[snip text=»Краткая справка: Советский истребитель И-16 конструкции Н. Поликарпова. Хорошо проявил себя во время Гражданской Войны в Испании, к началу Великой Отечественной войны устарел. Отличался очень высокой маневренностью, и даже на излете боевой карьеры, в опытных руках творил чудеса.»]
Содержание
История истребителя И-16
- Испании — от 293 до 422 самолётов, поставленных из СССР, 14 самолётов собственной сборки
- ВВС националистической Испания — 52 трофейных самолёта. Наиболее долгая эксплуатация (до 1953 г.)
- ВВС Гоминьдана — не менее 82 самолётов советской постройки, около 32 собственных копий
- Люфтваффе — несколько сотен трофейных машин.
- ВВС Финляндии — 7 трофейных самолётов
- ВВС Королевства Румыния — 16 трофейных самолётов
- ВВС Японии — 3 трофейных самолёта
- ВВС Польши — 4 самолёта
- ВВС Монголии — 30 самолётов
В СССР, в некоторых боевых частях эти самолёты эксплуатировались до 1944 года, а на Дальнем Востоке И-16 оставались в строю до августа 1945 года (888 ИАП). В Испании И-16 состояли на вооружении до 1953 года.
Конструкция истребителя И-16
Характеристики И-16 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1933 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х М-63, мощностью 900 л.с. |
Максимальная скорость: | 462 км/ч |
Практический потолок: | 9700 м |
Дальность полета: | 440 км |
Масса пустого: | 1382,5 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1882 кг |
Размах крыльев: | 9,004 м |
Длина: | 6,13 м |
Высота: | 3,25 м |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 4х авиационных пулемета ШКАС, 7,62 мм |
Характеристики приведены для И-16 тип 24
Модификации истребителя И-16
- ЦКБ-12 — прототип. Изготовлен на заводе №39.
- ЦКБ-12П (И-16П) — прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе №39.
- ЦКБ-18 — опытный штурмови с увеличенным размахом крыльев, бронезащитой кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением. Изготовлен в 1935 году.
- ЦКБ-29 (СПБ, «изделие164») — скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен в 1936 году.
- И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) — первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935 годах на заводах №39 и №21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на заводе №21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
- И-16 тип 5 — самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт «Циклон» F-3). Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси. Поставлялся в Испанию и Китай.
- И-16 тип 6 — истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части фюзеляжа). В 1937 году на заводе №21 изготовлено 30 самолётов.
- И-16 тип 9 — штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался в конце 1937 года.
- И-16 тип 10 — истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками. В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай. В Испании часть самолётов (эскадрилья №4 под командованием А.Ариаса) была оснащена американскими двигателями Райт «Циклон» F-54 и кислородными приборами. Всего изготовлено 934 самолёта.
- И-16 тип 11 — штурмовик с неубирающимся шасси. Разработан на заводе №21.
- И-16 тип 12 — истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе №21 в 1937-1938 годах.
- И-16 тип 17 — пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на заводе №21. Изготовлено 314 самолётов.
- И-16 тип 18 — истребитель с двигателем М-62. На заводе №21 в 1939 году изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
- И-16 тип 19 — вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался с 1939 года.
- И-16 тип 20 — истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания в 1939 году.
- И-16 тип 24 — истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС. Выпускался на заводах №21 и №153.
- И-16 тип 27 — пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
- И-16 тип 28 — пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
- И-16 тип 29 — истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС. Выпускался с 1940 года.
- И-16В — высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе №156 переоборудовано несколько самолётов.
- И-16П — пушечный. Отличался двигателем Райт «Циклон». Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
- И-16П (ЦКБ-12П) — пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана. Переоборудован из И-16 тип 10.
- И-161 — модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
- И-161 (второй) — облегчённый вариант И-16. Разработан в 1937 году.
- И-163-1 — эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена до 1600 кг.
- И-163-2 — вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
- И-164 (И-16с) — истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
- И-165 (И-16бис) — модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.
- И-166 — облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
- УТ-2 (8211) — учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе №21. Изготовлено 3 самолёта.
- УТИ-2 тип 14 — серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937 годах на заводе №21.
- УТИ-3 — учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан в 1935 году.
- УТИ-4 тип 15 — учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся шасси. Выпускался на заводах №21, №153 и №458. Изготовлено 3189 самолётов.
- УТИ-4Б тип 15Б — боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым колпаком. Разработан на заводе №458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
- C.8 — испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено 14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
- «Чжун 28-Цзя» — китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт «Циклон» R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Истребитель И-16 (Маслов М. ). - М.: М-Хобби, 1997.