[snip text=»Краткая справка: Советский истребитель МиГ-19 — история создания, характеристики и модификации самолета»]

Модель МиГ-19, воздухозаборник прикрыт заглушкой

Модель МиГ-19, воздухозаборник прикрыт заглушкой

История создания истребителя МиГ-19

Истребителю МиГ-19 «не повезло родиться» между двумя очень знаковыми как для СССР, так и для всего мира «собратьями по серии»: МиГ-15 и МиГ-21. Оба самолета были знатными «вояками», к тому же выпущенных такими «тиражами», что на их фоне было довольно легко затеряться. Между тем, МиГ-19 — занимает особое место в развитие отечественной авиации. Его принятие на вооружение — переломный момент, ещё бы, ведь МиГ-19 был одновременно и первым серийным сверхзвуковым истребителем и в то же время последним в ряду микояновских машин со стреловидным крылом.

30 июля 1950 года, на одном из совещаний, И.В.Сталин поднял вопрос о создании истребителя с радиусом действия большим, чем у имеющегося на вооружении МиГ-15 и только готовящегося к принятию МиГ-17. В итоге, было принято решение о проектировании сразу двух самолетов:

  • Всепогодного двухдвигательного перехватчика с мощной бортовой РЛС (разработкой занималось ОКБ Яковлева, создав в итоге истребитель-перехватчик Як-25).
  • Манёвренный фронтовой истребитель с высокой скороподъёмностью и дальностью полёта (разработкой занималось ОКБ Микояна, создав в итоге МиГ-19).

К тому времени опытное конструкторское бюро А.А.Микулина завершило создание нового реактивного двигателя АМ-5 с осевым компрессором. Естественно новую разработку сражу же было решено пустить в дело.

На базе истребителя МиГ-17 в 1951 году была создана летающая лаборатория СМ-1 (И-340). Фактически это был тот же самолет, в который удалось «впихнуть» сразу два двигателя вместо одного — сказалась большая компактность и экономичность АМ-5 по сравнению с «родным» ВК-1. На испытаниях машина повела себя исключительно хорошо — развивала скорость 1193 км/ч на высоте 5000 метров (на 140 км/ч больше, чем МиГ-17), да и по радиусу действия явно превосходила прототип.

Успех получил развитие — 10 августа 1951 года вышло Постановление Совета министров СССР о разработке сверхзвукового истребителя СМ-2 (И-360), работы по которому возглавил главного конструктор ОКБ Микояна, А.Г.Брунов. Если СМ-1 был чистым экспериментом, то СМ-2 уже можно на полном серьезе назвать прототипом будущего МиГ-19.

Внешне он отличался от МиГ-17 крылом большей стреловидности (55° против 45°), меньшей длинны, зато более длинным фюзеляжем. В 1952 году было построено 2 опытных самолёта СМ-2, а впервые прототип поднялся в воздух 24 мая 1952 года и сразу же достиг скорости в 1192 км/ч. Пилотировал машину лётчик-испытатель Г.А.Седов.



Однако, настоящим прорывом СМ-2 не был — мощность двигателей АМ-5 не позволяла в полной мере раскрыть потенциал машины. К счастью, более мощные двигатели следующего поколения АМ-9, по габаритам соответствовали проектным, поэтому уже в конце 1954 года были построены три прототипа под индексом СМ-9 (прототип МиГ-19), отличавшихся не только новыми двигателями, но и измененной формой и площадью киля самолета.

Чертеж истребителя МиГ-19

Чертеж истребителя МиГ-19

5 января 1954 года СМ-9/1 поднялся в небо в небо (пилот — Г.А.Седов), а уже на втором вылете ему удалось то, чего в истории советской авиации ещё не удавалось никому. СМ-9 (МиГ-19) преодолел звуковой барьер, став первым советским сверхзвуковым истребителем. Приказом от 17.02.1954 была начата подготовка к серийному производству МиГ-19 (испытания завершились в сентябре того же года) на заводах №21 в Горьком и №153 в Новосибирске. В войска истребитель МиГ-19 начал поступать небольшими партиями в марте 1955 г., а полноценное насыщение авиачастей новыми истребителями пошло только с 1956 года.

