Если вы хоть немного знакомы с ходом войны на Тихом Океане, как эпизодом Второй Мировой войны, то обязательно слышали о знаменитом рейде Дулиттла или как его ещё называют Токийском рейде. Впрочем, для этого этого совсем не обязательно читать учебники — сама идея подполковника ВВС США Джеймса Дулиттла, а также её воплощение прекрасно показаны в художественных фильмах «Перл-Харбор» (2001) и «Мидуэй» (2019).

Подполковник Гарольд Джеймс Дулиттл

Подполковник Гарольд Джеймс Дулиттл — несмотря на то, что был отличным парнем, спланировал операцию все-таки не он, а Фрэнсису Лоу

Рейд Дулиттла — кто придумал затащить бомбардировщик на авианосец?

Вкратце напомню этот, без всякого сомнения героический эпизод противостояния вооруженных сил Японии и США. После внезапной атаки японских ВВС 7 декабря 1941 г., на американскую базу тихоокеанского флота Перл-Харбор, а также ранее проведенные стремительные броски на Сингапур, острова малайского архипелага и т.п., в японских руках оказались все мало-мальски значимые аэродромы, с которых могли взлетать самолеты с намерением бомбить Японию.

Казалось, что теперь метрополия в безопасности. Но 18 апреля 1942 г., над промышленным центром Токио внезапно появились американские двухмоторные бомбардировщики B-25 «Митчел», что стало полной неожиданностью как для ПВО столицы Японии, так и для простых японцев. Самолеты успешно сбросили бомбы на портовые сооружения, заводы и т.п. и так же быстро как появились, исчезли — не понеся при этом, никаких потерь.

Бомбардировщики B-25 «Митчел» на палубе авианосца «Хорнет»

Бомбардировщики B-25 «Митчел» на палубе авианосца «Хорнет». Тесновато, но эффект того стоит!

Смелый налет организовал тот самый Джеймс Дулиттл (стоит для честности отметить — придумал и спланировал рейд коммодор Фрэнсису Лоу из штаба ВМС США), в нем участвовало всего 16 бомбардировщиков, которые были специально подготовлены для взлета с короткой летной палубы авианосцев. Операция была смелой и авантюрной, участвовали в ней только добровольцы. Ещё бы — ведь самолеты не планировалось возвращать назад — перемахнув через Японию они должны были сесть на территории Китая, свободной от японских войск или советских дальневосточных аэродромах.

«Рейд Дулиттла» был ничтожен по военным последствиям — предельно облегченные B-25, да ещё и в количестве 16 штук, конечно не могли нанести большие разрушения объектам на земле. Но по политическим и моральным последствиям, ему не было равных. Японцы теперь не чувствовали себя в безопасности даже на собственной земле, это была звонкая пощечина пропаганде непрестанно рассказывающей о непрерывных успехах императорской армии и флота, отодвинувших угрозу вторжения «варваров» далеко от родных островов. Для американцев, напротив, это был, что сейчас называется «медийный успех», показавший — враг не скроется от возмездия даже в собственной столице за морями.

Почему рейд Дулиттла на Токио завершился удачно, а японцы все проспали?

Ни один художественный фильм не расскажет о том почему вообще удался рейд Дулиттла?



Вопрос не праздный. Представьте себе атаку вражеской цитадели. Сколько сил и средств ПВО сосредоточено было на тот момент в Токио? Ведь речь идет в 1942 годе, ещё не было поражений при Мидуэе, в Коралловом море и т.п., ещё не было необходимости все силы сосредоточить на сдерживании американского флота. В конце концов, японцы же не были настолько дураками, чтобы действительно не ожидать каких-то нападений на острова метрополии?

В это трудно поверить, особенно если знать, к примеру, что всего через 2 недели после нападения Германии на  СССР, несмотря на тяжелейшее положение на фронте, 8 августа 1941 года советские бомбардировщики уже бомбили Берлин. Японцы, знавшие об этом, естественно, тоже готовились и к подобным дальним рейдам со стороны противника и принимали серьезные меры.

Взлет «Митчела» с авианосца

Взлет «Митчела» с авианосца. Сугубо сухопутная машина, в умелых руках превращается в палубный бомбардировщик!

Уже 10 апреля 1942 года японцами были перехвачены (редчайший для них случай) американские радиограммы о том, что готовится авианосный рейд к японским островам. Предполагалось, что американские авианосные самолеты после 24 апреля 1942 г. могут предпринять налеты на остров Хонсю. Не желая рисковать, адмирал Ямамото немедленно приказал развернуть в океане, в 600 милях восточнее Японии линию патрульных судов и вдобавок — сосредоточить авиацию флота в районе Токио.

