпрессорами. Изготовлено 3 самолёта.
  • СБ бис (СБ-2М-103) — модернизированный, с увеличенной кабиной штурмана, двигателями М-103, измененным составом оборудования и увеличенной до 1500 кг бомбовой нагрузкой. Для улучшения обзора из кабины пилота мотоустановка несколько опущена вниз. Выпускался с сентября 1938 года.
  • СБ бис2 — опытный, с полированной обшивкой крыла. Изготовлен в марте 1938 года.
  • СБ бис3 — модернизированный, с новыми капотами двигателей, туннельными радиаторами, заменой водомасляных радиаторов на воздушно-масляные. Выпускался малой серией в 1938 году.
  • СБ с трёхколёсным шасси — (опытный). Отличался шасси с носовой стойкой. Изготовлен в 1940 году.
  • СББ-1 — (опытный) пикирующий бомбардировщик с двухкилевым оперением. Изготовлен в 1940 году.
  • СБ-Н — (опытный), с установкой в носовой турели пушки ШВАК вместо пулемётов.
  • СБ-Ш — (опытный) штурмовик, с 2х подвижными пушками ШВАК под фюзеляжем.
  • УСБ (СБ-УК) — учебный, со специальной кабиной инструктора, устанавливаемой вместо кабины штурмана. Выпускался с 1938 года. Изготовлено 29 самолётов. Ещё 81 самолёт переоборудован в войсках.
  • B-71 — чехословацкий вариант СБ с двигателями Авиа HS 12 Ydrs и вооружением. В 1938-1940 годах на заводах Авиа, Аэро и Летов изготовлено 160 самолётов.
Из-за большого количества модификаций, встречаются фото «СБ» с самыми разными конфигурациями двигателей

Из-за большого количества модификаций, встречаются фото «СБ» с самыми разными конфигурациями двигателей

Эксплуатация бомбардировщика «СБ»

Первой войной скоростного бомбардировщика «СБ», была гражданская, в Испании. Здесь СБ получил обозначение «BK», что расшифровывается для русского уха весьма забавным словосочетанием «Бомбардьеро Катюшка», по имени героини популярной тогда оперетты. Что поделаешь, секретность!

Едва появившись в небе, бомбардировщики «СБ» стали его хозяевами и бомбили когда и где хотели — испанские и немецкие истребители (в основном Хейнкель 52, бомбардировщики Капронн 101, Савойя 81, Юнкерс Ju-86) просто не могли догнать «Катюшку», и только с появлением у мятежников Франко новейших на то время «мессершмиттов» Bf-109, бомбардировщикам понадобилось истребительное охранение. Впрочем, до самого конца гражданской войны в Испании, бомбардировщики «СБ» эффективно действовали против различных наземных и морских целей — наносили удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам, транспортам и военным кораблям. На первом этапе войны, нередки были случаи, когда самолеты СБ перехватывали и рассеивали в воздухе соединения бомбардировщиков противника!

После Испании, бомбардировщики «СБ» успешно воевали на Дальнем Востоке — в Китае, на о.Хасан и р.Халхин-Гол (также как и в Испании — без истребительного прикрытия), затем сражались в финскую войну, и даже застали начало Великой Отечественной войны.

Конечно к этому времени «СБ» уже не был передовой машиной, бомбовая нагрузка считалась уже совсем небольшой, оборонительное вооружение — слабым, да и главный козырь — скорость, уже не вызывала удивления у пилотов противника. Тем не менее бомбардировщики этого типа составляли основу советской фронтовой бомбардировочной авиации и применялись вплоть до 1943 года. Спектр боевых задач «СБ» не ограничивался только авианалетами — АНТ-40 доставляли груз, почту, служили в частях связи, использовались как буксировщики планеров и в системе ПВО.

Чешские «копии» АНТ-40, назывались «B-71» (около 110 машин с двигателем М-100А собранных по лицензии) в основном достались немцам, которые использовали их как вспомогательные и учебные, а позже передали своим союзникам: Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии.

В Советском Союзе серийное производство «Скоростного бомбардировщика» продолжалось до 1941 года включительно. Всего было построено 6656 самолетов этого типа.

 

 


Источник: Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. — Вып. 4. — М.: АВИАМ, 1994