Гидростатические дымовые авиабомбы предназначены для постановки на море маскирующих дымовых завес, чтобы прикрыть ими атаки и маневры своих кораблей.
Маскировке дымами на флоте в 1930-ых г.г. в СССР уделяли очень большое внимание. К примеру, в 1939 году даже на реактивное вооружение в ВМФ соглашались обратить внимание исключительно только в связи с перспективой оснастить береговые батареи и плашкоуты пусковыми установками для стрельбы 95-мм ракетно-дымовыми снарядами РДС-95 и 152-мм ракетно-осветительными снарядами РОСС-152.
К 1937 году в ГСКБ-47 закончилась разработка 100-кг боеприпаса, выполненного в габаритах авиабомбы ФАБ-250, удовлетворяющего требованиям заказчиков. В документах 1939-40 гг. боеприпас именовали ПАБ-100 – плавающая авиабомба.
Устройство гидростатических дымовых авиабомб
Корпус этой «плавающей» авиабомбы (название не прижилось, вместо этого стали использовать аббревиатуру ГАБ — гидростатическая авиабомба) состоял из двух поперечных половин, соединенных между собой на резьбе. Переднюю снаряжали 37-40 кг дымовой смеси А-12. Для ее инициирования было предусмотрено 300 г переходной смеси А-13, спрессованной в виде шашки, а также осветительной звездки белого огня. Их помещали в запальном стакане, установленном в передней части боевого заряда в металлической дымоотводной трубе с многочисленными отверстиями.
Задняя часть боеприпаса выполняла функции поплавковой камеры, поддерживающей авиабомбу на плаву в вертикальном положении в течение всего времени горения дымообразующего состава.
Захлестывание внутрь боеприпаса высокой волны, способной загасить пороховую дымообразующую смесь, предотвращал специальный клапан. Для приводнения ГАБ-100 в вертикальном положении в торце стабилизатора устанавливали цилиндрическую коробку с парашютом (парусом), который раскрывался сразу после отцепки боеприпаса с бомбодержателя самолета.
Обе сварные половины авиабомбы изготавливали очень тщательно и проверяли на герметичность. Места резьбовых соединений дополнительно герметизировали паклей, смоченной в сурике. При окончательном снаряжания боеприпасов вместо металлической транспортировочной пробки устанавливали осветительную звездку и головной взрыватель АМ-Б, чувствительности которого хватало, чтобы сработать при ударе о водную поверхность. После этого авиабомба минуту разгоралась, а затем интенсивно вырабатывала плотный белый дым в течение 7-10 мин. После выгорания боевого заряда корпус боеприпаса постепенно заполняла вода, и он тонул.
Корпуса гидростатических авиабомб ГАБ-100 в предвоенный период серийно изготавливали на Старокраматорском заводе имени Орджоникидзе, а снаряжали на заводе № 11.
В 1944 году боеприпас получил наименование ГАБ-100Д.
Конец недолгой истории гидростатических дымовых авиабомб
Между тем применение гидростатических дымовых авиабомб в предвоенный период было весьма эффективным лишь для кораблей малого и среднего водоизмещения. Быстро поставить завесу, способную спрятать крупные боевые корабли до самых верхушек мачт, все равно было невозможно.
Кроме того, к 1945 году на кораблях ВМФ даже среднего водоизмещения начали устанавливать радары, хоят по началу и не очень большого радиуса действия. Во всяком случае, успешному кораблевождению в тумане они помогали как нельзя лучше. Это качество радио-новинки помогало морякам обнаруживать и хорошо видимые на экране радара корабли противника, что сделало использование дымовых завес бесполезным.
Кроме авиабомб, в отечественной морской авиации широко использовали и плавающие сигнальные дымовые авиационные шашки для маркировки района аварийного приводнения самолетов.
Разработанные к 1943 году Л.М.Фербер шашки оранжевого дыма, таким образом, помогли многим морским летчикам сохранить жизнь.
Источник: armedman.ru, Автор: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.