Сайт рекомендован для аудитории 16+

Как нацистские рейдеры превратили Тихий океан в зону боевых действий задолго до японцев



Когда мы говорим про Вторую Мировую войну, точнее про разные театры военных действий Второй Мировой, обычно достаточно нескольких слов, чтобы представить о чем идет речь. Говорим «Восточный фронт» и сразу представляем себе Сталинград, Курск, красное знамя над Берлином. Говорим «Европа» — и сразу перед глазами «Омаха-бич», «Странная война», «Битва за Британию». Ну, а если скажем: Тихий океан, то это уже про японцев, Перл-Харбор и прочий пляжный волейбол…

А как насчет такого сюжета, когда этот «пляжный волейбол» вам приходится играть ни с кем иным, как с немецким рейдером — вооруженным до зубов пароходом, замаскированным под торговое судно, который как в старые добрые времена рыщет в море в поисках «приза» и топит встречные корабли? Вот о них-то, о рейдерах фюрера, наводивших страху на корабли союзников в теплых водах южной части Тихого океана, мы сегодня и поговорим.

Немецкий вспомогательный крейсер «Орион» или подобный ему корабль

Немецкий вспомогательный крейсер «Орион» или подобный ему корабль. Внешне такие рейдеры похожди на что угодно, кроме военного корабля. Пушки прикрыты фальшбортом, при необходимости ставятся фальшивые трубы и мачты — попробуй отгадай, кто перед тобой

Немецкие «истребители торговли» в Тихом океане

Итак, идея превратить Тихий океан в зону боевых действий, задолго до злосчастного нападения японцев на Перл-Харбор, пришла в голову немцам. В 1940 году, гитлеровский главком военно-морских сил гросс-адмирал Эрих Редер решил показать союзникам насколько длинны его руки и приказал сформировать особое подразделение состоящее, правда, всего из 5 вспомогательных крейсеров («Орион«, «Пингвин«, «Комета«, «Атлантида«, «Мишель«). Эти 5 крейсеров (вспомогательный крейсер — звучит гордо, но на практике это обычный торговый пароход, просто с пушками и командой из военных моряков) должны были не много не мало — вступить в борьбу с судоходством союзников в далеких Южных морях и парализовать её!

Пакостить предполагалось в основном англичанам — британская Малайя от Сиама до Сингапура, Фиджи, Соломоновы острова, в конце-концов Австралия (до сих пор, к слову, доминион Великобритании): все эти заморские территории исправно «качали» на британские острова немалую часть британского благосостояния. Эту идиллию и предполагалось разрушить.

На первый взгляд идея адмирала Редера была эксцентричной — ну что могут сделать 5 кораблей на просторах громадного океана? Но на практике все выглядело гораздо проще — океан большой, искать в нем пирата-одиночку, все равно что искать иголку в сене, а вот торговый корабль «жертву», найти, напротив, очень просто — ведь торговые маршруты известны заранее. К тому же хоть у Англии и много боевых кораблей, но в Тихом океане их и в лучшие годы не бывало достаточно. А в поединке «безоружный пароход — вооруженный пароход», исход всегда предсказуем.

Забегая вперед, хочу сказать сразу: расчет адмирала Редера был верным. История нацистских «рейдеров южных морей» была короткой, но яркой. Больше года «Орион», «Пингвин», «Комета», «Атлантида» и «Мишель» действовали (точнее пиратствовали) на торговых путях Тихого океана и потопили за это время свыше 60 торговых судов, многократно превысив стоимость, в которую Кригсмарине обошлась организация их рейдерства. Но совокупный эффект был куда большим — среди британских моряков быстро распространились самые пугающие слухи, корабли не рисковали выходить в море без вооруженного сопровождения, грузопоток упал многократно, Королевский флот был вынужден в самую «горячую» пору отнимать боевые корабли со службы в Северной Атлантике и Северном море и отправлять их на поиски неуловимых нацистских рейдеров.

Видимо в отместку за успешность действий, история немецких тихоокеанских рейдеров со временем была почти забыта и отошла на второй план. Сегодня, предлагаю поговорить о действиях каждого из пяти вспомогательных крейсеров немцев на просторах Тихого океана.



Вспомогательный крейсер «Орион»

Вспомогательный крейсер «Орион» или как их раньше называли — истребитель торговли

Вспомогательный крейсер «Орион»

Грузовое судно «Курмарк» водоизмещением 15700 тонн было построено в 1930 году, а в 1939 году реквизировано Кригсмарине. Переименовано в «Орион», оснащено 6 х 150-мм пушками, 6 х 533-мм торпедными аппаратами, 4 х 20-мм зенитными пушками и 228 магнитными минами.

«Орион» под командованием Курта Вейхера покинул Германию в апреле 1940 года и вошел в Тихий океан 21 мая 1940 года. Обогнув мыс Горн, он направился к Новой Зеландии и 13 июня заминировал залив Хаураки, где через 5 дней подорвался лайнер «Ниагара» (13415 тонн). Впоследствии на минах с «Ориона» подорвались два траулера и вспомогательный тральщик (точно подтверждена гибель траулера «Пурири» (927 тонн), про остальные подтверждений нет).

Затем «Орион» совершил рейд через Индийский и Тихий океаны, атаковав еще четыре корабля. Одно судно (норвежский «Tropic Sea», 8750 тонн), было захвачено без боя в качестве приза, прочие потоплены.

20 октября 1940 года «Орион» встретился с другим немецким вспомогательным крейсером «Комета» и судном снабжения «Кулмерланд«. Вместе («Орион» для маскировки был временно переименован в «Майебаши Мару», т.к. походил на него силуэтом) они потопили еще семь кораблей, в том числе лайнер «Ранджитан» (16700 тонн) и пять кораблей у берегов Науру. Здесь произошел единственный случай морского боя «Ориона» с другим кораблем — грузовое судно «Туракина» (9691 тонна) попыталось отбиться от рейдера, но было уничтожено вместе с большинством членов команды.

1 февраля 1941 года, на «Орион» был доставлен японский гидросамолет Nakajima E8N (купили и осуществили доставку сами немцы) для авиаразведки.

Еще шесть месяцев судно находилось в Индийском океане, но безрезультатно. В июле 1941 года, «Орион» лег на обратный курс и в Южной Атлантике встретил и захватил свою последнюю жертву, пароход «Чосер» (5792 тонны).

«Орион» вернулся в Бордо (в оккупированной Франции)  23 августа 1941 года. За 510 дней рейдерства он прошел 235 828 км и потопил десять судов общим тоннажем 62 915 брутто-регистровых тонн, и еще два (на общую сумму 21 125 брутто-регистровых тонн) вместе с рейдером «Комета».

Позднее судно было переименовано в «Гектор» и было переквалифицировано в учебный артиллерийский корабль. В конце войны использовалось для эвакуации отступающих немецких частей на Балтике, 4 мая 1945 г. было повреждено в пути налетом советских бомбардировщиков и спасаясь от затопления, выбросилось на берег.

Силуэт рейдера «Орион»

Силуэт рейдера «Орион»

Вспомогательный крейсер «Комета»

Немецкий «истребитель торговли» под названием «Комета» был построен в 1937 году как торговый пароход «Эмс» водоизмещением 7500 тонн. В 1939 году пароход реквизирован Кригсмарине и вооружен 6 х 150-мм орудиями, 1 х 75-мм орудием, средствами ПВО: 1 х 37-мм и 4 х 20-мм зенитными орудиями, а также 6 х 533-мм торпедными аппаратами. «Комета» была дооснащена 15-тонным быстроходным катером с оборудованием для минных постановок и гидросамолетом Arado 196 A1.

Под командованием Роберта Эйссена «Комета» начала свой путь на юг через крайний север. В результате трудных переговоров между Германией и СССР, сторонам удалось согласовать проход крейсера через северный морской путь и далее — Берингов пролив, в составе каравана судов сопровождаемых ледоколами «Ленин» и «Иосиф Сталин»  (немцы просили о проходе 26 кораблей, согласовать удалось только 1 — относительно небольшую «Комету»). Из соображений секретности, на время этого пути «Комета» была переименована в «Донау».

