[snip text=»Краткая справка: Советский послевоенный бронетранспортер БТР-152 на базе ЗИС-151. Производство, история создания, особенности конструкции и эксплуатации»]
Содержание
Проектирование и производство БТР-152
Великая Отечественная война показала необходимость наличия в войсках легкого и маневренного, однако вооруженного и бронированного средства для перевозки пехоты, иначе говоря, бронетранспортера. В 1946 году началась разработка такой машины, на базе полноприводного грузовика ЗИС-151, под шифром «Объект 140». Разработка велась конструкторским эксперементальным отделом ЗИС под руководством главного конструктора Б.М. Фиттермана.
Уже на стадии проектирования «объект 140» получил название «ЗИС-152«, в его создании участвовали конструкторы К.М. Андросов (вооружение), И.М. Горячев (корпус и шасси), Р.Г. Писопель (корпус), В.Ф. Родионов (трансмиссия) и П.П. Черняев.
К марту 1947 г. были построены два экземпляра ЗИС-152 с макетными корпусами, а мае начались их заводские испытания. После устранения выявленных в ходе заводских испытаний недостатков, 12 экземпляров доработанной машины были представлены на войсковые испытания, которые проходили с мая по декабрь 1949 г.
Весной 1949 г. начались работы по подготовке серийного производства БТР-152 на заводе ЗИС. Само производство было развернуто на заводе ЗИС в следующем году, тогда же бронетранспортер был принят на вооружение.
БТР-152 производился с 1950 по 1962 гг. и находилась на вооружении в России до 1993 г. Всего было произведено около 13 000 машин всех модификаций.
Модификации и экспортные поставки БТР-152
Бронетранспортер поставлялся на экспорт в: Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу, Кубу, Конго, Кипр, ГДР, Египет, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Гвинею, Гвинею-Биссау, ВНР, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Израиль, Лаос, Мали, МНР, Мозамбик, Никарагуа, КНР, КНДР, ПНР, Румынию, Сомалиленд, Сейшельские острова, Шри-Ланка, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Вьетнам, Йемен, СФРЮ, Зимбабве. Производился по лицензии в Китае.
- БТР-152А — вооружен 14,5 мм установкой ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
- БТР-152Б — оснащен лебедкой
- БТР-152В — оснащен внешней системой регулирования давления в шинах
- БТР-152В1 — оснащен приборами ночного видения и внутренней системой регулирования давления в шинах
- БТР-152Д — модификация БТР-152В вооруженная ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
- БТР-152И — командно-штабная машина
- БТР-152К — модификация с улучшенным бронированием
- БТР-152С — машина управления артиллерии.
Характеристики бронетранспортера БТР-152 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Бронетранспортер |
Дата выпуска: | 1950 г. |
Длинна: | 6830 мм (корпус) |
Ширина: | 2320 мм |
Высота: | 2360 мм |
Броня, лоб: | 6 - 13 мм |
Броня, борт: | 6 - 13 мм |
Броня, башня: | 6 - 13 мм |
Экипаж: | 2 человека + до 17 десантников |
Двигатель: | ГАЗ-123, 110 л.с. |
Дальность хода: | 550 км |
Максимальная скорость: | 76 км/ч |
Масса: | 8,7 тонн |
Вооружение: | 1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов) |
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет