[snip text=»Краткая справка: Немецкий истребитель Фокке-вульф FW-190 времен Второй Мировой войны — соперник «Мессершмитта-109», так и не превзошедший старшего «коллегу». Характеристики, история создания самолета и все его основные модификации»]

немецкий истребитель FW-190

 

История создания истребителя FW-190

Проектирование истребителя FW-190 началось в КБ «Фокке-Вульф» в 1937 году под руководством В.Каетера и Р.Блазера, под общим руководством К.Танка. Новый самолет должен был отвечать главным для истребителя требованиям: живучести, простоты управлении, широким применением агрегатных методов сборки, простотой в обслуживании. Конструкторы вложили в FW-190 все самые передовые разработки и достижения промышленности — мощнейший из имеющихся двигатель воздушного охлаждения BMW-139, каплевидный фонарь кабины с минимумом металлической оплётки (первый в мире), обеспечивающий отличный обзор верхней полусферы и т.п.

Строительство первого прототипа FW-190V1 было завершено в мае 1939 года, а 1 июля 1939 года он поднялся в воздух. Серийное производство началось уже в июне 1940 года на заводе фирмы в Бремене. В июле 1941 года FW-190A принят на вооружение люфтваффе.

Если сравнивать истребитель FW-190 с «Мессершмиттом» Bf-109, то первый превосходил последний разве только общей добротностью конструкции, качеством сборки и большей универсальностью (в частности мог садиться с «плохих» аэродромов). При этом из-за высокой нагрузки на крыло, «Фокке-Вульф» имел худшую маневренность, и хотя за счет более мощного мотора превосходил «мессер» по скорости, в реальном бою, часто показывал менее впечатляющие результаты.

Немецкий истребитель второй мировой войны Фокке-Вульф FW-190

Немецкий истребитель второй мировой войны Фокке-Вульф FW-190

Выпуск FW-190 продолжался до мая 1945 года, кроме того его развитие — Ta-152 выпускался с ноября 1944 года по март 1945 г.г. Всего изготовлено 19613 самолётов FW-190 и 160 Ta-152 различных модификаций. Пик производства пришёлся на 1944 год, когда было произведено 11500 самолетов.



Конструкция истребителя FW-190

FW-190 это цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок с работающей обшивкой. Крыло (без разъемов, стыковалось с фюзеляжем полностью) самолета имело мощный силовой лонжерон, корневые части которого были выполнены с обратной стреловидностью, и вспомогательный облегчённый задний. Стабилизатор с изменяемым углом установки.

Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом, с электрическим приводом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём, для сброса которого на высоких скоростях использовался пиропатрон. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации. В варианте штурмовика под крылом могли подвешиваться контейнеры с различным вооружением.

Модификации истребителя FW-190

  • FW-190V1 — первый прототип с двигателем BMW-139 и без вооружения. Первый полёт 1 июля 1939 года.
  • FW-190V2 — второй прототип с измененным коком винта. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов MG-17 в корневой части крыла. Первый полёт 31 октября 1939 года.
  • FW-190V3 — третий прототип. Не достроен.
  • FW-190V4 — прототип для статических испытаний.
  • FW-190V5 (V5k) — эталон для серии с двигателем BMW-801C-0, усиленной моторамой и сдвинутой назад кабиной. Первый полёт в апреле 1940 года. Летом 1940 года были установлены новые крыло и оперение и самолёт получил обозначение FW-190V5g.
  • FW-190V13, V18 — прототипы высотных истребителей с  двигателем жидкостного охлаждения DB.603G с нагнетателем Хирт 9-2281.
  • FW-190V17 — прототип FW.190D. Переоборудован зимой 1941-1942 годов из FW.190A-0.
  • FW-190V19 — прототип для отрабоотки силовой установки. Устанавливались различные типы двигателей. Изготовлен в конце 1942 года.
Чертеж истребителя Фокке-Вульф FW-190

Чертеж истребителя Фокке-Вульф FW-190

  • FW-190V19/U2 — прототип Ta-152H.
  • FW-190V20-V23, V25 — прототипы FW.190D-9. Переоборудованы из FW.190A-0.
  • FW-190V29-V33 — предсерийные FW.190С. Отличались килем и крылом большей площади.
  • FW-190V29/U1 — эталон для серии Ta.152H-1 с гермокабиной. Первый полёт 23 сентября 1944 года.
  • FW-190V33/U-1 — прототип высотного истребителя Ta-152 с двигателем Jumo.213E-1. Переоборудован весной 1944 года из FW.190C. Первый полёт 12 июля 1944 года.
  • FW-190V53 — прототип FW.190D. Переоборудован из FW.190A-7.
  • FW-190V54 — эталон для серии FW.190D. Переоборудован из FW.190C. Первый полёт в мае 1944 года.
  • FW-190V56 — прототип FW.190D-11.
  • FW-190V68 — прототип Ta.152B. Вооружение состояло из 3 пушек MK.103.
  • FW-190A — первый серийный истребитель.
    • FW.190A-0 — предсерийный. Осенью 1940 года изготовлено 18 самолётов. Позже 10 из них доработано до стандарта A-1. Вооружение состояло из 4 синхронных пулемётов MG-17.
    • FW.190A-0/U1 — истребитель-бомбардировщик (опытный).
    • FW.190A-1 — серийный, с крылом увеличенного размаха, изменённым капотом, пиросистемой аварийного сброса фонаря кабины. Выпускался в 1940-1941 годах на заводах «Фокке-Вульф», «Арадо» и AGO. Изготовлено 102 самолёта.
    • FW.190A-1/U1 — с 2 дополнительными крыльевыми пушками MG-FF.
    • FW.190A-2 — с двигателем BMW.801C-2 с 2 пушками MG-151/20 вместо крыльевых синхронных пулемётов. В сентябре 1941 — июле 942 года изготовлено 426 самолётов.
    • FW.190A-3 — с двигателем BMW.801Dg. Дополнительно установлены 2 пушки MG-151/20. Часть самолётов оборудовалась фотокамерами. В феврале-августе 1942 года изготовлено 580 самолётов.
    • FW.190A-3/U1 — истребитель-бомбардировщик (опытный).
    • FW.190A-3/U2 — носитель реактивных снарядов «Рейнметалл-Борзиг» RZ65 (опытный).
    • FW.190A-3/U3 — истребитель-бомбардировщик. Отличался наружными бомбодержателями.
    • FW.190A-3/U4 — разведчик. Отличался наличием фотокамер Rb50/30 и Rb75/30. Изготовлено 12 самолётов.
    • FW.190A-3/U7 — высотный облегчённый (опытный). Отличался наружными всасывающими патрубками нагнетателя и отсутствием крыльевых пушек MG-FF.
    • FW.190Aa-3 — экспортный для Турции. Состав вооружения аналогичен A-1/U1. Осенью 1942 года изготовлено 72 самолёта.
    • FW.190A-4 — с двигателем BMW.801D-2. Отличался наличием системы впрыска водо-метаноловой смеси MW-50, новой радиостанцией FuG-16Z. В августе 1942 — марте 1943 года изготовлено 894 самолёта.
    • FW.190A-4/R1 — командирский, с радиостанцией FuG-16Z-E с подфюзеляжной антенной, позволявшей наземным станциям наведения «Вотан III» определять азимут и расстояние до группы самолётов.
    • FW.190A-4/R6 — с реактивными снарядами Wfr.Gr.21.
    • FW.190A-4/Trop — тропический, с дополнительными противопылевыми фильтрами и бомбодержателем для 200-кг бомбы.
    • FW.190A-4/U1 — истребитель-бомбардировщик. Отличался 2 крыльевыми бомбодержателями. Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20.
    • FW.190A-4/U3 — штурмовик, с апреля 1943 года FW.190F-1. Отличался подфюзеляжным бомбодержателем.
    • FW.190A-4/U4 — фоторазведчик.
    • FW.190A-4/U8 — дальний истребитель-бомбардировщик, прототип FW.190G-1. Отличался узлами подвески для 500-кг бомбы и 2 ПТБ. Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20. Выпускался с сентября 1942 года.
    • FW.190A-5 — с удлинённой на 150 мм носовой частью фюзеляжа. Отличался узлами подвески 2 ПТБ под крылом. В ноябре 1942 — мае 1943 года изготовлено 723 самолёта.
    • FW.190A-5/U2 (FW.190G-2/N) — дальний ночной истребитель-бомбардировщик. Отличался пламегасителями на выхлопных трубах, посадочной фарой, 1 подфюзеляжным и 2 подкрыльевыми ПТБ. Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20. В 1943 году изготовлено 7 самолётов.
    • FW.190A-5/U3 (FW.190F-2) — облегчённый истребитель-бомбардировщик. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17. Бомбовая нагрузка увеличена до 1000 кг.
    • FW.190A-5/U4 — разведчик. Отличался 2 фотокамерами «Робот» в хвостовой части фюзеляжа, отсутствием крыльевых пушек MG-FF.
    • FW.190A-5/U8 (G-1, G-2) — дальний истребитель-бомбардировщик для точечных ударов, прототип FW.190G. Отличался 2 ПТБ под крылом. Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20.
    • FW.190A-5/U9 — истребитель. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-131 и 4 пушек MG-151/20. Изготовлено 2 самолёта.
    • FW.190A-5/U10 — опытный с крыльевыми пушками MG-151/20 вместо MG-FF. Отличался крылом с изменённым силовым набором.
    • FW.190A-5/U11 — штурмовик с 2 крыльевыми 30-мм пушками MK.103. Изготовлен в одном экземпляре.
    • FW.190A-5/U12 — перехватчик с 2 контейнерами под крылом с пушками MG-151/20. Изготовлено 2 самолёта.
    • FW.190A-5/U13 — дальний бомбардировщик для точечных ударов. Отличался электрическими бомбосбрасывателями. Изготовлено 2 самолёта.
    • FW.190A-5/U14 — торпедоносец, с удлинённой хвостовой опорой. Изготовлено 2 самолёта.
    • FW.190A-5/U15 — торпедоносец. Изготовлен в одном экземпляре. Применялся для испытаний планирующей бомбы BV.246.
    • FW.190A-5/U16 — перехватчик с усиленным бронированием и 2 пушками MK.108.
    • FW.190A-5/U17 — прототип FW.190F-3. Отличался подкрыльевыми доржателями для 50-кг бомб.
