История создания крейсеров типа «Светлана»
Легкие крейсеры типа «Светлана» (головной корабль носил то же название, в честь крейсера 1-го ранга «Светлана», погибшего в Цусимском сражении, 1905 г.), по замыслу адмиралтейства открывали новую страницу истории отечественного кораблестроения. Быстроходный, в то же время довольно крупный корабль с сильным вооружением, в отличие от предшественников — бронепалубных крейсеров, «Светлана» был больше предназначен для эскадренного боя, в частности имел бортовое бронирование и отличался очень хорошей мореходностью.
Основные задачи которые должны были решать крейсера типа «Светлана»: поддержка эскадренных миноносцев и разведка при эскадре. При этом основной акцент был сделан именно на борьбе с кораблями противника — корабль должен был иметь возможность уничтожить любого противника не уступающего ему по классу. В этом плане как нельзя кстати приходились 15х 130 мм орудий и скорость хода в 29 узлов, что даже по меркам 30-х годов было очень хорошим показателем.
Однако, крейсера типа «Светлана», как и многие другие боевые корабли российского флота начала 20-го века сочетали как поразительные новшества (паровая турбина), так и поразительные архаизмы (почти все орудия главного калибра крейсеров «Светлана» размещены в казематах, а не башнях). Вдобавок к этому, заложенные в среднем на 4-2 года позднее (1913 г.), чем суда аналогичного назначения ведущих морских держав, крейсера «Светлана» ещё и получили серьезную задержку в строительстве. Заказанные в Германии механизмы, по понятным причинам, до адресата не дошли, пока разбирались с оборудованием из Англии, грянула Октябрьская революция, затем гражданская война, а после этого стало понятно, что достраивать корабль по старому проекту уже не имеет смысла.
Из восьми заложенных в 1913 году крейсеров типа «Светлана» (по 4 единицы, для Балтийского и Черноморского флотов), только 3 были достроены фактически: «Светлана» (1928 г (!!!) для балтики, «Адмирал Нахимов» (1927 г.) и «Адмирал Лазарев» (1932 г.) для Черного моря. Всем троим к этому времени присвоили другие названия, в том же порядке: «Профинтерн», «Червона Украина», «Красный Кавказ», причем многострадальную «Светлану/Профинтерн» спустя ещё несколько лет переименовали в «Красный Крым», и также перевели на Черноморский флот, где три примерно одинаковых корабля хотя бы можно было собрать в единую крейсерскую бригаду.
Крейсеры «Красный Крым», «Красный Кавказ» и «Червона Украина»
Крейсеру «Красный Кавказ» дополнительная задержка в строительстве пошла на пользу — ещё не введенный в строй корабль прямо на стапеле прошел модернизацию и к моменту зачисления во флот мог считаться вполне современным кораблем. На двух других была произведена лишь замена зенитной артиллерии.
С началом Второй Мировой войны все три крейсера проекта «Светлана» активно действовали на море осуществляя поддержку войск огнем. В ноябре 1941 года во время обороны Севастополя крейсер «Червона Украина» погиб в бою, но два других сражались до изгнания врага с побережья, получив статусы гвардейских кораблей.
Как будто в награду за то, что их ввод в строй затянулся на долгие годы, два оставшихся крейсера проекта «Светлана», также получили и долгую жизнь. Переведенные в разряд учебных кораблей, они до начала 50-х продолжали службу, пока в 1955 г. (Красный Кавказ) и 1957 г. (Светлана/Профинтерн/Красный Крым) не были исключены из списков флота.
Легкие крейсера «Светлана» были прекрасным проектом — сильный, быстрый крейсер, как раз то, что было необходимо российскому флоту и в первой и во второй мировых войнах. К большому сожалению, они «не успели» на первую, и немного «опоздали» на вторую. Это однако, не помешало вписать их имена золотыми буквами в яркую и насыщенную историю отечественного кораблестроения.
Легкий крейсеры проекта «Светлана» |
|||
Параметр |
Красный Крым |
Червона Украина |
Красный Кавказ |
Длина: | 163,2 м | 163,2 м | 169,5 м |
Ширина: | 15,7 м | 15,7 м | 15,7 м |
Водоизмещение: | 7999 тонн | 7999 тонн | 8200 тонн |
Запас хода: | 3000 миль | 3000 миль | 1490 миль |
Осадка: | 5,7 м. | 5,7 м. | 5,9 м. |
Экипаж: | 852 | 852 | 852 |
Скорость: | 29 узлов | 29 узлов | 29 узлов |
Орудия: |
|
|
|
Торпедные аппараты: | 6×533-мм | 6×533-мм | 3х450-мм |
Бронирование: |
|
|
|
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР