Содержание Характеристики артиллерийского трактора СТЗ-5 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий артиллерийский трактор |
Дата выпуска: | 1937 год |
Длинна: | 4150 мм |
Ширина: | 1855 мм |
Высота: | 2360 мм |
Броня, лоб: | Нет |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8) |
Двигатель: | Двигатель 1МА мощностью 52-56 л.с. при 1250 об./мин |
Дальность хода: | 140 км |
Максимальная скорость: | 21,5 км/ч (по шоссе) |
Масса: | 6000 кг |
Вооружение: | Нет |
История создания и производства артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ
Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец». Тягач разработан конструкторским бюро сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство проектом осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.
СТЗ-5 был предназначен для буксировки дивизионной и корпусной артиллерии весом до 8 тонн или перевозки груза весом 1,5 тонны на грузовой платформе.
Разработка нового трактора началась ещё в 1933 году. Принято говорить, что СТЗ-5 был чуть ли не первым чисто военным трактором изначально приспособленным под армейские нужды. Но, на самом деле, во-первых разработка велась сразу по двум направлениям — и армейского тягача и мирного, сельскохозяйственного варианта, а во-вторых, армейский тягач в итоге взял многое от гражданского варианта в угоду совместимости, отчего естественно совсем не выиграл.
Впрочем, об этом позднее. А пока достаточно знать лишь то, что в итоге на испытания в 1935 году было представлена не одна, а сразу две машины:
- СТЗ НАТИ 1ТА (сельскохозяйственные вариант трактора в дальнейшем известный как СТЗ-3)
- СТЗ НАТИ 2ТБ (военный тягач известный как СТЗ-5)
Обе машины были собраны одном шасси, имели один и тот же двигатель, но имели совершенно разные корпуса. И СТЗ-3 и СТЗ-5 прошли испытания успешно, однако доводка тракторов и подготовка производства потребовала ещё 2 года. В результате серийное производство обоих машин началось в 1937 году
Производство СТЗ-5 продолжалось до 1942 года, за все время было изготовлено 9944 тягачей этого типа, что делает СТЗ-5 самым массовым «армейским трактором» времен Великой Отечественной войны. К большому сожалению, даже и это немалое число машин не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии, особенно учитывая тот факт, что до начала войны было выпущено только 3438 тракторов этого типа (по штату на 1 января 1941 г. в армии полагалось иметь 5478 тягача).
Производство СТЗ-5 продолжалось до самого прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года.
Конструкция гусеничного тягача СТЗ-5
Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия.
За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом. Кабина была металлической, кузов — деревянным. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые вентиляционные жалюзи в передней и задней части. Зимой в СТЗ-5 было тепло, но вот летом, если жалюзи закрыты — температура доходила до пятидесяти градусов.
На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин). Двигатель имел полноценные системы смазки, охлаждения, питания, электрооборудования.
Запуск двигателя осуществлялся электростартером или пусковой рукояткой, управление газом было автомобильным, и регулировалось ножной педалью. В коробке передач по сравнению с СТЗ-3 были изменены передаточные числа с целью увеличения силового диапазона (до 9,81 против 2,1 у СТЗ-3), кроме того введена еще одна (понижающая) передача.
В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка. Хотя задний мост с бортовыми фрикционами и тормозами были полностью заимствовались от СТЗ-3, ходовая часть СТЗ-5 была более приспособленной к движению с высокими скоростями: введены обрезиненные опорные и поддерживающие катки и мелкозвенчатая гусеница с вдвое уменьшенным шагом. Также был добавлена ножная педаль тормоза.
Трактор преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. Максимальная скорость порожнего СТЗ-5 составляла до 25 км/ч, с артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.
Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.
На картере заднего моста тягача СТЗ-5, под грузовой платформой устанавливался вертикальный кабестан (лебедка) с тросом длиной 40 метов для подтягивания прицепов, самовытаскивания трактора и буксировки других машин. Тяговое усилие кабестана составляло 4000 кгс.
Эксплуатация гусеничного трактора-тягача СТЗ-5
В целом, в армии тягач СТЗ-5 получил высокую оценку, особенно отмечалась его неприхотливость и надежность. С другой стороны, отмечалась и его довольно посредственная проходимость по пересеченной местности. Дело в том, что «армейский» трактор, как не крути, имел узкую «колхозную» колею (для работы с четырехкорпусным плугом его собрата СТЗ-3 использующего то же шасси) — ну никак не мог СССР периода голодных 1930-ых, позволить себе такую роскошь, как два действительно разных трактора для гражданских и военных.
«наша артиллерия, которая входит в состав механизированного корпуса, имеет такой трактор — Ст3-5, который не успевает в своем продвижении за танковыми частями, поэтому требуемого взаимодействия мы не получаем. Этот трактор необходимо снять с вооружения механизированного корпуса и заменить его более мощным и вездеходным»
М.И.Потапов, командир 4 МК, на совещании в декабре 1940 г
Тем не менее, при всех его недостатках, именно СТЗ-5 во многом «вывез» на себе тяжелый 1941 год. А когда нужно было, даже примерял на себя совсем «боевые» роли, о которых разработчики машины не думали и в страшных снах.
- На некотором количестве этих машин, осенью 1941 года была установлена 132-мм ракетная установка (БМ-13-16). Эти импровизированные «катюши» использовались потом и в боях под Москвой в 1941 году и под Сталинградом в 1942 году.
- При обороне Одессы, тягачи СТЗ-5 использовались как база для постройки эрзац-танков «НИ» (На испуг) с тонкой броней и пулеметным вооружением, снятым с подбитых бронемашин.
После окончания войны, тягачи СТЗ-5 ещё долгое время были востребованы, в том числе и в народном хозяйстве — благодаря совместимости оп запчастям с СТЗ-3, они до 1950-ых исправно трудились над восстановлением страны. Таким образом, обратная совместимость армейской и гражданской версии имела не только отрицательные, но и положительные стороны. К примеру, переделка в тракторы боевых машин на базе танков, во множестве оставшихся после войны не у дел, заранее была обречена на удачу — вес, ширина гусениц, невозможность использования с ними имеющихся в хозяйстве плугов и т.п. навесного оборудования заранее обрекали эту попытку на провал. СТЗ-5, понятное дело, таких проблем не имел.
Немецкая армия использовала захваченные тракторы СТЗ-5 под обозначением СТЗ-601(r).
Источник: armedman.ru, Автор: автор компиляции: Александр Фролов, для сайта armedman.ru