[snip text=»Американский истребитель P-47 «Thunderbolt» (Тандерболт) — один из наиболее мощных самолетов союзников. Характеристики, модификации, боевое применение «]
Содержание
История создания истребителя P-47 «Thunderbolt»
В 1939 г. фирмой «Рипаблик авиэйшн корпорейшн» в США был разработан истребитель AP-10, являющийся развитием более ранней модели экспортного истребителя P-43 «Лансер». Вооружение машины составляли 2 пулемета калибра 7,62-мм, но по требованию военных оно было увеличено в два раза. Этот истребитель был прототипом P-47 «Thunderbolt», однако, даже по его внешнему виду об этом было догадаться сложно.
В ноябре 1939 года по проекту AP-10 был заказан прототип, получивший обозначение XP-47, однако начавшаяся в Европе война наглядно продемонстрировала, что даже 4 пулемета калибра 7,62-мм это очень мало, а кроме того истребитель нуждался в бронировании и протектировании бензобаков. Одним словом, проект был возвращен на доработку.
Конструкторы подошли к этой работе с большой ответственностью и буквально заново собрали самолет. В его основе теперь лежал самый мощный из имеющихся двигателей, а весь фюзеляж строился как бы вокруг системы турбонаддува двигателя: турбина компрессора была размещена в хвостовой части, воздухозаборник системы наддува — за двигателем, выхлопные газы для привода турбины подавались по отдельным патрубкам и экстрагировались под фюзеляж, воздух от компрессора через охладитель подавался в двигатель. Вооружение прототипа XP-47 было усилено до 8х 12,7-мм пулемётов.
Этот вариант военные, что называется «оторвали с руками» — 6.09.40 г. был заказан прототип, а всего через неделю — партия из 773 XP-47! Первый полёт P-47 «Тандерболт» состоялся 6 мая 1941 года , а в декабре началось его серийное производство.
P-47 «Тандерболт» был самым массовым американским истребителем периода Второй Мировой войны. Производство «Тандерболта» было закончено только в 1946 году, всего изготовлено 15683 P-47 всех модификаций. Поставлялся в Бразилию (88 самолётов), Великобританию, Мексику (25 самолётов), ещё 446 самолётов получила «Свободная Франция».
В 1944 году СССР по ленд-лизу поставлено 195 самолетов этого типа моделей D-10,D-22,D-27. Первоначально они были направлены в авиацию ПВО, но позже переведены в морскую авиацию, где эксплуатировались до 1946 года.
Конструкция истребителя P-47 «Тандерболт»
Истребитель P-47 «Thunderbolt» это цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем «полумонокок» овального сечения, с крылом овального сечения в плане. На самолётах ранних выпусков рулевые поверхности имели тканевую обшивку.
Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. Кабина пилота закрытая, негерметичная, с броневой защитой. P-47B и P-47C имели гаргрот за кабиной. Начиная с D-25RE и D-26RA устанавливался каплевидный фонарь. Состав вооружение менялся в зависимости от модификации и включал 12,7-мм пулемёты Кольт-Браунинг, 127-мм неуправляемые ракеты HVAR, до 1135 кг бомб.
Модификации истребителя P-47 «Тандерболт»
- ХP-47 — первый прототип. Отличался двигателем Аллисон V-1710-39. Вооружение состояло из 2 синхронных 12,7-мм пулемётов и 4 крыльевых 7,62-мм пулемётов. Недостроен.
- ХP-47A — второй прототип. Отличался отсутствием вооружения. Недостроен.
- ХP-47B — прототип с двигателем Прэтт-Уитни XR-2800-21. Вооружение состояло из 8 крыльевых 12,7-мм пулемётов. Первый полёт 6 мая 1941 года.
- ХP-47E — опытный с гермокабиной. Отличался откидным в бок фонарём. Переоборудован в сентябре 1942 года из последнего серийного P-47B.
- ХP-47F — опытный с ламинарным крылом. Переоборудован из серийного P-47B. Первый полёт 17 сентября 1942 года.
- ХP-47K — опытный с фонарём от Хаукер «Тайфун». Переоборудован из P-47D-5RE. Первый полёт в июле 1943 года.
- ХP-47L — опытный с каплевидным фонарём и увеличенным запасом топлива. Переоборудован из P-47D-20RE. Первый полёт в июле 1943 года.
- XP-47H — опытный с двигателем жидкостного охлаждения Крайслер XIV-2220-1. В 1943-1945 годах переоборудовано 2 P-47D-15RE. Первый полёт 25 июля 1945 года.
- XP-47J — облегчённый (опытный). Отличался двигателем R-2800-57(C) мощностью 2800 л.с., формой капота, воздухозаборником под фюзеляжем, большим коком винта. Вооружение сокращено до 6 пулемётов. Первый полёт 26 ноября 1943 года. 4 августа 1944 года достигнута скорость 806 км/ч.
