Содержание
8 декабря 1933 года Управление ВВС РККА подготовило новый план строительства авиапромышленности СССР на 1934-1935 годы, где среди прочих заданий значился ближний бомбардировщик «ББ». Через некоторое время обозначение самолёта в документах сменяется на средний бомбардировщик («СБ»). Специально для создания этого самолета в феврале 1934 года создаётся конструкторская бригада №5 во главе с главным конструктором А.А.Архангельским, под общим руководством А.Н.Туполева. Проект носил рабочее название ЦАГИ-40 или АНТ-40. Одной из главных задач проектирования этого самолета являлось достижение максимально высокой для того времени скорости горизонтального полета.
Проект был проработан с типичной для туполевцев тщательностью, были в полной мере учтены опыт и замечания возникшие при создании более ранних самолетов АНТ-21, АНТ-29 и АНТ-30, что позволило а кратчайшие сроки получить едва ли не лучший бомбардировщик своего времени.
АНТ-40 (СБ) получился настоящим красавцем, с чистыми аэродинамическими формами, плавными обводами и почти не имея резко выступающих элементов конструкции. Для снижения аэродинамического сопротивления вся полезная нагрузка размещалась внутри фюзеляжа, поставлено убирающееся шасси, а кабины экипажа сделаны закрытыми. Впервые на самолете такого класса была использована гладкая металлическая обшивка, вместо жесткой гофрированной, применены новые тогда высокопрочные материалы, использована клепка впотай.
8 марта 1934 года в Управлении ВВС был представлен эскизный проект, 25 апреля началась постройка прототипа, а уже 7 октября 1934 года (АНТ-40РЦ, лётчики-испытатель К.К.Попов), самолет поднялся в небо. Испытания шли до конца декабря 1934 года, после чего сперва неофициально, а затем уже вполне официально аббревиатуру «СБ» стали расшифровывать не как средний, а как скоростной бомбардировщик.
Летные данные машины были действительно выдающимися для своего времени — «бомбовоз» обгоняющий современные ему истребители — это не шутка. В марте 1935 года началась подготовка к серийному производству бомбардировщика (Завод №22 в Москве), а в феврале 1936 года АНТ-40/«СБ» стал поступать в войска. В этом же году к производству СБ подключили завод №125 в Иркутске, а группу конструктора Архангельского, блестяще справившегося с заданием, преобразовали в самостоятельное ОКБ.
Выпуск «скоростного бомбардировщика» «СБ» осуществлялся с 1936 по 1941 г.г., позднее к советскими 2-м заводам присоединились ещё 3 расположенные в Чехословакии (произведено 160 машин). Всего было изготовлен 6831 бомбардировщиков различных модификаций. Кроме ВВС РККА самолёты поставлялись на вооружение республиканской Испании, Китая и Чехословакии.
В период 1936-1937 г.г. на «СБ» был установлен ряд международных авиационных рекордов скорости.
Бомбардировщик «СБ» (АНТ-4) построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана со среднерасположенным крылом. Фюзеляж цельнометаллический, овального сечения, переходящий в центроплан широкими зализами.
Шасси трёхопорное с хвостовым колесом, основные стойки убираются в мотогондолы. В зимнее время на шасси устанавливались лыжи.
Силовая установка состояла из 2-х поршневых двигателей жидкостного охлаждения М-100 (позже М-100А, затем М-103, М-103У, М-104, М-105). Винты применялись двухлопастные фиксированного шага ВФШ или трёхлопастные изменяемого шага ВИШ-2.
Бомбы могли размещаться в бомбоотсеке и под крылом (на самолётах поздних выпусков). Оборонительное вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС: 2 у штурмана, 1 у стелка в турели ТУР-9 и 1 в нижней люковой установке. Именно на СБ впервые в мире было применено ленточное боепитание авиационных пулемётов (вместо магазинного).
В состав бортового оборудования самолета входила приемопередающая радиостанция «Двина», а в случае необходимости в передней части бомбоотсека мог быть установлен аэрофотоаппарат АФА-13. Для связи членов экипажа между собой применялись телефонное переговорное устройство, пневмопочта и внутренняя трехцветная сигнализация. Рабочие места членов экипажа имели кислородное оборудование.
Характеристики АНТ-40 или «СБ» (Скоростной бомбардировщик) | |
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Фронтовой бомбардировщик |
Год выпуска: | 1934 г. |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 2х М-103 мощностью по 960 л.с. |
Максимальная скорость: | 419 км/ч |
Практический потолок: | 9600 м |
Дальность полета: | 1500 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 6175 кг |
Размах крыльев: | 12,27 м |
Длина: | 20,33 м |
Высота: | 4,74 м |
Площадь крыла: | 56,7 кв.м. |
Вооружение: | 4х 7,62-мм пулемета ШКАС, до 1600 кг бомбовой нагрузки, возможна подвеска под крыльями НУРС РС-132 |
Из-за большого количества модификаций, встречаются фото «СБ» с самыми разными конфигурациями двигателей
Первой войной скоростного бомбардировщика «СБ», была гражданская, в Испании. Здесь СБ получил обозначение «BK», что расшифровывается для русского уха весьма забавным словосочетанием «Бомбардьеро Катюшка», по имени героини популярной тогда оперетты. Что поделаешь, секретность!
Едва появившись в небе, бомбардировщики «СБ» стали его хозяевами и бомбили когда и где хотели — испанские и немецкие истребители (в основном Хейнкель 52, бомбардировщики Капронн 101, Савойя 81, Юнкерс Ju-86) просто не могли догнать «Катюшку», и только с появлением у мятежников Франко новейших на то время «мессершмиттов» Bf-109, бомбардировщикам понадобилось истребительное охранение. Впрочем, до самого конца гражданской войны в Испании, бомбардировщики «СБ» эффективно действовали против различных наземных и морских целей — наносили удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам, транспортам и военным кораблям. На первом этапе войны, нередки были случаи, когда самолеты СБ перехватывали и рассеивали в воздухе соединения бомбардировщиков противника!
После Испании, бомбардировщики «СБ» успешно воевали на Дальнем Востоке — в Китае, на о.Хасан и р.Халхин-Гол (также как и в Испании — без истребительного прикрытия), затем сражались в финскую войну, и даже застали начало Великой Отечественной войны.
Конечно к этому времени «СБ» уже не был передовой машиной, бомбовая нагрузка считалась уже совсем небольшой, оборонительное вооружение — слабым, да и главный козырь — скорость, уже не вызывала удивления у пилотов противника. Тем не менее бомбардировщики этого типа составляли основу советской фронтовой бомбардировочной авиации и применялись вплоть до 1943 года. Спектр боевых задач «СБ» не ограничивался только авианалетами — АНТ-40 доставляли груз, почту, служили в частях связи, использовались как буксировщики планеров и в системе ПВО.
Чешские «копии» АНТ-40, назывались «B-71» (около 110 машин с двигателем М-100А собранных по лицензии) в основном достались немцам, которые использовали их как вспомогательные и учебные, а позже передали своим союзникам: Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии.
В Советском Союзе серийное производство «Скоростного бомбардировщика» продолжалось до 1941 года включительно. Всего было построено 6656 самолетов этого типа.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. — Вып. 4. — М.: АВИАМ, 1994
Справочники