[snip text=»Краткая справка: Junkers (Ju-52) — немецкий основной транспортный самолет Второй мировой войны. Модификации, боевое применение, история создания»]

Немецкий транспортный самолет Юнкерс Ju-52

Немецкий транспортный самолет Юнкерс Ju-52

История создания транспортного самолета Ju-52

Разработка транспортного самолёта Ju-52 началась в 1929 году в конструкторском бюро фирмы «Junkers» под руководством Эрнста Цинделя. Задача перед конструкторами стояла довольно типичная — создать дешевый, надежный, простой в обслуживании и производстве самолет. При этом собственно летные данные, скорость и высота полета решающего значения не имели.
В том же году был готов проект будущего Ju-52, первоначально одномоторного самолёта, во многом повторяющего конструкцию другого детища фирмы «Юнкерс» — самолета W-33. Однако уже в нем была заложена важная особенность — конструкция предполагала возможность без дополнительных переделок установить не один, а сразу три двигателя.
Первый прототип одномоторного транспортника (под индексом Ju-52ba) был построен в сентябре 1930 года, в его левом борту и верхней части фюзеляжа были оборудованы грузовые люки, для облегчения погрузки и разгрузки самолёта. 13 октября 1930 года самолет впервые поднялся в воздух, а 17 февраля 1931 г. был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф.
Первый Ju-52/3mce (трёхмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года.
Однодвигательный Юнкерс-52 Канады

Однодвигательный Junkers-52 Канадских авиалиний

Надо отдать должное фирме «Юнкерс» — несмотря на успешные испытания, к серийному производству самолет пока не рекомендовали, а продолжали испытывать на практике, для чего в июне 1931 года его даже сдали в опытную эксплуатацию авиакомпании «Люфтганза».

По итогам года работ, в конструкцию Ju-52 было внесено множество изменений — был доработан планёр, усилено крыло, произведена замена двигателей.

Только в 1932 году начались поставки самолёта коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года в производство пошла и военная версия транспортника — Ju-52/3mge.

Производство Ju-52 продолжалось аж до конца 1944 года (!), всего выпущено более 4800 самолётов различных модификаций.

Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный использовался в Италии, Австрии (4 самолёта), Португалии (10) и Швейцарии (3). Да, это звучит довольно необычно, но привычный нам «фашистский транспортник» (на родине любовно называемый «Тётушка Ю») успел повоевать так, что хватило бы и на других — середине 1930-х годов Ju-52 составляли две трети от всей бомбардировочной авиации люфтваффе! Даже во Второй Мировой войне эта заслуженная к тому времени машина воевала на стороне союзников Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии.

Схема транспортного самолета Ju-52

Схема германского транспортного самолета Ju-52



Конструкция транспортного самолета Ju-52

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолёта.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 шт) вдоль бортов. Военные модификации вооружались 2-3х 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17, позже 2х 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолёт и обратно.

