Уже прошло 12 лет с тех пор, как 29 января 2010 года в воздух поднялся первый российский и второй в мире истребитель пятого поколения — Т-50 ОКБ Сухого (ныне — Су-57). Первым истребителем пятого поколения стал американский F-35 (Примечание: если уж «по-честному», то первым нужно считать F-22. Однако учитывая то, что этот самолет, во-первых, проигрывает в учебных боях даже «поколению 4,5», а во-вторых, хозяева постоянно находят причины, чтобы не пускать его работать по прямому назначению, будем считать его просто чрезвычайно дорогим экспериментом США). На данный момент оба самолета (а также присоединившийся  к ним китайский J-20) пошли в серию, но все ещё проходят испытания и доработки «на ходу».

Российский истребитель пятого поколения Т-50

Российский истребитель пятого поколения Т-50

Какие задачи решают истребители пятого поколения и почему в настоящее время сразу три страны (Россия, США и Китай) прилагают все усилия, чтобы обзавестись своей машиной этого класса? Чтобы ответить на этот вопрос, сперва необходимо разобраться – что представляют собой поколения истребителей.

Поколения истребителей

Первое поколение истребителей:

Дозвуковые и околозвуковые реактивные истребители – американские F-86 «Сейбр», советский МиГ-15 , МиГ-17, и даже немецкие Me 262 или английский «Глостер-Метеор». У всех этих истребителей была очень простая авионика, а их основным вооружением были скорострельные пушки с чисто ручным управлением. Все истребители первого поколения были во многом похожи на своих предшественников (более того — современников) с поршневыми двигателями, имели прямые (или очень малой стреловидности) крылья и были изготовлены из дерева и алюминиевых сплавов. Введение стреловидного крыла в начале 1950-ых г.г. позволило достичь околозвуковых скоростей, но увы, самолеты первого поколения на таких скоростях становились практически не управляемыми.

Все истребители первого поколения, по современной классификации были бы перехватчиками.

Их время: середина 1940-х, начало 1950-х г.г. 20 века.

Первое поколение истребителей: МиГ-15 и F-86

Знаменитый МиГ-15: лучший представитель «первого поколения истребителей»

Второе поколение истребителей:

Сверхзвуковые истребители, такие как МиГ-19, МиГ-21, американскийF-104 «Starfighter» или французский «Мираж-III». У этих боевых самолетов уже появилось ракетное вооружение, они до сих пор состоят на вооружение некоторых стран.



Война в Корее наглядно показала две вещи: во-первых, то, что традиционное пушечное вооружение истребителей на высоких скоростях боя не слишком эффективно. А во-вторых, что ВВС слишком увлеклись воздушными погонями, забыв о том, что основная роль авиации — помощь наземным войскам. Итогом переосмысления роли авиации, стало массовое внедрение на истребители ракетного вооружения с радиолокационным и инфракрасным наведением, а также общий рост мощности двигателей и как следствие — скорости и массы самолетов.

Теперь к традиционной роли истребителя-перехватчика, добавилась также роль поддержки сухопутных сил — в арсенале истребителей появились ракеты воздух-поверхность и бомбы.

Время самолетов-истребителей второго поколения – 1950-е г.г. и середина 1960-х г.г.

МиГ-21, истребитель второго поколения. Самолет рекордсмен - из 12 тысяч машин этого типа некоторые до сих пор стоят на вооружении в развивающихся странах

МиГ-21, истребитель второго поколения. Самолет рекордсмен — из 12 тысяч машин этого типа некоторые до сих пор стоят на вооружении в развивающихся странах

Третье поколение истребителей:

Американские F-4 «Фантом» и F-111, советские МиГ-23 и МиГ-27, британский Hawker Harrier — представители военных самолетов третьего поколения. Оснащенные мощными радарами, крылом изменяемой стреловидности, они были почти в два раза тяжелее, и в то же время быстрее своих предшественников.

Если истребители второго поколения стали применятся как многоцелевые просто потому, что на это хватало заложенных конструкторами ресурсов, то боевые самолеты третьего поколения с самого начала проектировались как многоцелевые. Эти самолеты могут нести широкий спектр вооружений, включая ракеты класса «воздух-земля» и бомбы с лазерным наведением, и способны осуществлять перехват «воздух-воздух» за пределами прямой видимости. В состав бортовой авионики входят импульсно-доплеровские радары, системы наведения вне зоны видимости и предупреждения о столкновении с землей. За счет использования более экономичных двигателей, машины  третьего поколения как правило могут дольше находится  в воздухе и отличаются лучшей маневренностью по сравнению с предшественниками.

Конец 1960-х, середина 1970-х, однако некоторые типы этих машин продолжают оставаться на вооружении в различных странах до нынешнего времени.

Истребитель третьего поколения МиГ-27

МиГ-27 уже не встретить в воздушных войсках России, но в Индии это до сих пор основной боевой самолет

Четвертое поколение истребителей:

Фактически «наше время» — знаменитые МиГ-29, Су-27, F-16, Harrier II – все это боевые самолеты 4-го поколения. Каждый из них уже не может рассматриваться как единичный «самолет», наподобие истребителей Второй Мировой Войны, скорее здесь подойдет словосочетание «комплекс фронтовой авиации». Способные вести бой сразу с десятком целей, вооруженные высокоточным оружием, они состоят на вооружении большинства профессиональных армий современного мира.

Эксперимент с созданием «многоцелевого» боевого самолета в 1970-ых, был не таким успешным, как хотелось бы, поэтому к 1980-ым г.г., большинство авиаконструкторов вновь решили больше сосредоточится на роли истребителя в роли перехватчика (хотя и по прежнему способного выполнять войсковую поддержку). В конструкции этих машин активно начали применять композитные материалы, двигатели достигли мощности, что вместо термина маневренность, заговорили о сверхманевренности, самолеты стали гораздо более незаметными для радаров и получили мощную цифровую авионику, способную анализировать ситуацию в воздухе и корректировать действия пилота.

Если между первым и вторым поколения истребителей была не слишком большая разница, то между вторым и третьим она стала весьма ощутимой. Самолеты третьего поколения, в свою очередь, только в единичных случаях могут противостоять в бою самолетам 4-го поколения.

Су-27 - летающая легенда. Видя его в воздухе, невозможно представить, что эта машина весит почти 40 тонн!

Су-27 — летающая легенда. Видя его в воздухе, невозможно поверить, что эта машина весит почти 40 тонн!

Поколение 4,5:

В настоящее время на вооружении России и других крупных стран, уделяющих много внимания своим вооруженным силам, состоят так называемые истребители «поколения 4,5» — те же машины, но прошедшие модернизации, значительно повышающие их боевой потенциал и спектр решаемых задач. К ним относятся, например, МиГ-29СМТ, Су-35 и др.

От машин 4-го поколения, боевые самолеты поколения 4,5 отличаются главным образом более продвинутой авионикой, более активным применением композитов, технологий незаметности для радаров, системами цифровой коммуникации и обмена данными.

Большая часть самолетов поколения 4 и 4,5 сейчас являются современными машинами, состоящими на вооружении ведущих государств.

Пятое поколение истребителей:

если для представителей предыдущих поколений истребителей довольно несложно отличить, где проходит грань их разделяющая, то с истребителями пятого поколения, все не так просто. Четкого определения — где же кончается «4,5» и начинается «5» все же нет, учитывая, что некоторые машины «4,5» имеют на борту фактически ту же авионику, что и в «5». Однако, если принять за основу тот факт, что российский Су-57, американские F-35 (ну и F-22), китайский j-20 — принадлежат именно к поколению «5» и выделить их основные сходства, можно вывести и список основных требований, предъявляемые к боевым самолетам пятого поколения:

  • Сверхманевренность
  • Повышенная скрытность самолёта по сравнению с предшественниками, как в радиолокационном, так и в инфракрасном диапазонах.
  • Универсальность в решении боевых задач – истребитель должен одинаково хорош при борьбе с воздушными, подводными и наземными целями.
  • Автоматическая многодатчиковая система обнаружения целей, управление огнем и анализа тактической информации.
  • Автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами установки помех.
  • Долговременный полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
  • Способность вести бой с противником приближающимся с любого направления, в том числе, многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя с несколькими целями.
  • Возможность практически мгновенного изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта, иными словами, разворота «на месте», без потери скорости.

Можно обобщить эту информацию в такую формулу: современные технологии позволили создать самолет, который в меньших габаритах, с меньшей заметностью и с большей маневренностью, позволяет решать широкой спектр универсальных боевых задач, заключающихся не только в ведении воздушного боя, но и эффективной поддержке наземных операций, координации военной операции и сборе разведывательной информации.

Все это стало возможно за счет беспрецедентной автоматизации, позволяющей значительно снизить нагрузку на экипаж, упростив работу пилота и позволив ему сосредоточится исключительно на выполнении боевых задач.

Таким образом: объединение и интеграция последних достижений техники с уже опробованными и проверенными на практике возможностями истребителей четвертого поколения, в итого и создают то, что мы называем истребителем пятого поколения.

Су-35 - истребитель поколения "4,5"

Су-35 — истребитель поколения «4,5»

Как видно из сказанного, боевая машина (а точнее «перспективный комплекс фронтовой авиации») обладающая всеми вышеописанными качествами, способна в одиночку повлиять на успех военных кампаний. Её боевая ценность должна, при этом, компенсировать относительную немногочисленность таких истребителей, ведь по примерным подсчетам, стоимость того же Су-57 зашкаливает за 100 000 000 долларов (стоимость Су-27 примерно 30 000 000 долларов), а его «побратим» F-35 обходится дороже вдвое. При всем желании, даже богатейшие державы не смогут обеспечить себя сотнями истребителей пятого поколения.

Шестое поколение истребителей:

Поскольку истребители пятого поколения постепенно поступают на вооружение, сейчас внимание авиаконструкторов переключилось на самолеты будущего — т.н. «шестое поколение» боевых самолетов.

Требования к таким истребителям в настоящее время остаются предметом дискуссий, ведь даже истребители пятого поколения на данный момент ещё не показали весь свой потенциал. Скорее всего путь истребителей будущего — это путь дальнейшей эволюции существующих моделей, заключающийся в дальнейшей интеграции бортовой системы управления истребителя со сторонними системами — наземными радарами, беспилотными летательными аппаратами и т.п., и использования его не только как боевой единицы, но и универсального «передатчика», выполняющего функции координации различных наземных, воздушных и т.п. систем.

Пока остаются открытыми вопросы о том в какой степени самолет будущего будет управляться пилотом и насколько он будет автономен, а также его роль в выполнении функций воздушного командного центра. Полагаю, примерно к 2025 году мы сможем ознакомится с более конкретными требованиями к истребителям 6-го поколения.

 

Эта статья входит в группы: • Справочник авиации  • Авиация России/СССР

 

Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов