Армады американских и британских тяжелых бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость», B-24 «Либерейтор» или «Ланкастер» (Авро 683) над Германией в 1944-1945 г.г., это одна из хрестоматийных иллюстраций Второй Мировой войны.
В налетах на немецкие заводы, фабрики и города участвовали в иные дни до 1300 самолетов за раз! Учитывая, что каждый тяжелый «бомбовоз» был оснащен минимум 8-ю крупнокалиберными пулеметами смотревшими во все стороны, а в группе бомбардировщиков каждая машина прикрывала ещё и соседние, даже не верится, что пилоты истребителей ПВО противоборствующей стороны могли хотя бы приблизиться к этой армаде на дистанцию выстрела, не то, чтобы попасть в один из них. Да и одним попаданием тут явно не отделаешься. Что «Летающая крепость», что «Ланкастер» — это здоровенные четырехмоторные самолеты, конструкция которых достаточно прочна для того, чтобы выдержать довольно продолжительный обстрел.
Все это так очевидно, что со стороны иной раз может показаться, будто бы бомбардировки Германии для союзников были довольно легкой задачей. Однако как вам такие цифры:
Давайте сложим эти цифры: итак, всего над Германией за период Второй Мировой войны было сбито 21 945 тяжелых бомбардировщиков и 18 465 истребителей США и Великобритании, что в общей сложности вылилось в потерю 160 000 членов экипажа. Не мало. Гибель некоторых из самолетов сохранила для нас фотопленка. Это ужасные фотографии, за каждой из них гибель людей. В память об отважных пилотах я постараюсь привести имена членов экипажей и обстоятельства их гибели, однако, заранее извиняюсь за неточности и возможно неполные сведения — их приходится разыскивать и сопоставлять по крупицам. Поэтому если у вас есть чем дополнить эту печальную фотоисторию, оставляйте ваши комментарии.
На снимке — прямое попадание снаряда из крупнокалиберной зенитной пушки в американский B-17G с собственным именем «Powerful Poodel» над Людвигсхафеном-на-Рейне (Германия), 11 часов 25 минут, 5 ноября 1944 года. Это был 10-ый боевой вылет данного бомбардировщика, он же оказался последним.
Весь экипаж погиб.
Один из знаменитых снимков из серии «за секунду до» и заодно — пример так называемого «дружественного огня», появился на свет 19 мая 1944 года, фото сделано над Берлином. На фото тяжелый бомбардировщик B-17G с именем «Мисс Донна Мэй II» (Miss Donna Mae II) и нависшая над его хвостовым оперением 1000-фунтовая бомба сброшенная такой же «летающей крепостью» B-17 с именем «Труди» (Trudy) идущей на несколько десятков метров выше. Через несколько мгновений «Мисс» лишилась левого стабилизатора, а затем бомбардировщик вошел в штопор и разбился.
Все 11 человек на борту погибли.
Бомбардировщик B-24H Liberator «Little Warrior» («маленький воин») из 862-й бомбардировочной эскадрильи 493-й бомбардировочной группы 8-й воздушной армии США, над Фаллерслебеном (Германия), 29 июня 1944 года. Участвуя в бомбардировке немецкого авиазавода, бомбардировщик попал под зенитный огонь, загорелся (отчетливо видно ослепительно-белое пламя от горящих бензобаков), затем резко задрал нос вверх и взорвался. На обороте фотографии указано, что некто Клиффорд Чулк сделал этот снимок с борта самолета с позывным “Green Hornet”
Донесение о гибели «либерейтора» звучало так: «Самолет № 812, летевший на позиции № 3 в группе, получил прямое попадание зенитного снаряда в районе двигателя № 3 в 09:39 в районе цели сразу после сброса бомб. Он был охвачен пламенем от носа до задней части бомбовых отсеков. Выйдя из строя он взорвался на высоте около 10 000 футов».
Считалось, что весь экипаж самолета погиб во время взрыва, однако второй пилот, Бенсон, был выброшен взрывом из самолета и относительно невредимым приземлился в расположении немецких зенитчиков. Он без сопротивления сдался в плен и был передан местным силам самообороны для этапирования лагерь, но те не стали заморачиваться и просто забили пилота насмерть.
22 июля 1944 года во время воздушной атаки на японскую базу гидросамолетов в Кокасе, Энга, Голландская Новая Гвинея, легкий штурмовик Douglas A-20G Havoc, серийный номер 43-9432, был подбит зенитным огнем и упал в море. Самолет был приписан к 387-й бомбардировочной эскадрилье 312-й бомбардировочной группы, базировавшейся на военном аэродроме Голландия (снимки колоризованны Ройстоном Леонардом). Оба члена экипажа погибли.