Модификации транспортного самолета Ju-52

  • Ju-52ba — первый прототип с V-образным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-L88a мощностью 800 л.с. Первый полёт 13 октября 1930 года.
  • Ju-52bе — с двигателем BMW VIIaU мощностью 685 л.с. и двухлопастным деревянным винтом (позже четырёхлопастным). Переоборудован из первого прототипа в начале 1931 года.
  • Ju-52/1m — однодвигательный. В 1931-1935 годах изготовлено 6 самолётов.
    • Ju-52bi — с двухрядным звездообразным двигателем Астранг-Сиддли «Леопард» мощностью 800 л.с., поплавковым шасси, увеличенным рулём направления, усиленным крылом.
    • Ju-52сai — пассажирский, с двигателем BMW XIaU мощностью 800 л.с., салоном на 15 мест.
    • Ju-52сao — c двигателем Роллс-Ройс «Баззард» мощностью 825 л.с. В 1936 году переоборудован канадский Ju-52ce.
    • Ju-52ce — с двигателем BMW VIIaU и усиленным крылом. Изготовлено 4 самолёта (один из них на поплавках). 1 самолёт поставлен в Канаду.
  • Ju-52/3mba — самолёт президента FAI Бибеску. Отличался центральным двигателем Испано-Сюиза 12Nb (650 л.с.) с трёхлопастным винтом и боковыми 12Mb (525 л.с.) с двухлопастными винтами, большими коками винтов, водяными и масляными радиаторами увеличенной площади под крылом, хвостовым колесом. Изготовлен в 1932 году.
  • Ju-52/3mce — прототип трёхдвигательного, с двигателями Прэтт-Уитни «Хорнет» мощностью 600 л.с. с двухлопастными деревянными винтами, увеличенным размахом крыла, отсутствием капотов. Первый полёт 7 марта 1932 года.
  • Ju-52/3mce — серийный пассажирский с двигателями BMW «Хорнет» мощностью 525 л.с., остеклением кабины пилотов, отсутствием грузовых люков. Часть самолётов оснащалась «кольцами Тауненда». В 1932-1933 годах изготовлено 12 самолётов. Поставлялся в Колумбию (3 самолёта), Боливию (1), Швецию (1 поплавковый).
  • Ju-52/3mсi «Сампо» — экспортный для Финляндии с двигателями Прэтт-Уитни «Хорнет» T2D-1 (позже BMW.132Z-3), отсутствием капотов, трехёлопастным винтом центрального двигателя и двухлопастными боковых, отдельной дверью кабины экипажа, хвостовым колесом, радиопеленгатором. В комплект входили и поплавки. Изготовлен летом 1932 года.

