История постройки и проектирования авианосца «Синано»

После завершения ходовых испытаний авианосца поддержки «Синано» (бывший третий линкор серии «Ямато») 11 ноября 1944 г. в связи с возрастающей воздушной угрозой было решено перевести «Синано» из Йокосуки в считавшуюся более безопасной базу Куре, где авианосец должен был завершить достройку и приступить к боевой подготовке.

синано

К этому моменту на «Синано» еще не было установлено все необходимое оборудование — трюмные помпы, осушительные насосы. Переборки не были проверены на герметичность, отсутствовали уплотнения трубопроводов и кабелей. Экипаж, набранный с других кораблей и судов, не был в достаточной степени знаком с новым авианосцем, а присутствие на корабле большого числа рабочих вносило дополнительный элемент дезорганизации.

Вечером 28 ноября 1944 г. «Синано» (командир — капитан 1 ранга Абэ Тосио) в сопровождении эсминцев «Хамакадзэ», «Юкикадзэ» и «Исокадзэ» вышел из Йокосуки. На борту авианосца находилось 2515 человек команды и рабочих верфи. Максимальная скорость корабля была ограничена 20 узлами (максимальная скорость 27 узлов), поскольку в рабочем состоянии находились только восемь из двенадцати котлов. Около 19 часов авианосец был обнаружен радаром американской подводной лодки «Арчерфиш», патрулировавшей у выхода из Токийского залива. Задачей лодки являлось спасение экипажей американских бомбардировщиков, бомбивших район Токио, однако из-за перерыва в действиях авиации лодке было позволено вести свободную охоту.

Только в 21.40 американцы установили, что преследуют авианосец, но к этому времени на «Синано» уже обнаружили работу вражеского радара. Капитан 1 ранга Абэ Тосио считал, что ему предстоит встреча с группой вражеских лодок, поэтому авианосец продолжал идти противолодочным зигзагом, а «Исокадзэ», пытавшемуся атаковать «Арчерфиш», было приказано занять свое место в ордере. Долгое время расстояние между «Синано» и лодкой оставалось примерно одинаковым — около 90 кабельтовых, но около 22.30 «Синано» из-за перегрева одного из гребных валов вынужден был уменьшить скорость до 18 узлов.

Это обстоятельство, а также противолодочный зигзаг решили судьбу авианосца. Уже отставшая лодка смогла догнать авианосец и занять выгодную позицию. Около 3 часов, изменив в очередной раз курс, «Синано» двинулся прямо на нее, дистанция сократилась с 60 до нескольких кабельтовых. Пропустив головной эсминец, командир американской лодки капитан 2 ранга Инрайт приказал дать залп шестью торпедами. Положение авианосца было неидеальным, стрелять приходилось с кормовых курсовых углов.

Торпеды были выпущены с интервалом 8 секунд, и в момент, когда пятая торпеда выходила из аппарата, первая уже поразила «Синано» в правый борт, вслед за ней раздалось еще три взрыва. Было 03.17 29 ноября.

Одна из торпед попала в район 104-го шпангоута, затопив пост живучести, а также компрессорное отделение правого борта (шпангоуты 89-103) и погреба зенитного боезапаса. Внешнее котельное отделение было затоплено очень быстро, и весь находившийся там персонал погиб, вода также начала поступать в смежные с ним котельные отделения 1 и 7. Причиной затопления внешнего машинного отделения правого борта стало попадание торпеды в отсек сальника гребного вала (район 161-го шпангоута) и течь через набивку сальника. Еще одна торпеда попала в кормовые цистерны авиационного бензина между 188-м и 201-м шпангоутами. На «Синано» еще не было авиагруппы, и цистерны были пусты, но это попадание привело к затоплению кладовых, разрушению палуб над местом взрыва и гибели личного состава, отдыхавшего в кубриках в этой зоне. Каждая торпеда имела заряд в 330 кг.



Сразу после взрывов торпед «Синано» получил крен 9-10°. Контрзатоплением отсеков противоположного борта удалось лишь на некоторое время задержать крен на отметке 12°, но поступление больших масс воды взять под контроль не удалось.

Причиной этого стало все-таки не начальное разрушение подводной защиты, которое было довольно обширным (в ряде случаев упорные бимсы, поддерживающие противоторпедную переборку, обрушились на тонкую фильтрационную переборку, пробили ее, что привело к затоплению находящихся за этой переборкой отсеков), а отсутствие герметичности переборок. Начальный крен в 10° соответствовал ожидаемой величине при попадании шести торпед, но в дальнейшем вместо его уменьшения наблюдалась постоянная фильтрация воды из отсека в отсек.

Присутствие большого числа гражданских рабочих вносило дополнительную путаницу и неразбериху, наблюдались даже абсолютно нехарактерные для японского флота отдельные случаи невыполнения приказов и паники.

В 5 часов утра «Синано» еще имел малый ход и крен 13°, но к этому времени уже стало ясно, что довести корабль до мелководья не удастся. В 07.00 из-за отсутствия пресной воды прекратилась подача пара в машинные отделения, машины были остановлены, а их персонал получил приказ подняться наверх. Попытка буксировать «Синано» эсминцами эскорта не удалась, равно как и последняя попытка спрямить корабль затоплением котельных отделений левого борта, а в 09.00 на авианосце прекратилась подача электроэнергии.

В 10.18 капитан 1 ранга Абэ вынужден был отдать приказ покинуть корабль. Эсминцы эскорта подошли непосредственно к борту «Синано» и начали прием команды. Крен авианосца, достигший к этому времени 30°, продолжал расти, и около 11 часов «Синано» перевернулся и затонул в точке 33°20′ с.ш. и 136°20′ в.д.

Эсминцы эскорта приняли на борт 1080 человек, 1435 человек были объявлены пропавшими без вести, но, видимо, часть из них была спасена прибрежными судами, так как считается, что с авианосцем погибла только четверть его экипажа. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть «Синано» и погиб вместе с ним.