    • FW.190A-6 — маловысотный истребитель и ударный самолёт. Пушки MG-FF заменены нв MG-151/20. Выпускался в июне-декабре 1943 года на заводах «Фокке-Вульф», «Арадо» в Бранденбурге и Анкламе, AGO в Ошерслебене, «Физелер» в Касселе. Изготовлено 569 самолётов.
    • FW.190A-6/R1 «Пулькцерсторер» — перехватчик, «разрушитель строя». Отличался 2 гондолами со спаренными пушками MG-151/20 под крылом. Изготовлено 60 самолётов.
    • FW.190A-6/R2 — перехватчик. Отличался 2 дополнительными 30-мм пушками MK.108 под крылом.
    • FW.190A-6/R6 — с реактивными снарядами Wfr.Gr.21.
    • FW.190A-6/R11 — ночной истребитель. Отличался локатором FuG-217 «Нептун». Переоборудовано несколько самолётов.
    • FW.190A-6/U3 — истребитель-бомбардировщик.
    • FW.190A-7 — с фюзеляжными пулемётами MG-131. В декабре 1943 — феврале 1944 года изготовлено 80 самолётов.
    • FW.190A-7/R1 — с 2 пушечными контейнерами WB-151 (с пушками MG-151/20).
    • FW.190A-7/R2 — с крыльевыми пушками MK.108. Изготовлено несколько самолётов.
    • FW.190A-7/R6 — с реактивными снарядами Wfr.Gr.21. Изготовлено несколько десятков самолётов.
    • FW.190A-8 — с усиленным бронированием. Отличался увеличенным запасом топлива, системой GM-1, фотокинопулемётом в крыле, сдвинутым на 200 мм вперёд бомбодержателем, радиостанцией FuG-16ZV с антенной под левым крылом. Некоторые самолёты оснащались деревянными широкими винтами. Выпускался с февраля 1944 года. К производству присоединились заводы «Фокке-Вульф» в Коттбусе, Зорау и Познани. Изготовлено около 8200 самолётов (самая массовая модификация).
    • FW.190A-8/R1 — с 2 пушками MG-151/20 под крылом.
    • FW.190A-8/R2 — с 2 крыльевыми пушками MK.108.
    • FW.190A-8/R3 — с 2 пушками MK.103 под крылом.
    • FW.190A-8/R6 — с 2 реактивными снарядами Wfr.Gr.21.
    • FW.190A-8/R7 — с бронестеклом в козырьке кабины. Подфюзеляжный пилон передвинут вперёд на 200 мм.
    • FW.190A-8/R8 «Штурмбок» — с накладной бронёй по бокам кабины и спереди снарядных ящиков, бронестёклами по бокам фонаря. Усилена передняя бронеперегородка. Под крылом установлены 2 пушки MK.108. На большинстве самолётов отсутствовали фюзеляжные пулемёты.
    • FW.190A-8/R11 — ночной перехватчик. Отличался локатором FuG-217 «Нептун». Выпущена небольшая серия.
    • FW.190A-8/R11 — с локатором FuG-216 «Лихтенштейн».
    • FW.190A-8/U1 (S-5, S-8) — учебный. Отличался двухместной кабиной. Изготовлено 58 самолётов.
    • FW.190A-9 — тяжёлый истребитель. Отличался уменьшенным бронированием. Выпускался с октября 1944 года.
    • FW.190A-9/R8 — с 2 пушками MG-151/20 и 2 пушками MK.108.
    • FW.190A-9/R11 — всепогодный. Отличался двигателем BMW.801TS, радиостанцией FuG-125 и наличием автопилота PKS-12. Некоторые самолёты оснащались локатором FuG-216.
    • FW.190A-10 — опытный истребитель. Разработан в 1945 году.

Характеристики Фокке-Вульф FW-190

Истребитель Фокке-Вульф FW-190 (Германия)
Страна: Германия
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: Jumo-213A, мощностью 1750 л.с.
Максимальная скорость: 685 км/ч (на форсаже)
Практический потолок: 9840 м
Дальность полета: Нет сведений
Масса пустого: 3490
Максимальная взлетная масса: 4840 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10,5 м
Длина: 10,24 м
Высота: 3,96 м
Площадь крыла: 18,3 кв.м.
Вооружение:2х пулемета MG-131, 2х MG-151 (20-мм пушка/15-мм пулемёт)

Характеристики приведены для модели FW-190D-9
  • FW.190B — высотный истребитель. Отличался двигателем BMW.801D-2 с турбонагнетателем Хирт 9-2281 и гермокабиной.
    • FW.190B-0 — высотный на базе FW.190A-1. Переоборудовано 4 самолёта.
    • FW.190B-1 — высотный на базе FW.190A-4. Переоборудовано 1 самолёт.
  • FW-190C — высотный истребитель, прототип Ta-152. Отличался двигателем DB.603A, четырёхлопастным винтом, гермокабиной и крылом увеличенного размаха. Вооружение состояло из 2 фюзеляжных пулемётов MG-17 и 2 пушек MG-151/20 в корне крыла. В конце 1943 года изготовлено 12 самолётов.
    • FW.190C-1 — с двигателем DB.603G.
  • FW-190D — перехватчик с двигателем Jumo.213, увеличенным килем и новым трёхлопастным винтом VS-111. Изготовлено около 700 самолётов.
    • FW.190D-0 — предсерийный. Переоборудовано несколько FW.190A-7.
    • FW.190D-9 — серийный. Отличался двигателем Jumo.213AG и фонарём каплевидной формы. Выпускался с сентября 1944 года на заводах «Физелер» в Коттбусе и Касселе. Первый полёт 7 сентября 1944 года.
    • FW.190D-9/R11 — всепогодный. Отличался автопилотом PKS-12 и радиостанцией FuG-125.
    • FW.190D-10 — с пушкой MK.108, стрелявшей через втулку винта. Отличался двигателем Jumo.213C с винтом VS-19. Переоборудовано 2 FW.190D-9.
    • FW.190D-11 — с двигателем Jumo.213F-1. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-131 и 2 пушек MG-151/20. Переоборудовано 7 FW.190A-8.
    • FW.190D-11/R5 — истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателем Jumo.213EB, дополнительными топливными баками в крыле, наличием бомбового прицела и бомбодержателями для 8 45-кг противотанковых бомб.
    • FW.190D-11/R11 — командирский с автопилотом PKS-12 и радиостанцией FuG-125.
    • FW.190D-11/R21 — упрощённый. Отсутствовала система впрыска водо-метаноловой смеси.
    • FW.190D-11/R25 — дальний истребитель с дополнительными топливными баками в фюзеляже.
    • FW.190D-12 — бронированный перехватчик с пушкой MK.108, стрелявшей через втулку винта. Выпущена небольшая серия.
    • FW.190D-13 — упрощённый вариант D-12. Вместо пушки MK.108 установлена MG-151/20. Система форсирования двигателя отсутствовала. Выпущено несколько самолётов.
  • FW-190F — штурмовик, с  броневой защитой и выпуклым фонарём. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов MG-131 в фюзеляже и 2 синхронных пушек MG-151/20 в корневой части крыла.
    • FW.190F-1 (FW.190A-4/U3) — первый вариант штурмовика.
    • FW.190F-2 — см. FW.190A-5/U3.
    • FW.190F-3 — штурмовик на базе FW.190A-6. Отличался усиленным крылом. С лета 1943 по апрель 1944 года на заводе «Арадо» в Варнемюнде изготовлено 247 самолётов.
    • FW.190F-3/R1 — с 4 дополнительными бомбодержателями под крылом.
    • FW.190F-3/R3 — с 2 пушками MK.103 под крылом.
    • FW.190F-4, F-5, F-6 — опытные штурмовики
    • FW.190F-8 — штурмовик на базе FW.190A-8 с 1 подфюзеляжным и 4 подкрыльевыми бомбодержателями. Выпускался на заводах «Арадо» в Вернемюнде и «Дорнье» в Висмаре.
    • FW.190F-8/R3 — опытный с 2 пушками MK.108 под крылом.
    • FW.190F-8/R3 — ночной штурмовик (опытный) с пламегасителями на выхлопных патрубках и радиостанцией FuG-16ZS.
    • FW.190F-8/Trop — тропический.
    • FW.190F-8/U1 — учебный. Отличался двухместной кабиной.
    • FW.190F-8/U2 (FW.190F-8/R15) — носитель бомбы-торпеды BT-700. Отличался специальным оборудованием. Изготовлено несколько самолётов.
    • FW.190F-8/U3 (FW.190F-8/R16) — носитель бомбы-торпеды BT-1400. Изготовлено несколько самолётов.
    • FW.190F-8/U14 (FW.190F-8/R14) — торпедоносец. Выпущена небольшая серия.
    • FW.190F-9 — с двигателем BMW.801TS.
    • F-10, F-15, F-16 — опытные штурмовики на базе A-9 и A-10.
Фокке-Вульф FW-190

Фокке-Вульф FW-190

  • FW-190G — дальний лёгкий бомбардировщик с подфюзеляжным бомбовым пилоном и 2 подкрыльевыми ПТБ по 300 л. Вооружение состояло из 2 пушек MG-151/20 в корне крыла. Бомбовая нагрузка увеличена до 1000 кг.
    • FW.190G-1 — с держателями ПТБ фирмы «Юнкерс». Изготовлено 50 самолётов.
    • FW.190G-2 — с держателями ПТБ фирмы «Мессершмитт». Выпущено несколько десятков самолётов.
    • FW.190G-2/N — см. FW.190A-5/U2.
    • FW.190G-3 — с двигателем BMW.801D-2. Отличался наличием автопилота PKS-11. Выпускался с августа 1943 года.
    • FW.190G-3/Trop — тропический.
    • FW.190G-7 — с удлинённой хвостовой стойкой шасси. Мог нести под фюзеляжем негабаритную нагрузку.
    • FW.190G-8 — истребитель-бомбардировщик на базе FW.190A-8. Отличплся 3 бомбодержателями. Выпускался с осени 1943 до весны 1944 года.
    • FW.190G-8/R-3 — с 4 подкрыльевыми бомбодержателями. Изготовлено 146 самолётов
    • FW.190G-8/R-4 — с системой врыска закиси азота.
    • FW.190G-8/R-5 — с 2 дополнительными топливными баками в крыле.
  • FW-190S — учебный (см. FW.190A-8/U1).
  • Ta-152V25 — пятый прототип Ta.152. Отличался крылом увеличенного размаха и отсутствием вооружения.
  • Ta-152A — ночной истребитель (проект). Отличался двигателем Jumo.213A с пламегасителями, радиостанцией FuG-24. Вооружение состояло из 4 пушек MG-151/20.
  • Ta-152B — эскортный истребитель с бустерным обратимым управлением и пушкой MK.108.
    • Ta.152B-3 — истребитель-бомбардировщик (опытный). Отличался наличием бомбового прицела и узлами подвески противотанковых бомб.
    • Ta.152B-4 — перехватчик (опытный). Отличался усиленным бронированием.
    • Ta.152B-5 — опытный с 3 пушками MK.103.
  • Ta-152С — высотный истребитель. Вооружение состояло из 1 пушки MK.103 и 4 пушек MG-151/20.
    • Ta.152С-0 — предсерийный. Отличался двигателем DB.603L. В декабре 1944 — январе 1945 года изготовлено несколько самолётов.
    • Ta.152С-1/R11 — всепогодный. Отличался двигателем DB.603LA с системой MW-50, дополнительными топливными баками, радиостанцией FuG-125 и радиолиниями наведения LGW K23. Производство началось в феврале 1945 года на заводах фирм «Миттельдойче Металлверке», «Физелер», «Зибель» и ATG. Изготовлено несколько самолётов.
    • Ta.152С-2 — опытный с улучшенным радиооборудованием.
    • Ta.152С-3 — опытный с мотор-пушкой MK.103.
  • Ta-152E — фоторазведчик на базе Ta.152С-1 с двигателем Jumo.213E и 2 фотокамерами «Робот». Изготовлен в 1945 году в одном экземпляре.
  • Ta-152H — высотный перехватчик с двигателем Jumo.213E-1 с крылом увеличенного размаха и новым воздушным винтом. Вооружение состояло из 1 пушки MK.108, стрелявшей через втулку винта, и 2 крыльевых MG-151/20.
    • Ta.152H-0 — предсерийный. Осенью 1944 года изготовлено более 20 самолётов.
    • Ta.152H-0/R21 — всепогодный. Отличался системой впрыска закиси азота GM-1 и автопилотом Сименс K23. На некоторых самолётах вместо системы GM-1 устанавливался дополнительный топливный бак на 270 л
    • Ta.152H-1 — серийный. Отличался дополнительными топливными баками. Выпускался с декабря 1944 года. Изготовлено около 150 самолётов.
    • Ta.152H-2 — высотный фоторазведчик (проект).
    • Ta.152H-10 — прототип Ta.152E. Вооружение отсутствовало. Изготовлен в 1945 году.
  • Ta-152S-1 — учебный, с двухместной кабиной. Изготовлен в 1945 году в одном экземпляре. Не летал.
  • Ta-153 — высотный перехватчик (проект) с двигателем DB.603 с четырёхлопастным винтом.
Фокке-Вульф FW-190

Фокке-Вульф FW-190

Эксплуатация и боевое применение истребителя FW-190

FW-190 впервые применён на Западном фронте 27 сентября 1941 года (первый бой со «Спитфайрами» окончился безрезультатно). С лета 1942 года широко применялся в ПВО рейха, а также в Норвегии. На советско-германском фронте массовое применение началось в ноябре под Сталинградом. Далее широко применялся на всех фронтах до конца войны в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмовика, разведчика. При этом люфтваффе в основном старалось держать «Фокке-Вульф»-190 на Западном фронте, так как в боях с советскими маневренными истребителями Ла-5 и Ла-7 в качестве истребителя, FW-190 показали себя не с лучшей стороны, и конкуренцию Bf-109 составить не могли.

Состоял на вооружении Германии, Турции (сняты с вооружения в 1948 году), Венгрии, Румынии. После войны несколько экземпляров были захвачены СССР, США и Великобританией, и некоторое время испытывались и ограниченно использовались в тренировочных, учебных целях, и даже в авиации ПВО.

 

 


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.