История создания фронтового истребителя Су-27

Истребитель Су-27 это не только выдающаяся боевая машина, но и заслуженный «отец семейства» возглавляющий длинный ряд непревзойденных по характеристиками самолетов, созданных на его базе. История этого фронтового истребителя началась 20 мая 1977 г. когда шеф-пилот ОКБ П.О. Сухого заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза В.С. Ильюшин поднял в воздух опытный самолет  с индексом Т-10-1.

Т-10-1 - прототип Су-27. "совсем другой самолет"

Т-10-1 — прототип Су-27. «совсем другой самолет»

Т-10-1 был прототипом Су-27, базовой моделью, впрочем, машина была та, да не та, как говорится. Сразу же в конструкцию истребителя было внесено такое количество изменений, что остается только удивляться, почему уже при рождении, она не обросла длинным хвостом дополнительных индексов.

Уже 20 апреля 1981 г. В.С. Ильюшин поднял в воздух доработанный образец — Т-10-17, от предыдущего его отличали:

  •  Новое крыло с прямой передней кромкой, отклоняемым носком, флаперонами вместо закрылков и элеронов.
  •  Дополнительная точка подвески вооружения вместо противофлаттерного груза
  •  Убраны аэродинамические перегородки.
  • Законцовки стабилизатора получили новую форму, с них сняли противофлаттерные грузы.
  • Вертикальное оперение перенесли на хвостовые балки.
  • Радиусы сопряжения крыла и фюзеляжа при виде спереди были увеличены.
  • Увеличен запас топлива.
  • Изменена хвостовая часть фюзеляжа — появилась «пика», в которой разместили тормозной парашют.
  • Новые опоры шасси с косой осью вращения и боковыми замками выпущенного положения.
  • Передняя опора стала убираться вперед, а не назад по полету.
  • Двигатели АЛ-31Ф с верхней коробкой агрегатов и новыми воздухозаборниками с убирающимися защитными сетками.
  • Отделяемая часть фонаря кабины пилота стала открываться вверх — назад.
  • Появился 1 тормозной щиток на верхней поверхности фюзеляжа вместо 2 под центропланом, являвшихся одновременно створками отсеков колес основных опор шасси.

Это и был уже тот самый Су-27, запущенный в серийное производство. Производство планировали начать сразу в двух версиях — собственно фронтового истребителя Су-27 и перехватчика Су-27П. Впрочем, машины не имели каких-то различий, а то, что «фронтовик» должен был ещё и поражать наземные цели… от этой идеи пришлось отказаться, а следом за ней «отпала» и буква «П», ставшая очевидно не нужной.

Серийное производство Су-27 развернули на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре под шифром Т-10С. Поставлявшаяся за границу (Китай, Вьетнам) самолет получил индекс Су-27СК и отличался бортовым оборудованием и вооружением.

Характеристики Су-27

Фронтовой истребитель Су-27
Страна: СССР
Тип: Фронтовой истребитель
Год выпуска: 1981 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 2 ДТРД АЛ-31-Ф2 по 13600 кгc
Максимальная скорость: 2500 км/ч
Практический потолок: 18,5 км
Дальность полета: 3900 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 30 тонн
Размах крыльев: 14,7 м
Длина: 21,9 м
Высота: 5,9 м
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:30-мм пушка ГШ-30-1, 6 УР "воздух-воздух" Р-27, 4 УР "воздух-воздух" Р-73

Су-27УБ — учебный

Первой полноценной модификацией Су-27 стал его учебно-боевой двухместный вариант — Су-27УБ (обозначение в ОКБ — Т-10У). Большая размерность самолета позволила разместить второго члена экипажа, подвергнув базовую машину минимальным переделкам. Кабина пилота осталась без изменений. Место инструктора пришлось приподнять, так как за кабиной пилота находится отсек передней опоры шасси. Это позволило обеспечить хороший обзор второму члену экипажа.

Су-27УБ - учебно-боевой, хорошо видна двухместная кабина

Су-27УБ — учебно-боевой, хорошо видна двухместная кабина



 

Оба места — инструктора и обучаемого — закрыты единой сбрасываемой частью фонаря, которая открывается вверх — назад, как и на боевой машине. С увеличением высоты кабины пилотов возрос объем фюзеляжа, что позволило сохранить состав оборудования, характерный для исходного истребителя. Чтобы максимально сохранить базовую конструкцию, кили были подняты на 425 мм с помощью вставок, добавлены две дополнительные точки подвески, увеличен тормозной щиток и смещена назад антенна радиокомпаса. Поставлялся в Китай и Вьетнам с теми же изменениями, что Су-27. 

Неустойчивый триплан и корабельное базирование

В 1985 г. начались испытания опытного самолета Т-10-24, который оснастили передним горизонтальным оперением, для чего доработали наплывную часть центроплана. Испытания продолжались недолго, так как во время одного из полетов в Ахтюбинске произошла авария, и машина была потеряна. Результаты испытаний показали, что установка ПГО позволяет повысить несущие свойства самолета и получить схему «интегральный неустойчивый триплан». Впоследствии ПГО было применено на новых модификациях Су-27: Су-33 (Су-27К), Су-35 (Су-37) и Су-34 (Су-32ФН), а также на Су-ЗОМКИ.

Су-30 МК

Су-30 МК

Параллельно с Т-10-24 проходила испытания другая опытная машина Т-10-25 — прототип будущего корабельного самолета, оснащенная посадочным гаком для посадки с помощью аэрофинишера. Чтобы установить гак, пришлось доработать хвостовую часть фюзеляжа, усилив ее и сделав дно среднего отсека между мотогондолами плоским. На самолете усилили шасси, так как вертикальные перегрузки при посадке на палубу значительно превышают таковые при нормальной посадке. Кроме того, был изменен угол наклона спинки кресла пилота и увеличена площадь флаперонов, установлен комплект бортовой аппаратуры и приемная антенна радиотехнической системы «Резистор», обеспечивающей заход на посадку на блок аэрофинишеров по радиолучу днем и ночью в любых метеоусловиях.

Прототип разбился при испытаниях, но на смену ему пришел Су-27К (ОКБ — Т-10K) (первый полет — декабрь 1987 г.), конструкция которого подверглась ещё более радикальной переработке: усиленное шасси с новой телескопической передней опорой и спаркой колес, смещение вправо оси симметрии, электродистанционная система управления самолетом по трем каналам, усиленная передняя часть фюзеляжа и даже новое (складываемое) крыло. Изменений было так много, что перед запуском в серию ей присвоили собственный индекс — Су-33

Су-33 - хорошо видно переднее горизонтальное оперение, два небольших крыла за кабиной

Су-33 — хорошо видно переднее горизонтальное оперение, два небольших крыла за кабиной

Су-27 и сверхманевренность

Как уже говорилось, ещё при проектировании Су-27 была сделана попытка добавить ему универсальности и позволить поражать не только воздушные, но и наземные цели. В конце 80-х к идее вернулись, вместе с проектом Су-27М (ОКБ-Т-10М). На новый самолет установили и новый комплекс БРЭО с новой РЛС большой мощности. Взлетные и посадочные массы этого варианта Су-27М выросли, благодаря чему  были установлены усиленные опоры шасси. Также было усилено крыло, добавлены точки подвески и установлено переднее горизонтальное оперение. Вслед за утяжелением головной части истребителя пришлось наращивать и хвостовое оперение, а также увеличивать площадь рулей направления, длину и диаметр хвостового обтекателя, а контейнер тормозного парашюта перенесли на верхнюю поверхность хвостовой части фюзеляжа перед топливным баком.

28 июня 1988 г. летчик-испытатель О.Г.Цой поднял Су-27М в воздух, а вскоре на заводе в  Комсомольске-на-Амуре было развернуто серийное производство этого самолета под индексом Су-35. Су-35 был «пределом возможностей» классического истребителя. Без кардинальных изменений выжать из машины большего было уже нельзя. Таким изменением стал двигатель с отклоняемым вектором тяги. 2 апреля 1996 г. летчик-испытатель ОКБ Е.И. Фролов поднял в небо уже совершенно новую машину, получившую индекс Су-37 — тот же Су-35, но оснащенный новым двигателем.

 Двухместные модели на базе Су-27

В 1988 г. на Иркутском авиационном заводе взялись за переоборудование двух серийных учебно-боевых Су-27УБ. Задача была такой — подготовить на базе двухместного самолета машину для авиации ПВО, которая могла бы выполнять длительные полеты, вести боевые действия в одиночку и группой и который мог быть использован в качестве воздушного командного пункта. На фирме машина обозначалась Т-10ПУ, на серийном заводе — 10-4ПУ.

Су-34 - экипаж в кабине помещается не друг за другом, а рядом

Су-34 — экипаж в кабине помещается не друг за другом, а рядом

Внешние отличия новой модификации состояли в появлении штанги системы дозаправки и смещении оптического блока на правый борт. При запуске в серийное производство на самолете усилили центроплан и шасси, что позволило поднять взлетную и посадочную массы, в кабине летчика-оператора установили индикатор тактической обстановки, давший возможность координировать ведение группового воздушного боя. Так как продолжительность полета выросла и стала зависеть только от физических возможностей экипажа, кабины летчиков оборудовали санустройствами.

Серийному образцу дали обозначение Су-30, а его коммерческому варианту — Су-30МК. Машина может поражать цели на поверхности земли и моря с использованием высокоточного и обычного оружия, одновременно обстреливать несколько целей и нести более 8000 кг вооружения. Двигатели Су-30 отличаются от двигателей Су-37, наклоненной осью поворота сопла, что позволило еще больше повысить маневренные характеристики.

Следом за Су-30 началась разработка ещё одной двухместной модели на базе Су-27, Су-27ИБ (ОКБ — Т-10В) — истребителя-бомбардировщика. Внешне машины отличались сильно — для размещения новых комплекса БРЭО и РЛС кабину сделали шире, что позволило усадить обоих членов экипажа не друг за другом, а рядом. Вход в самолет организовали через нишу передней опоры аналогично тяжелым бомбардировщикам, а открытие створок фонаря предусмотрели только в аварийной ситуации. Ограничение максимальной скорости полета позволило установить нерегулируемые воздухозаборники, а увеличение взлетной и посадочной масс повлекло установку нового усиленного шасси со спаркой колес на передней опоре и с тандемной тележкой на основных. О просторности кабины говорит такой факт — между креслами экипажа вполне можно встать во весь рост.

Су-27 в раскраске пилотажной группы

Су-27 в раскраске пилотажной группы

13 апреля 1990 г. летчик-испытатель ОКБ А.А.Иванов поднял первый опытный экземпляр Т-10В-1 в воздух. Официальное название нового фронтового бомбардировщика — Су-34, но абсолютно ту же модель называют и Су-32ФН, при этом в таком качестве она оказывается… морским истребителем (Su-32 Fighter Navy). Размерность машины и ее внутренние объемы позволяют установить большое количество аппаратуры различного назначения для решения конкретных задач, в том числе и для борьбы с кораблями и подводными лодками. Кроме этого, в печати проходила информация о создании на базе Су-34 самолета-разведчика и постановщика помех.

 

 


источник: компиляция по материалам открытых источников и сайта altnet.ru