«Итальянский Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло» - характеристики и боевое применение»
Бомбардировщик SM.81 с эскортом из истребителей CR.32
История создания бомбардировщика SM.81
Итальянский средний бомбардировщик SM.81 был разработан в 1934 году фирмой Савойя-Маркетти под руководством А.Маркетти, на базе пассажирского самолета SM.73. В том же году самолет прошел испытания и пошел в серийное производство — ничего особенно нового по сравнению с пассажирским прототипом, в его конструкцию внесено не было.
Всего в период с 1934 по 1938 год, было выпущено 530 бомбардировщиков типа SM.81 нескольких модификаций. Без труда переоборудованный из бомбардировщика в военно-транспортный самолет широко применялся итальянцами во второй половине 1930-х г., а также поставлялся на экспорт в Албанию, Ливию и Китай (1 самолет в 1937 г.).
Уже в 1938 году для применения в качестве бомбардировщика, SM.81 был староват, и заменен на более совершенный
SM.79. Однако без вооружения, и с переоборудованным салоном, эти машины ещё долгое использовались для обслуживания высшего руководства Италии (Муссолини сам не раз сидел за штурвалом этого самолета), а после капитуляции, и транспортной авиацией союзников.
В таком «мирном» варианте SM.81 зарекомендовал себя более-менее неплохо и служил в некоторых странах даже после окончания Второй Мировой войны.

Схема итальянского бомбардировщика SM.81
Конструкция бомбардировщика SM.81
Итальянский средний бомбардировщик SM.81 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с трёхлонжеронным деревянным крылом. Фюзеляж ферменный, из хромо-молибденовых стальных труб с комбинированной обшивкой из дюраля и полотна. На случай посадки на воду фюзеляж имел 36 водонепроницаемых отсеков.
Шасси неубирающееся, трёхопорное с задним колесом, основные стойки шасси закрыты обтекателями.
Силовая установка SM.81 включала 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения с трёхлопастными винтами (в зависимости от модификации):
- Альфа Ромео 125 RC.35 (126 RC.34)
- 14-цилиндровых «Изотта-Фраскини» (лицензионный Гном-Рон K.14)
- 9-цилиндровых Пьяджо «Стелла» IX RC.40

Итальянский Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81
Двигатели самолётов ранних серий закрывались кольцом Тауненда, позже начали устанавливать капоты Магни-NASA. Кресла пилотов в кабине располагались рядом друг с другом. Застеклённая кабина бомбардира распологалась под фюзеляжем, сразу за передним двигателем. Бомбы калибром от 15 до 500 кг размешались вертикально в нижней части фюзеляжа.
Под фюзеляжем могли подвешиваться 2 торпеды. Оборонительное вооружение состояло из 5х 7,69-мм пулемётов: по 2 в верхней и нижней полуубирающихся турелях и 1, стрелявший сквозь люки в бортах.
Модификации бомбардировщика SM.81
- SM.73 — пассажирский самолёт. Выпускался с 1934 года.
- SM.81 прототип бомбардировщика, отличался четырехлопастными винтами.
- SM.81 — серийный бомбардировщик.
- SM.81B — экспортный двухмоторный, с застеклённой носовой частью фюзеляжа и 12-цилиндровыми V-образными двигателями Изотта-Фраскини «Ассо» XI RC.
Характеристики Савойя-Маркетти SM.81 |
|
Страна: | Италия |
Тип: | Средний бомбардировщик |
Год выпуска: | 1934 г. |
Экипаж: | 6 человек |
Двигатель: | 3х 125 RC.35, мощностью по 750 л.с. |
Максимальная скорость: | 316 км/ч |
Практический потолок: | 7000 м |
Дальность полета: | 1500-2000 км |
Масса пустого: | 6500 кг |
Максимальная взлетная масса: | 10500 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 18,32 м |
Длина: | 24,0 м |
Высота: | 4,86 м |
Площадь крыла: | 93,3 м |
Вооружение: | 5х 7,69-мм пулеметов, 1200 кг бомбовой нагрузки. |
Боевое применение бомбардировщика SM.81
Впервые SM.81 применён в боевых условиях в декабре 1935 года в Эфиопии, с 1936 г. применялся в гражданской войне в Испании. Тихоходная машина становилась легкой добычей истребителей, поэтому использовались только с сильным прикрытием, или качестве транспортного.
Во время Второй Мировой войны, уже порядком устаревшие SM.81 применялис в Северной Африке, Греции и даже на Восточном фронте для нанесения бомбовых ударов, в качестве торпедоносца, для перевозки грузов, высадки парашютистов и буксировки планёров.
После капитуляции Италии в 1943 году большинство самолётов досталось союзникам, уцелевшие самолёты эксплуатировались в качестве транспортных даже после окончания войны.

Модель бомбардировщика SM.81
Источник: компиляция по книге «Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. — Ч. 2. — М.: ЦАГИ, 1996».