Сайт рекомендован для аудитории 16+

Советский бронетранспортер Б-3 (1944 г.)



История создания бронетранспортера Б-3

Советский бронетранспортер Б-3 — наглядный пример того, что даже имея прекрасное (и правильное) видение ситуации, нельзя построить хорошую машину из подручных комплектующих. Идея была простая — стрелковым подразделениям нужен транспорт, который:

  • Будет обеспечивать защиту перевозимому личному составу
  • Будет проходимее, чем обычные грузовики
  • Будет простым и дешевым в производстве, за счет унификации с уже имеющимися образцами техники

Именно под такую концепцию, в 1944 году конструкторское бюро автомобильного завода им. Сталина (ЗиС) разработало проект бронетранспортера Б-3.

Опытный образец БТР Б-3 был сделан в том же 1944 году и представлен на полигонные испытания в полигоне НИБТ. Испытания машина не прошла: как не пытались на ЗИС форсировать двигатель, лучшее что можно было выжать из ЗИС-16 (к тому моменту уже 3 раза прошедшего модернизацию) — все те же 85 л.с., что для машины массой 7 тонн было слабовато. Б-3 вышел медленным, не слишком маневренным, к тому же страдал от хронического перегрева двигателя, работавшего с постоянной перегрузкой.

Работы над БТР Б-3 были прекращены, а тема полугусеничных машин сошла в отечественной истории машиностроения на нет. Было вполне очевидно — нужны не попытки сделать что-то новое из кучи старого, а более совершенные двигатели. В условиях военного времени об такой роскоши речь идти не могла, поэтому проект бронетранспортера для пехоты был отложен до конца войны.

Бронетранспортер Б-3 (1944 г.) с «вездеходными» шинами

Бронетранспортер Б-3 (1944 г.) с «вездеходными» шинами

Конструкция бронетранспортера Б-3

Бронетранспортер Б-3 представлял собой бронированную полугусеничную машину, созданную на базе агрегатов и деталей грузового автомобиля ЗИС-5 и легкого танка Т-70 (от собственных довоенных полугусеничных наработок, ЗиС отказался).

По компоновочной схеме это был обычный грузовик — с передним расположением  моторного отделения, затем кабиной водителя и «кузовом» в виде десантного отделения сзади. Для большей проходимости заднюю ось машины заменили на гусеничный движитель взятый с танка Т-70, но сокращенный на один опорный каток.

В состав экипажа БТР Б-3 входили два человека, а в десантном отделении размещались десять пехотинцев с личным оружием. Посадка и выход экипажа бронетранспортера производились через две боковые двери, располагавшиеся слева и справа в бортах отделения управления.



В качестве основного оружия в десантном отделении на специальной стойке мог устанавливаться 12,7-мм пулемет ДШК. В случае необходимости десант мог вести огонь из личного оружия поверх бортов десантного отделения.

Броневая защита машины была противопульной, из броневых листов толщиной 6 и 15 мм, расположенных с рациональными углами наклона. Правда в опытном образце воплощенном заводом «в железе», корпус машины был выполнен из листов конструкционной стали аналогичной толщины.

Боковая проекция бронетранспортера Б-3 (1944 г.)

Боковая проекция бронетранспортера Б-3 (1944 г.)

В лобовом броневом листе моторного отделения были выполнены мелкопластинчатые жалюзи. Для доступа к элементам силовой установки в бортовых листах моторного отделения было сделано по одному люку.

Десантное отделение броневой крыши не имело. Для защиты от непогоды над ним устанавливался брезентовый тент. Для наблюдения и вождения бронетранспортера в лобовом листе отделения управления имелись два смотровых люка, закрываемых в боевой обстановке броневыми крышками со смотровыми щелями и приборами триплекс. Кроме того, во входных дверях отделения управления имелось по одному смотровому лючку, закрываемых изнутри броневыми заслонками. Эти лючки также могли использоваться для стрельбы из личного оружия экипажа.

На машине был установлен карбюраторный шестицилиндровый двигатель ЗИС-16 повышенной мощности (85 л.с. (63 кВт) при 2600 об/мин.) с алюминиевыми поршнями. Такой же двигатель стоял на выпускавшихся тем же заводом автобусах ЗИС-16. Емкость топливных баков составляла 150 л. Запас хода бронетранспортера Б-3 по шоссе достигал 150 км.

В состав трансмиссии Б-3 входили: главный фрикцион (сцепление) сухого трения и четырехступенчатая коробка передач автомобильного типа, заимствованные у грузового автомобиля ЗИС-5, а также главная передача с коническим редуктором. Коробка передач обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад.

В ходовой части применялись: передний мост, конструкция которого была заимствована у грузового автомобиля ЗИС-5 и два автомобильных колеса с развитыми грунтозацепами, а также гусеничный движитель и торсионная подвеска, такие же, как и у легкого танка Т-70М. Применительно к одному борту в состав гусеничного движителя входили четыре однорядных опорных катка, направляющее колесо кормового расположения, три поддерживающих катка и ведущее колесо переднего расположения цевочного зацепления с мелкозвенчатой гусеницей. Направляющие колеса и опорные катки имели наружную амортизацию и были взаимозаменяемы между собой.

Характеристики Б-3

Советский бронетранспортер Б-3 (1944 г.)
Страна: СССР
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1944 год
Длинна: 6,53 м
Ширина: 2,35 м
Высота: 2,4 м
Броня, лоб: 6-15 мм
Броня, борт: 15 мм
Броня, башня: Нет
Экипаж: 2 человека + 10 десантников
Двигатель: 6-цилиндровый карбюраторный, жидкостного охлаждения ЗиС-16, 85 л.с.
Дальность хода: 150 км
Максимальная скорость: 40 км/ч
Масса:7,1 тонн
Вооружение:1х 12,7-мм пулемёт ДШК (250 патронов)

Поворот машины осуществлялся с помощью рулевого управления (заимствованного у автомобиля ЗИС-5) за счет поворота передних управляемых колес и частичным притормаживанием гусеницы отстающего борта. В качестве механизма поворота использовался простой дифференциал. При передвижении по глубокому снежному покрову на передние управляемые колеса могли устанавливаться лыжи.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В.

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе: Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том II. Изд.центр Экспринт. 2005 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии