Содержание
Особо крупная бомба для особо крупного бомбардировщика
В самом начале 1943 г. Главное управление аэродромного строительства ВВС дало задание КБ-35 НКБ разработать и изготовить пять авиабомб особо крупного калибра (весом по 5 тонн каждая) для их боевого применения с самолетов Пе-8.
К февралю 1943 г. группа конструкторов под руководством Нисона Ильича Гельперина закончила изготовление боеприпасов (под названием ФАБ-5000НГ), а также разработала специальную подвесную и подъемную системы для них.
Полигонные испытания авиабомб ФАБ-5000НГ провели в апреле этого же года на Софринском КИАП. Бомбы были снаряжены смесью ТГА (смесь тротила (60%), гексогена (24%) и алюминиевой пудры (16%)) и укомплектованы шестью взрывателями – по одному авиационному пневматическому универсальному взрывателю в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя АВ-1М с установкой на мгновенное действие.
Основной целью испытаний было проверить прочность бомбодержателей самолета Пе-8 и безотказность их работы при подвеске ФАБ-5000, поведение бомбардировщика на взлете и в воздухе с подвешенной авиабомбой, а также выявить надежность и полноту взрыва авиабомбы и подтвердить ее расчетную баллистику.
Боеприпас подвешивали, как и ФАБ-2000, на два бомбодержателя с замками Дер-20У. При этом ее стабилизатор «не вписался» в пределы бомбоотсека на 350 мм и его пришлось обрезать. В бомбовый отсек ФАБ-5000 поднимали с помощью шести штатных лебедок БЛ-4.
Официально считается, что конструкторы боеприпаса учли размеры бомбоотсека самолета Пе-8, однако в подвешенном состоянии корпус авиабомбы лишь на половину скрывался в нем. Створки люка, ложась на бомбу, закрывались лишь на 30°.
Испытания пятитонной бомбы ФАБ-5000НГ с бомбардировщика Пе-8
После пробной рулежки самолета по аэродрому специалисты осмотрели замки и подвесную систему, убедившись, что они выдержали растряску. В ходе летных испытаний выяснилось, что бомбардировщик с ФАБ-5000 взлетает нормально, а его пилотирование не отличается от обычного. Правда, максимальная скорость машины на крейсерском режиме за счет ухудшения аэродинамики снизилась на 10-15 км/ч.
В ходе испытаний сбросили две авиабомбы – с высоты 4000 и 3300 м. Первая упала на поляне и дала полный взрыв, образовав воронку диаметром шесть и глубиной три метра. Трава, окружающая воронку, была сорвана и сожжена в радиусе 40-150 м на общей площади около 13000 м2. Пни, находившиеся на поляне, 6ыли обожжены, а некоторые из них загорелись.
Вторая бомба упала в густой строевой лес. В результате образовалась воронка диаметром восемь и глубиной три метра. В радиусе 55-70 м взрывной волной полностью снесло и отбросило около 600 деревьев с диаметром стволов 150-500 мм. За пределами этого участка в радиусе 86-135 м повалило около 30% деревьев, хотя и в отдалении также были видны отдельные поломанные и поваленные деревья.
Для сравнения в этот же лес сбросили ФАБ-1000, снаряженную смесью ТГА и взрывателями АПУВ в головное и донное очко, установленными на замедление 0,3 с и на мгновенное действие соответственно. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 12 м и глубиной 4 м. В радиусе 14-21 м были повалены деревья, а в радиусе 24-34 м у деревьев с диаметром стволов 80-150 мм срубило верхушки.
На основании размера воронки от взрыва ФАБ-1000 испытатели предположили, что ее действие произошло с замедлением 0,3 с, которое обеспечило более глубокое проникание бомбы в грунт. Небольшой размер воронок от действия ФАБ-5000 они объяснили тем, что пять взрывателей были установлены на мгновенное действие, а кроме того, большое поперечное сечение бомб препятствовало большему заглублению новых боеприпасов в грунт.
Несколько позже было также отмечено, что наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивает настильность взрывной волны, что чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам.
По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетов Пе-8 вполне допустимо. Все агрегаты бомбардировочной установки, подвесной системы и системы подъема авиабомб работали безупречно, исключая единственный случай отказа аварийного сбрасывателя.
По-видимому, учитывая и политическую значимость события, в этот раз боеприпас такого калибра приняли на вооружение ВВС отдельным Приказом НКО № 0340 от 6 мая 1943 г.
Для серийного изготовления ФАБ-5000 в КБ-35 НКБ разработали рабочие чертежи, утвержденные Научно-техническим журналом № 063 от 1943 г. и присвоили ФАБ-5000 номер чертежа 3-01234 и индекс ВВС – 7-Ф-419. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличили до шести для большей надежности, полноты и скорости детонации.
Боевое применение авиабомбы ФАБ-5000
Боевое крещение ФАБ-5000 получили летом 1943 г., в районе Курска. В прессе ранее встречалось упоминание, что впервые «пятитонки» были применены 28 апреля 1943 г. для сброса на береговые укрепления Кенигсберга, но тут что-то не так: либо ошибка с датой (ведь 28.04.1943 ФАБ-5000 ещё только проходила испытания), либо для бомбардировки использовались какие-то другие аналоги ФАБ-5000. Впрочем, о таких ничего не известно.