Необходимо отметить, что МиГ-19, при внешней схожести с МиГ-15 и МиГ-17 был машиной принципиально новой, к тому же, наголову превосходящей их (и зарубежные аналоги, в том числе вступившие в строй позже на 1-2 года) по большинству параметров. Самолет был сложнее предыдущих машин, к тому же вновь «первым» в своем классе, «открывая» второе поколение реактивных самолетов. По этим причинам, как и любая новинка, он был довольно аварийным на первом этапе внедрения, так что пилоты относились к нему с недоверием. Усугубляла ситуацию и особенность конструкции — двигатели были плохо изолированы от топливных баков, благодаря чему на высоких оборотах запросто мог произойти взрыв.

Однако, переболев «детскими» болезнями «в детстве», МиГ-19 оставался одной из основных советских боевых машин до начала 1970-х г., а в некоторых частях — до конца 1980-х. В Китае «копия» МиГ-19 под обозначением J-6 и вовсе продолжала эксплуатироваться вплоть до снятия с вооружения в 2010 году.

Производство истребителя МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод №21 перешёл на выпуск МиГ-21, а завод №153 (в 1959 году) — на выпуск Су-9. Всего выпущено 2069 самолётов МиГ-19 всех модификаций. Кроме этого, 100 самолётов было выпущено по лицензии в Чехословакии и более 4000 — в Китае.

Как и прошлые модели ОКБ Микояна и Гуревича, самолёт экспортировался:

  • Албания (15 МиГ-19ПМ, 70 F-6)
  • Афганистан (18 МиГ-19С)
  • Бангладеш (40 F-6)
  • Болгария (24 МиГ-19С, 12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ)
  • Венгрия (12 МиГ-19ПМ)
  • Вьетнам (78 F-6)
  • ГДР (12 МиГ-19С, 12 МиГ-19ПМ)
  • Египет (160 МиГ-19С, 100 F-6)
  • Замбия (12 F-6)
  • Индонезия (40 МиГ-19Ф)
  • Ирак (15 МиГ-19С, 40 F-6)
  • Иран (24 F-6)
  • Камбоджу (16 F-6)
  • Китай (5 МиГ-19П, 5 МиГ-19ПМ)
  • КНДР (15 МиГ-19С, 100 F-6)
  • Кубу (40 МиГ-19С)
  • Пакистан (260 F-6)
  • Польшу (12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ)
  • Румынию (15 МиГ-19П, 45 МиГ-19ПМ)
  • Сирию (40 МиГ-19С)
  • Сомали (50 F-6)
  • Судан (9 F-6)
  • Танзанию (12 F-6)
  • Чехословакию (12 МиГ-19С, 27 МиГ-19П, 33 МиГ-19ПМ).
МиГ-19, вид сзади. Отличие от МиГ-17 и МиГ-15 видно не вооруженным взглядом - два двигателя вместо одного

МиГ-19, вид сзади. Отличие от МиГ-17 и МиГ-15 видно не вооруженным взглядом — два двигателя вместо одного

Модификации истребителя МиГ-19

  • СМ-2 (И-360, СМ-2/1) — первый прототип с двигателями АМ-5А (позже АМ-5Ф), расположением горизонтального оперения в верхней части киля. Вооружение состояло из 2 37-мм пушек Н-37Д. Изготовлен в апреле 1952 года. Первый полёт 24 мая 1952 года.
  • СМ-2/2 — второй прототип с горизонтальным оперением на фюзеляже, увеличенными тормозными щитками, пушками с 4-камерными дульными тормозами и звеньесборниками. Первый полёт 28 сентября 1952 года. Весной 1954 года установлены двигатели РД-9Б.
  • СМ-2И — опытный для испытаний ракет К-6. Переоборудован в 1956 году из серийного МиГ-19.
  • СМ-7 — перехватчик (прототип МиГ-19П) с радиолокационным прицелом РП-1 «Изумруд-1», ПВД на правой консоли крыла, формой фонаря кабины. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 августа 1954 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • СМ-7/2М — прототип МиГ-19ПМ с радиолокационным прицелом РП-2У «Изумруд-2Б», ракетным вооружением (РС-2У, АРС-160, АРС-212). Разработан по Постановлению СМ СССР от 25 августа 1956 года. Изготовлен в 1956 году.
  • СМ-9 (СМ-2Б, СМ-9/1) — прототип с двигателями АМ-9Б. Отличался конструкцией воздухозаборника, 3 пушками НР-23. Первый полёт 5 января 1954 года.
  • СМ-9/2 — прототип перехватчика с 2 пушками Н-37Д. Первый полёт в июле 1954 года.
  • СМ-9/3 — прототип фронтового истребителя с управляемым стабилизатором, 3 тормозными щитками, 2 пушками НР-30, реактивными орудиями ОРО-57. Первый полёт 16 сентября 1954 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
  • СМ-9/9 — истребитель-бомбардировщик. Мог нести тактическую ядерную бомбу «изделие 244». Разработан по Постановлению СМ СССР №467-219 от 24 апреля 1958 года. В 1958 году переоборудован из серийного МиГ-19С.
МиГ-19 не спутаешь с предшественниками и в профиль - самолет имеет характерный удлиненный и даже изящный силуэт

