Содержание
История создания броненосных крейсеров типа «Асама»
Изначально само понятие «крейсер» предполагало вполне конкретную роль в морской войне. Задача крейсера — «встать» на морские коммуникации противника, и свести на нет его морскую торговлю. Соответственно идеальный крейсер имеет хорошую мореходность, высокую автономность, он вооружен достаточно для того, чтобы в морском сражении потопить вооруженный торговый пароход или миноносец, и достаточно скороходен, чтобы «убежать» от любого опасного преследователя. Крейсер — это дальний разведчик и, если хотите, «корсар». Кораблю такого типа даже серьезное бронирование не обязательно — задачи у него совсем другие.
С этой точки зрения, японские крейсеры «Асама» и «Токива» выглядят какими-то антиподами устоявшихся традиций. Не слишком мореходные и автономные, эти корабли были вооружены громадными (по крейсерским меркам) 203-мм орудиями и несли броню, дающую им возможность вести бой в составе эскадры броненосцев, без риска пойти ко дну от близкого разрыва 305-мм снаряда. Все дело в том, что «Асама» и «Токива» действительно были не совсем крейсерами… это были охотники за крейсерами.
Если основной задачей классического крейсера была охота на «купцов», то «Асама» охотился уже на самих морских охотников, а также оказывал поддержку «старшим товарищам» — броненосцам в эскадренном бою. Любопытно, что если рассматривать непосредственно схему бронирования «Асамы» и его систершипа, то сразу бросается в глаза очевидная деталь: по размещению броневого пояса, его толщине и длине, «Асама» — это скорее «маленький броненосец», чем «большой крейсер». Также считали и японские адмиралы.
Проект крейсеров типа «Асама» создал английский корабел Филип Уаттс на основе проекта чилийского крейсера «О’Хиггинс», но с лучшей защитой, более мощным и лучше расположенным вооружением. «Асама» стал одним из последних и самых мощных английских «эльсвикских» крейсеров — громадного семейства «экспортных» английских крейсеров строившихся преимущественно для не самых богатых, но весьма амбициозных заказчиков. И нужно отметить, что конструкторам удалось создать действительно уникальный во многих отношениях проект — создать корабль близкий по вооружению и бронированию к броненосцам, а по скорости не уступающий «обычным» крейсерам — к этому стремились многие, однако первыми достичь таких результатов на практике, удалось, пожалуй, именно англичанам.
Как уже говорилось, в отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей японских кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами. Фактически именно «Асама» и подобные ему, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров-дредноутов, появившихся вскоре после завершения русско-японской войны.
Конструкция броненосных крейсеров типа «Асама»
Главной особенностью японских крейсеров «Асамы» и «Токивы» стало их бронирование: главный броневой пояс по длине достигал 66% от длины судна, а толщина составляла от 178 мм (в центре) до 89 мм (в оконечностях). Для сравнения: у мощнейшего японского эскадренного броненосца «Микаса» эти показатели составляли: 50% при толщине 178-229 мм. Неплохо для крейсера, верно?
Горизонтальную защиту цитадели крейсеров обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей. Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии. Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.
Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля.
Полную скорость эти крейсера показали на 4-часовом пробеге с форсированной тягой. Реальная продолжительная скорость составляла 19-19.5 уз.
Относительно небольшая дальность плавания и невысокая мореходность отчасти объясняются предназначением крейсеров для действий на закрытом театре.
Размещение части средней артиллерии в казематах ниже верхней палубы при низком надводном борте могло привести к невозможности ведения из них огня на волнении. Это подтвердилось впоследствии в ходе I мировой войны в сражении у мыса Коронель, когда британские броненосные крейсера с подобным расположением артиллерии не могли вести огонь из орудий нижних казематов.
Вооружение крейсеров типа «Асама» состояло из 4-х орудий калибра 203 мм (8 дюймов) в двухорудийных башнях на носу и корме. Боекомплект башен главного калибра находился непосредственно в самих башнях (80 выстрелов на орудие). Хотя это и ставило под угрозу безопасность всего крейсера при пробивающем броню попадании в башню, но, вместе с стем, позволяло добиться неплохой скорострельности, достигающей трех выстрелов в минуту.
Промежуточный калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм (150 выстрелов на ствол). 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 — в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.
Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).
Характеристики | |
---|---|
Страна: | |
Тип: | |
Год выпуска: | |
Экипаж: | |
Двигатель: | |
Максимальная скорость: | |
Практический потолок: | |
Дальность полета: | |
Масса пустого: | |
Максимальная взлетная масса: | |
Размах крыльев: | |
Длина: | |
Высота: | |
Площадь крыла: | |
Вооружение: |
История службы броненосных крейсеров типа «Асама»
Броненосный крейсер «Асама»
Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., укомплектован 18 марта 1899 г. (Англия)
9 февраля 1904 г. «Асама» был «главным калибром» японской эскадры атаковавшей российский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» на рейде корейского Чемульпо. Даже без учета остальных 5-и японских крейсеров, для уничтожения «Варяга» хватило бы одного «Асамы», чей броневой пояс снарядами «Варяга» даже не пробивался. 3 попадания с «Асамы» были самыми чувствительными для русского крейсера. В ответ, по русским данным на «Асама» был разрушен задний мостик и случился пожар, однако японская сторона эти сведения не подтверждает.
Впоследствии, весь 1904 г. «Асама» действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море 28.07.1904 г., где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».
Серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где вынужден был в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана. Получил 12 попаданий от броненосца «Император Николай I» (3 — 305-мм, 2 — 254-мм), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма, имел обширные затопления. В общей сложности «выпадал» из боя примерно на три часа.
В качестве вспомогательного боевого корабля нес службу вплоть до 1920- х г.г.
С 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны, частично разоружен (4х203, 4х152, 2х80 зен., 2х450-мм ТА). С 1937 г. — учебный корабль.
Исключен из списков флота и разобран на металл в 1947 г.
Броненосный крейсер «Токива»
Заложен в январе 1898 г., спущен на воду 6 июля 1898 г., укомплектован 18 мая 1899 г. (Англия)
Участвовал в русско-японской войне в составе 2-го боевого отряда 2-й эскадры японского императорского флота. Участник блокады Владивостока, 14 августа 1904 в ходе боя с владивостокским отрядом крейсеров получил повреждения у о. Ульсан, и ушел на ремонт.
27-28 мая 1905 г. принял участие в Цусимском сражении, где получил 7 попаданий, однако в целом сохранил боеспособность. После войны прошел модернизацию и был переоснащен новыми котлами Бельвиля, после чего вернулся в строй.
Во время Первой Мировой войны участвовал в блокаде порта Циндао, осенью 1914 г в составе японско-английской эскадры адмирала Тотиная Сёдзиро искал германские рейдеры в Индийском океане, затем вплотьб до 1917 г. нес преимущественно патрульную службу в районе Гавайских островов.
С 1917 по 1919 г. выполнял задачи учебного судна, в 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны.
С 30.09.1922 г. переоборудован в минный заградитель (300 мин) и частично разоружен — сняты орудия из нижних казематов, кормовая башня. При взрыве мин 1.08.1927 г. на его борту погибло 35 и ранено 68 человек.
Потоплен американской авиацией 8.08.1945 г. в Майдзуру и исключен из списков флота. Корпус корабля разобран на металл в 1947 г.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ Японии