В 1944 году, надежд победить флот США в бою у Японии уже не было. Несмотря на наличие все ещё достаточно большого числа крупных надводных кораблей, выводить их в море стало просто опасно потому что в море и небе над ним, целиком властвовали американские авианосные соединения. Битва в заливе Лейте (или вторая битва при Филиппинах) шедшая с 23 по 26 октября 1944 года наглядно показала результат войны в стиле «корабли против самолетов». Самолеты победили, а японцы полностью и окончательно утратили контроль над морем.
Содержание
Ohka — японский ракетоплан для камикадзе
Шанс на скорую высадку американцев теперь уже не на Филиппины, а прямо на японские острова стал совершенно не иллюзорен. В таких условиях нужна была своеобразная «серебряная пуля» — остановить вторжение могло только сверх-оружие или… божественное вмешательство.
Молодой мичман Ота Мицуо принимал участие в сражениях на Марианских и Каролинских островах и отлично усвоил урок — прорваться авиации к авианосному соединению противника в условиях морского боя почти нет шансов. Ота указал командованию на то, что атаки обычных бомбардировщиков, пикировщиков и торпедоносцев против вражеских авианосцев приводят только к гибели самолетов и мизерной точности попаданий. Как добиться нужной точности? Только используя управляемые бомбы, а точнее — пилотируемые бомбы.
В августе 1944 года в Институте аэронавтических исследований Токийского университета (Япония) приступил к разработке специальной пилотируемой бомбы, хотя скорее новое изделие можно назвать ракетопланом. Позднее эта бомба-ракетоплан получила название Yokosuka MXY-7 Ohka (по русски читается как «Ока», то есть «Вишня«), но сначала проект назывался «Марудай». В октябре — ноябре 1944 г. провели ускоренные летные испытания новой бомбы, был создан авиакорпус для использования снарядов «Марудай», а в конце ноября уже началось обучение пилотов-смертников.
Капитан 1 ранга Окамура, один из высших офицеров истребительной авиации, стал командиром корпуса новоявленных ракетчиков-камикадзе, получившим название «Дзиро Бутай» (Корпус раскатов божественного грома).
Конструкция и модификации ракетоплана Yokosuka MXY-7 Ohka
В сути японский ракетоплан MXY-7 Ohka представлял собой прообраз современной крылатой противокорабельной ракеты — этакая здоровенная 1200 килограммовая бомба с фанерными крыльями и тремя ракетными ускорителями. К цели её доставлял бомбардировщик Mitsubishi G4M 2e Model 24J «Бетти», при установлении контакта с целью, «Ока» освобождалась от креплений и начинала свободное планирование. Затем пилот-смертник запускал ракетные ускорители, направлял бомбу к цели и корректировал её полет.
За несколько секунд «ракета-камикадзе» разгонялся до 650 км/ч (900-1000 км/ч в пикировании), что делало MXY-7 Ohka крайне трудной целью для ПВО авианосного соединения. В случае попадания во вражеский корабль, за счет объема носимой взрывчатки было гарантировано как минимум серьезное повреждение цели.
Правда, и попасть на такой скорости в цель было не просто: именно поэтому идея с массовым применением ракет со смертниками внутри была обречена на неудачу. Для управления ракетой камикадзе был нужен хороший пилот — а с этим ресурсом у японцев были проблемы уже в 1943 году.
Модификации японских ракетопланов для камикадзе (Ohka)
Ohka-11. Первая ракета для камикадзе получила название Ohka-11, она же по сути стала единственной действительно применявшейся в боевых условиях. 1200 кг взрывчатки, три двигателя Type 4 Model 1 Mark 20 были обеспечены топливом примерно на 8-10 секунд работы.
Ohka-11 имела один большой недостаток — чтобы эффективно применить ракетоплан, его надо было сбрасывать на расстоянии не далее, чем 37 км от цели, а лучше ближе. Но, кто же позволит тихоходному бомбардировщику-носителю «Бетти» подобраться так близко к авианосцу? Все последующие работы по Ohka шли именно по пути попытки увеличения этой дистанции. Было построено 155 ракет-снарядов в Йокосуке, и еще 600 ракет в арсенале ВМС Касумигаура. На практике большинство бомбардировщиков, несущих Ohka-11, были сбиты еще до того, как у них появилась возможность пустить в ход свое оружие.
Ohka-21. Вариант Ока-11, но с облегченной конструкцией — вместо фанерных крыльев, были применены металлические, разработанные фирмой Накадзима. Построен 1 экземпляр.
Ohka K-1. Учебный вариант Ohka-11 без двигателя, с водяным балластом вместо взрывчатки.
Ohka-22 — попытка увеличения дистанции запуска ракетоплана. Оснащена ракетным двигателем Исикавадзима Tsu-11. Внешне такие ракеты камикадзе отличаются удлиненным фюзеляжем с воздухозаборниками по бокам. Для доставки в район цели предполагалось использовать бомбардировщик Йокосука P1Y3 «Фрэнсис», но вместо 1200-кг взрывчатки, Ohka-22 несла «всего» 600 кг. Первый полет Ohka-22 состоялся в июне 1945 года, а всего их успели собрать не менее 50 штук (при всем желании даже половина из этого количества не могла быть боеспособна, так как двигателей Tsu-11 было построено не больше 20 штук). В боевых действиях этот вариант ракеты для камикадзе участия не принимал.
Ohka-33 представляла собой увеличенную версию модели 22, оснащенную турбореактивным двигателем Ne-20 (вариант немецкого BMW-003) с 800-килограммовой боевой частью. Носителем для этой ракеты камикадзе должен был стать тяжелый бомбардировщик Накадзима G8N «Рензан». Модель 33 так и не была построена ввиду малого количества самолетов-носителей.
Ohka-43A имела складывающимися крылья и была предназначена для запуска с подводных лодок. Не производилась.
Ohka-43B тоже со складными крыльями, но для запуска с направляющих. Предполагалось, что установки с такой версией камикадзе-ракет будут скрытно размещаться в островных пещерах. Не производилась.
Ohka-43 K-1 Kai Wakazakura («Молодая вишня») — двухместная учебная модель с одним ракетным двигателем. Вместо взрывчатки было добавлено место для курсанта. Построено 2 экземпляра.
Ohka-53 («Священная вишня») была оснащена турбореактивным двигателем Ne-20 и отличалась по способу доставки к цели — её предполагалось буксировать как планер и отпускать в свободный полет вблизи цели.
Характеристики MXY-7 Ohka (характеристики для «Ока-11») | |
---|---|
Страна: | Япония |
Тип: | Ракетоплан |
Год выпуска: | 1944 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 3 х Type 4 Model 1 Mark 20 тягой по 2,6 кило-ньютона (тяговооруженность 0,38) |
Максимальная скорость: | 648 км/ч, до 926 км/ч в пике, |
Практический потолок: | Нет сведений |
Дальность полета: | ~ 40 км |
Масса пустого: | 440 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2140 кг (из этого числа 1200 кг - взрывчатка) |
Размах крыльев: | 5,12 м |
Длина: | 6,06 м |
Высота: | 1,62 м |
Площадь крыла: | 6 кв. метров |
Вооружение: | 1200 кг взрывчатого вещества (аммонал) |
Боевое применение камикадзе-ракет типа Ohka
Первый удар с помощью ракетопланов «Ока» японцы рассчитывали нанести в конце ноября 1944 года. Для этих целей на новом тяжелом авианосце «Синано» (68000 тонн, переделан из недостроенного линкора типа «Ямато«) вышедшем из Йокосуки разместили 50 ракет «Ока-11» с самолетами носителями. Но, им было не суждено даже взлететь с палубы. 29 ноября 1944 г. «Синано» был атакован американской подводной лодкой «Арчерфиш» и затонул после попадания 6 торпед возле мыса Сио, южнее Осаки.
Вторая попытка ударить «вишней» имела место быть во время февральских боев 1945 г. за Иводзиму, но никакого внятного результата не дала.
Наконец 21 марта 1945 года ракеты камикадзе «Ока-11» были впервые использованы в бою. Капитан-лейтенант Ионака Горо поднял группу из 16 бомбардировщиков «Бетти» (каждый с подвешенной «Ока»), с авиабазы Каноя, чтобы найти вражеские авианосцы в сопровождении 30 истребителей «Зеро». В 300 милях юго-восточнее Кюсю и всего в 50 милях от вражеских авианосцев, японское соединение было атаковано 55 американскими палубными истребителями. Все 16 бомбардировщиков были уничтожены за пределами дальности своего чудо-оружия.
Примерно в это же время, американцы, уже хорошо осведомленные об ракетах для смертников, дали «Ока-11» собственное название — «Baka bombs» («Бака» — «дурак» по-японски). По всей видимости в эффективность нового оружия они не очень то и верили.
Единственный случай, когда бомбами «Ока» действительно удалось атаковать вражеские корабли — сражение за Окинаву.
74 ракетоплана «Ока-11» с самолетами-носителями покинули базы, 56 «Ока» были сброшены самолетами-носителями или были сбиты вместе с ними.
Хотя японские пилоты постоянно докладывали об успехах своего чудо-оружия, первый действительно подтвержденный случай успешной атаки камикадзе в ракете «Ока» на корабль, зафиксирован 12 апреля 1945 года, когда эсминец USS «Mannert L. Abele» был пораженной бомбой «Ока», разломился надвое и затонул. Эсминец «Джефферс» был на волоске от гибели — сбитый на расстоянии 40 метров от корабля «Ока» взорвался и нанес ему некоторые повреждения.
Эсминец «Стэнли» была атакован двумя «Ока», но умелое маневрирование сберегло корабль от попаданий. Один из камикадзе взорвался у него под кормой, но особых повреждений не причинил. 4 мая 1945 года один «Ока-11» попал в мостик эсминца Ши (Shea) и причинил значительный ущерб, но не уничтожил корабль.
11 мая 1945 года камикадзе на «Ока-11» был тяжело поврежден эсминец «Хью У. Хэдли» (впоследствии списанный).
Было ещё несколько атак разной степени успешности, однако общий счет ракет камикадзе «Ока-11» составил всего 3 уничтоженных американских эсминца и ещё 3 тяжело и 1 легко поврежденный. Немного для «чудо-оружия». Одним словом, вместо «корпус раскатов божественного грома», действительно получился самый обычный «бака».
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Японии
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для armedman.ru на основе материалов из открытых источников сети интернет