Характеристики Ju-52

Транспортный самолет Юнкерс Ju-52 (Германия)
Страна: Германия
Тип: Транспортный самолет
Год выпуска: 1931 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 3х BMW 132T по 900 л.с.
Максимальная скорость: 290 км/ч
Практический потолок: 5900 м
Дальность полета: 1300 км
Масса пустого: 6510 кг
Максимальная взлетная масса: 10990 кг (9200 кг - нормальная взлетная)
Размах крыльев: 29,25 м
Длина: 18,90 м
Высота: 4,65 м
Площадь крыла: 110,5 кв.м.
Вооружение:1× 13-мм пулемёт MG 131, 2× 7,92-мм пулемёта MG 15, до 450 кг бомбовой нагрузки (только в военной модификации)
  • Ju-52/3mde — экспортный для Боливии с «кольцами Тауненда», прямоугольными окнами, отсутствием грузовых люков. Летом 1932 года изготовлено 2 самолёта.
  • Ju-52/3mfe — модернизированный с двигателями BMW «Хорнет» A-2, закрытыми капотами типа NASA, выхлопными коллекторами, конструкцией остекления пилотской кабины, обтекателями на колёсах шасси, пассажирским салоном на 17 мест, отсутствием разъёма фюзеляжа за пассажирской кабиной. В 1933-1934 годах изготовлено 15 самолётов.
    • Ju-52/3mf1e — летающая лаборатория института DVS. Переоборудован 1 самолёт.
  • Ju-52/3mge — пассажирский с двигателями BMW.132A-1 мощностью 660 л.с., усиленным планёром, хвостовым колесом. Выпускался в 1933-1934 годах. Поставлялся в Бразилию, Норвегию, Уругвай, Финляндию, ЮАС.
    • Ju-52/3mg1e — с двигателями BMW.132E.
    • Ju-52/3mg2e — с двигателями BMW.132A-3 мощностью 725 л.с.
    • Ju-52/3mSa3 — учебный. Выпущена небольшая серия.
  • Ju-52/3mg3e — вспомогательный бомбардировщик, с бомбосбрасывателями, оборонительным вооружением из 2 пулемётов MG-15 в верхней и нижней огневых точках, улучшенным радиооборудованием, протектированными топливными баками. Оснащался двигателями BMW.132A-3. Выпускался в 1934-1935 годах. После 1937 года все самолёты переоборудованы в траспортные (несколько из них — в штабные).
  • Ju-52/3mg4e — доработаннный, с усиленным шасси, грузовыми люками в потолке и правом борту, составом оборудования, отсутствием нижней турели и передней двери. Хвостовой костыль заменён колесом. Выпускался в 1935-1939 годах. Переоборудована часть 3mg3e. Поставлялся в Швейцарию.
    • Ju-52/3mg4e(Trop) (Ju.52/3mg9e) — тропический, с противопыльными фильтрами и улучшенной вентиляцией кабины, усиленным шасси, устройством для буксировки планёров. В 1942-1943 годах переоборудована часть самолётов.
    • Ju-52/3mg4e/Wa — самолёт сопровождения с экранированной турелью с 20-мм пушкой MG.151, 2 пулемётами MG-15 в бортах. В 1941 году на заводе «Везер» переоборудовано 12 самолётов.
  • Ju-52/3mg5e — военно-транспортный, с двигателями BMW-132T-2 мощностью 830 л.с., антиобледенительной системой, новым радиооборудованием, верхней огневой точной с пулемётм MG-15, гнёздами для пулемётов в бортах, отсутствием бомбардировочного оборудования и обтекателей шасси. Выпускался в 1939-1941 годах.
    • Ju-52/3mg5e(See) (Ju.52/3mg5eW) — поплавковый. Оснащался поплавками «Юнкерс» (водоизмещением 9,5 т) или «Хейкель» (11 т). У входной двери устанавливалась лестница, вдоль фюзеляжа под окнами — поручни.
  • Ju-52/3mg6e — транспортный с упрощённым радиооборудованием и отсутствием креплений для поплавков. Выпускался в 1939-1941 годах.
  • Ju-52/3mg7e — доработанный, с увеличенным грузовым люком в правом борту, 3 окнами по правому борту, прямой трубкой ПВД, наличием автопилота Сименс K40, отсутствием люка в потолке. Часть самолётов оснащалась передней стрелковой установкой. Выпускался в 1941-1942 годах.
  • Ju-52/3mg8e — с дополнительным люком в полу кабины. Самолёты последних серий оснащались двигателями BMW.132Z мощностью 850 л.с. Верхний пулемёт MG-15 заменён на MG.131. Часть самолётов оснащалась передней стрелковой установкой. Выпускался в 1941-1942 годах.
    • Ju-52/3mg8e(F) — десантный.
    • Ju-52/3mg8e(H) — учебный.
    • Ju-52/3mg8e(K) — транспортный для перевозки контейнеров.
    • Ju-52/3mg8e(N) — многоцелевой грузовой.
    • Ju-52/3mg8e(R) — военный пассажирский.
    • Ju-52/3mg8e(S) — санитарный.
    • Ju-52/3mg8e(St) — специальный транспортный для переброски наземного персонала ВВС, запчастей и оборудования.
  • Ju-52/3mg10e — с грузовым люком по типу 3mg5e, измененной конструкцией верхней створки грузового люка, 5 окнами в правом борту, отсутствием антиобледенительной системы. Выпускался в 1942-1943 годах.
  • Ju-52/3mg11e — вариант 3mg10e с антиобледенительной системой. Выпускался в 1942-1943 годах.
  • Ju-52/3mg12e — с бронезащитой экипаж, двигателями BMW.132L мощностью 800 л.с. В 1942 году изготовлена небольшая партия.
  • Ju-52/3mg14e — доработанный, со всасывающими патрубками карбюратора под двигателями, вытянутыми назад выхлопными патрубками, шасси по типу 3mg3e. Оборонительное вооружение состояло и пулемёта MG-131 в верхней турели и 2 MG-15 по бортам. Некоторые самолёты оснащались радиополукомпасом. Выпускался с ноября 1943 по январь 1944 года.
Ju-52/3m(MS) - минный тральщик

