[snip text=»Краткая справка: Советский двухмоторный цельнометаллический тяжелый бомбардировщик ТБ-1 конструкции А. Н. Туполева. История создания и боевого применения»]

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1 на поплавковом шасси

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1 на поплавковом шасси

В Первую Мировую войну Россия удивила мир тяжелым бомбардировщиком «Илья Муромец», неудивительно, что в 20-х годах именно в нашей стране началось проектирование и первого в мире цельнометаллического тяжелого бомбардировщика.

АНТ-4

Работу по проектированию новой машины (изначально грузопассажирского самолета) возглавил авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, однако громких имен в команде хватало — носовую часть фюзеляжа проектировал А.А. Архангельский, среднюю и хвостовую — А.И. Путилов, крылья — В.М. Петляков.

С самого начала было решено делать машину полностью из металла (металлический каркас и дюралюминиевая обшивка) в виде моноплана с двумя двигателями фирмы «Бристоль Юпитер» мощностью по 400 л.с. В октябре 1924 г. проект двухмоторного цельнометаллического свободнонесущего моноплана с гофрированной обшивкой под индексом АНТ-4 был готов. По расчетам, машина могла нести тонну полезного веса, иметь скорость под 200 км/ч и внушительную дальность полета — 750 км.

Результат полностью устроила заказчика — Остехбюро полностью устроил и в конце октября последовал новый заказ на постройку опытного образца АНТ-4 с общим финансированием в 200 тыс. рублей.

К постройке машины преступили 11 ноября 1924 г. и, как часто случалось в неспокойные 20-е годы, конструкторам первым делом пришлось бороться не с проблемами конструкции, а с окружающей средой. Помещения предоставленные конструкторам были плохо подготовлены для такого рода работ, не хватало измерительного оборудования, приборов, многое приходилось делать буквально «на коленке». Несмотря на это, дело уверенно продвигалось вперед.

В апреле 1927 году АНТ-4 заинтересовал военных, предложивших на основе этого проекта, создать и военный самолет — легкий бомбардировщик с боевой нагрузкой до 600 кг, с возможностью установки оборонительного вооружения, фотоаппарата и радиостанции. Несмотря на то, что проект из-за этого пришлось несколько изменить, уже 11 августа 1925 г., самолет был готов, а 26 ноября того же года АНТ-4 поднялся в воздух. За штурвалом машины находился А.И. Томашевский.



Характеристики ТБ-1

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
Страна: СССР
Тип: Тяжелый бомбардировщик
Год выпуска: 1928 г.
Экипаж: 6 человек
Двигатель: 2х М-17 по 680 л.с.
Максимальная скорость: 207 км/ч
Практический потолок: 4830 м
Дальность полета: 1000 км
Масса пустого: 4520 кг
Максимальная взлетная масса: 7750 кг
Размах крыльев: 23,7 м
Длина: 18 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 120 кв.м
Вооружение:6х 7,62-мм пулеметов ДА, до 1000 кг бомбовой нагрузки

От легкого ЛБ-2ЛД к тяжелому ТБ-1

Самолет успешно завершил летные испытания (февраль 1926 г.) и государственные (июнь 1926 г.) и произвел впечатление и на гражданских и на военных приемщиков. Конструкторам удалось больше чем задумывалось — АНТ-4 не только уложился в заявленные характеристики, но несколько даже превзошел их.

Теперь, пришел черед бомбардировщика. По уточненному техзаданию бомбардировщик должен был нести до 1200 кг авиабомб в грузовом отсеке, был оборудован тремя турелями под 7,62-мм пулеметы системы «Льюис», радиостанцией, фотоаппаратурой, средствами пожаротушения. Проект предполагал и новые двигатели — «Лоррен-Дитрих» Е12 жидкостного охлаждения по 450 л.с. Заказ УВВС РККА на самолет был оформлен в начале июля 1926 г., а машине был присвоен индекс ЛБ-2ЛД (легкий бомбардировщик — 2 двигателя «Лоррен-Дитрих»).

Над этим самолетом работы велись дольше из-за постоянных изменений вносимых в конструкцию, так, в марте 1927 года на уже практически готовый планер вдруг потребовалось установить новые 650 сильные двигатели «БМВ», что повлекло за собой переделку многих элементов конструкции.

К середине сентября 1927 г. АГОС ЦАГИ представил эскизный проект нового самолета, который к тому времени, учитывая изменившиеся характеристики, стали называть ТБ-1-2БМВ-6, те. «тяжелый бомбардировщик первый — два двигателя БМВ-6», что позднее сократилось до простого и понятного «Тяжелый бомбардировщик — 1», или ТБ-1.

Опытный образец был в основном собран к началу февраля 1928 г., однако к испытаниям приступил только в июле, когда поступили шасси, заказанные в Великобритании. Под управлением М.М. Громова и второго пилота С.А. Данилова ТБ-1 поднялся в воздух, и также как АНТ-4 ранее показал характеристики превышающие запланированные. были конечно и недостатки, но их оперативно устранили и в том же году запустили бомбардировщик в серию.

Производство ТБ-1 велось до 1932 года на авиационном заводе № 22 в Филях (150 штук), и №31 в Таганроге (66 штук, все с поплавковым шасси).

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

Конструкция тяжелого бомбардировщика ТБ-1

ТБ-1 представлял собой двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Основой конструкции служили фермы, изготовленные из стальных труб. Обшивка — из дюралюминиевых гофрированных листов толщиной 3 мм.

Фюзеляж самолета состоял из трех отсеков: носового, центрального и хвостового. В поперечном сечении имел форму равнобедренной трапеции с сужением к низу. Каркас фюзеляжа собирался из 21 шпангоута, в нижней части каркаса крепились два лонжерона, изготовленных из металлических труб. Все оперение машины — свободнонесущие. Рулевые поверхности снабжались роговой аэродинамической компенсацией.

Первые бомбардировщики оснащались 12 — цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения БМВ-6 германского производства, последующие аналогичными двигателями М-17, выпускаемыми в СССР по лицензии фирмы БМВ. Воздушные тяговые винты двухлопастные левого вращения, выполнялись из древесины твердых лиственных пород. Диаметр винтов — 3,3 м. На ТБ-1 монтировались 10 топливных баков общей емкостью 2100 л. В каждой мотогондоле имелось по масляному баку емкостью 56 л.

Самолет оборудовался двумя неубирающимися шасси пирамидального типа с амортизацией. Каждое шасси имело по одному колесу. На машинах первых выпусков устанавливались колеса фирмы «Палмер» 1250х250 мм, последующие имели колеса отечественного производства размера 1350х300 мм. В хвостовой части фюзеляжа крепился металлический посадочный костыль с резиновой амортизацией. При необходимости вместо колесного шасси могли устанавливаться лыжи или поплавки.

В передней кабине монтировались датчик скорости, магнитный компас АН-2, высотомер, авиационные часы, датчик температуры забортного воздуха. В кабине пилотов размещались датчики крена, скорости и скольжения, высотомер, два датчика числа оборотов, датчики температуры масла и охлаждающей жидкости, датчики давления топлива и масла, магнитный компас АЛ-1 и авиационные часы. В задней кабине имелись высотомер, датчик скорости, компас АН-2, авиационные часы. В состав средств связи самолета входили коротковолновая телеграфно-телефонная радиостанция 11СК и радиостанция 13СП, предназначавшаяся для приема сигналов радиомаяков. Электрооборудование включало фонари навигационных и кодовых огней, двух посадочных фар, бортового освещения, АКБ и электрогенератора РМ-9.

Оборонительное вооружение бомбардировщика включало 3 спаренных установки с 7,62-мм пулеметами. Первоначально это были английские «Льюис» обр. 1924 года, позднее отечественные ДА. Пулеметы монтировались на турелях Тур-5 (кормовые, перекатывающиеся с борта на борт) и Тур-6 (носовая). Общий вес бомбовой нагрузки мог доходить до 1030 кг. Самолет оснащался немецким бомбардировочным прицелом Герц FI.110. Самолеты оснащались фотоаппаратурой.

Кроме своего основного предназначения в качестве тяжелого бомбардировщика он использовался и как военно-транспортный самолет, самолет для транспортировки и выброски парашютных десантов, гидросамолет. На серийном ТБ-1 со снятым вооружением, названным «Страна советов» с экипажем в составе С.А. Шестакова, Ф.Е. Болотова, Б.В. Стерлигова и Д.В. Фуфаева в 1929 г. был выполнен рекордный перелет по маршруту Москва — Омск — Хабаровск -Петропавловск — Камчатский — о. Атту — Сиэтл — Сан-Франциско.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1

 

Именно на тяжелом бомбардировщике ТБ-1 впервые были испытаны ракетные ускорители, автопилот, заправка в воздухе, телеметрическое управление и многое другое.

В 1936 г. был снят с вооружения, часть переоборудованных ТБ-1 использовались под названием Г-1 в качестве транспортных и пассажирских самолетов, вплоть до конца 40-х гг. На экспорт ТБ-1 не поставлялся.

 

 


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет