Содержание Характеристики авианосца «Синано» |
|
---|---|
Страна: | Япония |
Тип: | Авианосец поддержки |
Дата выпуска: | Заложен 04.05.1940, спущен на воду 08.10.1944, вступил в строй 19.11.1944 |
Водоизмещение: | Стандартное 64800 тонн, полное 71890 тонн |
Длинна: | 266 метров |
Ширина: | 36,3 метра |
Осадка: | 10,3 метра |
Бронирование: | см. текст |
Экипаж: | 2400 человек |
Силовая установка: | 150000 лошадиных сил |
Дальность хода: | 10000 миль |
Максимальная скорость: | 27,3 узла |
Вооружение: | 16x127-мм, 105x25-мм, 12x28x120-мм |
Авиагруппа: | 47 самолетов |
В 1938 году, в рамках «Четвертой программы пополнения и замены флота 1937 года» Японским ВМФ были заказаны три линкора типа «Ямато»: собственно, «Ямато» (4 ноября 1937 года), «Мусаси» (29 марта 1938 года) и «Синано» (4 мая 1940 г.). К осени 1940 в программу пополнения флота были внесены изменения, и 2 ноября 1940 г. был заложен ещё и четвертый линкор того же типа.
Первые два судна были достроены по проекту, а вот дальше, японцам пришлось импровизировать. В декабре 1941 года постройка «Синано» была приостановлена при готовности примерно в 50%. После гибели в мае-июне 1942 года в сражениях в Коралловом море и у атолла Мидуэй пяти авианосцев, командование японского флота, приняло решение о перестройке «Синано» в авианосец.
Проектирование авианосца «Синано»
Первый проект предусматривал превращение недостроенного линкора в полноценный ударный авианосец со 150 самолетами, но требовал полной перестройки корпуса, тогда как авианосцы были нужны флоту ещё «вчера». Поэтому проект был отклонен, а в дальнейшем конструкторам необходимо было учитывать, что новоиспеченный авианосец, уже на 50% готов как линкор. Дальнейшие работы пришлось вести с учетом этого обстоятельства.
Проект перестройки «Синано» в авианосец был разработан совместно вице-адмиралом Фукуда Кейни, основным проектировщиком линкоров типа «Ямато», и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Ивамура Сейнти.
Совместить практически готовый корпус линкора, высоко расположенную бронированную полетную палубу, специфичное авиационное оборудование и просторные ангары было задачей чрезвычайной сложности, конструкторам постоянно приходилось разрешать неустранимые противоречия, в результате чего частенько одни задачи решались в ущерб другим. Главной проблемой «Синано» стал баланс между остойчивостью судна и вместимостью ангара. В результате работ корабль удалось сделать вполне мореходным, но вот размер ангара получился даже меньше, чем на в три раза уступавшем ему по водоизмещению авианосцу «Унрю».
Это ломало привычные схемы – было ясно, что использовать его как полноценный авианосец не получится. Первоначально его хотели достроить как плавучий аэродром для обслуживания авианосных оперативных соединений и береговых авиабаз авиации флота. «Синано» должен был взаимодействовать с несколькими авианосцами типа «Унрю», которые, в силу своей слабой защиты были бы легкой мишенью для авиации противника. Выпустив самолеты, они убирались на безопасное расстояние, в то время как их машины после задания возвращались на «Синано», и после дозаправки, могли либо вновь идти в бой, либо догонять «родные» авианосцы. «Синано» со своей «линкорной» бронепалубой и мощным зенитным вооружением вполне мог оставаться непосредственно в сражении и успешно отражать атаки вражеской авиации.
Но иметь такой огромный вспомогательный корабль без собственной авиагруппы, с незначительными эксплуатационными и ремонтными возможностями, показалось командованию флота слишком расточительным. Поэтому в результате оживленной дискуссии, было принято компромиссное решение, согласно которому на «Синано» размещалась небольшая авиагруппа, а сам корабль еще в ходе работ было решено переклассифицировать в авианосец поддержки. В его задачи входило бы обеспечение авиагрупп авианосцев первой линии резервными самолетами, авиационным топливом и боезапасом, ремонт поврежденной авиатехники, а также ПВО и ПЛО силами собственной авиагруппы.
Первый проект предусматривал всего 18 собственных самолетов, а окончательный, подготовленный в сентябре 1942 года – 42-47. И все же, для самого большого (на тот момент) авианосца в мире, это было непозволительно мало.
Авианосец «Синано» изнутри
Состав авиагруппы «Синано»:
- 18 истребителей A7M2 «Реппу» + 2 в резерве
- 18 ударных самолетов B7A «Рюсей»
- 6 разведчиков C6N1 «Саиун» + 1 в резерве.
Авианосец получил стандартное для кораблей такого класса оборудование для приема самолетов: 18-тросовый аэрофинишер и три аварийных барьера. 12 тросов финишера и два аварийных барьера размещались в кормовой части полетной палубы, остальные — в носу. Авиаоборудование дополнялось двумя самолетоподъемниками максимальной грузоподъемностью 7500 кг и размерами 15×14 м и 12-тонным краном.
Катапульта, как и на всех предыдущих японских авианосцах, отсутствовала, но огромная длина полетной палубы позволяла взлетать с полной нагрузкой любому из существующих или проектировавшихся типов палубных самолетов.
Непропорционально большим для собственной авиагруппы был запас авиационного вооружения. В бывших погребах главного калибра помещалось 36 авиаторпед, 54х800 кг, 54х500-кг, 216х250-кг и 216х60-кг авиабомб. Это превышало нормы, существовавшие для японских авианосцев, и объяснялось специфическим назначением «Синано» как плавучей базы для авианосных оперативных соединений.
Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только башни главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. Толщина броневого пояса была уменьшена вдвое — до 205 мм; полностью отказаться от него было невозможно, поскольку пояс входил в силовую структуру корпуса и был связан с противоторпедной защитой, аналогичной установленной на «Ямато».
Над корпусом линкора был надстроен небронированный частично открытый ангар, поверх которого располагалась полетная палуба размером 256×41,5 м, максимальная ширина по полетной палубе достигала 53 м. Ангар имел размеры 163×38,8 м, высота его составляла немногим более 5 м. Броневая противопожарная переборка делила ангар на две части. В кормовой должна была разместиться собственная авиагруппа, носовая часть была предназначена для машин с других авианосцев, тут же находились авиаремонтные мастерские.
Носовая часть ангара на 2/3 длины прикрывалась сдвижными стальными шторами, перемещавшимися на роликах, кормовая часть была открыта на 1/3 своей длины. Это было существенным изменением в конструкции японских авианосцев, так как до «Синано» все корабли этого класса имели полностью закрытый ангар. Открытые ангары в значительной степени упрощали вентиляцию корабля и возможные аварийные и спасательные работы.
«Синано» был одним из немногих авианосцев того времени, имевшим бронированную полетную палубу. Кроме него в годы второй мировой войны такая палуба была только на британских эскадренных авианосцах и на японском «Тайхо», а первые американские авианосцы с такой палубой — типа «Мидуэй» — вошли в строй флота уже после окончания войны.
Между двумя самолетоподъемниками, смещенными в оконечности, полетная палуба имела эквивалентную толщину 80 мм (76 мм брони + 19 мм подложки) и теоретически должна была защищать от попаданий 1000-фунтовых (454-кг) бомб. Поверх брони палуба была покрыта смесью каучука и цемента, поскольку специальное покрытие разработать и изготовить не успели.
Ангарная палуба, бывшая главная броневая, имела толщину 195 мм. Дымоходы и вентиляционные шахты прикрывались легкой 37-мм броней. Погреба боезапаса были защищены броней толщиной 180 мм, а по некоторым сведениям суммарная вертикальная защита погребов доходила до 350 мм. Цистерны с авиационным бензином размещались ниже ватерлинии и были защищены дополнительной 25-75-мм броней. Кроме того, после сражения в Филиппинском море для повышения живучести было решено все примыкающие к бензиновым цистернам коффердамы заполнить бетоном.
Островная надстройка помещалась в средней части корабля с правого борта. Дымовая труба имела наклон 26° от борта, как и на авианосцах типа «Хийо» и «Тайхо», что оказалось более удачным решением, чем отвод дымовых газов через бортовые дымоходы ниже уровня полетной палубы.
Состав и расположение энергетической установки был сохранен как на «Ямато»: 4 паровых турбины и 12 котлов Канпон модель «Ро-го» большой версии обеспечивали проектную мощность 150 тыс. л.с., скорость на испытаниях составила 27,3 узла. Каждый котел и турбоагрегат располагался в своем отделении, благодаря чему значительно повышалась живучесть энергетической установки. Запас топлива по сравнению с «Ямато» был увеличен более чем на треть (8900 т), поэтому по проекту «Синано» имел дальность плавания в 10000 миль 18-узловым ходом против 7200 миль у «Ямато».
Электрооборудование должно было включать 4 турбогенератора по 600 кВт и 4 дизель-генератора такой же мощности, но два последних так и не были установлены. Напряжение бортовой сети составляло 225 В.
Помимо запаса топлива для главной энергетической установки корабль брал еще 200 т резервной воды для котлов, 411 т авиационного бензина и 96 т авиационных смазочных масел, общая вместимость цистерн для обслуживания нужд авиагруппы составляла 718,3 тыс. л.
Характеристики остойчивости в общем не сильно отличались от характеристик «Ямато», что можно считать значительным успехом конструкторов, так как авианосцы отличаются более высоким расположением грузов. Метацентрическая высота составляла 3,45 м, а диапазон остойчивости — до 79,2°. На испытаниях корабль имел свыше 1000 т грузового балласта. Период качки для такой большой метацентрической высоты оказался вполне приемлемым — 15 секунд. Сохранено было и рулевое управление по типу «Ямато»: два руля — главный и вспомогательный — с площадью 41 и 13,3 кв. м соответственно. Будучи одновременно положенными на борт, они сообщали кораблю при развороте на полной скорости крен до 10°.
Спасательное оборудование «Синано» было незначительным и ограничивалось всего 16 шлюпками: 1х15-метровой, 8х12-метровыми, 5х9-метровыми и 2х14-метровыми. Причина тому — острый недостаток места для размещения достаточного количества шлюпок. В случае гибели авианосца его экипажу приходилось рассчитывать только на корабли эскорта.
Вооружение авианосца «Синано»
Первоначально планировалось установить такое же количество новых 100-мм универсальных орудий с длиной ствола 65 калибров, имевших более высокие характеристики при стрельбе по воздушным целям, но из-за задержки с их изготовлением от этих планов пришлось отказаться. Зенитное вооружение дополняли 35 строенных 25-мм автоматов (позднее их число увеличили до 145-155 стволов). Автоматы размещались на уровне полетной палубы, что увеличивало их сектора обстрела, но подвергало опасности повреждения при авариях самолетов на взлете и посадке. Кроме того, на авианосце установили 12 28-ствольных пусковых установок для 120-мм ракет, предназначенных для отражения атак пикирующих бомбардировщиков, установки размещались в четырех группах в носу и корме у кромки полетной палубы.
Управление огнем универсальных орудий велось при помощи четырех стабилизированных постов наводки тип 94 мод. 1 с 4,5-метровыми дальномерами тип 89 — по одному на каждые две установки — и прибора управления огнем тип 94. Зенитные автоматы управлялись 12 прицельными визирами тип 95.
На корабле были установлены два радара тип 21 поиска воздушных и надводных целей и радар тип 13 поиска воздушных целей. Недостаточно надежное радарное оборудование дополнялось большим количеством высококачественных оптических приборов, в число которых входило 40 бинокуляров (18-, 12- и 8-см), большая часть из них — для наблюдения за воздушными целями.
Прожекторное оборудование включало 3 110-см осветительных прожектора и 6 сигнальных (4 и 2 соответственно 60- и 20-см). Корабль был оборудован мощными для японского флота того времени средствами связи, его радиоэлектронное вооружение дополняли 12 пеленгаторов для ведения радиоразведки. На авианосце отсутствовала какая-либо гидролокационная аппаратура.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ Японии