Юнкерс-52/3m(MS) — минный тральщик

  • Ju-52/3mho — с дизелями Jumo.205 мощностью 550 л.с. Для «Люфтганзы» в 1934 году изготовлено 2 самолёта.
  • Ju-52/3mlu — с двигателями Пьяджо «Стелла» X мощностью 700 л.с. (потом заменены на Альфа-Ромео 126RC.34 мощностью 800 л.с.). В 1934 году изготовлен 1 самолёт для Италии.
  • Ju-52/3m(MS) — минный тральщик. Половина самолётов оборудовалась большим дюралевым кольцом, установленным на подкосах под крылом и фюзеляжем, с обмоткой, по которой пропускался ток в 300 А. Другая оснащались контейнерами KK-Gerat с 30 небольшими зарядами для траления акустических мин. Оборонительное вооружение состояло из 3 пулемётов MG-17 (позже 1 пушки MG-151 и 2 пулемётов MG-131). В 1940-1942 годах переобрудовано несколько десятков самолётов различных модификаций.
  • Ju-52/3mnai — с двигателями Прэтт-Уитни «Уосп» S3H1-G мощностью 550 л.с. Отличался составом оборудования. В 1934 году изготовлено 3 самолёта. Поставлялся в Швецию и Великобританию.
  • Ju-52/3mreo — для работы в условиях высокогорья. Отличался двигателями BMW.132Da (BMW.132De) с цилиндрическими капотами. Поставлялся в Перу и Эквадор.
  • Ju-52/3mte — пассажирский с двигателями BMW.132G (BMW.132L). Выпускался в начале 40-х годов.
    • Ju.52/3ml2 — экспортный для Финляндии.
  • Ju-52/3mZ — пассажирский с салоном «люкс» с двигателями BMW.132Z-3. Выпущена небольшая серия для «Люфтганзы».
  • AAC-1 «Тукан» — французский вариант 3mg14e, с колёсами шасси от C-47, радиооборудованием, отсутствием вооружения. Часть самолётов оснащалась грузовой дверью с вертикальными створками. На самолётах поздних серий устанавливался триммер руля направления. Выпускался с конца 1944 года фирмой «Ателье эронавтик де Коломбэ». Изготовлено 415 самолётов и переоборудовано ещё 28 трофейных Ju-52. Поставлялся в Португалию, Чехословакию, Югославию.
  • C-79 — вариант Ju-52/3m для ВВС США с двигателями R-1690-23 мощностью 525 л.с., капотами от DC-2. В сентябре 1941 года реквизирован у эквадорской компании «Синдикато Кондор». В 1943 году продан Коста-Рике, в 1948 — перепродан Никарагуа.
  • CASA-352 (T.2B) — испанский вариант 3mg7e с советскими двигателями М-25А. Выпускался с июня 1945 года. Изготовлено 106 самолётов.
  • CASA-352L — с двигателями ENMASA-B3, верхним расположением воздухозаборников карбюраторов, удлинёнными выхлопными патрубками, наличием радиокомпаса с антенной в каплевидном обтекателе. Изготовлено 62 самолёта.
    • CASA-352LA-1 — грузовой и десантный.
    • CASA-352LA-3 — пассажирский.
    • CASA-352LC — учебный.
Поплавковый вариант ju-52

Поплавковый вариант самолета ju-52

Служба и боевое применение Junkers-52

Самолет Ju-52 оказался на удивление живучей и надежной машиной — многофункциональный, способный садиться на любой аэродром, в первый раз он принял участие в боевых действиях в 1932 году во время конфликта между Колумбией и Перу, а чуть позже — в войне между Боливией и Парагваем. Правда в чисто транспортном варианте. В качестве бомбардировщика Ju-52 был применен 3 августа 1936 года во время гражданской войны в Испании.

