авианосец синано и линкор ямато

Художник изобразил авианосец «Синано» (впереди) и линкор «Ямато» (сзади) вместе. Видно, что корабли имеют много общего.

Ставка на линкоры

Уже в 30-х годах 20-го века стало очевидным, что авиацию необходимо признать серьезной силой в современной войне на море. Однако в военно-морском ведомстве Японии заправляли офицеры «старой школы» убежденные в превосходстве линкоров над любыми другими типами боевых кораблей. Они-то и продолжали до последнего строить сверхмощные (на самом деле просто сверхдорогие) линкоры типа «Ямато», «Мусаси» и «Синано» и слишком поздно спохватились, поняв ошибку («Синано» был в итоге переделан в авианосец).

Морская авиация по праву заняла место линейных кораблей и стала решающей ударной силой на море. Это было продемонстрировано уже в первые два дня войны, когда японская морская авиация —авианосная и базовая— уничтожила линейные силы как американского Тихоокеанского флота в Перл-Харборе, так и британского Дальневосточного флота у берегов Малакки. Интересно отметить, что в наступательных операциях против самой Японии, американцы также широко использовали именно авианосную и базовую авиацию.

Почему Япония проиграла войну

Бездарная трата лучших пилотов

Перед вступлением Японии в войну с США на Тихом океане, в ВВС проводилась «политика использования лучших экипажей», согласно которой все лучшие летчики несли боевую службу в действующей авианосной авиации. Эта практика прекрасно оправдала себя в самом начале войны, когда «лучшие» действительно оказали большое влияние на успех проводимых операций, однако после разгрома под Мидуэем, выяснилось, что «лучших» было слишком мало. Вместо «самых-самых» Японии нужны были вполне обычные «неплохие», но в куда больших количествах, чем имела страна.

Проблема бы вообще не существовало, если бы наиболее опытных и подготовленных летчиков не гробили в сражениях, а отправляли в авиационные военно-морские училища в качестве инструкторов, чтобы там они могли поделиться своими знаниями и боевым опытом.

Возвращаясь к истории со сражением у Мидуэя, нелишним было бы напомнить, что японский флот в тот черный день мог бы иметь на 1 авианосец больше. Единственной причиной того, что «Дзуйкаку» не принял участия в бою, была нехватка хорошо подготовленных пилотов. В этой связи смешно слышать обвинения адмиралу Ямамото, что дескать, подожди он ещё немного, когда вышел бы после ремонта ещё один авианосец — «Сёкаку», все могло бы сложиться по-другому. Дадля него бы, абсолютно также как для «Дзуйкаку» просто не нашлось бы летчиков.

Япония проиграла войну

Японские трофейные гаубицы



Техническая отсталость и промышленная

Самая прозаическая причина, которую одинаково упустили из виду, и гитлеровская Германия напав на СССР и Япония, напав на США – если не удастся опрокинуть такую «махину» одним быстрым и обезоруживающим ударом, то война затянется и неминуемо будет проиграна – противник просто раздавит тебя своим промышленным потенциалом. Любой «блицкриг» — молниеносная война, хорош только на ограниченных театрах военных действий (как в Европе) – выйдя на просторы русских равнин или широты Тихого океана, любая военная машина неизбежно вязнет и теряет темп.

Американцы, потеряв в Перл-Харборе несколько устаревших кораблей, тут же, без напряга для экономики заложили строительство десятка новейших боевых судов. Япония, потеряв 4 больших авианосца оказалась просто у разбитого корыта, не имея ни малейшей надежды построить хотя бы столько же в ближайшие пару лет.

И ладно бы, все дело было в скорости и разности промышленных мощностей. Япония, ко всему, ещё и в техническом плане явно проигрывала США. Вы удивитесь, но ту же ловушку у Мидуэя японцы «проворонили» главным образом потому, что даже на их авианосцах к этому времени не было радаров.

Два корабля в том бою пошли в бой с радарами – линкоры «Исэ» и «Хюга». Но, во-первых, установки появились буквально перед самым сражением, а во-вторых, это были лишь экспериментальные образцы, в серьезное дело не годные.

Конечно нельзя говорить, что японцы отставали по всем показателям, но в насыщенности флота и армии самыми современными и передовыми средствами ведения войны – определенно.

Погибшие от атаки камикадзе на американский корабль

Погибшие от атаки камикадзе на американский корабль

Имперские амбиции

Япония к моменту вступления в войну с США успела одержать ряд сравнительно легких побед над армиями слабых соседних государств и немногочисленными колониальными войсками европейских держав. Территория, контролируемая японской империей многократно возросла, японцы свято верили в свое превосходство и боевой дух самураев и… в общем, Японию понесло.

В обстановке всеобщего ликования развилась самоуверенность. Вплоть до весны 1942 года война для Японии проходила так успешно, что при планировании боевых операций штабы исходили, по-видимому, исключительно из того, что противник должен предпринять, не учитывая всех его возможностей. Иными словами, японцы явно переоценили свои силы и также явно недооценили силы противника.

Судите сами – в битве за Мидуэй, большинство потерь в живой силе было вызвано не взрывами и осколками снарядов, а ожогами – персонал даже не думал надевать комбинезоны и находился на палубах в легких рубашках. Бомбы и снаряды складировали прямо на палубах – морякам и пилотам даже в голову не приходило, что их корабль может быть атакован!


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Сражение у атолла Мидуэй». М.Футидо, 1958 год.