МиГ-19 не спутаешь с предшественниками и в профиль — самолет имеет характерный удлиненный и даже изящный силуэт

  • СМ-9В (СМ-9/3В) — прототип МиГ-19СВ. Разработан в 1956 году по Постановлению СМ СССР №1195-613. 6 декабря 1956 года лётчик-испытатель Н.И.Коровушкин достиг высоты 20740 м.
  • СМ-9РС (проект) — рекордный, с двигателями АМ-9РС, уменьшенным оперением, воздухозаборниками с острой кромкой, отсутствием части оборудования. Разработан в феврале 1954 года.
  • СМ-10 (опытный) — с крыльевой системой дозаправки топливом в воздухе. Вооружение отсутствовало. В 1955 году изготовлено 2 самолёта.
  • СМ-12 (опытный) — с воздухозаборником с острой кромкой и двухпозиционным коническим центральным телом. Отличался двигателями РД-9БФ (позже РД-9БФ-2, затем Р3-26), составом оборудования. В 1956-1959 годах изготовлено 4 самолёта. Первый полёт весной 1957 года.
  • СМ-12/3Т, СМ-12/4Т — носители ракет К-13. Переоборудованы в 1959 году из СМ-12/3 и СМ-12/4.
  • СМ-12П (СМ-12-51, СМ-12ПМ) (опытный) — перехватчик с  двигателями Р3-26 с режимом «частичный форсаж», воздухозаборником увеличенного диаметра, 2 ПТБ, целеуказателем-дальномером ЦД-30, аппаратурой «Лазурь», системой наведения «Воздух-1». Оснащался 2 ракетами РС-2УС (К-5МС). Изготовлен в 1957 году. Предполагалось лицензионное производство в Чехословакии.
  • СМ-12ПУ (СМ-12ПМУ) (опытный) — перехватчик с одноразовым жидкостным ускорителем У-19Д. Вооружение состояло из 2 ракет К-5М. В 1958 году на заводе №21 изготовлено 4 самолёта. Первый полёт 31 июля 1958 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
  • СМ-20 — летающая лаборатория для испытания старта крылатых ракет с самолёта-носителяТу-95. Разработан в ОКБ С.М.Алексева. В 1957 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт в 1957 году (лётчик-испытатель С.Амет-Хан)
  • СМ-21 (опытный) — для испытания НУРС С-21.
  • СМ-25 (опытный) — для испытаний НУРС АРС-212М, ТРС-190, АРС-57М.
  • СМ-30 (опытный) — для старта с катапульты. Отличался дополнительным твердотопливным двигателем ПРД-22 и 2 подфюзеляжными гребнями. Изготовлено 5 самолётов и 6 катапульт ПУ-30. Первый полёт 13 апреля 1957 года (лётчик-испытатель Г.М.Шиянов).
  • СМ-50 (МиГ-19СУ) (опытный) — высотный истребитель с маршевыми двигателями РД-9БМ, жидкостным сбрасываемым ускорителем У-19 (под фюзеляжем), двумя подфюзеляжными гребнями, кислородным оборудованием ККО-2, аппаратурой наведения «Каскад». Пилот экипировался костюмом ВКК-3. Для облегчения демонтированы подфюзеляжная пушка, ракетные установки ОРО-57К, топливные баки № 3 и 4, часть оборудования. В 1956-1957 годах переоборудовано 5 МиГ-19С (из них 4 — на заводе №21). Первый полёт 21 ноября 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • СМ-51 (опытный) — высотный истребитель с РЛС. Изготовлен в 1958 году на заводе №21.
  • СМ-52 (СМ-50П) (опытный) — высотный истребитель с двигателями Р3-26, ускорителем У-19Д, РЛС «Алмаз», ракетами РС-2У. Изготовлен в 1958 году на заводе №21.
  • И-1 (И-370) (опытный) — фронтовой истребитель с одним двигателем ВК-7, цельноповоротным горизонтальным оперением.
  • МиГ-19 — первый серийный вариант с пушками НР-23, наличием станции предупреждения об облучении РЛС «Сирена-2». Выпускался в 1954-1956 годах.
  • МиГ-19БР (проект) — беспилотный разведчик. Разработан в 1958 году в ОКБ С.М.Алексеева.
  • МиГ-19М — радиоуправляемая мишень. Разработана в 1958 году в ОКБ С.М.Алексеева.
  • МиГ-19П («изделие 62») — всепогодный перехватчик для ПВО с бортовой РЛС РП-1 «Изумруд» (на самолётах поздних выпусков РП-5) и меньшим количеством воздуозаборников в хвостовой части фюзеляжа. В 1956-1958 годах на заводе №21 изготовлено 433 самолёта.
  • МиГ-19ПГ — доработанный. Мог нести ракеты Р-3С. Оснащался комплексом наведения ракет «Горизонт-1». В начале 60-х годов переоборудована часть МиГ-19П.
  • МиГ-19ПМ («изделие 65») — модернизированный перехватчик, последняя серийная модификация МиГ-19. Отличался удлинённым форкилем. Мог нести 4 ракеты РС-2У (РС-2УС). Пушечное воружение отсутствовало. В 1956-1960 годах на заводе №21 изготовлено 369 самолётов.
  • МиГ-19ПМЛ — перехватчик с комплексам «Лазурь». В 1958 года переоборудовалась часть ранее выпущенных МиГ-19ПМ.
  • МиГ-19Р — тактический разведчик на базе МиГ-19СВ с двигателем РД-9БФ-1, фотокамерами АФА-39 в фюзеляже. Выпущен малой серией на заводе №21.
  • МиГ-19С («изделие 61») — фронтовой истребитель с цельноповоротным стабилизатором. Отличался пушками НР-30, дополнительными воздухозаборниками в хвостовой части, небольшим гаргротом за кабиной, новыми воздушными тормозами, накладками на фюзеляже для защиты от пороховых газов пушек. Выпускался в 1956-1957 годах.
  • МиГ-19СВ («изделие 61») — высотный, с более мощными двигателями РД-9БФ, отсутствием фюзеляжной пушки НР-30, тормозного парашюта и радиовысотомера РВ-2. Пилот экипировался высотно-компенсирующим костюмом. Выпускался с 1956 года на заводе №21. Часть МиГ-19С переоборудована на авиаремонтных заводах.
  • МиГ-19СФ — истребитель с двигателями РД-9БФ. Выпущен малой серией.
  • МиГ-19Ф — экспортный вариант МиГ-19С. Отличался составом БРЭО. Поставлялся в Индонезию.
Истребитель МиГ-19

