[snip text=»Краткая справка: Советский послевоенный бронетранспортер БТР-152 на базе ЗИС-151. Производство, история создания, особенности конструкции и эксплуатации»]

Бронетранспортер БТР-152

Бронетранспортер БТР-152

Проектирование и производство БТР-152

Великая Отечественная война показала необходимость наличия в войсках легкого и маневренного, однако вооруженного и бронированного средства для перевозки пехоты, иначе говоря, бронетранспортера. В 1946 году началась разработка такой машины, на базе полноприводного грузовика ЗИС-151, под шифром «Объект 140». Разработка велась конструкторским эксперементальным отделом ЗИС под руководством главного конструктора Б.М. Фиттермана.

Уже на стадии проектирования «объект 140» получил название «ЗИС-152«, в его создании участвовали конструкторы К.М. Андросов (вооружение), И.М. Горячев (корпус и шасси), Р.Г. Писопель (корпус), В.Ф. Родионов (трансмиссия) и П.П. Черняев.

К марту 1947 г. были построены два экземпляра ЗИС-152 с макетными корпусами, а мае начались их заводские испытания. После устранения выявленных в ходе заводских испытаний недостатков, 12 экземпляров доработанной машины были представлены на войсковые испытания, которые проходили  с мая по декабрь 1949 г.

Весной 1949 г. начались работы по подготовке серийного производства БТР-152 на заводе ЗИС. Само производство было развернуто на заводе ЗИС в следующем году, тогда же бронетранспортер был принят на вооружение.

Чертеж бронетранспортера БТР-152

Чертеж бронетранспортера БТР-152

БТР-152 производился с 1950 по 1962 гг. и находилась на вооружении в России до 1993 г. Всего было произведено около 13 000 машин всех модификаций.



Модификации и экспортные поставки БТР-152

Бронетранспортер поставлялся на экспорт в: Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу, Кубу, Конго, Кипр, ГДР, Египет, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Гвинею, Гвинею-Биссау, ВНР, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Израиль, Лаос, Мали, МНР, Мозамбик, Никарагуа, КНР, КНДР, ПНР, Румынию, Сомалиленд, Сейшельские острова, Шри-Ланка, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Вьетнам, Йемен, СФРЮ, Зимбабве. Производился по лицензии в Китае.

  • БТР-152А — вооружен 14,5 мм установкой ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
  • БТР-152Б — оснащен лебедкой
  • БТР-152В — оснащен внешней системой регулирования давления в шинах
  • БТР-152В1 — оснащен приборами ночного видения и внутренней системой регулирования давления в шинах
  • БТР-152Д — модификация БТР-152В вооруженная ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
  • БТР-152И — командно-штабная машина
  • БТР-152К — модификация с улучшенным бронированием
  • БТР-152С — машина управления артиллерии.

Характеристики бронетранспортера БТР-152

Бронетранспортер БТР-152
Страна: СССР
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1950 г.
Длинна: 6830 мм (корпус)
Ширина: 2320 мм
Высота: 2360 мм
Броня, лоб: 6 - 13 мм
Броня, борт: 6 - 13 мм
Броня, башня: 6 - 13 мм
Экипаж: 2 человека + до 17 десантников
Двигатель: ГАЗ-123, 110 л.с.
Дальность хода: 550 км
Максимальная скорость: 76 км/ч
Масса:8,7 тонн
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет