Содержание
История создания истребителей «Ньюпор» NiD-52
В 1924 году фирма «Ньюпор» разработала проект нового истребителя — одноместного полутораплана смешанной конструкции Nieuport-Delage NiD 42, для ВВС Франции. Это был, конечно не технологический прорыв, однако же вполне современный и довольно быстрый для середины 1920-ых г.г. самолет.
Спустя три года, в 1927 году «Ньюпор» представила три новых самолета, бывших на самом деле усовершенствованными версиями все того же NiD-42: цельнометаллические полуторапланы Nieuport-Delage NiD-52 и Nieuport-Delage NiD-72, а также полутораплан смешанной конструкции Nieuport-Delage NiD 62.
Nieuport-Delage NiD-52 имел тот же двигатель, что и его предшественник (Hispano-Suiza 12Hb V12, 580 л.с.), но все деревянные части фюзеляжа были изготовлены из дюралюминия, деревянные нервюры крыла также были заменены на металлические, хотя и сохранением тканевой обшивки.
Оба крыла обновленного полутораплана NiD-52 имели меньшую площадь по сравнению с NiD-42, а также увеличенное хвостовое оперение, установленное в попытке улучшить управляемость самолета.
Вооружение осталось прежним и состояло из 2х 7,7-мм пулеметов Виккерса.
Прототип истребителя «Ньюпор» NiD 52 совершил полет в конце 1927 года, вместе с NiD 72 (все как у NiD 52, но обшивка крыльев не полотняная, а дюралюминиевая, и ещё более уменьшенная площадь крыла), а NiD 62 поднялся в воздух в январе 1928 года.
У всех трех проектов сложилась довольно удачная судьба:
- Франция предпочла самый дешевый вариант — «Ньюпор» NiD 62 (закупив 322 машины)
- Самый дорогой вариант — NiD 72 выбрали Бельгия и Бразилия (правда купив на двоих всего 16 машин)
- Истребитель «Ньюпор» NiD 52 выиграл конкурс на новый истребитель для ВВС Испании. Испанцы купили лицензию на производство 125 этих машин. Производство планировала организовать «Испано-Сьюза» на своем заводе в Гвадалахаре.
Характеристики Истребитель «Ньюпор-Делаж» NiD-52 | |
---|---|
Страна: | Франция - Испания |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1927 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | «Испано-Сюиза» 12Hb, 580 л/с |
Максимальная скорость: | 255 км/ч |
Практический потолок: | 7000 м |
Дальность полета: | 400 км |
Масса пустого: | 1368 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1837 кг (нормальная) |
Размах крыльев: | 12,0 м |
Длина: | 7,5 м |
Высота: | 3,0 м |
Площадь крыла: | 30,9 кв.м. |
Вооружение: | 2х 7,62-мм «Виккерс» |
Эксплуатация истребителей «Ньюпор» NiD-52
Испания
ВВС Испании начали получать свои заказанные NiD 52 в 1930 году, а все 125 машин были сделаны за три года. В 1933 году на базе истребителя NiD-52 организовали три истребительных эскадрильи: Grupo 11, Grupo 1 и Grupo 13.
«Испано-Ньюпор» (как его называли испанцы) не пользовался любовью пилотов: тяжелый и неповоротливый, именно такими эпитетами испанцы награждали его чаще всего. Самолет не прощал ошибок и был очень сложен в управлении. Более того — французы из «Ньюпор» ещё и приврали не моргнувши — самолет, как не старайся не мог выжать в горизонтальном полете больше 225 км/ч, а ведь в заявленных характеристиках речь шла о 260 км/ч!
Всего за 3 года между 1933 г. и 1936 г (началом гражданской войны в Испании) истребительные потери NiD-52 в небе Испании (ни с кем не воевавшей) составили 56 машин, то есть практически половина от произведенных!
Большинство уцелевших «Испано-Ньюпоров» в ходе событий гражданской войны, воевали на стороне правительственных войск и только 11 машин попали в руки националистов, в том числе три самолета, которые по ошибке приземлились на чужой территории 21 июля 1936 г. Кроме того, в августе–сентябре 1936 года компания «Испано-Сьюза» передала республиканцам ещё 10 NiD-52, собранных из оставшихся запасных частей.
В первые месяцы войны NiD-52 были основными истребителями в небе, как минимум однажды даже произошел бой между двумя NiD-52 (победа за республиканцами). Учитывая, что противниками «Испано-Ньюпоров» выступали хотя и более современные, но ещё более посредственные истребители Fiat CR.32 (итальянцы) и Heinkel He 51 (немцы), республиканским ВВС удавалось некоторое время сохранять превосходство за собой.
Тем не менее, небоевые потери NiD-52 по прежнему превышали боевые (особенно когда их пилотировали иностранные пилоты-добровольцы не привыкшие к своеобразному поведению самолета) и зимой 1936-1937 г.г., все оставшиеся самолеты списали с фронта для использования в качестве учебных машин и для патрулирования побережья. Известен только один случай боевого использования NiD-52 после указанных событий — после битвы при Гвадалахаре часть самолетов вынужденно использовалась как легкие штурмовики для атак на отступающих итальянцев.
После окончания гражданской войны в Испании, «Испано-Ньюпоры» NiD-52 больше не упоминаются.
Бразилия
9 июля 1932 года в Бразилии началась Конституционалистская революция. Оба бразильских NiD 72 были исправны и оба оказались на стороне легалистских сил, лояльных президенту Гетулио Варгасу. Есть сведения, что оба они активно использовались до конца восстания.
Модификации истребителя «Ньюпор» NiD-52
- «Ньюпор-Делаж» NiD-52. Одноместный цельнометаллический биплан (крылья обтянуты полотном). Шасси трёхопорное с задним костылём. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя «Испано-Сюиза» 12Hb с деревянным двухлопастным
- «Ньюпор-Делаж» NiD 72 C.1. Улучшенная версия NiD 52 (крылья из дюралюминия) выпущенная в 1928 г. Три самолета были поставлены в Бельгию в 1929 году, четыре модифицированных самолета были доставлены в Бразилию в 1931 году. Один самолет, модифицированный из NiD-62, был оснащен двигателем Hispano-Suiza 12Lb V-12.
- «Ньюпор-Делаж» NiD 82. Опытный прототип изготовленный в 1930 году. По сравнению с базовой модификацией изменена форма верхнего крыла в плане, установлено новое вертикальное оперение и двигатель. Прототип оснащен двигателем мощностью 600 л.с. (Hispano-Suiza 12Lb). Позже был ремоторизован двигателем Lorraine 12Ha Pétrel мощностью 500 л.с.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Франции • Авиация Испании
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, компиляция для armedman.ru на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, характеристики по книге «Бипланы, трипланы, гидросамолёты». / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 208.