Истребитель МиГ-19

  • СЛ-19 — летающая лаборатория для испытаний лыжного шасси.
  • СМК-1, СМК-2 (опытный) — для испытаний крылатых ракет К-10. Без вооружения, оптического прицела, топливного бака №2.
  • J-6 (J-6-I) — китайский вариант МиГ-19П. Выпускался с 1958 года на заводах в Наньчане и Шеньяне. Первые 20 самолётов собраны из советских деталей. Первый полёт 28 сентября 1958 года.
  • J-6 — китайский вариант МиГ-19С. Оснащался двигателями WP-6 (китайский вариант РД-9Б). Первый полёт 30 сентября 1959 года (лётчик-испытатель Ю Кемин). Выпускался в Шеньяне в 1963-1986 годах.
  • J-6-II — китайский вариант МиГ-19ПМ. Оснащался ракетами PL-1 (китайский вариант РС-2У). Выпускался в Наньчане в 1959-1977 годах.
  • J-6-III — модернизированный, с двигателями WP-6A, крылом меньшего размаха и с большей хордой, воздухозаборником с центральным телом (нерегулируемым). Первый полёт 6 августа 1969 года. Выпускался в Шеньяне с 1973 года. Изготовлено несколько сотен самолётов.
  • J-6A — модернизированный перехватчик со стартовым твердотопливным ускорителем. Оснащался ракетами PL-2. Разработан в 1974-1977 годах. Выпускался с 1977 года.
  • JJ-6 — учебно-боевой, с удлинённым фюзеляжем, двухместной кабиной, 1 пушкой, дисковыми тормозами основных колёс, составом оборудования. Первый полёт 6 ноября 1970 года. В 1970-1986 годах на заводе в Шеньяне выпущено 637 самолётов.
  • JZ-6 — фронтовой разведчик. Выпускался с 1967 года в Шеньяне малыми сериями.
  • F-6 — экспортный вариант J-6. Отличался составом оборудования.
  • F-6A — экспортный вариант J-6A. Отличался составом оборудования.
  • FT-6 — экспортный вариант JJ-6. Отличался составом оборудования.
  • Q-5 — ударный самолёт, глубокая модернизация J-6. Отличался новой носовой частью, боковыми воздухозаборниками, доработанным вертикальным оперением, крылом большей площади. Первый полёт 4 июля 1965 года (лётчик-испытатель Туо Фэнмин). Выпускался в 70-х годах.
  • A-5 — экспортный вариант Q-5.
  • S-105 — чехословацкий вариант МиГ-19С. В 1958-1961 годах на заводе «Аэро» в Водоходах изготовлено 105 самолётов.
  • S-106 — чехословацкий вариант МиГ-19ПМ. Выпускался в 1961-1962 годах.
МиГ-19 в небе

МиГ-19 в небе

Конструкция истребителя МиГ-19

Истребитель МиГ-19 построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным (55° по линии чертвертей хорд) крылом. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения, переходящее в хвостовой части в эллиптическое.

Крыло двухлонжеронное с внутренним подкосом, механизация крыла состоит из элеронов и щитков-закрылков типа ЦАГИ. Горизонтальное оперение цельноповоротное, под фюзеляжем установлен аэродинамический гребень площадью 0,54 м3.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Кабина пилота герметизирована. На случай разгерметизации на большой высоте был специально разработан высотно-компенсирующий костюм ВКК-2, который применяется до сих пор.

Воздухозаборник в начале фюзеляжа общий, затем расходится на 2 канала огибающие кабину пилота. Силовая установка состоит из двух реактивных двигателей РД-9Б конструкции А.А.Микулина. Для замены двигателей хвостовая часть фюзеляжа выполнена съёмной. Топливные баки (4 шт) размещаются в хвостовой части фюзеляжа, также предусмотрена возможность подвески 2 сбрасываемых топливных бака емкостью 400-760 л., под крыльями.

Для сокращения пробега в конструкции МиГ-19 используются 2 тормозных щитка по бокам фюзеляжа (1 кв.м.), щиток под фюзеляжем (0,45 кв.м.) и впервые в отечественном самолётостроении — тормозной парашют ПТ-19.

Характеристики МиГ-19 (классификация НАТО «Farmer» («Фермер»))

Истребитель МиГ-19
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1954 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 2х РД-9Б, мощностью по 2600 кгс
Максимальная скорость: 1452 км/ч
Практический потолок: 17900 м
Дальность полета: 2000 км (с подвесными баками)
Масса пустого: 5468 кг
Максимальная взлетная масса: 8632 кг (нормальная взлетная 7560 кг)
Размах крыльев: 9,0 м
Длина: 14,64 м
Высота: 3,885 м
Площадь крыла: 25 кв.м.
Вооружение:3х 30-мм пушки, 2х блока неуправляемых ракет ОРО-57К, 2х 250 кг подвесных бака

Характеристики приведены для МиГ-19С

Боевое применение истребителя МиГ-19

Первая победа была одержана на МиГ-19 1 июля 1960 г., в этот день капитан В.А.Поляков на высоте 9000 м сбил американский разведчик RB-47 в районе мыса Канин Нос. Случай был первым, но далеко не последним — впоследствии МиГ-19 частей ПВО неоднократно поднимались в воздух, чтобы выпроводить нарушителей из воздушного пространства или применить против них вооружение.

За рубежом истребители МиГ-19, и его реплики J-6 и F-6 принимали участие во многих локальных конфликтах: гражданской войне в Северном Йемене (1966-1967), «шестидневной войне» (1967), индо-пакистанской войне (1971), войнах во Вьетнаме (1972-1975), в Кампучии (1979), в Афганистане (1979-1989), в боях против курдов в Ираке (1974), в конфликтах в Сомали, Судане, Танзании, Уганде.

 

 


Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книга Современные истребители (Левин М.А., Ильин В.Е.) издательства Хоббикнига, 1994 г.