10 сентября 1940 года «Комета» вошла в Тихий океан и двинулась к Маршалловым островам (атолл Айлинглапалап) для встречи с другим рейдером («Орион») и судами снабжения «Регенсбург» и «Везер». Грузовое судно «Регенсбург» покинуло Иокогаму, но было перехвачено канадским вспомогательным крейсером «Принц Роберт». Опасаясь, что точка рандеву отряда известна противнику, флотское начальство приказало своим рейдерам следовать к отдаленному атоллу Ламотрик на Каролинских островах. Кроме «Везера» к отряду решили присоединить судно снабжения «Кулмерланд».

Рейдер «Комета» - также мало напоминает удачливого пирата с виду

Рейдер «Комета» — также мало напоминает удачливого пирата с виду

После того, как четыре корабля встретились в Ламотрике, капитаны кораблей решили, что «Орион», «Комета» и «Кулмерланд» будут действовать сообща. Для маскировки решили прикидываться внешне схожими японскими кораблями  –  «Комета» и «Кулмерланд» даже временно сменили названия на «Маньо Мару» и «Токио Мару».

6 декабря Вейхер и Эйссен вошли в воды вокруг Науру и потопили корабли «Триона», «Винни», «Триадик», «Триастер» и «Комата» (общее водоизмещение 41 000 тонна, 3 из них утопила «Комета»). В плен немцев попало 514 человек, все они в целости были высажены на остров Эмирау, где впоследствии их подобрали австралийцы.

Пути рейдеров после этого разошлись — «Кулмерленд» вернулся в Японию, «Орион» направился в центральную часть Тихого океана, а «Комета» осталась в окрестностях Науру, рассчитывая провести огневой налет на местные предприятия. Надо отметить, что немцы заранее оповестили местных жителей о цели своего визита и уничтожили фосфатные заводы острова, а также разрушили погрузочные доки, портовые и нефтеналивные сооружения но не причинив вреда гражданским. За этот рейд Роберт Эйссен был повышен в звании до контр-адмирала.

Теперь «Комета» пошла на юг, чтобы пересечь Индийский океан и разведать присутствие китобоев союзников, однако дойдя 16 февраля 1941 почти до берегов Антарктиды, «Комета» так и не нашла достойной цели. 6 марта «Комета» имела краткую встречу с рейдером  «Пингвин» и направилась к Панамскому каналу, надеясь найти новые конвои в Панамериканской зоне безопасности, недавно открытой для военных действий со стороны верховного командования Кригсмарине.

14 августа 1941 г., корабль столкнулся у Галапагосских островов с британским грузовым судном «Австралинд» и потопил его. 3 дня спустя немецкий крейсер перехватил голландца  «Кота Нопан» (7300 тонн), с крупным грузом олова и марганца и взял его в качестве приза. 19 августа новая удача — на дно было отправлено грузовое судно «Девон».

Схема расположения орудий на немецком крейсере «Комета»

Схема расположения орудий на немецком крейсере «Комета»

Затем «Комета» получила приказ вернуться в Германию. Под видом португальского судна «S. Thomé» рейдер привел во французский порт Бордо захваченный ранее  «Копа Нотан», а затем отправился в Германию. В Ла-Манше, корабль был атакован торпедоносцами англичан, но безуспешно. 30 ноября 1941 года «Комета» пришла в Гамбург. Её плаванье длилось 516 дней, за это время рейдер прошел 190 000 км и потопил или захватил 7 кораблей и ещё 3 — совместно с рейдером «Орион». Общее водоизмещение потопленных кораблей противника составило 41 568 тонн.

В следующем году «Комета» отправилась во второй рейдерский поход, но в самом начале, 13 октября 1942 года была потоплена Королевским флотом в Ла-Манше. Весь экипаж корабля (350 человек) погиб.

Вспомогательный крейсер «Пингвин»

В 1936 году на воду было спущено торговое судно «Кандельфельс» водоизмещением 17600 тонн, а зимой 1939 г. оно было реквизировано Кригсмарине, вооружено 6 х 150-мм орудиями, 1 х 75-мм орудием, средствами ПВО: 1 х 2 х 37-мм и 4 х 20-мм зенитными орудиями, а также 2 х 533-мм торпедными аппаратами и 300 минами. Все вооружение было взято со старого броненосца «Шлезиен».

15 июня 1940 года под командованием фрегаттенкапитана Эрнста-Феликса Крюдера, «Пингвин» прошел Датским проливом и отправился к Южному океану. В задачу рейдера с «морозостойким» именем вошло патрулирование гигантского прилегающего к Антарктиде района.

Сперва был захвачен норвежский танкер «Сторстад», его переименовали в «Пассат» и загрузив минами, заминировали подходы к Ньюкаслу и Сиднею, а позже заминировали подходы к Хобарту и Аделаиде. Самый большой успех «Пингвина» случился 14 января 1941 года, когда немцам удалось захватить целую китобойную флотилию норвежцев из 3 плавучих рыбозаводов и 11 китобоев. Они были отправлены в Европу в качестве призов и прибыли в Бордо, оккупированную Францию в марте 1941 года. Один из китобоев был оставлен в качестве вспомогательного рейдера и переименован в «Адъютант», позже он использовался для минных постановок у Новой Зеландии.

Вспомогательный крейсер «Пингвин» с нанесенными на борта чужими опознавательными знаками

Вспомогательный крейсер «Пингвин» с нанесенными на борта чужими опознавательными знаками

Мины «Пингвина» потопили британский эсминец «Кембридж», «Город Рейвилл» (первая жертва войны второй мировой войны для США), пароход «Нимбин», траулер «Миллимумул«. Все это сделало его самым успешным из германских истребителей торговли, доведя счет жертв «Пингвина» (потопленных и захваченных) до 32 кораблей!

8 мая 1941 года «Пингвин» был потоплен в бою с британским тяжелым крейсером HMS «Корнуолл». От попадания в минный погреб, смертоносный груз корабля сдетонировал и разломившись на части «Пингвин» ушел под воду. Всего погибли 532 человека, в том числе 200 пленных. «Корнуолл» спас 60 членов экипажа и 22 пленных.

Вспомогательный крейсер «Атлантида»

Будущий истребитель торговли «Атлантида» был построен в 1937 году как торговое судно «Голденфелс» в Бремене. После реквизиции Кригсмарине, корабль был дооснащен 6 х 150-мм орудиями, 1 х 75-мм орудием, средствами ПВО: 1 х 2 х 37-мм и 4 х 20-мм зенитными орудиями, а также 4 х 533-мм торпедными аппаратами и 93 минами. Командовал судном капитан Бернхард Рогге.

В начале апреля 1940 г., «Атлантида» невредимой мимо минных полей в Северном море, между Норвегией и Великобританией, пересекла Полярный круг, между Исландией и Гренландией, и направилась на юг. Сперва рейдер выдавал себя за советское судно «Ким» и шел под советским флагом. При пересечении экватора 24-25 апреля «Атлантида» стала японским судном «Касии Мару», экипаж по возможности нанес на корпус «японские» иероглифы.

2 мая Рогге прошел мимо британского пассажирского лайнера «Эксетер», но атаковать его не стал (англичане дали радиограмму о подозрительном судне), затем в ходе краткого преследования потопил британское судно «Ученый». Продолжая идти на юг, «Атландида» прошла мыс Доброй Надежды и выставила минное заграждение у мыса Агульяс. Однако немецкая пропаганда громко вещавшая об успехах одинокого рейдера, вынудила Рогге двигаться дальше, т.к. район стал небезопасен. На сей раз «переодевшись» в голландца «MV Abbekerk», нацистский вспомогательный крейсер двинулся дальше.

Боковая проекция немецкого рейдера «Пингвин»

Боковая проекция немецкого рейдера «Пингвин»

10 июня 1940 года «Атлантида» захватила в качестве приза норвежский теплоход «Тиранна» с припасами для австралийских войск на Ближнем Востоке, 11 июля был захвачен транспорт «Багдад», на котором были найдены документы подтверждающие — британцы идут по следу «Атлантиды» и немецкая маскировка их не обманула. Рогге приказал срочно изменил профиль корабля, добавив две фальшивые мачты. 13 июля «Атлантида» участвовала в морском бою с грузовым судном «Кеммендайн», направлявшимся в Бирму, в ходе чего»Кеммендайн» был потоплен, но его экипаж был спасен немцам.

