История создания крейсеров типа «Светлана»

Легкие крейсеры типа «Светлана» (головной корабль носил то же название, в честь крейсера 1-го ранга «Светлана», погибшего в Цусимском сражении, 1905 г.), по замыслу адмиралтейства открывали новую страницу истории отечественного кораблестроения. Быстроходный, в то же время довольно крупный корабль с сильным вооружением, в отличие от предшественников — бронепалубных крейсеров, «Светлана» был больше предназначен для эскадренного боя, в частности имел бортовое бронирование и отличался очень хорошей мореходностью.

Крейсер "Червона Украина" систершип крейсера "Светлана". Обратите внимание как его очертания похожи на очертания "Новика"

Крейсер «Червона Украина» систершип крейсера «Светлана/Профинтерн». Обратите внимание как его очертания похожи на очертания «Новика»

Основные задачи которые должны были решать крейсера типа «Светлана»: поддержка эскадренных миноносцев и разведка при эскадре. При этом основной акцент был сделан именно на борьбе с кораблями противника — корабль должен был иметь возможность уничтожить любого противника не уступающего ему по классу. В этом плане как нельзя кстати приходились 15х 130 мм орудий и скорость хода в 29 узлов, что даже по меркам 30-х годов было очень хорошим показателем.

Однако, крейсера типа «Светлана», как и многие другие боевые корабли российского флота начала 20-го века сочетали как поразительные новшества (паровая турбина), так и поразительные архаизмы (почти все орудия главного калибра крейсеров «Светлана» размещены в казематах, а не башнях). Вдобавок к этому, заложенные в среднем на 4-2 года позднее (1913 г.), чем суда аналогичного назначения ведущих морских держав, крейсера «Светлана» ещё и получили серьезную задержку в строительстве. Заказанные в Германии механизмы, по понятным причинам, до адресата не дошли, пока разбирались с оборудованием из Англии, грянула Октябрьская революция, затем гражданская война, а после этого стало понятно, что достраивать корабль по старому проекту уже не имеет смысла.

Из восьми заложенных в 1913 году крейсеров типа «Светлана» (по 4 единицы, для Балтийского и Черноморского флотов), только 3 были достроены фактически: «Светлана» (1928 г (!!!) для балтики, «Адмирал Нахимов» (1927 г.) и «Адмирал Лазарев» (1932 г.) для Черного моря. Всем троим к этому времени присвоили другие названия, в том же порядке: «Профинтерн», «Червона Украина», «Красный Кавказ», причем многострадальную «Светлану/Профинтерн» спустя ещё несколько лет переименовали в «Красный Крым», и также перевели на Черноморский флот, где три примерно одинаковых корабля хотя бы можно было собрать в единую крейсерскую бригаду.

Крейсеры «Красный Крым», «Красный Кавказ» и «Червона Украина»

Крейсеру «Красный Кавказ» дополнительная задержка в строительстве пошла на пользу — ещё не введенный в строй корабль прямо на стапеле прошел модернизацию и к моменту зачисления во флот мог считаться вполне современным кораблем. На двух других была произведена лишь замена зенитной артиллерии.

Крейсер "Красный Кавказ", бывший "Адмирал Лазарев" проекта "Светлана"

Крейсер «Красный Кавказ», бывший «Адмирал Лазарев» проекта «Светлана»

С началом Второй Мировой войны все три крейсера проекта «Светлана» активно действовали на море осуществляя поддержку войск огнем. В ноябре 1941 года во время обороны Севастополя крейсер «Червона Украина» погиб в бою, но два других сражались до изгнания врага с побережья, получив статусы гвардейских кораблей.

Как будто в награду за то, что их ввод в строй затянулся на долгие годы, два оставшихся крейсера проекта «Светлана», также получили и долгую жизнь. Переведенные в разряд учебных кораблей, они до начала 50-х продолжали службу, пока в 1955 г. (Красный Кавказ) и 1957 г. (Светлана/Профинтерн/Красный Крым) не были исключены из списков флота.



Легкие крейсера «Светлана» были прекрасным проектом — сильный, быстрый крейсер, как раз то, что было необходимо российскому флоту и в первой и во второй мировых войнах. К большому сожалению, они «не успели» на первую, и немного «опоздали» на вторую. Это однако, не помешало вписать их имена золотыми буквами в яркую и насыщенную историю отечественного кораблестроения.

 Легкий крейсеры проекта «Светлана»

 Параметр

Красный Крым

Червона Украина 

Красный Кавказ

Длина: 163,2 м 163,2 м 169,5 м
Ширина: 15,7 м 15,7 м 15,7 м
Водоизмещение: 7999 тонн 7999 тонн 8200 тонн
Запас хода: 3000 миль 3000 миль 1490 миль
Осадка: 5,7 м. 5,7 м. 5,9 м.
Экипаж: 852 852 852
Скорость: 29 узлов 29 узлов 29 узлов
Орудия:
  • 15×130-мм;
  • 6×100-мм;
  • 4×45-мм
  • 15×130-мм;
  • 6×100-мм;
  • 4×45-мм
  • 4×180-мм;
  • 8×100-мм;
  • 4×45-мм
  • 6×12,7-мм
Торпедные аппараты: 6×533-мм 6×533-мм 3х450-мм
Бронирование:
  • 76 мм борт
  • палуба 25 мм
  • 76/50 мм рубка
  • 76 мм борт
  • палуба 25 мм
  • 76/50 мм рубка
  • 75 мм главный пояс
  • 20-25 мм палуба
  • 125 мм рубка