Уже прошло 12 лет с тех пор, как 29 января 2010 года в воздух поднялся первый российский и второй в мире истребитель пятого поколения — Т-50 ОКБ Сухого (ныне — Су-57). Первым истребителем пятого поколения стал американский F-35 (Примечание: если уж «по-честному», то первым нужно считать F-22. Однако учитывая то, что этот самолет, во-первых, проигрывает в учебных боях даже «поколению 4,5», а во-вторых, хозяева постоянно находят причины, чтобы не пускать его работать по прямому назначению, будем считать его просто чрезвычайно дорогим экспериментом США). На данный момент оба самолета (а также присоединившийся к ним китайский J-20) пошли в серию, но все ещё проходят испытания и доработки «на ходу».
Какие задачи решают истребители пятого поколения и почему в настоящее время сразу три страны (Россия, США и Китай) прилагают все усилия, чтобы обзавестись своей машиной этого класса? Чтобы ответить на этот вопрос, сперва необходимо разобраться – что представляют собой поколения истребителей.
Содержание
Дозвуковые и околозвуковые реактивные истребители – американские F-86 «Сейбр», советский МиГ-15 , МиГ-17, и даже немецкие Me 262 или английский «Глостер-Метеор». У всех этих истребителей была очень простая авионика, а их основным вооружением были скорострельные пушки с чисто ручным управлением. Все истребители первого поколения были во многом похожи на своих предшественников (более того — современников) с поршневыми двигателями, имели прямые (или очень малой стреловидности) крылья и были изготовлены из дерева и алюминиевых сплавов. Введение стреловидного крыла в начале 1950-ых г.г. позволило достичь околозвуковых скоростей, но увы, самолеты первого поколения на таких скоростях становились практически не управляемыми.
Все истребители первого поколения, по современной классификации были бы перехватчиками.
Их время: середина 1940-х, начало 1950-х г.г. 20 века.
Сверхзвуковые истребители, такие как МиГ-19, МиГ-21, американскийF-104 «Starfighter» или французский «Мираж-III». У этих боевых самолетов уже появилось ракетное вооружение, они до сих пор состоят на вооружение некоторых стран.
Война в Корее наглядно показала две вещи: во-первых, то, что традиционное пушечное вооружение истребителей на высоких скоростях боя не слишком эффективно. А во-вторых, что ВВС слишком увлеклись воздушными погонями, забыв о том, что основная роль авиации — помощь наземным войскам. Итогом переосмысления роли авиации, стало массовое внедрение на истребители ракетного вооружения с радиолокационным и инфракрасным наведением, а также общий рост мощности двигателей и как следствие — скорости и массы самолетов.
Теперь к традиционной роли истребителя-перехватчика, добавилась также роль поддержки сухопутных сил — в арсенале истребителей появились ракеты воздух-поверхность и бомбы.
Время самолетов-истребителей второго поколения – 1950-е г.г. и середина 1960-х г.г.
МиГ-21, истребитель второго поколения. Самолет рекордсмен — из 12 тысяч машин этого типа некоторые до сих пор стоят на вооружении в развивающихся странах
Американские F-4 «Фантом» и F-111, советские МиГ-23 и МиГ-27, британский Hawker Harrier — представители военных самолетов третьего поколения. Оснащенные мощными радарами, крылом изменяемой стреловидности, они были почти в два раза тяжелее, и в то же время быстрее своих предшественников.
Если истребители второго поколения стали применятся как многоцелевые просто потому, что на это хватало заложенных конструкторами ресурсов, то боевые самолеты третьего поколения с самого начала проектировались как многоцелевые. Эти самолеты могут нести широкий спектр вооружений, включая ракеты класса «воздух-земля» и бомбы с лазерным наведением, и способны осуществлять перехват «воздух-воздух» за пределами прямой видимости. В состав бортовой авионики входят импульсно-доплеровские радары, системы наведения вне зоны видимости и предупреждения о столкновении с землей. За счет использования более экономичных двигателей, машины третьего поколения как правило могут дольше находится в воздухе и отличаются лучшей маневренностью по сравнению с предшественниками.
Конец 1960-х, середина 1970-х, однако некоторые типы этих машин продолжают оставаться на вооружении в различных странах до нынешнего времени.
МиГ-27 уже не встретить в воздушных войсках России, но в Индии это до сих пор основной боевой самолет
Фактически «наше время» — знаменитые МиГ-29, Су-27, F-16, Harrier II – все это боевые самолеты 4-го поколения. Каждый из них уже не может рассматриваться как единичный «самолет», наподобие истребителей Второй Мировой Войны, скорее здесь подойдет словосочетание «комплекс фронтовой авиации». Способные вести бой сразу с десятком целей, вооруженные высокоточным оружием, они состоят на вооружении большинства профессиональных армий современного мира.
Эксперимент с созданием «многоцелевого» боевого самолета в 1970-ых, был не таким успешным, как хотелось бы, поэтому к 1980-ым г.г., большинство авиаконструкторов вновь решили больше сосредоточится на роли истребителя в роли перехватчика (хотя и по прежнему способного выполнять войсковую поддержку). В конструкции этих машин активно начали применять композитные материалы, двигатели достигли мощности, что вместо термина маневренность, заговорили о сверхманевренности, самолеты стали гораздо более незаметными для радаров и получили мощную цифровую авионику, способную анализировать ситуацию в воздухе и корректировать действия пилота.
Если между первым и вторым поколения истребителей была не слишком большая разница, то между вторым и третьим она стала весьма ощутимой. Самолеты третьего поколения, в свою очередь, только в единичных случаях могут противостоять в бою самолетам 4-го поколения.
Су-27 — летающая легенда. Видя его в воздухе, невозможно поверить, что эта машина весит почти 40 тонн!
В настоящее время на вооружении России и других крупных стран, уделяющих много внимания своим вооруженным силам, состоят так называемые истребители «поколения 4,5» — те же машины, но прошедшие модернизации, значительно повышающие их боевой потенциал и спектр решаемых задач. К ним относятся, например, МиГ-29СМТ, Су-35 и др.
От машин 4-го поколения, боевые самолеты поколения 4,5 отличаются главным образом более продвинутой авионикой, более активным применением композитов, технологий незаметности для радаров, системами цифровой коммуникации и обмена данными.
Большая часть самолетов поколения 4 и 4,5 сейчас являются современными машинами, состоящими на вооружении ведущих государств.
если для представителей предыдущих поколений истребителей довольно несложно отличить, где проходит грань их разделяющая, то с истребителями пятого поколения, все не так просто. Четкого определения — где же кончается «4,5» и начинается «5» все же нет, учитывая, что некоторые машины «4,5» имеют на борту фактически ту же авионику, что и в «5». Однако, если принять за основу тот факт, что российский Су-57, американские F-35 (ну и F-22), китайский j-20 — принадлежат именно к поколению «5» и выделить их основные сходства, можно вывести и список основных требований, предъявляемые к боевым самолетам пятого поколения:
Можно обобщить эту информацию в такую формулу: современные технологии позволили создать самолет, который в меньших габаритах, с меньшей заметностью и с большей маневренностью, позволяет решать широкой спектр универсальных боевых задач, заключающихся не только в ведении воздушного боя, но и эффективной поддержке наземных операций, координации военной операции и сборе разведывательной информации.
Все это стало возможно за счет беспрецедентной автоматизации, позволяющей значительно снизить нагрузку на экипаж, упростив работу пилота и позволив ему сосредоточится исключительно на выполнении боевых задач.
Таким образом: объединение и интеграция последних достижений техники с уже опробованными и проверенными на практике возможностями истребителей четвертого поколения, в итого и создают то, что мы называем истребителем пятого поколения.
Как видно из сказанного, боевая машина (а точнее «перспективный комплекс фронтовой авиации») обладающая всеми вышеописанными качествами, способна в одиночку повлиять на успех военных кампаний. Её боевая ценность должна, при этом, компенсировать относительную немногочисленность таких истребителей, ведь по примерным подсчетам, стоимость того же Су-57 зашкаливает за 100 000 000 долларов (стоимость Су-27 примерно 30 000 000 долларов), а его «побратим» F-35 обходится дороже вдвое. При всем желании, даже богатейшие державы не смогут обеспечить себя сотнями истребителей пятого поколения.
Поскольку истребители пятого поколения постепенно поступают на вооружение, сейчас внимание авиаконструкторов переключилось на самолеты будущего — т.н. «шестое поколение» боевых самолетов.
Требования к таким истребителям в настоящее время остаются предметом дискуссий, ведь даже истребители пятого поколения на данный момент ещё не показали весь свой потенциал. Скорее всего путь истребителей будущего — это путь дальнейшей эволюции существующих моделей, заключающийся в дальнейшей интеграции бортовой системы управления истребителя со сторонними системами — наземными радарами, беспилотными летательными аппаратами и т.п., и использования его не только как боевой единицы, но и универсального «передатчика», выполняющего функции координации различных наземных, воздушных и т.п. систем.
Пока остаются открытыми вопросы о том в какой степени самолет будущего будет управляться пилотом и насколько он будет автономен, а также его роль в выполнении функций воздушного командного центра. Полагаю, примерно к 2025 году мы сможем ознакомится с более конкретными требованиями к истребителям 6-го поколения.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов
Справочники