И эта мера оказалась эффективной — именно один из этих кораблей (сторожевик № 23 «Нитто-мару») и передал в 6.30 утра в воскресенье 18 апреля 1942 г. тревожное сообщение: в 600 морских милях от мыса Инубо обнаружены 3 американских авианосца! Больше «Нитто-мару» на связь не выходил, сомнений не было — приближается вражеское нападение.

В 8.30 командир военно-морской базы Йокосука и командир армейского гарнизона Токио объявили воздушную тревогу. Были подготовлены к взлету истребители ПВО, кроме того, в постоянной готовности в воздухе находились 3 самолета A5M «Клод».

В 9.45 патрульный самолет обнаружил в небе 2 вражеских бомбардировщика в 500 — 600 милях от Токио.

Казалось, к встрече незваных гостей все было готово. Но тут, вступили в действие факторы, которые никак нельзя было учесть в подготовке к операции. Японцы после войны не раз хвалились тем, как им ловко удавалось водить за нос союзников. Союзники смотрели на них свысока, а японцы только усиливали это впечатление. В итоге столкновение с хорошо обученными войсками, опытными пилотами и не самыми плохими образцами японских вооружений сперва было сродни шоку. Оказалось, островитяне всерьез готовились к войне  и кое чему научились, хоят и усиленно скрывали это до последнего момента.

кадр взлета среднего бомбардировщика B-25 «Митчел» с авианосца «Хорнет»

Ещё один кадр взлета среднего бомбардировщика B-25 «Митчел» с авианосца «Хорнет». На фоне здоровяка «Митчела», даже авианосец уже не выглядит таким огромным

Но… как оказалось, и сами японцы недооценивали союзников. Считая себя нацией воинов, самыми смелыми, самыми хитрыми, самыми-самыми, они по большей части отрицали все эти качества у своих противников. И неудивительно, что в такой ситуации японцы столкнулись совсем не с тем, что ожидали увидеть:

Японские силы ПВО ожидали атаку бомбардировщиков палубной авиации. Это автоматически сужало выбор противника до одномоторных бомбардировщиков, к примеру типа Дуглас SBD Dauntless, которые имели довольно ограниченный радиус действия (примерно 1500 км). Самолетам после выполнения задания нужно было вернутся на авианосцы, а это означало, что взлет авиагруппы мог произойти на вполне определенном расстоянии (примерно 400 миль), стало быть можно было вполне точно рассчитать время прибытия и ловко подловить «варваров» ещё на подлете или в крайнем случае — уничтожить при возврате.

НО…

Можно ли было ожидать, что «варвары» во-первых, будут достаточно изобретательны, чтобы вместо одномоторных самолетов использовать двухмоторные бомбовозы, которые к тому же удастся заставить взлететь с короткой палубы? Конечно нет.

Можно ли было ожидать, что «варвары» будут достаточно смелыми, чтобы принять решение вообще не возвращаться на авианосцы, а следовать дальше, полагаясь по большей части на везение? Конечно нет.

Можно ли было ожидать, что «варвары» вообще-то знают о том, что существуют в мире истребители ПВО, и потому во-первых, будучи обнаруженными взлетят со своих авианосцев на 200 миль раньше (и следовательно прибудут к цели гораздо быстрее), а во-вторых, пойдут не как «нормальные» бомбардировщики на «нормальной» для бомбардировщиков высоте, а пройдут весь путь на бреющем полете, буквально над гребнями океанских волн? Конечно нет.

Японцы в итоге отказали американцам во всех качествах, которые якобы были присущи им самим, как «нации-воинов». В решительности, в смелости, в изобретательности и хитрости. С закономерным итогом.

В 13.00 часов 18 апреля 1942 г. — на 10 часов ранее, чем предполагалось, 16 американских «Митчелов» B-25 летящих над сушей на высоте около десятка метров были наконец замечены японцами. Внезапно оказалось, что все истребители, которыми располагают средства ПВО на аэродромах — устаревшая рухлядь и учебные машины. Угнаться за «Митчелами» им было не под силу или не хватало опыта. Те истребители, что уже находились в воздухе оказались слишком высоко и вообще не заметили американцев.

Когда «Митчеллы» Дулиттла бомбили Токио, ни один истребитель флота не поднялся на перехват, попытки обстрелять самолеты с земли и робкие атаки нескольких истребителей из армейской авиации результатов не принесли.

Десять бомбардировщиков самолётов атаковали Токио, два атаковали Йокогаму, один совершил налёт на Йокосуку и три нанесли удар по Кобе. Всего в ходе рейда Дулиттла было поражено 13 целей: металлургические, машиностроительные и химические предприятия, верфь, две электростанции, топливные склады, лёгкий авианосец «Рюхо» в гавани. По японским данным, на земле погибли 50 и были ранены 400 человек.

Так и не встретив организованного сопротивления и не потеряв ни один самолет, группа «Митчелов» подполковника Дулиттла пролетела японские острова, пересекла море и оказалась над материком. Рейд закончился успешно. Однако теперь перед экипажами самолетов встала новая проблема — самолеты ведь вылетели раньше, китайцы об этом не знали и их передатчики молчали. Наступила ночь, основная масса самолетов потеряла ориентировку, и, израсходовав топливо была вынуждена идти на посадку.

Из 16 B-25, 15 самолетов все-таки достигли Китая. 4 самолёта совершили жёсткую посадку и разбились. Три человека погибли, семеро получили травмы. Экипажи 11 самолётов выбросились с парашютами, при этом 8 американцев попали в японский плен. Из них четверо погибли в плену.  Последний, 16-ый самолет (капитан Эдвард Йорк) единственный смог совершить посадку на советском аэродроме «Унаши» (Золотая Долина) недалеко от Находки.

Экипаж самолета перед вылетом: в первом ряду Джеймс Дулиттл (1 пилот), Ричард Коул (2 пилот), во втором: Генри Поттер (штурман), Фред Бремер (бомбардир), Пол Леонард (стрелок).

Экипаж самолета перед вылетом: в первом ряду Джеймс Дулиттл (1 пилот), Ричард Коул (2 пилот), во втором: Генри Поттер (штурман), Фред Бремер (бомбардир), Пол Леонард (стрелок).

Каким переделкам подвергли бомбардировщики B-25 для участие в рейде Дулиттла?

Помните как в фильме «Перл-Харбор» экипажи самолетов азартно облегчают свои машины, выбрасывая из них все «лишнее», включая оборонительное вооружение? В общем все так и было, хотя в реальности, конечно, самолеты переоборудовались не на палубе корабля, а загодя.

В рейде участвовали бомбардировщики «Митчел» модификации B-25B. Этот самолет с полной бомбовой загрузкой в 2,8 тонн был способен преодолеть расстояние в 2100 км. Всего для рейда было подготовлено 24 самолета (фактически 22), все они подверглись следующим доработкам:

  • Экипаж сокращен на 1 человека (5 вместо 6)
  • Демонтирована нижняя башня стрелка
  • Установлены антиобледенители
  • Верхняя башня стрелка бронирована
  • Демонтирован радиоприемник
  • Установлен складной дополнительный 160-галлонный топливный бак в верхней части бомбоотсека, за счет ещё нескольких дополнительных баков меньшего размера, объем топлива увеличен с 2,5 до 4,3 тонн.
  • Демонтировано оборонительное вооружение в задней кабине стрелка, установлены деревянные макеты пулеметов.
  • Бомбовые прицелы заменены на упрощенные.
  • На двух бомбардировщиках установлены камеры видеофиксации результатов бомбардировки.

Благодаря переделкам, как подсчитали впоследствии, каждый из «Митчелов» за время рейда на Токио проделал путь в среднем 4170 км.

B-25 c бортовым номером 40-2242 капитана Э. Йорка, приземлившийся в СССР

B-25 c бортовым номером 40-2242 капитана Э. Йорка, приземлившийся в СССР

Почему все 16 самолетов участвовавших в рейде Дулиттла  не приземлились на советской территории?

При первом взгляде на ситуацию, может возникнуть и такой вопрос. В самом деле, зачем посылать ночью 15 машин практически на верную гибель, лететь над территорией наполовину оккупированного японцами Китая, если на той же дистанции есть советские аэродромы под Владивостоком или Находкой? Основная причина крушения большинства «Митчелов» ведь была как раз в том, что в условиях боевых действий китайцы не могли обеспечить постоянное радионаведение самолетов на аэродромы, в то время как Советский Союз мог вести круглосуточное радионаведение. Недаром ведь самолет Эдварда Йорка смог в итоге сесть без всяких проблем?

А дело было как раз в том, что СССР и Япония не находились в состоянии войны. Не могли советские аэродромы принять самолеты союзников — что если это спровоцировало бы японцев на открытие дальневосточного фронта? Напомню — на дворе апрель 1942 года, немецкие войска подтягиваются к Сталинграду, ни о каком переломе в пользу СССР ещё не идет и речь. Нельзя было допускать такого риска. Стоит отметить, что и американская сторона прекрасно понимала ситуацию, и потому никаких претензий к Советскому Союзу не предъявляла. Шла война и это понимали все стороны.

Что касается все того же Йорка — что скажешь, храбрость (или наглость) города берет. Несмотря ни на что, все-таки приземлился на советской территории. Советский Союз, выполняя обязательства перед Японией по пакту о нейтралитете 1941 года, интернировал лётчиков. Экипаж потом на 8 месяцев был доставлен в г. Оханск (Пермский край), затем в Ташкент, в Ашхабад, и 11 мая 1943 года, под видом ложного побега, переданы в британскую зону оккупации в Иране, и далее — в США.

Современная графика: «B-25 Tokyo raid - Howard Gerrard». Эпизод воздушного боя над Токио во время рейда Дулиттла

Современная графика: «B-25 Tokyo raid — Howard Gerrard». Эпизод воздушного боя над Токио во время рейда Дулиттла

Как японцы отомстили китайцам за американцев (Операция Чжэцзян-Цзянси (Сэй-го)

После рейда Дулиттла, японская армия начала стратегическую операцию Чжэцзян-Цзянси (также известную как Сэй-го), одной из целей которой было, в том числе, недопущение повторного использования восточных прибрежных провинций Китая для нападения на Японию. Японцы нанесли ряд поражений китайским войскам, а чтобы никому было впредь неповадно помогать врагам Японии, они с немыслимыми зверствами обошлись с гражданским населением.

Несколько населенных пунктов, включая города Ихванг, Наньчэн (Цзянси) были просто стерты с лица земли, японцы уничтожили не только мужчин, женщин и детей, но даже свиней и коров. Убийства мирных жителей всегда сопровождались пытками, города и населенных пункты сжигались до тла. Причем японцы не ставили цель удержать эти области — используя тактику выжженной земли, они просто уничтожали все до чего могли дотянуться и двигались дальше. По китайским оценкам, число погибших среди гражданского населения составило 250 000 человек.

Императорская японская армия использовала здесь во всю мощь свой знаменитый «отряд 731», который целенаправленно травил колодцы, и «засеивал» местность спорами сибирской язвы, брюшного тифа, возбудителями холеры и чумы. В числе смертельных жертв этого оказались и примерно 1700 японских военнослужащих.

Сюнроку Хата, командующий японскими войсками, участвовавший в массовом убийстве 250 000 китайских мирных жителей, был осужден в 1948 году за  «неспособности предотвратить зверства» на пожизненное заключение. Но уже в 1954 году был освобожден условно — в условиях наступившей «холодной войны», по всей вероятности он казался весьма ценным кадром.

А что же сам Дулиттл?

Ну, подполковник Гарольд Джеймс Дулиттл (14.12.1896 — 27.09.1993 г.г.) — безусловно настоящий герой. В прошлом — блестящий пилот (в авиации с 1917 года, в 1929 г. первым в мире совершил «слепой» взлет и посадку на палубу авианосца), в сороковых он зарекомендовал себя ещё и как отличный организатор. Благодаря его энергии рейд «Митчелов» на Японию закончился успешно, сам Джеймс разумеется также принимал в нем участие, командуя одним из бомбардировщиков.

Остался жив, избежал плена и по возвращению в США был повышен в звании до генерала и награжден высшей военной наградой США — Медалью Почёта. Воевал до 1945 года, сначала на северо-африканском театре военных действий в  Марокко, а затем и в Европе, командуя авиачастью уже после открытия второго фронта и высадки в Нормандии.

После войны Джеймс Дулиттл сделал блестящую карьеру, занимая посты вице-президента корпорации «Шелл Ойл», затем директора лаборатории космической техники, а затем — компании TRW Inc работающей в аэрокосмической отрасли, занимал пост председателя Научно-консультативного совета по аэронавтике США и был членом Службы внешней разведки в Президентском совете США.

Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для сайта armedman.ru, в основе публикации сведения из открытых источников сети интернет, а также: Horikoshi J., Okumiya M., Caidin M. Zero! The Air War in the Pacific During World War II From the Japanese Viewpoint. — Washington, Zenger, 1979,  The Doolittle Raid 1942: America’s First Strike Back at Japan ISBN 978-1841769189. OCLC 1148923535,  Dick Cole’s War: Doolittle Raider, Hump Pilot, Air Commando. University of Missouri Press. ISBN 978-0826220660.