[snip text=»Краткая справка: Советские легкие крейсеры проекта 26 времен Второй Мировой войны: «Киров» и «Ворошилов». История создания, характеристики и боевая служба легких крейсеров с вооружением тяжелых»]
Содержание
Итальянский прототип для советских крейсеров
В конце 1920-х г.г. не один из флотов СССР не мог похвастаться большим количеством современных боевых кораблей, особенно плачевной была ситуация с кораблями крупного водоизмещения. Из более-менее современных проектов РККФ располагал разве только тремя крейсерами типа «Светлана», но, и эти корабли были заложены ещё до революции.
Первые опыты в проектировании даже относительно небольших сторожевых кораблей типа «Ураган» показали, что подготовка специалистов, оборудование, производственные мощности — всё это стране Советов только-только предстояло создать, а ведь на это уйдут годы и миллиарды вложенных рублей.
Современный, мощный флот нужен был уже сейчас, поэтому, единственным разумным средством для руководства РККФ в то не простое время, стали попытки купить военные корабли за рубежом. Однако, во-первых, обстановка в мире была такой, что добровольно, да ещё по сходной цене не одна ведущая военно-морская держава со своими новыми судами расставаться не желала, а во-вторых, уже тогда СССР рассматривался на Западе как прообраз «империи зла», вооружать который на свой страх и риск было опасно.
И все-таки, переговоры о покупке кораблей велись.
История создания легких крейсеров типа «Киров» проекта 26
Поздней осенью 1930 года специальная флотская комиссия под руководством начальника Технического управления УВМС РККА А. К. Сивкова в Италии вела переговоры о приобретении для СССР ряда военных кораблей разных типов, в том числе и лёгких крейсеров, главным образом лёгких скоростных крейсеров типа «Кондотьери».
Строить суда для СССР итальянцы отказались наотрез, но не имели ничего против того, чтобы Советский Союз организовал постройку похожих кораблей на своей территории, под присмотром итальянских специалистов.
Летом 1932 года комиссия ВМС и «Союзверфи» при участии главного инженера ЦКБС-1 В. А. Никитина подписала с фирмой «Ансальдо» договор о предоставлении советской стороне одного комплекта энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера типа «Раймондо Монтекукколи», представлявшего собой увеличенный и более сбалансированный крейсер типа «Кондотьери», вместе с теоретическим чертежом. Согласно договору итальянская сторона также брала на себя консультации по проектированию и техническую помощь в организации стапельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.
Согласно советскому техзаданию, новый крейсер должен был иметь четыре 180-мм орудия, четыре 100-мм универсальных и четыре 45-мм зенитных орудия, четыре 12,7-мм пулемета, два трёхтрубных торпедных аппарата, четыре двухместных истребителя ДИ-6 на двух катапультах; максимальную скорость хода 37—38 узлов, дальность плавания экономическим ходом 3000 — 3600 миль и стандартное водоизмещение не более 6000 т. Был предусмотрен и вариант с тремя двухорудийными башнями — две на носу и одна на корме.
Предэскизное проектирование было поручено кораблестроительной секции Научно-технического комитета (НТК) под руководством Ю. А. Шиманского. Проекту был присвоен номер 26.
На самом деле, даже в общих чертах советский крейсер напоминал итальянский прототип очень отдаленно. О слепом копировании итальянских идей речь не шла.
Вооружение корабля проекта 26 было ещё более усилено по сравнению с первоначальным проектом, была изменена схема бронирования, расположение артиллерийских погребов, кормовые обводы корпуса, конструкция форштевня. Изменения коснулись даже системы набора корпуса: в отличие от поперечной итальянской схемы, корпус советского крейсера решили строить по смешанной системе: в средней части использовалась продольная система со шпацией рамных шпангоутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении трёх любых смежных отсеков. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Вследствие изменения системы набора и значительного увеличения толщины палубной брони, корпуса крейсеров проекта 26 были значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.
Главные турбозубчатые агрегаты были модифицированы с целью увеличения мощности. По предварительным расчетам ожидалось, что при водоизмещении около 7700 тонн крейсер разовьет на испытаниях не менее 37 узлов при форсировке турбин до 126 500 л.с.
Корабли проекта 26, хотя и сдавались флоту не без нареканий, тем не менее, полностью соответствовали проекту и даже по некоторым параметрам превосходили расчеты. Фактически Советскому Союзу удалось построить крейсер на уровне лучших зарубежных образцов, обладающий размерностью и водоизмещением легкого крейсера, но несущий комплект вооружения достойный тяжелого крейсера.
Скоростные, мощные, отличавшиеся весьма эффективными средствами борьбы за живучесть и развитыми средствами автоматизации управления огнём, крейсеры «проекта 26» стали первыми крупными надводными кораблями советского флота новой постройки, спущенными на воду после революции.
Характеристики легкого крейсера проекта 26 («Киров») |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий крейсер |
Дата выпуска: | Указаны в тексте |
Водоизмещение: | 7 970 т (стандартное), 8 675 т (нормальное), 9550 т (полное). |
Длинна: | 191,16 м |
Ширина: | 17,7 м |
Осадка: | 7,22 м |
Бронирование: | Борт, нижняя палуба и траверсы: 50 мм, боевая рубка: 150 мм, башни: 50 мм |
Экипаж: | 881 человек |
Силовая установка: | 2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов, суммарная мощность: 122 500 л.с. |
Дальность хода: | 2140 миль |
Максимальная скорость: | 34 узла |
Вооружение: |
|
Авиагруппа: | 2х гидросамолета КОР-1 |
Характеристики приведены для легкого крейсера «Ворошилов»
Особенности конструкции легких крейсеров типа «Киров» проекта 26
Корпус легких крейсеров типа «Киров» был клепаным, с полубаком и транцевой кормой. Он имел полубак, две палубы — верхнюю и нижнюю (броневую) и две платформы. Система набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм.
Броневая защита корабля состояла из бортового броневого пояса гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (с погружением в воду на 1,3 м). Вместе с броневыми траверзами на 61-м и 219-м шп. и броневой (нижней) палубой также толщиной 50 мм этот пояс образовывал 121-м цитадель (64,5% длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоустановкой, штурманский пост, погреба боезапаса. Броней 50—150 мм защищалась также боевая рубка, башни главного калибра, рулевое и румпельное отделения (20 мм), а также посты наводки торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизированные посты наводки и щиты 100-мм орудий (7 мм).
Артиллерия главного калибра состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Орудие Б-1-П было спроектировано в КБ завода «Большевик» и запущено в производство в 1932 году. Орудие Б-1-П обеспечивало начальную скорость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и максимальную дальность стрельбы 37,5 км. Ствол длиной 57 калибров был лейнированным с возможностью замены лейнеров в условиях корабля без выема качающейся части из башни. Затвор — поршневой, двухступенчатый, с грузовым уравновешиванием, открывающийся вверх. Первые орудия, установленные на «Кирове», к 1941 году пришлось заменить новыми, с более глубокой нарезкой. Это обеспечило доведение живучести ствола до 320 боевых выстрелов против прежних 50—70.
Зенитная артиллерия дальнего боя включала шесть 100-мм универсальных установок Б-34, расположенных на кормовой надстройке, по три на борт (две батареи). Для каждого орудия предусматривалось по 300 патронов со снарядами массой 15,8 кг (фугасным, ныряющим, осветительным беспарашютным или дистанционной гранатой). Погреба 100-мм патронов находились на 1-й платформе по бортам (от кормового машинного отделения) между 191-м и 201-м шп.
Каждое орудие имело свой элеватор. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт», состоящей из двух стабилизированных по углу крена постов наводки (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитным автоматом стрельбы (ЗАС) и СССП. Они располагались побортно на 3-м ярусе носовой надстройки. В СПН находились посты командиров батарей 100-мм орудий. Центральные посты МПУАЗО с автоматами стрельбы размещались на 1-й платформе побортно (у погреба 3-й башни) между 207-м и 212-м шп.
Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из шести 45-мм универсальных полуавтоматических орудий 21-К и четырех 12,7-мм пулеметов ДШК. Специальной системы управления она не имела, целеуказание осуществлялось командирами батарей. Дистанция до цели измерялась дальномерами ДМ-1,5. Пушки размещались на носовой и кормовой надстройках — две батареи по три орудия, а пулеметы — на носовой надстройке. Боезапас: для установок 21-К — по 600 патронов на ствол, в перегруз — 650 патронов; для пулеметов — по 12 500 патронов.
На крейсера устанавливались два 533-мм торпедных аппарата 39-Ю (пороховая стрельба), разработанные в 1935—1936 годах. Они имели три трубы и возможность растворения крайних труб на 7°. Торпедные аппараты снабжались приборами центральной полуавтоматической наводки, входящими в состав систем приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния».
В перегруз крейсер принимал на верхнюю палубу мины заграждения: 164 мины обр. 1912г. или 100 мин КБ-1. Для приемки мин на верхней палубе предусматривались рельсы протяженностью 270 м. Сбрасывание мин в воду осуществлялось по двум кормовым скатам.
Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.
Авиационное вооружение состояло из катапульты и двух самолетов, которые предназначались для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта размещалась в средней части корабля между трубами. Взлет осуществлялся при развороте катапульты на угол в пределах 60—120°. Самолеты стояли на специальных площадках у первой трубы.
История службы легких крейсеров типа «Киров» проекта 26
Легкий крейсер «Киров»
(Построен по проекту №26 на заводе №189. Заложен: 22 октября 1935 года, спущен на воду: 30 ноября 1936 года, вошел в состав флота в 26 сентября 1938 года, выведен из состава флота: 22 февраля 1974 года. Балтийский флот).
Строительство крейсера «Киров» шло с большим трудом, многочисленные поломки и дефекты, срыв сроков на постройке головного корабля «проекта 26» стали едва ли не нормой. Удивляться тут было нечему — постройка громадного корабля, особенно принципиально нового для страны типа, это всегда большое испытание для промышленности. К сожалению, главный строитель «Кирова» — военинженер 2 ранга Н. В. Григорьев поплатился за это головой. После очередной порции дефектов на испытаниях, его арестовали и приговорили к расстрелу, а всего через год арестовали и его сменщика — В.Л. Бродского.
Крейсер, как говорят, мог бы и вообще не заступить на службу — на одном из заключительных этапов испытаний, одна из учебных торпед выпущенных с него, по какой-то причине описала круг и врезалась в борт корабля (за это арестовали председателя комиссии по приемке корабля А. К. Векмана). Тем не менее, все огрехи все-таки были устранены и корабль в итоге был признан полностью готовым к несению боевой службы.
С конца 1939 года «Киров» базировался в Таллине, а в декабре 1939 года принял боевое крещение — участвовал в обстреле Финской батареи на о. Руссарэ.
В августе 1940 года «Киров» участвовал в больших учениях флота в устье Финского залива. 1 сентября он во главе ОЛС совершил переход из Таллина в Лиепаю под флагом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова. Осенью 1940-го крейсер ушел в Кронштадт на гарантийный ремонт и для замены лейнеров орудий главного калибра.
22 июня 1941 года «Киров» встретил на Рижском рейде, под флагом командира отряда легких сил вице-адмирала В.П.Дрозда, и уже днем вступил в бой, отражая налет фашистской авиации на город и корабли.
1 июля «Киров» прибыл в главную базу флота — Таллин. С 22 по 27 августа 1941 года «Киров», находясь на Таллинском рейде, вел огонь по скоплению войск противника и отражал налеты авиации. Вечером 27 августа «Киров», совместно с другими кораблями Балтийского флота, прикрывал эвакуацию сухопутных частей из Таллина. 29 августа «Киров» бросил якорь на Кронштадтском рейде благополучно завершив переход из Таллина.
В ночь с 3 на 4 сентября 1940 года, крейсер вел огонь по войскам противника на Карельском перешейке, выпустив 85 снарядов главного калибра. С 4 по 6 сентября он выполнил более 30 стрельб, помогая своим огнем частям 23-й армии остановить неприятеля на приморском участке, на рубеже р.Сестра. Корабль принимал участие в отражении сентябрьского наступления на Ленинград, 7 сентября вел огонь по южному берегу залива в районе Ораниенбаума, а 8-го, совместно с линкором «Октябрьская революция», обстреливал немецкие войска в районе Дятлицы-Кипень.
23 сентября, во время авианалета, крейсер получил два прямых попадания. Одна бомба попала в палубу полубака правого борта на 110-м шп. и взорвалась при прохождении через каюты начсостава. Вторая, пробив верхнюю палубу в районе 100-го шп., упала на нижнюю броневую палубу и не взорвалась.
4 апреля 1942 года, при массированном налете на Ленинград, на крейсер было сброшено 10 бомб, из которых 9 разорвались вблизи борта, а одна попала в корабль в районе 273-го шп.—она пробила две палубы, борт и разорвалась уже в воде. Вышли из строя дальномеры КДП, повредило две артустановки — 45-мм и 100-мм, наружная обшивка и палубы получили значительные вмятины.
24 апреля фашистская авиация нанесла третий массированный удар, во время которого «Киров» получил прямые попадания трех авиабомб и одного шестидюймового снаряда.В результате бомбежки крейсер полил значительные повреждения. Начавшийся вскоре ремонт корабля занял два месяца. Зенитное вооружение крейсера усилили; вместо шести установили восемь 100-мм орудий; вместо катапульты — три 37-мм автомата; 45-мм пушки на кормовой надстройке заменили 37-мм автоматами, число которых было доведено до 12; установили дополнительно два счетверенных 12,7-мм пулемета «Виккерс».В 1943 году верхнюю палубу крейсера покрыли броневыми плитами толщиной 35 мм в два слоя. Общий вес плит составил 270 т.
27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужество и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награждён орденом Красного Знамени.
В январе 1944 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. «Киров», вместе с другими кораблями эскадры, огнем своей артиллерии поддерживал наступление 42-й армии.
В июне 1944 года «Киров», заняв огневую позицию в Ленинградском торговом порту, огнем главного калибра разрушал доты и дзоты «линии Маннергейма», обеспечивая наступление войск Ленинградского фронта на выборгском направлении.
17 октября 1945, во время выхода на учебные стрельбы, «Киров» подорвался на немецкой магнитной донной мине. Крейсер получил серьезные повреждения, ремонт продолжался до конца 1946 года. С ноября 1949 по апрель 1953 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию в Ленинграде у стенки завода № 194.
29 апреля 1958 года заслуженный корабль вывели из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой, но 6 сентября 1960-го он был расконсервирован, введен в строй и передан в состав ЛенВМБ, а 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер.
22 февраля 1974 года крейсер исключили из состава ВМФ и передали в ОФИ для разборки на металл. Две его носовые артиллерийские башни решили сохранить — ныне они установлены на Морской набережной на Васильевском острове в качестве памятника знаменитому кораблю.
Легкий крейсер «Ворошилов»
(Построен по проекту №26 на заводе №198. Заложен: 15 октября 1935 года, спущен на воду: 28 июня 1937 года, вошел в состав флота в 20 июня 1940 года, выведен из состава флота: 2 марта 1973 года. Черноморский флот).
После вступления в строй легкий крейсер «Ворошилов» вошел в состав отдельных легких сил Черноморского флота в качестве флагманского корабля, на нем держал свой флаг контр-адмирал Т.А.Новиков. Корабль отрабатывал задачи боевой подготовки, как одиночные, так и в составе отряда. С 14 по 20 июня 1941 года участвовал в больших учениях флота, проводимых совместно с войсками Одесского военного округа
25 — 26 июня 1941 года крейсер «Ворошилов» участвовал в операции по нанесению артиллеристского удара по Константе. 19 сентября вел огонь по скоплению войск противника в районе Перекопа. 24 — 25 сентября крейсер в сопровождении эсминца «Смышленый» перебазировался из Севастополя в Новороссийск, где длительное время стоял у Элеваторной пристани.
2 ноября «Ворошилов» подвергся налетам немецкой авиации. В крейсер попали две 250-кг бомбы, вызвавшие серьезные разрушения. Для проведения ремонта «Ворошилов» был переведен в Поти, где ремонтировался до середины марта 1942 года.
18 марта и 2 апреля «Ворошилов» выходил в Феодосийский залив для обстрела позиций немецких войск. 10 и 11 мая, совместно с лидерами «Ташкент» и «Харьков», «Ворошилов» производил обстрел немецких войск в районе Таш-Алчин. 27 мая «Ворошилов», совместно с эсминцами «Сообразительный» и «Свободный», осуществил переброску 9-й бригады морской пехоты из Батуми в Севастополь.
1 декабря 1942 года крейсер «Ворошилов», в сопровождении эсминца «Сообразительный», вышел для обстрела порта Сулина, но не дойдя до места назначения «Ворошилов», был поврежден близкими разрывами двух мин и вынужден был вернуться в Поти. 10 декабря «Ворошилов» встал на завод № 201 в ремонт, пролившийся до 30 января 1943-го.
31 января 1943 г крейсер «Ворошилов» и эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» и «Сообразительный» вышли в море для нанесения артиллерийского удара по позициям противника на участке гора Колдун — цементные заводы, осуществляя поддержку частям 47-й армии в прорыве обороны противника.
В ноябре 1944 «Ворошилов» перебазировался в Севастополь, где оставался до конца войны.8 июля 1945 года крейсер был награждён орденом Красного Знамени.
В 1946 году крейсер был поставлен в северный док завода № 497, и на нем провели доковые и неотложные работы. В дальнейшем «Ворошилов» входил в 50-ю дивизию крейсеров Черноморского Флота.
В апреле 1954-го «Ворошилов» был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию на Севморзаводе № 497 в Севастополе. Но 17 февраля 1956-го его вывели из боевого состава флота, разоружили и 7 августа 1959 г. переклассифицировали в опытовое судно «ОС-24» для испытаний новых видов ракетного оружия.
До 31 декабря 1961 года бывший крейсер прошел модернизацию и был переоборудован по «проекту 33», а в период с 11 октября 1963 по 1 декабря 1965 года — по проекту «ЗЗМ». 6 октября 1972 года его переклассифицировали в плавказарму ПКЗ-19, а 2 марта 1973-го исключили из списков флота и передали для разборки на металл.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет