[snip text=»Краткая справка: Первый серийный реактивный истребитель США F-84 (P-84) «Thunderjet». История создания, конструкция, модификации и боевое применение»]
Содержание Характеристики F-84 | |
---|---|
Страна: | США |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1946 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х J35-A-17D, тягой 2270 кгс |
Максимальная скорость: | 980 км/ч |
Практический потолок: | 13180 м |
Дальность полета: | 2376 км |
Масса пустого: | 4633 кг |
Максимальная взлетная масса: | 10197 кг (нормальная взлетная: 6685 кг) |
Размах крыльев: | 11,11 м |
Длина: | 11,77 м |
Высота: | 3,91 м |
Площадь крыла: | 24,19 кв.м. |
Вооружение: | 6x 12,7-мм пулеметов, до 1090 кг бомбовой нагрузки. |
История создания истребителя F-84 «Тандерджет»
Разработка реактивного истребителя P-84 для замены поршневого истребителя P-47 «Тандерболт» началась в КБ фирмы «Рипаблик» (США) ещё в 1944 году под руководством А.Картвели. Первоначально предполагалось установить турбореактивный двигатель на планёр P-47, но позже было решено разработать принципиально новый самолёт.
Была выбрана аэродинамическая схема низкоплана с прямым крылом ламинарного профиля. В качестве силовой установки решено было использовать двигатель фирмы «Дженерал Электрик» GE-100 (J35) с осевым компрессором. Воздухозаборник разместили в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем, прямо под кабиной пилота, установили большой воздушный тормоз.
В марте 1945 года фирма получила заказ от армейских ВВС США на 3 опытных и 400 серийных самолётов. Из-за того, что война на Тихом океане близилась к завершению, многие заказы били аннулированы, но в 15 января 1946 года армейских ВВС США подтвердили заказ на 15 предсерийных YP-84A и 85 серийных P-84B.
Проектирование и эксплуатация истребителя F-84 «Тандерджет»
Изготовление первого прототипа реактивного истребителя XP-84 на заводе в Фармингдейле (штат Нью-Йорк) было завершено в в декабре 1945 года. 28 февраля 1946 года лётчик-испытатель В.Льен впервые поднял его в небо с авиабазы Мюрок. Он стал первым новым американским военным самолётов, взлетевшим после войны.
В августе начались полёты на втором прототипе. 7 сентября на нём был установлен новый мировой рекорд скорости — 978 км/ч (побит в тот же день английским Глостер «Метеор»). Серийное производство началось в апреле 1947 года. 11 июня 1948 года самолёт получил обозначение F-84.
Производство F-84 продолжалось до января 1958 года. Всего на заводах «Рипаблик» и «Дженерал Моторс» изготовлено 4455 самолётов с прямым крылом. В производстве в качестве подрядчиков участвовали фирмы «Кайзер метал продуктс» (изготавливала фюзеляжи), «Сервел» (крылья) и «Гудйер эйркрафт» (фонарь и гаргрот). Поставлялся на экспорт в Бельгию, Голландию, Грецию, Данию, Иран, Италию, Норвегию, Португалию, Таиланд, Тайвань, Турцию, ФРГ, Францию, Югославию.
В боевых условиях F-84 впервые применён 7 декабря 1950 года в Корее. Первоначально F-84E использовались для сопровождения бомбардировщиков B-29. Но из-за малой эффективности против МиГ-15 (примерно 10 МиГ-ов были сбиты F-84, ценой потери 64 самолетов) вскоре были переведены на выполнение бомбо-штурмовых ударов по наземным целям. В ВВС США самолёты эксплуатировались до конца 50-х — начала 60-х годов, после чего были переданы в Национальную гвардию, где служили до 1971 года.
Французские F-84F применялись против Египта осенью 1956 года во время Суэцкого кризиса. Турецкие F-84F использовались во время кипрского кризиса в середине 70-х годов. До настоящего времени несколько самолётов различных модификаций сохранилось в авиационных музеях США.
Прямое крыло или стреловидное?
В 1949 году с целью поднять лётные данные F-84 «Тандерждет» началась разработка варианта самолета со стреловидным крылом. В этот период США были стеснены в средствах на разработку новых самолётов, а данный вариант позволял использовать до 60% оснастки и комплектующих от предыдущего варианта «Тандерждета».
Первоначально новый самолёт носил обозначение XF-96A. Прототип был изготовлен весной 1950 года. 3 июня он впервые поднялся в небо с авиабазы Мюрок (лётчик-испытатель О. Хаас). Начало войны в Корее дало возможность полномасштабного финансирования работ и уже в июле был подписан контракт на окончание разработки и организацию серийного производства.
9 августа самолёт получил обозначение XF-84F «Тандерстрайк». Хотя самолёт показал неплохие лётные данные, по требованию военных был установлен более мощный двигатель — английский Армстронг-Сиддлей «Сэпфайр». Было решено приобрести лицензию и организовать его производство на фирме «Кертисс-Райт» (под обозначением J65). Большие габариты двигателя привели к переделке задней части фюзеляжа, а затем последовала громадная вереница доделок и переделок, затянувших принятие F-84F «Тандерстрайк» на вооружение до 1955 года.
Несмотря на схожие обозначения и общие черты конструкции, F-84 «Тандерждет» и F-84F «Тандерстрайк» — скорее два совершенно разных самолета, чем модификации одной и той же модели.
Конструкция и модификации истребителя F-84 «Тандерджет»
Реактивный истребитель P-84 ранних серий построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с прямым крылом. Стабилизатор смонтирован на киле. Профиль киля и стабилизатора симметричный. Рули высоты и направления снабжены внутренней аэродинамической компенсацией. Для облегчения выхода из штопора имеется подфюзеляжный киль небольшой площади.
Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.
Конструкция крыла двухлонжеронная. Крыло крепилось к фюзеляжу на болтах. На F-84E конструкция крыла усилена дополнительными носовыми нервюрами и более прочными лонжеронами. Механизация крыла состояла из щелевых закрылков и элеронов. При выпуске закрылки перемещались назад и отклонялись вниз на 40 градусов. Элероны имели бустерную независимую систему управления. Триммеры отклонялись с помощью рычага, установленного на ручке управления самолетом, при этом для управления триммерами руля высоты рычаг передвигался в продольном направлении, а для управления триммерами элеронов — в поперечном.
Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Алисон J35. Кабина пилота герметичная, закрыта каплевидным фонарём и оборудована катапультным креслом.
Для увеличения дальности полёта на законцовках крыла и под фюзеляжем могли подвешиваться дополнительные топливные баки. Емкость крыльевых и фюзеляжных топливных баков составляла 1516 л, общий запас топлива с двумя 817-литровыми баками на концах крыла — 3150 л, что обеспечивало продолжительность полета около 3 часов.
Основные модификации F-84 «Тандерджет»:
- XP-84 — прототип с двигателем Дженерал Электрик J35-GE-7 тягой 1703 кгс. Первый полёт 28 февраля 1946 года.
- XF-96A (XF-84F) — прототип истребителя со стреловидным крылом. Первый полёт 3 июня 1950 года.
- YP-84A «Тандерджет» — предсерийный, с двигателем Алисон J35-A-15C. Вооружение состояло из 6 12,7-мм пулемётов M-2. Весной 1947 года изготовлено 15 самолётов.
- YF-84F — предсерийный, с двигателем «Сэпфайр». В 1951 году изготовлено 2 самолёта.
- YF-84J — опытный с двигателем XJ73. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 7 мая 1954 года.
- XF-84H — опытный турбовинтовой палубный штурмовик с измененной конструкцией фюзеляжа, двигателем Аллисон XT-40-A-1 мощностью 5850 л.с. с трёхлопастным винтом, воздухозаборниками в корне крыла, подфюзеляжным гребнем, Т-образным оперением. Вооружение состояло из 15,25-мм пулемёта T-45 и до 1800 кг бомб. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 22 июня 1955 года.
- YRF-84F — прототип разведчика. Изготовлен в феврале 1952 года.
- P-84B (F-84B) «Тандерджет» — первый серийный вариант. Отличался наличием катапультного кресла, радиокомпасом и пулемётами M-3. Самолёты поздних серий оснащались пусковыми установками для 8 127-мм ракет. C июня 1947 по февраль 1948 года изготовлено 226 самолётов.
- P-84C (F-84C) «Тандерджет» — с двигателем J35-A-13C повышенной надёжности. Отличался новой электрической и упрощенной топливной системой. Выпускался с весны 1948 года. Изготовлен 191 самолёт.
- P-84D (F-84D) «Тандерждет» — с двигателем J35-A-17D тягой 2270 кгс. Имел более толстую обшивку крыла и элеронов, механическую систему уборки шасси. Выпускался в 1948 году.
- F-84E «Тандерждет» — доработанный, с измененной конструкцией фюзеляжа, радиодальномером Сперри APG-30, возможностью подвески стартовых ракетных ускорителей. Мог брать на борт 2 545-кг бомбы, или 2 300-мм ракеты «Тини тим», или 32 127-мм ракеты. Первый полёт 18 мая 1949 года. Изготовлено 843 самолёта.
- F-84F «Тандерстрайк» — истребитель со стреловидным крылом. Отличался двигателем Райт J65, новым фонарём, гаргротом за кабиной, конструкцией воздушного тормоза. С осени 1952 по август 1957 года изготовлено 2711 самолётов.
- F-84F-1-RE — с двигателем J65-W-1. Изготовлено 10 самолётов.
- F-84F-5-RE — с двигателем J65-W-3 (B-3). Выпускался с середины 1953 года.
- F-84F-25-RE — с цельноповоротным стабилизатором. Выпускался с конца 1953 года.
- F-84F-50-RE — с двигателем J65-W-7 тягой 3540. Выпускался с марта 1955 года.
- F-84F-75-RE — с тормозным парашютом.
- F-84G «Тандерждет» — носитель тактического ядерного оружия с двигателем J35-A-29 тягой 2542 кгс, системой дозаправки топливом в воздухе, автопилотом, усиленным фонарём кабины. Мог нести до 1800 кг бомбовой нагрузки на внешней подвеске. В 1951-1953 годах изготовлено 3025 самолётов (самая массовая модификация).
- F-84KX — радиоуправляемая мишень на базе F-84B. В 50-х годах переоборудовано 80 самолётов.
- RF-84F «Тандерфлэш» — фоторазведчик на базе F-84F. Отличался воздухозаборниками в корне крыла и удлинённой носовой частью, в которой размещалось 6 фотокамер, аэродинамическими гребнями на крыле, усиленным фонарём. Вооружение состояло из 4 пулемётов. Выпускался с марта 1954 года. Изготовлено 715 самолётов.
- RF-84F-20-RE — с двигателем J65-W-7.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация США
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. по книге Истребители США, ЦАГИ, 2001