- P-47B — первый серийный вариант. Оснащался двигателем R-2800-21. С декабря 1941 по сентябрь 1942 года изготовлено 170 самолётов.
- P-47C — доработанный. Отличался удлинённой носовой частью фюзеляжа, новыми рулями высоты и направления, более короткой антенной, возможность подвески ПТБ. С сентября 1942 по февраль 1943 года изготовлено 602 самолёта.
- P-47C-1RE — с двигателем R-2800-21.
- P-47C-1RE — с двигателем R-2800-59 с системой водно-метилового форсажа.
- P-47D (С 1948 года F-47D) — доработанный. Отличался регулируемой створкой выхлопного канала турбокомпрессора, конструкцией капота, улучшенной бронезащитой кабины. Выпускался с сентября 1941 года на заводах «Рипаблик» Формингдейле в Эвенсвилле. Изготовлено 12602 самолёта (самая массовая модификация).
- P-47D-1RE — с двигателем R-2800-21.
- P-47D-3RA, D-5RE — с двигателем R-2800-59.
- P-47D-4RA — с подфюзеляжным бомбодержателем.
- P-47D-15RA, D-16RE — с двигателем R-2800-63. Отличались подкрыльевыми бомбодержателями.
- P-47D-20RE — с «универсальным» крылом.
- P-47D-22RE — с воздушным винтом диаметром 3,97 м. Отличался сбрасываемым фонарём кабины, лобовым бронестеклом.
- P-47D-26RA, D-25RE — с каплевидным фрнарём. Запас топлива увеличен до 1400 л.
- P-47D-27RE — с небольшим гребнем перед килем.
- P-47D-30RA — с 10 ракетами HVAR.
- P-47G — вариант P-47, выпускавшийся фирмой «Кертисс-Райт». С декабря 1942 по март 1943 года изготовлено 354 самолёта.
- P-47G-1CU — аналог P-47C. Изготовлено 20 самолётов
- P-47G-2CU — аналог P-47D.
- TP-47G — учебный. Отличался двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.
- P-47M — скоростной для перехвата крылатых ракет V-1 и реактивных самолётов Me-262. Отличался двигателем R-2800-57(C), воздушными тормозами под крылом.
- YP-47M — предсерийный. Переоборудовано 4 P-47D-27RE.
- P-47M-1RE — серийный. Выпускался в Формингдейле с декабря 1944 года. Изготовлено 130 самолётов.
- P-47N (F-47N) — дальний истребитель для Тихоокеанского ТВД. Отличался крылом увеличенного размаха, увеличенным гребнем за кабиной, увеличенным до 4785 л запасом топлива. В 1944-1945 годах изготовлено 1667 самолётов в Формингдейле и 149 в Эвенсвилле.
- XP-47N — прототип. Переоборудован из третьего YP-47M. Первый полёт 22 июля 1944 года.
- P-47N-1RE — серийный. Первый полёт в сентябре 1944 года.
- P-47N-5RE — с подкрыльевыми держателями для ракет.
- P-47N-25RE — с двигателем R-2800-77.
- ХP-72 — опытный с двигателем R-4360 «Уосп Мейджер» мощностью 2500 л.с.
Характеристики P-47 | |
---|---|
Страна: | США |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1941 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | R-2800-59 мощностью 2535 л.с. |
Максимальная скорость: | 686 км/ч |
Практический потолок: | 12200 м |
Дальность полета: | 1520 км |
Масса пустого: | 4859 кг |
Максимальная взлетная масса: | 7945 кг (нормальная 6628 кг) |
Размах крыльев: | 12,44 м |
Длина: | 11,02 м |
Высота: | 4,40 м |
Площадь крыла: | 27,9 кв.м. |
Вооружение: | 8х 12,7-мм пулеметов, до 1100 кг бомбовой нагрузки |
Характеристики приведены для модели P-47D-25RE
Эксплуатация и боевое применение истребителя P-47 «Тандерболт»
Впервые в боевых условиях P-47 был применён 10 марта 1943 года, а далее применялся на всех фронтах Второй мировой войны в качестве истребителя сопровождения и штурмовика.
После войны американские P-47 начали широко продаваться в страны третьего мира: Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гондурас, Доминиканскую республику, Иран, Китай, Колумбию, Никарагуа, Перу, Турцию, Чили, Эквадор, Югославию. Некоторые из них эксплуатировались до 1960 года.
В США сняты с вооружения в 1955 году, а Англии в 1960 г, французские P-47 с 1951 года стали заменяться реактивными самолётами и выводиться в Алжир, где использовались до вывода французских войск в 1960 году.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация США
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.