До лета 1937 г. легион «Кондор» использовал их для ударов по войскам, портам и городам, в том числе и Мадриду. 13 августа 1936 г. два юнкерса потопили республиканский линкор «Хайме 1». Важнейшей операцией была также переброска на Ju-52 15000 марроканцев в первые дни путча из Африки в Испанию. Появление в испанском небе истребителей И-16 и И-15 резко изменило ситуацию. Четвертого ноября 1936 г. над Мадридом советский истребитель И-15 сбил первый «юнкерс 52» и вскоре машины данного типа были выведены из состава боевых подразделений легиона «Кондор». Часть машин передали в транспортные части, остальные — в ВВС генерала Франко.

Уже в 1937 году Ju-52 «бомбардировщики» были признаны устаревшими и более в этом качестве непосредственно Германией не принялись. Начиная с 1938 года Ju-52 начал «карьеру» десантного самолета — 9 апреля 1940 года в Норвегии десант высаживали одновременно 571 «Юнкерс»-52, но и гибли эти самолеты тоже с эпичным размахом — только во время десантной операции над островом Крит, погибло порядка 170 Ju-52. Во второй мировой войне использовался в качестве транспортного, десантного, бомбардировщика, буксировщика планёров, минного тральщика, учебного, санитарного, связного на всех фронтах, вплоть до победы союзников.

С первых дней Великой Отечественной войны Ju-52 действовали в составе всех четырех воздушных флотов Люфтваффе, привлеченных к нападению на СССР. Каждому флоту, в том числе и N 5, воевавшему на Севере, была придана авиагруппа специального назначения. Общая численность транспортной авиации составила 256 самолетов. Кроме того, несколько Ju 52 входило в состав дальнеразведывательных авиагрупп. Основная нагрузка легла на транспортные соединения с зимы 1941 г., когда возникла необходимость в снабжении окруженных группировок Вермахта.

Первой такой широкомасштабной операцией стал Демянский воздушный мост, интенсивно работавший с 20 февраля по 21 апреля 1942 г. ВВС Германии совершили 33086 вылетов и перевезли 64844 тонны грузов, потеряв при этом 265 самолетов «юнкерс-52». К осуществлению операции были привлечены не только транспортные части Восточного фронта, но и самолеты из летных школ Германии, части из Западной Европы и Северной Африки.

Еще больший объем снабжения необходимо было перебросить в сталинградский «котел». Шестая армия Паулюса с 24 ноября 1942 г. по 2 января 1943 г. получала все необходимое только по воздуху. И хотя транспортные задачи решали самолеты различных типов, более половины наличного парка составляли Ju 52 (максимальная численность — 368 машин). Они перевезли за время операции 8112,8 тонн грузов. Потери составили 269 машин. В это число не вошли потери на аэродромах в результате действий советских ВВС, а также танковых рейдов. Только прорыв на базу в Тацинской 24-го танкового корпуса генерала Баданова стоил немцам 55 Ju 52 и 250 человек личного состава.
В дальнейшем объем задач по снабжению окруженных группировок все возрастал. Кубань, Крым, Корсунь-Шевченковский «котел». Многочисленные города-крепости зимой 1944-45 годов также служили конечными пунктами на полетных картах «юнкерсов-52». Теперь тихоходные транспортники работали только ночью, но и это не спасало их от потерь. Так, на снабжении Будапешта было потеряно 52 Ju 52, а воэдушный мост в Бреслау обошелся ВВС Германии в 165 транспортных Ju 52.

Гражданские варианты Ju-52 эксплуатировались 30 авиакомпаниями 25 стран, и даже после войны находились в производстве в Испании и Франции. Последние «Юнерсы»-52 были сняты с эксплуатации (Швейцария) только в 1982 году.

Сброс десанта с самолетов Ju-52

Сброс десанта с самолетов Ju-52

 

 

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Котельников В.Р. Транспортный самолёт Юнкерс Ju.52/3m», 2004.