Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель SPAD S.12 (Франция)



Французский воздушный ас Первой Мировой войны Жорж Гинемер, а справа - его истребитель SPAD-7 с эмблемой эскадрильи - аистом

Французский воздушный ас Первой Мировой войны Жорж Гинемер, а справа — его истребитель SPAD-7 с эмблемой эскадрильи — аистом

История создания и конструкция истребителя SPAD S.12

Во время Первой Мировой войны, французские и немецкие истребители сделались постоянными соперниками в боях за европейское небо. Однако если французские истребители «SPAD» были традиционно сильнее в скорости и маневре, то немецкие были значительно сильнее вооружены. К 1916 году у французов появилась идея усовершенствования своих боевых самолетов, которая должна была кардинально решить сложившуюся проблему.

Решение предложил французский ас Жорж Гинемер в октябре 1916 г. Он обратился к главному конструктору фирмы SPAD, инженеру Луи Бешеро с предложением усилить вооружение истребителя SPAD S.7C1 довольно радикальным способом. По идее Гинемера предлагалось установить на самолет 37-мм пушку «Гочкис», компенсировав тем самым преимущество немецких истребителей в пулеметном вооружении, и, заодно, совершить маленькую авиационную революцию — ведь оснащать таким тяжелым вооружением легкие самолеты-истребители, пока ещё не решался никто.

Новинке дали наименование SPAD-12a — где литера «а» означала «артиллерийский». Впоследствии от неё отказались и самолет выпускался под обычным обозначением SPAD S.12.

Сама по себе доработка истребителя SPAD-7 до уровня SPAD-12 стала возможной благодаря разработке редукторного варианта мотора «Испано-Сюиза» установленного на  последних версиях SPAD-7 — его применение позволяло сместить вал винта относительно вала двигателя и, соответственно, давало возможность установить пушку таким образом, чтобы она стреляла через вал винта.

Чертеж французского пушечного истребителя SPAD S-12

Чертеж французского пушечного истребителя SPAD S-12

За основу пушечного истребителя был взят один из серийных SPAD-7, подвергнутый значительной переделке. Двигатель пришлось опустить, за счет этого удалось утопить головки цилиндров в фюзеляже, сделав носовую часть самолета более обтекаемой. Верхнее крыло выдвинули немного вперед, законцовкам крыла придали овальную форму, а размеры фюзеляжа чуть изменили в большую сторону. Самолет заметно прибавил в весе (587 кг против прежних 500 кг), однако за счет использования двигателя Hispano-Suiza 8Cb (замены для штатного Hispano-Suiza 8), имевшего мощность 220 л.с. против 180 л.с., скоростные характеристики и маневренность от этого не пострадали. Ещё одной особенностью SPAD-12 перед предшественником, стало вращение винта против часовой стрелки, впрочем,это уже ничего не меняло!

Главной особенностью нового французского истребителя было конечно же вооружение. От довольно тяжелой пушки Гочкиса пришлось отказаться в пользу новейшей на то время 37-мм пушки «Пюто» SAMC (Semi Automatique Moteur Canon, т.е. «полуавтоматическая мотор-пушка»), расположенной в развале блока цилиндров мотора и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вручную, но открытие затвора после выстрела и выбрасывание гильзы происходило автоматически. Прицеливание пушки осуществлялось по трассам синхронного пулемета «Виккерс». В состав боекомплекта SAMC входили унитарные картечные патроны, каждый из которых содержал шесть сферических чугунных пуль диаметром 18 мм.



Характеристики SPAD S.12

Истребитель SPAD S.12 (Франция)
Страна: Франция
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1917 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х «Испано-Сюиза» HS 8Cb. мощностью 220 л.с.
Максимальная скорость: 203 км/ч
Практический потолок: 6850 м
Дальность полета: 350 км
Масса пустого: 587 кг
Максимальная взлетная масса: 883 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 8 м
Длина: 6,4 м
Высота: 2,6 м
Площадь крыла: 20,02 кв.м.
Вооружение:1х 37-мм пушка «Пюто» (12 выстрелов), 1х 7,7-мм пулемет «Виккерс».

Эксплуатация и боевое применение истребителя SPAD S.12

Если о создании самолета SPAD-12 все известно более-менее подробно, то во всем, что связано с его эксплуатацией, ясности нет. Первый полет французский пушечный истребитель совершил 5 июля 1917 г., однако по другим сведениям — эта дата ничто иное, как дата первого боевого применения SPAD-12. Испытания же самолета шли примерно с декабря 1916 г., хотя возможно, что начались они уже в наступившем 17-ом, ранней весной.

Всего было заказано 30 самолетов SPAD S.12, однако даже эта весьма скромная серия была выполнена едва ли на две трети — скорее всего истинное число изготовленных предумышленностью истребителей этого типа составило не более 25 машин. Причина столь незначительного внимания к такому, на первый взгляд, весьма заметному самолету, была прозаичной — машина явно не оправдывала возлагаемых на неё надежд.

Первый SPAD S.12 в начале июля 1917 г. был передан эскадрилье SPA.3, став личной машиной инициатора идеи пушечного истребителя — Жоржа Гинемера. Однако в первом же боевом вылете, 5 июля, самолет был поврежден вражеским огнем, и на две недели попал в ремонт. Первого успеха на пушечной машине Гинемеру удалось добиться 27 июля, сбив вражеский разведчик и израсходовав при этом восемь пулеметных патронов и один снаряд пушки. На следующий день ас повторил успех — на этот раз для уничтожения двухместного DFW C.V ему понадобилось 30 патронов и два снаряда.
Однако в том же бою ответным огнем «Спад» снова был поврежден — его ремонт продолжался до 15 августа 1917 г. За этот вынужденный простой французский ас расплатился уже 17 августа — в этт день Гинемер сбил сразу два вражеских самолета: одного пулеметным огнем, а другого — пулеметным и пушечным. В эскадрилье SPA.3 на пушечном «Спаде» летали также Жорж Раймон (6 побед) и Бенжамен Бозон-Вердура.

Два SPAD S. 12Ca были личными самолетами Рене Фонка, служившего в эскадрилье SPA. 103. Именно он являлся идеальным пилотом для пушечного «Спада»: хладнокровным и расчетливым тактиком, к тому же отличным стрелком. На SPAD S. 12Са  Фонк одержал 11 воздушных побед (из них 7 подтвержденных).

Истребители SPAD-12 французских асов: Рене Фонка (снизу) и Жоржа-Феликса Мадона (сверху)

Истребители SPAD-12 французских асов: Рене Фонка (снизу) и Жоржа-Феликса Мадона (сверху)

Один SPAD S.12Cal передали в эскадрилью SPA. 12, где на нем летали Фернан Шаванне (7 побед) и Лионель де Мармие (6 побед). Единичные экземпляры пушечных «Спадов» служили также в эскадрильях SPA. 15, 38, 65 (где на таком самолете летал Шарль Нэжессе), 95 и 159.

Два SPAD S. 12Са 1 передали союзникам — англичанам и американцам. Британский экземпляр испытывался в марте 1918 г., но уже 4 апреля был разбит. Американская машина в октябре 1918 г. попала в 13-ю эскадрилью. На ней летал командир эскадрильи, капитан Чарльз Дж. Биддл (Charles J. Biddle), однако никаких успехов на пушечном «Спаде» он не добился.

Все это подтвердило репутацию SPAD-12 как штучного самолета, предназначенного исключительно для опытных пилотов — однако совладать с однозарядным орудием ручного перезаряжания в воздушном бою, оказалось не так-то просто даже для лучших из лучших. Пилоты считали SPAD-12 называли сложным в освоении, заряжание, прицеливание и стрельбы из 37-мм пушки требовали очень высокого навыка, к тому же из-за немалого размера орудия его казенная часть «вылазила» в кабину, несколько затрудняя пилотирование, а после каждого выстрела кабина наполнялась пороховыми газами.

Что до использования SPAD-12 в России/СССР — достоверных сведений на этот счет нет. Однако, некоторые источники утверждают, что после окончания Первой Мировой войны, 6 самолетов этого типа попали в руки Красной Армии. Правда, при каких обстоятельствах это произошло, лично я информации не нашел.

Истребитель SPAD S-12 переданный для испытаний в США. Любопытный бортовой номер «0» объясняется экспериментальным статусом самолета, ну а скелет - просто символика эскадрильи

Истребитель SPAD S-12 переданный для испытаний в США. Любопытный бортовой номер «0» объясняется экспериментальным статусом самолета, ну а скелет — просто символика эскадрильи

 

 

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии