Содержание
История создания и конструкция истребителя SPAD S.12
Во время Первой Мировой войны, французские и немецкие истребители сделались постоянными соперниками в боях за европейское небо. Однако если французские истребители «SPAD» были традиционно сильнее в скорости и маневре, то немецкие были значительно сильнее вооружены. К 1916 году у французов появилась идея усовершенствования своих боевых самолетов, которая должна была кардинально решить сложившуюся проблему.
Решение предложил французский ас Жорж Гинемер в октябре 1916 г. Он обратился к главному конструктору фирмы SPAD, инженеру Луи Бешеро с предложением усилить вооружение истребителя SPAD S.7C1 довольно радикальным способом. По идее Гинемера предлагалось установить на самолет 37-мм пушку «Гочкис», компенсировав тем самым преимущество немецких истребителей в пулеметном вооружении, и, заодно, совершить маленькую авиационную революцию — ведь оснащать таким тяжелым вооружением легкие самолеты-истребители, пока ещё не решался никто.
Новинке дали наименование SPAD-12a — где литера «а» означала «артиллерийский». Впоследствии от неё отказались и самолет выпускался под обычным обозначением SPAD S.12.
Сама по себе доработка истребителя SPAD-7 до уровня SPAD-12 стала возможной благодаря разработке редукторного варианта мотора «Испано-Сюиза» установленного на последних версиях SPAD-7 — его применение позволяло сместить вал винта относительно вала двигателя и, соответственно, давало возможность установить пушку таким образом, чтобы она стреляла через вал винта.
За основу пушечного истребителя был взят один из серийных SPAD-7, подвергнутый значительной переделке. Двигатель пришлось опустить, за счет этого удалось утопить головки цилиндров в фюзеляже, сделав носовую часть самолета более обтекаемой. Верхнее крыло выдвинули немного вперед, законцовкам крыла придали овальную форму, а размеры фюзеляжа чуть изменили в большую сторону. Самолет заметно прибавил в весе (587 кг против прежних 500 кг), однако за счет использования двигателя Hispano-Suiza 8Cb (замены для штатного Hispano-Suiza 8), имевшего мощность 220 л.с. против 180 л.с., скоростные характеристики и маневренность от этого не пострадали. Ещё одной особенностью SPAD-12 перед предшественником, стало вращение винта против часовой стрелки, впрочем,это уже ничего не меняло!
Главной особенностью нового французского истребителя было конечно же вооружение. От довольно тяжелой пушки Гочкиса пришлось отказаться в пользу новейшей на то время 37-мм пушки «Пюто» SAMC (Semi Automatique Moteur Canon, т.е. «полуавтоматическая мотор-пушка»), расположенной в развале блока цилиндров мотора и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вручную, но открытие затвора после выстрела и выбрасывание гильзы происходило автоматически. Прицеливание пушки осуществлялось по трассам синхронного пулемета «Виккерс». В состав боекомплекта SAMC входили унитарные картечные патроны, каждый из которых содержал шесть сферических чугунных пуль диаметром 18 мм.
Характеристики SPAD S.12 | |
---|---|
Страна: | Франция |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1917 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х «Испано-Сюиза» HS 8Cb. мощностью 220 л.с. |
Максимальная скорость: | 203 км/ч |
Практический потолок: | 6850 м |
Дальность полета: | 350 км |
Масса пустого: | 587 кг |
Максимальная взлетная масса: | 883 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 8 м |
Длина: | 6,4 м |
Высота: | 2,6 м |
Площадь крыла: | 20,02 кв.м. |
Вооружение: | 1х 37-мм пушка «Пюто» (12 выстрелов), 1х 7,7-мм пулемет «Виккерс». |
Эксплуатация и боевое применение истребителя SPAD S.12
Если о создании самолета SPAD-12 все известно более-менее подробно, то во всем, что связано с его эксплуатацией, ясности нет. Первый полет французский пушечный истребитель совершил 5 июля 1917 г., однако по другим сведениям — эта дата ничто иное, как дата первого боевого применения SPAD-12. Испытания же самолета шли примерно с декабря 1916 г., хотя возможно, что начались они уже в наступившем 17-ом, ранней весной.
Всего было заказано 30 самолетов SPAD S.12, однако даже эта весьма скромная серия была выполнена едва ли на две трети — скорее всего истинное число изготовленных предумышленностью истребителей этого типа составило не более 25 машин. Причина столь незначительного внимания к такому, на первый взгляд, весьма заметному самолету, была прозаичной — машина явно не оправдывала возлагаемых на неё надежд.
Первый SPAD S.12 в начале июля 1917 г. был передан эскадрилье SPA.3, став личной машиной инициатора идеи пушечного истребителя — Жоржа Гинемера. Однако в первом же боевом вылете, 5 июля, самолет был поврежден вражеским огнем, и на две недели попал в ремонт. Первого успеха на пушечной машине Гинемеру удалось добиться 27 июля, сбив вражеский разведчик и израсходовав при этом восемь пулеметных патронов и один снаряд пушки. На следующий день ас повторил успех — на этот раз для уничтожения двухместного DFW C.V ему понадобилось 30 патронов и два снаряда.
Однако в том же бою ответным огнем «Спад» снова был поврежден — его ремонт продолжался до 15 августа 1917 г. За этот вынужденный простой французский ас расплатился уже 17 августа — в этт день Гинемер сбил сразу два вражеских самолета: одного пулеметным огнем, а другого — пулеметным и пушечным. В эскадрилье SPA.3 на пушечном «Спаде» летали также Жорж Раймон (6 побед) и Бенжамен Бозон-Вердура.
Два SPAD S. 12Ca были личными самолетами Рене Фонка, служившего в эскадрилье SPA. 103. Именно он являлся идеальным пилотом для пушечного «Спада»: хладнокровным и расчетливым тактиком, к тому же отличным стрелком. На SPAD S. 12Са Фонк одержал 11 воздушных побед (из них 7 подтвержденных).
Один SPAD S.12Cal передали в эскадрилью SPA. 12, где на нем летали Фернан Шаванне (7 побед) и Лионель де Мармие (6 побед). Единичные экземпляры пушечных «Спадов» служили также в эскадрильях SPA. 15, 38, 65 (где на таком самолете летал Шарль Нэжессе), 95 и 159.
Два SPAD S. 12Са 1 передали союзникам — англичанам и американцам. Британский экземпляр испытывался в марте 1918 г., но уже 4 апреля был разбит. Американская машина в октябре 1918 г. попала в 13-ю эскадрилью. На ней летал командир эскадрильи, капитан Чарльз Дж. Биддл (Charles J. Biddle), однако никаких успехов на пушечном «Спаде» он не добился.
Все это подтвердило репутацию SPAD-12 как штучного самолета, предназначенного исключительно для опытных пилотов — однако совладать с однозарядным орудием ручного перезаряжания в воздушном бою, оказалось не так-то просто даже для лучших из лучших. Пилоты считали SPAD-12 называли сложным в освоении, заряжание, прицеливание и стрельбы из 37-мм пушки требовали очень высокого навыка, к тому же из-за немалого размера орудия его казенная часть «вылазила» в кабину, несколько затрудняя пилотирование, а после каждого выстрела кабина наполнялась пороховыми газами.
Что до использования SPAD-12 в России/СССР — достоверных сведений на этот счет нет. Однако, некоторые источники утверждают, что после окончания Первой Мировой войны, 6 самолетов этого типа попали в руки Красной Армии. Правда, при каких обстоятельствах это произошло, лично я информации не нашел.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Франции
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет