Разработка немецкого плавающего транспортера Land-wasser-schlepper (LWS) началась в 1935 году по заказу Управления вооружений сухопутных сил для инженеров вермахта. Хотя немецкое командование не планировало использовать амфибии в качестве основного десантного средства, сама по себе идея иметь машину способную не только перевозить десант, но и без подготовки форсировать водные преграды, была очень заманчивой.
Предполагалось, что LWS будет состоять на вооружении немецких военно-морских сил и инженерных войск, а вот речь о массовом оснащении войск подобными машинами не шла вовсе. По этой причине, первоначальный вариант LWS совершенно не имел бронирования.
Разработка амфибии затянулась. Только в 1940 году на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig приступили к сборке плавающих транспортеров LWS первой серии. Кроме генподрядчика к производству и проектированию имели отношение еще шесть немецких фирм. В том же 1940 году выпустили семь машин LWS, которые затем были подвергнуты всесторонним испытаниям.
Машина была рекомендована к производству, но в дальнейшем, к уже существующим машинам добавилось меньше двух десятков. В итоге общее число произведенных LWS составило всего 21 штуку.
Содержание
Конструкция плавающего транспортера LWS
Корпус транспортера был изготовлен из стальных листов. Носовая часть имела заостренную форму, днище было гладким. Часть листов корпуса, особенно нижний носовой лист, были усилены штампованными ребрами жесткости.
Амфибии первой серии (7 машин) имели рубку с широкими смотровыми иллюминаторами, которые в случае необходимости прикрывались бронезаслонками с небольшими смотровыми иллюминаторами.
Воздух к двигателям и в кабину поступал через три шахты, выходившие на крышу рубки, что предотвращало попадание внутрь воды. В кормовой части амфибии имелись гребные винты и буксирный крюк. Ведущие колесо находилось спереди. Двигатель Maybach HL 108 TR (от танка Pz-IV) позволял развить скорость в 12 км/ч на плаву.
Вторая серия из 14 машин пошла в производство после того, как была доработана модель первой серии. Рубку экипажа полностью переделали: уменьшили смотровые иллюминаторы водителю. Количество иллюминаторов сократили до трех, изменили место установки буксирного крюка, внесли много других мелких усовершенствований.
Вместо трех воздушных шахт осталась только одна — большего размера, с принудительной вентиляцией. На месте кормовых воздушных шахт был сделан открытый командный пост. Кроме того, вторая серия этих машин комплектовалась ведущим и опорными катками от танка Pz-IV.
При этом часть выпущенных машин была как бы переходной и имела рубку машин первой серии, установленную на ходовую часть второй серии, и наоборот.
В машине было довольно мало внутреннего пространства и посадка-высадка десанта была сопряжена со сложностями, поэтому были выпущены специальные 10-ти и 20-ти тонные плавающие прицепы, цеплявшиеся к LWS сзади. Машина могла перевозить двух членов экипажа и до 20 пассажиров.
Характеристики LWS (Land-Wasser-Schlepper) |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Плавающий транспортер |
Дата выпуска: | 1940 год |
Длинна: | 8600 мм. |
Ширина: | 3160 мм |
Высота: | 3130 мм |
Броня, лоб: | Нет |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 2 человека + 20 человек десанта |
Двигатель: | Maybach HL 108 TR, мощность 250 л.с. (по другим данным Maybach HL 120, мощность 300 л.с.) |
Дальность хода: | до 650 км |
Максимальная скорость: | 35 км/ч на суше, 12 км/ч на воде (по другим данным на суше до 50 км/ч) |
Масса: | 16 тонн |
Вооружение: | Нет |
Эксплуатация плавающих транспортеров LWS
О существовании LWS союзникам стало известно 7 января 1941 года, когда американский военно-морской атташе в Германии увидел одну из амфибий на пути из Потсдама в Гамбурге. 31 марта 1941 года он во второй раз встретил LWS на улицах Берлина и смог сделать её эскиз.
Из-за малого числа выпущенных LWS довольно трудно проследить боевое использование этих машин, которые состояли на вооружении рот десантно-инженерных батальонов. Доподлинно известно, что эти машины применялись в Северной Африке и Западной Европе.
В Северной Африке немцы планировали использовать LWS для комбинированного штурма с суши и моря Тобрука. Но так как этот пункт неожиданно капитулировал, амфибии применялись лишь для снабжения наступающих войск и для проведения диверсионных действий. При подготовке операции по захвату о. Мальта также планировалось участие LWS , но из-за её отмены полномасштабное боевое крещение так и не состоялось.
Последнее упоминание о применении этих машин относится к 1944 году, когда немцы использовали оставшиеся LWS для снабжения отрезанных немецких войск в Прибалтике, Восточной Пруссии и Бельгии.
Одну амфибию под номером 234 захватили союзники.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, использован фрагмент статьи И. Мощанского, «Амфибии второй мировой», «Моделист-конструктор» 3/1999.