Как уже не раз отмечалось, до Великой Отечественной войны, в ВВС РККА применялась огромная масса малогабаритных осколочных, фугасных, химических и зажигательных авиабомб калибрами от 1 до 25 кг.

Такие бомбы, целесообразно было применять только в массовом сбросе, тогда, не смотря на небольшую силу каждой из них в отдельности, за счет рассеивания удавалось создать довольно протяженное поле поражения в месте попадания на земле. Но, как обеспечить одновременный сброс?

Вот так, по мнению англичан выглядели советские авиабомбы РРАБ

Вот так, по мнению англичан выглядели советские авиабомбы РРАБ. Как мы увидим далее, британская разведка уже тогда несколько вольно оперировала фактами

Конечно применялись и стационарные кассеты и контейнеры для установки на самолетах и аэростатах, но наиболее интересным решением было применение так называемых ротативно-рассеивающих кассет (или авиабомб) т.е. РРАБ, по сути являющихся предтечей сбрасываемых авиабомб кассетного типа, которые нашли массовое применение в гораздо более позднее время. Их разработкой в СССР занималось ГСКБ-47.

Принцип работы ротативно-рассеивающих авиабомб был прост — за счет установки хвостового оперения под углом 45 к продольной оси, боеприпас после сброса на траектории начинал вращаться с большой частотой. По достижении критического значения скорости вращения кольца из тросов с ослабленными сечениями, стягивающие тонкостенный корпус, под действием центробежных сил разрывались, и боевое снаряжение «кассеты» рассеивалось на большой площади.

Конструкция ротативно-рассеивающих авиабомб

В отечественных ВВС использовали ротативно-рассеивающие авиабомбы трех калибров:

  • РРАБ-1 калибром 1000 кг
  • РРАБ-2 калибром 500 кг
  • РРАБ-3 калибром 250 кг.

Все ротативно-рассеивающие авиабомбы представляли собой тонкостенную оболочку, которую снаряжали мелкими авиабомбами специалисты строевых частей на аэродромах непосредственно перед применением. Все три типа ротативно-рассеивающих авиабомб были конструктивно аналогичны и состояли из головного и хвостового обтекателей, внутренних перегородок бомбовых отсеков, а также нескольких листов обшивки цилиндрической части авиабомбы.

Корпус ротативно-рассеивающей бомбы (РРАБ)

Корпус ротативно-рассеивающей бомбы (РРАБ). Легко определить модель — РРАБ-1 имели 1 внутренний отсек, РРАБ-2 — 2, ну а РРАБ-3 соответственно 3



На заводах колпак и конус головного обтекателя штамповали из листовой стали толщиной 1 мм и сваривали между собой точечной электросваркой. Цилиндрическую часть корпуса боеприпаса образовывали четыре створки из гофрированной стали толщиной 1,25 мм (у РРАБ-3 — 1 мм), изогнутые по дуге окружности, равной диаметру авиабомбы. Дополнительную жесткость створкам обеспечивали шесть продольных зигов (у РРАБ-3 — четыре). Для прочности в продольные края створок закатывали стальные прутья диаметром 5 мм, а к поперечным о внутренней стороны приваривали прокладки из листовой стали.

Задний конус с обтекателем также штамповали из листовой стали толщиной 1 мм. Место их стыка проваривали сплошным швом. На конусе посредством распорок и упоров на петлях были установлены четыре откидные крыла (у РРАБ-3 — три) стабилизатора, изготовленные из стали толщиной 1 мм. Для придания им дополнительной жесткости на крыльях были выполнены зиги в виде концентрических колец или фигур сложной конфигурации, что вносило в строгую геометрию конструкции авиабомбы некоторый античный колорит.

Благодаря промежуточным дискам, выполненным из 10-мм фанеры, рабочий объем внутри боеприпаса разделяли на несколько бомбовых отсеков стандартной длины, определяемой габаритами авиабомб, применяемых для снаряжания этой сбрасываемой кассеты. Конструктивно РРАБ-1 и РРАБ-2 позволяли организовать до четырех отсеков, а РРАБ-3 — три.

Перед укладкой авиабомб малого калибра (суббоеприпасов) в отсеки их окончательно снаряжали головными взрывателями. Причем после укладки каждых трех штук в ряд крыльчатки взрывателей отворачивали на пол-оборота и контрили проволочными вилками, связывая их вместе. Ряды авиабомб располагали равномерно, укладывая их головными частями по направлению полета и против.

Оттого, что суббоеприпасы не были стандартизованы по длине, часть отсеков ротативно-рассеивающих авиабомб неизбежно оставалась незаполненной. Руководящими документами предписывалось в этом случае оставлять незагруженной хвостовую часть авиабомбы, что положительным образом сказывалось на ее устойчивости на траектории.

До 1940 г. ротативно-рассеивающие авиабомбы снаряжали только однотипными авиабомбами одного калибра. По окончании советско-финляндской войны в составе ротативно-рассеивающих авиабомб разрешили комбинировать разнотипные и разнокалиберные суббоеприпасы, но в пределах одного отсека все оставалось, как и прежде.

РРАБ-3 под фюзеляжем бомбардировщика Пе-8

РРАБ-3 под фюзеляжем бомбардировщика Пе-8

Каждый отсек снаряженной ротативно-рассеивающей авиабомбы стягивали двумя разрывными кольцами. Когда в качестве суббоеприпасов использовали авиабомбы более крупных калибров — осколочные АО-25 или фугасные АФ-32, каждый отсек стягивали четырьмя разрывными кольцами. Свободные зазоры между суббоеприпасами внутри каждого отсека требовалось заполнять деревянными брусками от расколотой бомботары, забивая их между корпусами мелких авиабомб.

Летчик Василий Иванович Раков, в своих мемуарах о снаряжении РРАБ писал: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба. Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».

Подвесная система ротативно-рассеивающих авиабомб

После снаряжания ротативно-рассеивающей авиабомбы на ее корпус надевали подвесную систему, передний и задний обтекатели, а также устанавливали крылья стабилизатора в сложенном (транспортировочном) положении. После сброса с самолета шпилька троса, стягивающего стабилизатор в сложенном состоянии, выдергивалась и лопасти оперения встречным потоком воздуха раскрывались. Их «боевое положение» фиксировал специальный замок.

Но, пожалуй, больше всего хлопот конструкторам доставила проблема безотказности процесса освобождения ротативно-рассеивающих авиабомб от подвесной системы при бомбометании. Авиабомбы ранних моделей сбрасывали с самолета вместе с ней. Однако тросовые тяги, закрепленные на замке бомбодержателя, обрывали контровочные шплинты и открывали замки подвесной системы, освобождая боеприпас от ставшего лишним элемента, упрочняющего корпус авиабомбы. После этого пучок стальных тросиков, лент и увесистый подвесной мост «болтались» под самолетом до окончания полета. И если на тихоходных машинах еще можно было позволить себе такую «роскошь», то на более скоростных это грозило лишить самолет части обшивки на крыльях и фюзеляже.

К 1940 г. РРАБ-3 начали оснащать модернизированной подвесной системой, которая после автоматического отделения от ротативно-рассеивающей авиабомбы отцеплялась и от замка бомбодержателя. Самолет продолжал полет лишь с двумя короткими тросами замков подвесной системы и «безобидным» тонким вытяжным тросиком от системы раскрыва оперения авиабомбы.

Ил-4 с авиабомбой РРАБ на внешней подвеске

Ил-4 с авиабомбой РРАБ на внешней подвеске

Спустя 5-10 с после начала свободного падения ротативно-рассеивающей авиабомбы суббоеприпасы ее боевого снаряжения под действием центробежной силы разрывали кольца и разлетались в стороны, равномерно «накрывая» площадь. В зависимости от типа и калибра снаряжения ротативно-рассеивающие авиабомбы применяли для поражения живой силы, расположенной на открытой местности, в легких укрытиях полевого типа, за броней автомашин, а также легких и средних танков.

Ротативно-рассеивающие авиабомбы, снаряженные зажигательными авиабомбами, использовали для создания пожаров в застройках сельского типа и на складах легковоспламеняющихся материалов. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высот до 3000 м площадь поражения достигала 225-940 м2, с высот 3000-5000 м — 255-1220 м2. У РРАБ-2 эти показатели составляли 280-1300 м2 и 315-1700 м2, а у РРАБ-3 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

Особенности применения ротативно-рассеивающих авиабомб в боевых условиях

При проектировании ротативно-рассеивающих авиабомб предполагалось, что вооружать ими будут только бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3-4М-17. Однако популярность этих боеприпасов в войсках в предвоенный период возросла, и после обновления парка самолетов ВВС кассеты РРАБ-1 и РРАБ-2 применяли с тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 и ТБ-3РН, дальних бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4, а РРАБ-3 — с СБ(МН) и Ил-4.

Их в большом количестве использовали в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. и (с несколько меньшей интенсивностью) на протяжении всей Великой Отечественной. По-видимому, в последнем случае свою отрицательную роль в этом сыграла необходимость снаряжания авиабомб в полевых условиях, а в военное время авиационным специалистам, помимо подготовки машин к боевым вылетам, прибавилось много работы по их ремонту после боевых повреждений.

Под правым крылом самолета Р-5 видна ротативная авиабомба РРАБ

Под правым крылом самолета Р-5 видна ротативная авиабомба РРАБ

В выводах комиссии УВВС по итогам боевых действий на Карельском перешейке в ходе советско-финляндской войны 1939-40 гг. указывалось, что применение авиабомб в качестве суббоеприпасов к ротативно-рассеивающим авиабомбам требовала их более тщательной подготовки, чтобы гарантировать нормальную работу крыльчаток головных взрывателей. Неправильная сборка авиабомб была чревата их неполным раскрытием в воздухе или раскрытием у самой земли. В этом случае суббоеприпасы не успевали принять правильное положение на траектории, а их взрыватели — взвестись.

Например, в районе станции Тиенхара, что в семи километрах от Выборга, обнаружили остатки всего корпуса РРАБ-3 «почти в одной куче». По заявлению командования 43-й стрелковой дивизии, возле нее было разбросано несколько десятков авиабомб ЗАБ-1э, которые саперы затем уничтожили. Аналогичные три случая неполного раскрытия ротативно-рассеивающих авиабомб обнаружили и в районе мыловаренного завода, а также портового склада горючего в Выборге.

Кстати, один из фактов, отмеченных в работе комиссии УВВС, позволил объяснить «просто чудовищную» цифру потерь самолетов Красной Армии в ту «зимнюю кампанию». Оказывается, подсчет сбитых машин вели не только в авиаполках, но и в стрелковых соединениях. И зачастую пехотные командиры принимали куски гофрированной стальной обшивки раскрывшихся ротативно-рассеивающих авиабомб с их ротором-стабилизатором внушительных размеров за хвостовое оперение упавшего и сгоревшего истребителя.

Не все РРАБ успешно выполняли свою миссию. Некоторые бомбы так и не раскрылись в полете

Не все РРАБ успешно выполняли свою миссию. Некоторые бомбы так и не раскрылись в полете и внимательно изучались «вероятным противником»

В частности, этим «грешили» в инженерной службе 127-го стрелкового полка. А начальник боепитания из штаба 123-й ордена Ленина стрелковой дивизии при сплошном разминировании местности после зимних боев искренне считал головные части раскрывшихся авиабомб отказавшими авиабомбами крупного калибра и заставлял своих подчиненных подрывать их зарядами тротила.

К 1940 г. авиабомбы РРАБ-1 уже сняли с производства. На заводах Наркомата здравоохранения СССР изготавливали лишь комплекты для сборки РРАБ-2 и РРАБ-3. Кстати, по донесениям военной разведки Красной Армии, сотрудники Абвера через своих финляндских коллег в 1940 г. проявляли настойчивую заинтересованность к этим образцам авиационного вооружения. Практически все ротативно-рассеивающие авиабомбы, сброшенные в ходе «зимней войны» на территории противника глубоко в тылу, немецкие офицеры детально обследовали и вывозили наиболее целые их фрагменты.

Таблица расхода суббоеприпасов на снаряжание авиабомб РРАБ

Калибр РРАБ Наименование суббоеприпасов боевого снаряжения РРАБ Количество суббоеприпасов, шт. Количество заполненных/пустых отсеков РРАБ
РРАБ-1 АО-8м, АО-8м2, АОХ-8 84 3/1
АО-8м3, АО-8м4, АО-8м6 130 2/2
АО-10, АОХ-10, ЗАБ-10тг 100 2/2
АО-15 70 2/1
АХ-8 60 2/нет
АО-20 50 2/нет
АО-25 40 2/нет
ХАБ-25 20 2/нет
АФ-32 24 2/нет
АО-2,5, ЗАБ-2,5-1, ЗАБ-2,5т 580 2/0,3
РРАБ-2 АО-8м3, АО-8м4, АО-8м5, АО-8М6 78 2/1
ЗАБ-10тг, АО-10, АОХ-10 66 2/1
АО-8м2, АОХ-8, АО-15, АХ-8 50 2/1
АО-20 25 1/1
АО-25 19 1/1
АФ-32 15 2/нет
АО-2,5, ЗАБ-2,5-1, ЗАБ-2,5т 260 2/0,5
РРАБ-3 АО-8м2, АОХ-8 34 2/нет
АО-8м3, АО-8м4, АО-8м5, АО-8м6 34 1/1
ЗАБ-10тг, АО-10, АОХ-10 25 1/1
АО-15 21 1/1
АО-20, АО-20м1, АО-20м2, АХ-8 18 1/нет
АО-25 13 1/нет
АО-2,5, ЗАБ-2,5-1, ЗАБ-2,5т 116 2/1
ПТАБ-2,5-1,5 84 2/1
ПТАБ-2,5-1,5 126 3/нет
ПТАБ-10-2,5 78 2/1

Источник: armedman.ru, Автор: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.