Горящий бомбардировщик B-24H Liberator «Синий 1» (бортовой номер 41-28853) из 783-й бомбардировочной эскадрильи 465-й бомбардировочной группы 15-й воздушной армии США после попадания под плотный зенитный огонь во время атаки на цели в силезском Блеклихаммерме (Германия), 20 ноября 1944 года.
Некоторое время пилоту удавалось контролировать поврежденный самолет и это дало возможность части членов экипажа (обратите внимание, в том числе 2-ому пилоту и штурману) покинуть горящую машину, но затем «освободитель» взорвался в воздухе.
Бомбардировщик B-26 «Мародер» (серийный номер 43-34565) с именем «Gratis Gladys», из 497-ой эскадрильи, 344-ой бомбардировочной группы, 9-ой воздушной армии США падает на землю после прямого попадания в левый двигатель во время бомбардировки Эркеленца, Германия, 23 февраля 1945 года. Экипаж погиб.
4 апреля 1945 года большая группа бомбардировщиков B-24 «Либерейтор» 2-й авиационной дивизии США были атакованы несколькими десятками немецких реактивных истребителей Me-262. Результатом атаки была потеря восьми «либерейторов», три из которых принадлежали 448-й бомбардировочной группе. Одним из них был B-24M (бортовой номер 44-50838) «Red Bow» («Красный лук»), сбитый судя по всему реактивным снарядом выпущенным одним из «мессершмиттов».
Радист Чарльз Капп успел выпрыгнуть из самолета и попал в плен, остальные члены экипажа погибли.
Бомбардировщик Boeing B-17G «Wee-Willie» («Крошка Вилли») бортовой номер 42-31333 LG-W, 323-я эскадрилья 91-й бомбардировочной группы был подбит зенитным огнем 8 апреля 1945 года над Краненбургом, Германия. Попадание снаряда между фюзеляжем и двигателем №2 вызвало сильный пожар. Последующий взрыв оторвал самолету левое крыло и неуправляемая машина сорвалась в пике.
Пилот самолета Роберт Фуллер выпрыгнул с парашютом, остальные члены экипажа погибли.
Бомбардировщик B-24L «Либерейтор», (бортовой номер 44-49710) с довольно забористым именем «Стивенович II (Черный Нан)», из 779-й бомбардировочной эскадрильи 464-й бомбардировочной группы, был сбит огнем зенитной артиллерии во время выполнения задания близ Луго, Эмилия-Романья, Италия, 10 апреля 1945 года. Снаряд перебил правое крыло «освободителя» как раз между двумя двигателями и самолет был обречен.
Вновь спасся лишь 1 человек — радист Эдвард Уолш
B-17 «Whizzer II» («Свистун 2») (бортовой номер 42-5786) из 483-й бомбардировочной группы 15 апреля 1944 года бомбил железнодорожный узел Ниша, Югославия. Зенитный снаряд поразил самолет в крыло между 3 и 4 двигателями, топливо в баках вспыхнуло и за доли секунды самолет рухнул на землю. Интересно, что хотя на борту было 10 человек, найдено было лишь 9 тел — кто был пропавшим без вести и какова его дальнейшая судьба неизвестно.
Douglas A-20J (бортовой номер 43-10129) из 671-й бомбардировочной эскадрильи 416-й бомбардировочной группы 9-й воздушной армии США. Сбит зенитным огнем во время выполнения задания над Бовуаром, Франция, 12 мая 1944 года. Подпись на обороте «Бостон в огне».
23 августа 1944 года B-24 Liberator с именем «Extra Joker» (бортовой 42-95379), из состава 725-й бомбардировочной эскадрильи 451-й бомбардировочной группы США принимал участие в налете на аэродром Маркерслорф недалеко от австрийской столицы Вены. Самолет был атакован двумя немецкими истребителями Fw-190 «Фокке-Вульф» над австрийским городом Турниц, загорелся и в течение нескольких секунд взорвался. Экипаж погиб. На третьем снимке в обведенных кружках видны 2 преследующих «Экстра Джокера» истребителя.
Снимки сделаны Лео С. Стаутсенбергером, офицером-фотографом 451-й бомбардировочной группы.
Бомбардировщик B-24J «Liberator» (бортовой номер 44-40210) из 854-й бомбардировочной эскадрильи 491-й бомбардировочной группы 8-й воздушной армии США был сбит зенитным огнем 18 сентября 1944 года во время миссии по поддержке 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий армии США, действующих в районе Эйндховена, Голландия. На этот раз грузом бомбардировщиков были не бомбы, а снаряжение и по этой причине самолеты летели довольно низко, в зоне досягаемости легкой зенитной артиллерии.
Донесение о гибели самолета с экипажем звучало так:
“Примерно в 4:30 вечера группа прибыла в зону сброса, идя на высотах до 400 футов. Груз был сброшен в заданных районах, после чего группа легла на обратный курс. Почти сразу ведущий самолет был подбит зенитным огнем, и на правом крыле начался небольшой пожар. За считанные секунды капитан Хантер, считающийся одним из лучших пилотов в группе, выбрал место для аварийной посадки на поле и начал снижение, однако на высоте менее 50 футов правый двигатель загорелся. Потеряв тягу, самолет сразу зацепил правым крылом землю и в следующую секунду упал, что было запечатлено камерой с другого самолета.
Затем бомбардировщик врезался в стог сена и взорвался в поле примерно в трех четвертях мили к северо-востоку от железнодорожного переезда недалеко от города Уденхаут, Голландия. Экипаж стал жертвой 20-мм зенитного орудия, которое немцы установили накануне в городе Ойстервейк. (…) Из-за малой высоты никто не смог выпрыгнуть. Остальная часть 491-го полка вернулась в Северный Пикенхем, где экипаж Хантера был объявлен пропавшим без вести, и их семьи были уведомлены «.
Впоследствии выяснилось, что одному члену экипажа (Френк Дипалма) удалось выжить. С сильными ожогами его удалось вынести из горящих обломков францисканским монахам, затем они же оказали ему первую помощь и спрятали в укрытие, где он благополучно дождался освобождения города англичанами.
Кадр столкновения в воздухе двух самолетов B-17 «Летающая крепость» (B-17G «My Achin’B», бортовой: 43-38030 и B-17G, бортовой: 43-38133) из 305-й бомбардировочной группы 22 октября 1944 года. Группа вылетела на бомбардировку танкового завода в Ганновере (Германия), по возвращению попала в густой туман. Оба экипажа бомбардировщиков погибли.
Донесение о гибели самолетов:
Возвращаясь после дневной бомбардировки заводов по производству синтетического масла и ключевых центров связи, сразу за позициями фон Рундштедта, две «летающие крепости» B-17 столкнулись в воздухе и полностью разрушились. Никто не спасся. Столкновение произошло всего в нескольких сотнях футов над землей, когда строй бомбардировщиков вошел в плотный слой облаков и тумана, которые окутали базу и уменьшили видимость почти до нуля.
О плотности облачности в тот день свидетельствует факт, что на самом деле на фотографии должны быть видны как минимум десять возвращающихся B-17.
B-17G «My Achin’ B» из 422-й бомбардировочной эскадрильи, 305-я бомбардировочная группа
B-17G-80-BO s / n 43-38133 из 364-й бомбардировочной эскадрильи, 305-я бомбардировочная группа
Гибель бомбардировщика B-24J «Liberator» (бортовой номер 42-51996) из 783-й бомбардировочной эскадрильи 465-й бомбардировочной группы 15-й воздушной армии США. Группа выполняла задание в районе Мюнхена (Германия) 16 ноября 1944 года, «Освободитель» был поражен крупнокалиберным зенитным снарядом. Двум членам экипажа удалось выпрыгнуть из горящего самолета.
Серия из трех фотографий B-26B-30-MA «Мародер» с именем «“Louisiana Mud Hen» (да, нечто вроде «Луизианская грязная курица») из 453-й бомбардировочной эскадрильи, 323-й бомбардировочной группы, 9-й воздушной армии США, сделанных 23 декабря 1944 года. Получив прямое попадание зенитного снаряда в левый двигатель, самолет вошел в неконтролируемый штопор и разбился. Экипаж погиб.
На фотографии изображен Douglas A-26B-15-DO «Инвэйдер» (бортовой номер 43-22359) из 642-й бомбардировочной эскадрильи 409-й бомбардировочной группы 9-й воздушной армии США. 21 марта 1945 года вылетел в составе группы на Дульмен (Германия), успешно сбросил бомбы и развернулся на обратный курс, но через примерно 2 минуты попал под сосредоточенный зенитный огонь и в 11:03 получил прямое попадание снаряда в крыло. Сразу же потеряв управление, «Инвэйдер» быстро пошел к земле и разбился недалеко от Велена (Германия). Экипаж погиб.
Эта статья входит в группы: • Фотоальбомы авиации
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для armedman.ru на основе материалов сайтов www.americanairmuseum.com и www.argunners.com
Справочники