19 июля 1943 года во время Курской битвы два Пе-8 сбросили бомбы на железнодорожную станцию недалеко от Орла, уничтожив 100-метровый участок железной дороги и десятки немецких железнодорожных вагонов и платформ с техникой. Железные дороги и склады с горючим в окрестностях Орла также были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля.
12 июля 1943 г. ФАБ-5000 сбрасывались на наступающие немецкие войска, но очень ограниченно, все-таки задачей ФАБ-5000 было разрушение долговременных укреплений, а не уничтожение живой силы противника. Есть упоминания, что сверхтяжелые бомбы применялись и в районе Могилева (Белоруссия) 26 мая 1943 г., для уничтожения зданий занимаемых высокопоставленными немецкими офицерами .
7 февраля 1944 г. 2 бомбы ФАБ-5000 были сброшены на район г. Хельсинки, где был уничтожен военный завод и железнодорожные мастерские, позже на военные объекты были сброшены ещё 2 бомбы.
Ещё одна ФАБ-5000 была сброшена 9 марта 1944 года во время советского наступления на Каменец-Подольский плацдарм, в результате чего на несколько дней было остановлено железнодорожное движение в районе н.п. Браилов (Украина).
Конструкция авиабомбы ФАБ-5000
Технологически ФАБ-5000 относилась к авиабомбам сварной конструкции с сильно развитой системой дополнительных детонаторов. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали.
Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, тщательно проваривая двухсторонним швом все стыки. Снаряжали авиабомбы через два специальных люка диаметром 200 мм в цилиндрической части корпуса, закрываемых крышками на болтах.
Вдоль продольной оси авиабомбы располагался сплошной запальный стакан, выполненный из тонкостенной бесшовной трубы диаметром 108 мм, концы которой приваривали к головной и хвостовой втулкам взрывателей, также приваренным соответственно к головке и конусу авиабомбы. Детонаторы в запальный стакан вкладывали через хвостовую втулку, после чего закрывали ее конической крышкой с резьбой под взрыватель.
Боковые запальные стаканы с втулками под взрыватели крепили к цилиндрической части авиабомбы также сваркой. Между собой и с продольным запальным стаканом они соединялись приваренными стальными планками.
Поскольку масса боевого заряда ФАБ-5000 намного превышала суточную норму выработки целого снаряжательного завода, снаряжали каждую из них в течение недели, доставляя взрывчатое вещество порциями на особо охраняемую дальнюю заводскую площадку.
Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Его перья к угольникам конической части авиабомбы, как и стальные 5-мм растяжки, приваренные к ним для жесткости, притягивали 14-мм болтами.
Поскольку ФАБ-5000 транспортировали без укупорки, то для предохранения деталей ее запальных стаканов и снаряжательных люков от деформации приваривали уголковые профили.
В замки бомбодержателей самолета бомбу подвешивали на специальных поясах. Начиная с 1944 г., для окончательного снаряжания ФАБ-5000 начали использовать однотипные универсальные авиационные взрыватели АВ-1Ф, благодаря всюдубойному ударному механизму допускавшие их установку в головное, донное и боковое очко боеприпаса.
Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54
Всего за годы войны было произведено 98 авиабомб ФАБ-5000НГ — с одной стороны потому, что очень уж специфический получился боеприпас — не каждый день приходилось Красной Армии штурмовать крепости, а с другой — носителем сверхмощных бомб был Пе-8, а их самих-то построили 93 штуки. По этим причинам, после окончания Великой Отечественной войны, авиабомбы ФАБ-5000НГ больше не производили.
Но, в начале 1950-ых, необходимость в боеприпасах, которые могли бы одним ударом с воздуха уничтожить крупные военно-промышленные объекты противника – капониры аэродромов, заводы, фортификационные укрепления, ж/д узлы, дамбы и т.д., вновь стала ощущаться, к тмоу же, ан вооружение были приняты новые мощные бомбардировщики, например Ту-4.
Так как одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неминуемого рассеивания, а дешевых управляемых авиабомб делать ещё не получалось, требовалось мощное, сосредоточенное воздействие на цель.
Так появилась фугасная авиационная бомба ФАБ-5000М-54, представлявшая собой проверенную конструкцию, в новом корпусе и с тремя взрывателями. В 1954 году новая «пятитонка» была принята на вооружение.
Основной задачей ФАБ-5000 М-54 является для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий при бомбометании с высот до 16 000 м при скорости полета самолета до 1200 км/час. При этом, как и её предшественница времен войны, ФАБ-5000 М-54 не предназначена для поражения живой силы противника — она эффективна только против защищенных и относительно крупных укрепленных целей.
Бомба ФАБ-5000 М-54 может быть оснащена АВПЗ на минирование, с самоликвидацией в течение нескольких суток.
Источник: armedman.ru, Автор: для сайта armedman.ru, использованы фрагменты книги Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.