Как уже не раз отмечалось, до Великой Отечественной войны, в ВВС РККА применялась огромная масса малогабаритных осколочных, фугасных, химических и зажигательных авиабомб калибрами от 1 до 25 кг.
Такие бомбы, целесообразно было применять только в массовом сбросе, тогда, не смотря на небольшую силу каждой из них в отдельности, за счет рассеивания удавалось создать довольно протяженное поле поражения в месте попадания на земле. Но, как обеспечить одновременный сброс?
Конечно применялись и стационарные кассеты и контейнеры для установки на самолетах и аэростатах, но наиболее интересным решением было применение так называемых ротативно-рассеивающих кассет (или авиабомб) т.е. РРАБ, по сути являющихся предтечей сбрасываемых авиабомб кассетного типа, которые нашли массовое применение в гораздо более позднее время. Их разработкой в СССР занималось ГСКБ-47.
Принцип работы ротативно-рассеивающих авиабомб был прост — за счет установки хвостового оперения под углом 45 к продольной оси, боеприпас после сброса на траектории начинал вращаться с большой частотой. По достижении критического значения скорости вращения кольца из тросов с ослабленными сечениями, стягивающие тонкостенный корпус, под действием центробежных сил разрывались, и боевое снаряжение «кассеты» рассеивалось на большой площади.
Содержание
Конструкция ротативно-рассеивающих авиабомб
В отечественных ВВС использовали ротативно-рассеивающие авиабомбы трех калибров:
- РРАБ-1 калибром 1000 кг
- РРАБ-2 калибром 500 кг
- РРАБ-3 калибром 250 кг.
Все ротативно-рассеивающие авиабомбы представляли собой тонкостенную оболочку, которую снаряжали мелкими авиабомбами специалисты строевых частей на аэродромах непосредственно перед применением. Все три типа ротативно-рассеивающих авиабомб были конструктивно аналогичны и состояли из головного и хвостового обтекателей, внутренних перегородок бомбовых отсеков, а также нескольких листов обшивки цилиндрической части авиабомбы.
На заводах колпак и конус головного обтекателя штамповали из листовой стали толщиной 1 мм и сваривали между собой точечной электросваркой. Цилиндрическую часть корпуса боеприпаса образовывали четыре створки из гофрированной стали толщиной 1,25 мм (у РРАБ-3 — 1 мм), изогнутые по дуге окружности, равной диаметру авиабомбы. Дополнительную жесткость створкам обеспечивали шесть продольных зигов (у РРАБ-3 — четыре). Для прочности в продольные края створок закатывали стальные прутья диаметром 5 мм, а к поперечным о внутренней стороны приваривали прокладки из листовой стали.
Задний конус с обтекателем также штамповали из листовой стали толщиной 1 мм. Место их стыка проваривали сплошным швом. На конусе посредством распорок и упоров на петлях были установлены четыре откидные крыла (у РРАБ-3 — три) стабилизатора, изготовленные из стали толщиной 1 мм. Для придания им дополнительной жесткости на крыльях были выполнены зиги в виде концентрических колец или фигур сложной конфигурации, что вносило в строгую геометрию конструкции авиабомбы некоторый античный колорит.
Благодаря промежуточным дискам, выполненным из 10-мм фанеры, рабочий объем внутри боеприпаса разделяли на несколько бомбовых отсеков стандартной длины, определяемой габаритами авиабомб, применяемых для снаряжания этой сбрасываемой кассеты. Конструктивно РРАБ-1 и РРАБ-2 позволяли организовать до четырех отсеков, а РРАБ-3 — три.
Перед укладкой авиабомб малого калибра (суббоеприпасов) в отсеки их окончательно снаряжали головными взрывателями. Причем после укладки каждых трех штук в ряд крыльчатки взрывателей отворачивали на пол-оборота и контрили проволочными вилками, связывая их вместе. Ряды авиабомб располагали равномерно, укладывая их головными частями по направлению полета и против.
Оттого, что суббоеприпасы не были стандартизованы по длине, часть отсеков ротативно-рассеивающих авиабомб неизбежно оставалась незаполненной. Руководящими документами предписывалось в этом случае оставлять незагруженной хвостовую часть авиабомбы, что положительным образом сказывалось на ее устойчивости на траектории.
До 1940 г. ротативно-рассеивающие авиабомбы снаряжали только однотипными авиабомбами одного калибра. По окончании советско-финляндской войны в составе ротативно-рассеивающих авиабомб разрешили комбинировать разнотипные и разнокалиберные суббоеприпасы, но в пределах одного отсека все оставалось, как и прежде.
Каждый отсек снаряженной ротативно-рассеивающей авиабомбы стягивали двумя разрывными кольцами. Когда в качестве суббоеприпасов использовали авиабомбы более крупных калибров — осколочные АО-25 или фугасные АФ-32, каждый отсек стягивали четырьмя разрывными кольцами. Свободные зазоры между суббоеприпасами внутри каждого отсека требовалось заполнять деревянными брусками от расколотой бомботары, забивая их между корпусами мелких авиабомб.
Летчик Василий Иванович Раков, в своих мемуарах о снаряжении РРАБ писал: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба. Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».
Подвесная система ротативно-рассеивающих авиабомб
После снаряжания ротативно-рассеивающей авиабомбы на ее корпус надевали подвесную систему, передний и задний обтекатели, а также устанавливали крылья стабилизатора в сложенном (транспортировочном) положении. После сброса с самолета шпилька троса, стягивающего стабилизатор в сложенном состоянии, выдергивалась и лопасти оперения встречным потоком воздуха раскрывались. Их «боевое положение» фиксировал специальный замок.
Но, пожалуй, больше всего хлопот конструкторам доставила проблема безотказности процесса освобождения ротативно-рассеивающих авиабомб от подвесной системы при бомбометании. Авиабомбы ранних моделей сбрасывали с самолета вместе с ней. Однако тросовые тяги, закрепленные на замке бомбодержателя, обрывали контровочные шплинты и открывали замки подвесной системы, освобождая боеприпас от ставшего лишним элемента, упрочняющего корпус авиабомбы. После этого пучок стальных тросиков, лент и увесистый подвесной мост «болтались» под самолетом до окончания полета. И если на тихоходных машинах еще можно было позволить себе такую «роскошь», то на более скоростных это грозило лишить самолет части обшивки на крыльях и фюзеляже.
К 1940 г. РРАБ-3 начали оснащать модернизированной подвесной системой, которая после автоматического отделения от ротативно-рассеивающей авиабомбы отцеплялась и от замка бомбодержателя. Самолет продолжал полет лишь с двумя короткими тросами замков подвесной системы и «безобидным» тонким вытяжным тросиком от системы раскрыва оперения авиабомбы.
Спустя 5-10 с после начала свободного падения ротативно-рассеивающей авиабомбы суббоеприпасы ее боевого снаряжения под действием центробежной силы разрывали кольца и разлетались в стороны, равномерно «накрывая» площадь. В зависимости от типа и калибра снаряжения ротативно-рассеивающие авиабомбы применяли для поражения живой силы, расположенной на открытой местности, в легких укрытиях полевого типа, за броней автомашин, а также легких и средних танков.
Ротативно-рассеивающие авиабомбы, снаряженные зажигательными авиабомбами, использовали для создания пожаров в застройках сельского типа и на складах легковоспламеняющихся материалов. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высот до 3000 м площадь поражения достигала 225-940 м2, с высот 3000-5000 м — 255-1220 м2. У РРАБ-2 эти показатели составляли 280-1300 м2 и 315-1700 м2, а у РРАБ-3 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.
Особенности применения ротативно-рассеивающих авиабомб в боевых условиях
При проектировании ротативно-рассеивающих авиабомб предполагалось, что вооружать ими будут только бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3-4М-17. Однако популярность этих боеприпасов в войсках в предвоенный период возросла, и после обновления парка самолетов ВВС кассеты РРАБ-1 и РРАБ-2 применяли с тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 и ТБ-3РН, дальних бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4, а РРАБ-3 — с СБ(МН) и Ил-4.
Их в большом количестве использовали в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. и (с несколько меньшей интенсивностью) на протяжении всей Великой Отечественной. По-видимому, в последнем случае свою отрицательную роль в этом сыграла необходимость снаряжания авиабомб в полевых условиях, а в военное время авиационным специалистам, помимо подготовки машин к боевым вылетам, прибавилось много работы по их ремонту после боевых повреждений.
В выводах комиссии УВВС по итогам боевых действий на Карельском перешейке в ходе советско-финляндской войны 1939-40 гг. указывалось, что применение авиабомб в качестве суббоеприпасов к ротативно-рассеивающим авиабомбам требовала их более тщательной подготовки, чтобы гарантировать нормальную работу крыльчаток головных взрывателей. Неправильная сборка авиабомб была чревата их неполным раскрытием в воздухе или раскрытием у самой земли. В этом случае суббоеприпасы не успевали принять правильное положение на траектории, а их взрыватели — взвестись.
Например, в районе станции Тиенхара, что в семи километрах от Выборга, обнаружили остатки всего корпуса РРАБ-3 «почти в одной куче». По заявлению командования 43-й стрелковой дивизии, возле нее было разбросано несколько десятков авиабомб ЗАБ-1э, которые саперы затем уничтожили. Аналогичные три случая неполного раскрытия ротативно-рассеивающих авиабомб обнаружили и в районе мыловаренного завода, а также портового склада горючего в Выборге.
Кстати, один из фактов, отмеченных в работе комиссии УВВС, позволил объяснить «просто чудовищную» цифру потерь самолетов Красной Армии в ту «зимнюю кампанию». Оказывается, подсчет сбитых машин вели не только в авиаполках, но и в стрелковых соединениях. И зачастую пехотные командиры принимали куски гофрированной стальной обшивки раскрывшихся ротативно-рассеивающих авиабомб с их ротором-стабилизатором внушительных размеров за хвостовое оперение упавшего и сгоревшего истребителя.
В частности, этим «грешили» в инженерной службе 127-го стрелкового полка. А начальник боепитания из штаба 123-й ордена Ленина стрелковой дивизии при сплошном разминировании местности после зимних боев искренне считал головные части раскрывшихся авиабомб отказавшими авиабомбами крупного калибра и заставлял своих подчиненных подрывать их зарядами тротила.
К 1940 г. авиабомбы РРАБ-1 уже сняли с производства. На заводах Наркомата здравоохранения СССР изготавливали лишь комплекты для сборки РРАБ-2 и РРАБ-3. Кстати, по донесениям военной разведки Красной Армии, сотрудники Абвера через своих финляндских коллег в 1940 г. проявляли настойчивую заинтересованность к этим образцам авиационного вооружения. Практически все ротативно-рассеивающие авиабомбы, сброшенные в ходе «зимней войны» на территории противника глубоко в тылу, немецкие офицеры детально обследовали и вывозили наиболее целые их фрагменты.
Таблица расхода суббоеприпасов на снаряжание авиабомб РРАБ
Калибр РРАБ | Наименование суббоеприпасов боевого снаряжения РРАБ | Количество суббоеприпасов, шт. | Количество заполненных/пустых отсеков РРАБ |
РРАБ-1 | АО-8м, АО-8м2, АОХ-8 | 84 | 3/1 |
АО-8м3, АО-8м4, АО-8м6 | 130 | 2/2 | |
АО-10, АОХ-10, ЗАБ-10тг | 100 | 2/2 | |
АО-15 | 70 | 2/1 | |
АХ-8 | 60 | 2/нет | |
АО-20 | 50 | 2/нет | |
АО-25 | 40 | 2/нет | |
ХАБ-25 | 20 | 2/нет | |
АФ-32 | 24 | 2/нет | |
АО-2,5, ЗАБ-2,5-1, ЗАБ-2,5т | 580 | 2/0,3 | |
РРАБ-2 | АО-8м3, АО-8м4, АО-8м5, АО-8М6 | 78 | 2/1 |
ЗАБ-10тг, АО-10, АОХ-10 | 66 | 2/1 | |
АО-8м2, АОХ-8, АО-15, АХ-8 | 50 | 2/1 | |
АО-20 | 25 | 1/1 | |
АО-25 | 19 | 1/1 | |
АФ-32 | 15 | 2/нет | |
АО-2,5, ЗАБ-2,5-1, ЗАБ-2,5т | 260 | 2/0,5 | |
РРАБ-3 | АО-8м2, АОХ-8 | 34 | 2/нет |
АО-8м3, АО-8м4, АО-8м5, АО-8м6 | 34 | 1/1 | |
ЗАБ-10тг, АО-10, АОХ-10 | 25 | 1/1 | |
АО-15 | 21 | 1/1 | |
АО-20, АО-20м1, АО-20м2, АХ-8 | 18 | 1/нет | |
АО-25 | 13 | 1/нет | |
АО-2,5, ЗАБ-2,5-1, ЗАБ-2,5т | 116 | 2/1 | |
ПТАБ-2,5-1,5 | 84 | 2/1 | |
ПТАБ-2,5-1,5 | 126 | 3/нет | |
ПТАБ-10-2,5 | 78 | 2/1 |
Источник: armedman.ru, Автор: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.