В августе «Атлантида» потопила «Талейран», затем «Кинг Сити», перевозившим уголь. В сентябре 1940 года за ними последовали «Ателькинга», «Бенарти» и «комиссар Рамель». Все они, как и корабли встреченные ранее, были потоплены только после того, как были захвачены припасы, документы и военнопленные. Капитан Рогге по всей видимости был аккуратным человеком.

В октябре призовой добычей немецкого рейдера стал югославский пароход «Дурмитор» с грузом соли и два норвежских танкера «Тедди» и «Оле Якоб». «Атлантида» в обоих случаях идентифицировала себя как британское судно «Антенор».

Самая большая удача ожидала «Атлантиду» 11 ноября 1940 года. На захваченном судне «Автомедон» были найдены секретные британские документы (в ходе боя были убиты офицеры ответственные за уничтожение документов) с точной оценкой всех наличных в Юго-Восточной Азии сил, их диспозиции и прогнозах действий японцев в случае начала военных действий в Тихом Океане. Эти данные передали японцам, и только теперь, зная, что британия не имеет никаких наступательных планов, они точно согласовали вступление в войну против США, начавшееся с нападения на базу Перл-Харбор.

За это японцы Рогге очень уважали — он стал одним из трех немцев (кроме Геринга и Роммеля), которым они подарили наградное оружие.

В конце января 1941 года у восточного побережья Африки «Атлантис» потопил британский корабль «Мандасор», затем захватил норвежский танкер «Кетти Бревиг», топливо с которого пошло как для самого немецкого рейдера, так и для дозаправки немецкого крейсера «Адмирал Шеер» и итальянской подводной лодки «Перла».

17 апреля Рогге принял египетский лайнер «Замзам» за британский и после скоротечного боя захватил его. Это событие, по сути стало началом смертного приговора для его рейдера. Среди пленных оказался фотограф журнала Life Дэвид Э. Шерман. Немцы не пленили Шермана, а оставили на правах заграничного репортера и даже разрешили фотографировать, но, конечно же изъяли большую часть пленок, которые посчитали не подлежащими публичной огласке. Но хитрый американец втайне от немцев вывез четыре пленки обратно в Нью-Йорк. Эти фотографии позже и помогли Королевскому флоту точно идентифицировать и уничтожить «Атлантиду».

Вспомогательный крейсер «Атлантида» выглядит также заштатно и безобидно, как его коллеги-рейдеры. И не скажешь, что на его счету - 22 корабля

Вспомогательный крейсер «Атлантида» выглядит также заштатно и безобидно, как его коллеги-рейдеры. И не скажешь, что на его счету — 22 корабля

Впрочем, до этого ещё было далеко — пришла пора возвращаться и рейдер Рогге шел в Атлантику.  «Атлантида» потопила британские корабли «Рабаул», «Трафальгар», «Тоттенхэм» и «Бальзак» и захватила 10 сентября 1941 года к востоку от Новой Зеландии норвежское судно «Сильваплана».

18 октября 1941 года Рогге получил приказ встретиться с подводной лодкой U-68 в 800 км к югу от острова Святой Елены и дозаправить ее, а затем дозаправить U-126 к северу от острова Вознесения.

Британцы вскрыли немецкий шифр и потому знали о точном месте встречи. Незамедлительно в район был отправлен тяжелый крейсер HMS «Девоншир». В ходе короткого боя британский крейсер быстро расправился с немецким рейдером и ушел не став подбирать пленных из-за опасности атаки подводных лодок.

После этого подводная лодка U-126 всплыла и подобрала 300 немецких моряков и раненого американского пленного.

За время рейдерства «Атлантида» захватила и потопила 22 корабля общим водоизмещением 145 960 тонн.

Вспомогательный крейсер «Мишель»

«Мишель» был построен в 1937 году как грузовое судно «Бельско» для Польши, но сначала был переквалифицирован в госпитальное судно «Бонн», а затем — в рейдер, с самым серьезным из «южных» рейдеров вооружением, включавшем: 6 х 150-мм орудий, 1 х 105-мм орудие, 1 х 2 х 37-мм и 4 х 20-мм зенитными орудиями, а также 6 х 533-мм торпедных аппаратов. В состав вооружения входили скоростной торпедный катер LS 4 Esau и 2 гидросамолета Arado Ar 196 A-2.

Рейдер вышел в море только 20 марта 1942 года из-за задержек с реконструкцией. Командовал кораблем фрегаттенкапитан Гельмута фон Рюктешелла, до этого командовавший рейдером «Виддер».

«Мишель» начал свою деятельность в Южной Атлантике 19 апреля, когда потопил британский танкер «Патель». 22 апреля его катер потопил американский танкер «Коннектикут», но затем уже на охоту за охотником вышел  тяжелый крейсер HMS «Шропшир» и ушел, хотя и успел потопить норвежское грузовое судно «Каттегат». Немцы несколько раз успешно разминулись с поисковыми партиями британцев, но всякий раз судьба улыбалась рейдеру — его то путали с другими кораблями, то списывали внезапную гибель транспортов в море на подводные лодки.

Внешний вид немецкого вспомогательного крейсера «Мишель»

Внешний вид немецкого вспомогательного крейсера «Мишель»

«Мишель» беспрепятственно пересек Южную Атлантику и вошел в Индийский океан. После успешного плавания продолжительностью одиннадцать с половиной месяцев он прибыл в Японию в марте 1943 года, где высадил военнопленных — спасенных им моряков союзников в Сингапуре.

За 346 дней в море «Мишель» перехватил и потопил 15 торговых судов союзников общим водоизмещением 98 586 тонн.

После ремонта «Мишель» вышел из Иокогамы во второй поход 21 мая 1943 года, теперь под командованием Гюнтера Гумприха, который ранее командовал редером «Тор». Крейсер прошел вдоль западного побережья Австралии и пересек Тихий океан к побережью Южной Америки, где «Мишель» потопил три корабля союзников за 5 месяцев (норвежские танкеры «Хег Сильвердаун», «Фернкасл» и танкер «Индия» ).

История с «Индией» оказалась самой драматической — потопив корабль, немцы хотели подойти для того, чтобы поднять выживших, но заметили неопознанный корабль, впоследствии оказавшийся американским легким крейсером USS «Трентон». Не желая рисковать «Мишель» рванул на всех парах в противоположном направлении, а американцы, до этого вроде бы и засекшие немецкого рейдера, не стали проверять свои подозрения и прошли мимо. Из моряков с потопленного транспорта так никто и не спасся.

Немецкий вспомогательный крейсер «Мишель»

Немецкий вспомогательный крейсер «Мишель»

20 октября 1943 года «Мишель» был уже в 80 км от японского порта назначения. Берег уже различался вдали, когда 4 торпеды с американской подводной лодки «Тарпон» поразили его корпус. «Мишель» затонул почти мгновенно, унеся с собой жизни 290 членов экипажа, включая капитана.

Спаслись 116 человек, сумевших за три дня догрести на надувных лодках до суши, но по утверждениям выживших — в море на плотах ещё оставались люди, однако японцы даже не стали их искать.

До момента гибели, этот нацистский рейдер сумел потопить или захватить 17 кораблей суммарным тоннажем 126 регистровых тонн.

С потерей «Мишеля» закончилась и эпопея немецких вспомогательных торговых рейдеров в Тихом океане.

 

Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для сайта armedman.ru, в основе публикации сведения из открытых источников сети интернет, а также: материалы сайта https://militaryhistorynow.com (How Nazi Merchant Raiders Carried the War to the South Pacific), книги False Flags: Disguised German Raiders of World War Two. Auckland: Exisle Publishing Ltd. p. 13. ISBN 978-1-77559-302-7., German raiders in the Pacific. Bennington: Merriam Press. p. 36. ISBN 978-1-4357-5760-8.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии