Поражение в войне с Японией (1904-05 г.г.) вскрыло многие недостатки организации военного дела Российской Империи и стало одной из причин революции, потрясшей в 1905-1907 г.г. страну. С тех самых пор и звучит время от времени вопрос, ответ на который мы никогда не получим, так как «история не терпит сослагательного наклонения» — что было бы, если бы на Дальний Восток отправился не балтийский, а черноморский флот?…
Вопрос не такой праздный, как может показаться, ведь в начале 20-го века, именно флот Черного моря был и более подготовлен к войне – лучше была и выучка артиллеристов, и слаженность экипажей. Да и мысль взять и усилить готовящуюся к походу на Дальний Восток 2-ой Тихоокеанской эскадры, возникла сразу же и широко обсуждалась общественностью. Сам командующий — Зиновий Рожественски ещё в мае 1904 г. высказал мысль о необходимости присовокупить к силе, формирующейся из балтийских судов, черноморские броненосцы «Князь Потёмкин Таврический» и «Три Святителя«, минный транспорт «Дунай» и несколько миноносцев.
И хотя участие Черноморского флота в Русско-японской войне конечно же чистая «альтернативная история», однако ответ на заданный ранее вопрос не так однозначен и требует переформулировки, ведь на поверку, его смысл сводится не к «что было бы если…», а к «почему этого не случилось?».
Битва за проливы
На протяжении всего XIX века одной из главнейших внешнеполитических задач для России было овладение водным путем из Черного моря в Средиземное. Пользуясь языком тех лет, она намеревалась «получить ключи от собственного дома». «Ключи» находились в руках Османской империи и ни один военный корабль не имел возможности проходить через проливы без её дозволения. Исключением были лишь небольшие корабли черноморских государств, направлявшиеся в распоряжение дипломатических миссий в Средиземноморье, причём каждый такой проход предварительно согласовывался с турками. Ещё одним исключением были небольшие военные корабли России, находившиеся в аварийном состоянии и по этой причине направлявшиеся в Черное море.
Де-факто с 70-х гг. 19 века проливы находились в руках Англии и хотя прямой конфронтации между британской и российской империями не было, дружескими эти отношения назвать было нельзя никак. Само собой, появление России в Средиземном море создало бы серьезную угрозу британским интересам в этом регионе.
В 90-е гг. XIX в. Россия намеревалась радикально решить проблему турецких проливов молниеносной десантной операцией на побережье Босфора. С турками проблем бы не возникло – Оттоманская империя находилась далеко не в лучшей форме, но в Средиземном море постоянно находилась мощная английская эскадра… в общем, операция была отложена, хотя и не отменена. Все это подливало масла в огонь, но как следует «пламя» разгорелось, когда интересы этих двух держав столкнулись и на Дальнем Востоке.
Англии срочно был нужен мощный союзник для «дружбы против» России и уже 30 января 1902 года, такой союзник не только нашелся, но и подписал все соответствующие бумаги, скрепив своей подписью военный союз. Япония преследовала схожие интересы – Россия угрожала и ей, одним словом, японцам с англичанами было, о чем поговорить.
24 января 1904 года по старому стилю, Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и одновременно начинает военные действия против русских, находящихся на территории Китая и Кореи, со стратегической задачей как можно скорее разбить русские войска до тех пор, пока не подтянутся резервы. Японский флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и внезапным нападением обеспечил себе превосходство на морском театре военных действий. При этом лишь на четвёртый день после начала боевых действий, Япония объявила миру, что она находится в состоянии войны с Россией.
Англичане, справедливо полагая, что в случае выигрыша, самое большое, что получит Россия – не особо богатую Корею, а Япония, даже при самых лучших раскладах, никак не сравняется мощью с Англией и не станет таким образом её конкурентом, заняли позицию «дружелюбного нейтралитета» по отношению к восточному союзнику. Одним словом, не помогали напрямую, но и турецкие проливы держали «на замке», блокируя в Черном море наиболее боеспособный из российских флотов.
Им в самом деле и не нужно было ничего более — после отвлечения значительных сил России на Дальний Восток и перемещения туда же основных её внешнеполитических устремлений, в Англии практически никто не верил в возможность проведения Босфорской экспедиции или другой силовой акции на пороге Средиземноморья.
Однако, ещё 11 января 1904 года, в беседе японского посланника в Лондоне Хаяси с представителем парламента Ленсдауном, последний, на вопрос Хаяси о возможности прохода через турецкие проливы русского флота, заявил, что японцы могут рассчитывает на добрые услуги от правительства Британии. Понятное дело, что понимать под этим намеком можно было крайне широкий спектр действий – от дипломатического «внушения» до прямого уничтожения русского флота у выхода из Дарданелл, что означало уже начало англо-русской войны. Последнего Ленсдаун конечно не озвучивал, но и не опровергал.
Британское морское руководство также заняло прояпонскую позицию. Дальнейшая стратегия Великобритании по вопросу о проливах, в случае попыток России послать Черноморский флот на Дальний Восток, определилась как действия по нарастающей от требования объяснений от России к «серьезному уведомлению» и далее к военной демонстрации и разрыву отношений, но без объявления войны.
В апреле 1904 г., после заключения англо-французского соглашения вопрос о проливах вновь встал перед Англией. Проход русского флота в Средиземное море ставил англичан перед выбором: идти на уступку России, что свидетельствовало о слабости Британии, либо пойти на столкновение с Россией. Последний вариант сулил осложнения с Францией, могущие дойти даже до войны. Поэтому наилучшим решением для Англии оставалось не допустить форсирования Россией Босфора и Дарданелл – попросту использовать все средства, чтоб максимально протянуть время. И надо сказать, с поставленной задачей Англия справилась на отлично.
И все-так, если бы…
Предположим, Англия закрыла глаза на действия русского флота, и черноморские броненосцы преодолев Босфор и Дарданеллы вышли в открытое море и соединились со 2-ой Тихоокеанской эскадрой.
Вариант 1. Россия ещё ДО начала войны (или сразу после начала) выводит черноморские броненосцы на Тихий океан, при нейтралитете Англии и молчаливом согласии Турции. Мощь 1-ой Тихоокеанской эскадры увеличивается на треть, как минимум. Самостоятельно Япония уже никак не может одолеть Россию на море. Единственный шанс для неё — это война в союзе с Англией.
Вариант 2. Отправка на Дальний Восток отряда Вирениуса (начало войны застало его в Красном море, после чего он вернулся в Санкт Петербург, и лишь потом отправлен на Дальний Восток, со 2-ой Тихоокеанской эскадрой), усиленного одним-двумя черноморскими броненосцами. Если японцам не удастся разбить этот отряд до его соединения с 1-ой Тихоокеанской эскадрой, они утрачивают все преимущества, и инициатива на море переходит к России.
Вариант 3. 2-я Тихоокеанская эскадра усиливается одним-двумя броненосцами с Черного моря. Силу эскадры они увеличивают незначительно, и результат сражения отличается от результатов Цусимы только большим количество жертв.
Вариант 4. 2-я Тихоокеанская эскадра усиливается всеми кораблями Черноморского флота. Тогда она имеет возможность заставить японцев пойти на переговоры и без сражения, в противном случае может в бою просто задавить числом японский флот.
Вариант 5. 2-я Тихоокеанская эскадра в её реальном корабельном составе полностью комплектуется более подготовленными и более боеспособными кадрами Черноморского флота. В бою она имеет лучшие шансы благодаря лучшей боевой подготовке и, возможно, меньшей деморализации до и во время сражения. При этом, если «у руля» по-прежнему остается Рожественский, шансов на победу всё равно ничтожно мало, однако поражение окажется просто поражением, а не военной катастрофой.
***
Вариантов много, но суть остается прежней, и главное, о чем мы никак не можем жалеть сейчас — тогда Россия сохранила Черноморский флот как боевую силу. Удалось избегнуть серьезных осложнений в Европе, изменением режима Черноморских проливов. Их«замок» не только запирал «двери» с внутренней стороны, но также не пускал и опасности извне — нельзя забывать и об этом. Именно наличие боеспособного флота на Черном море позволило сохранить превосходство на Чёрном море вплоть до начала Первой мировой войны, да и во время неё, не терять инициативы и проводить успешные боевые операции.
armedman.ru. Компиляция по материалам Вельможко А.В. Возможное участие Черноморского флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг. (Морское право: история, современность, перспективы развития. Вып.1.- Одесса.- 2002).