[snip text=»Краткая справка: Американский истребитель  F-86 «Сейбр»: противник МиГ-15 в небе Кореи. История создания, характеристики и боевое применение самолета.»]

Американский истребитель F-86 «Сейбр»

Американский истребитель F-86 «Сейбр»

 

История разработки истребителя F-86 «Сейбр»

В конце 1944 года по заказу ВМС США, фирмой «Норт Америкен авиаэйшн» под руководством Р.Райса, была начата разработка реактивного истребителя для нужд армии и флота под индексами NA-134 и NA-140, соответственно.

1 января 1945 года фирма получила заказ от флота на 3 прототипа NA-134 под обозначением XFJ-1, а 18 мая того же года — на строительство трех прототипов по «армейскому» проекту NA-140, под обозначением FJ-1 (XP-86), с договоренностью о предварительном заказе сразу сотни новых самолетов, в случае успеха.

Обе разновидности XP-86 — и морская и армейская, имели практически одинаковую конструкцию и проектировались под один двигатель: турбореактивный «Дженерал Электрик» J36. Отличия главным образом сводились к тому, что бывший NA-134 имел более толстый профиль крыла, а бывший NA-140 — удлиненный фюзеляж.

20 июня 1945 года прошла макетная комиссия по XP-86, с продувкой макета самолета в аэродинамической трубе. Результат был удручающим — самолету так и не удалось подобраться к заветной скорости в 960 км/ч, заявленной конструкторами.

Проект американского перспективного реактивного истребителя был под угрозой закрытия, но вовремя подоспела неожиданная помощь. Изучив вывезенные из Германии документы по перспективным боевым самолетам (в частности по Me-262), специалисты решили изменить конструкцию будущего «Сейбра».



Прототип NA-140 был срочно переделан под стреловидное крыло, и с 1 ноября 1945 года приступил к серии испытаний в аэродинамической трубе, призванных уточнить параметры нового крыла.

Чертеж истребителя F-86 «Сейбр»

Чертеж истребителя F-86 «Сейбр»

Только спустя два года, 1 октября 1947 года самолет XP-86 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель Дж.Вилч), а 16 октября ВВС США заказали 33 самолёта P-86A и сделали предварительный запрос ещё на 190 P-86B.

Первые серийные «Сейбры» были собраны на заводе в Инглвуде в мае 1948 года, а в июне 1948 года самолёт получил новое обозначение — F-86. На вооружение истребитель был принят в 1949 г., и одновременно с этим, получил и собственное имя: F-86 «Sabre» («Сабля», «Сейбр»). Именно F-86 «Sabre» стал первым полноценным реактивным истребителем принятым на вооружение США.

Как и его основному противнику — советскому истребителю МиГ-15, «Сейбру» предстояло пройти длинный путь, многократно модернизируясь и совершенствуясь. Первый истребитель «западного мира» преодолевший звуковой барьер, F-86 имел за свою карьеру не мало титулов и достижений, включая несколько скоростных рекордов своего времени.

Самолет производился в США на заводах «Норт Америкен» в Инглвуде и Колумбусе. Также F-86 выпускался по лицензии в Австралии, Канаде, Японии и Италии, на долгое время став основным инструментов воздушной войны США и их союзников. Всего было произведено 9860 истребителей F-86 «Sabre».

F-86 «Сейбр» и МиГ-15

F-86 «Сейбр» и МиГ-15

Служба и применение истребителя F-86 «Сейбр»

Счет боевых побед F-86 «Sabre» был открыт 17 декабря 1950 года, сбитым китайским МиГ-15 над территорией Кореи. А 22 декабря 1950 г. был открыт и счет поражений — на сей раз МиГ настиг «Сейбр». В поединках этой пары — МиГ-Сейбр, всегда был примерно равный счет (с поправкой на более высокое качество подготовки американских пилотов, перед китайскими и корейскими). Всего за несколько лет войны на корейском полуострове обе стороны довели счет побед и потерь до сотен самолетов.

Корейская война стала для F-86 «Sabre» главной. После её окончания,  F-86 стали массово поставлять на экспорт и продавать в третьи страны — у США к этому времени на вооружение  принимались куда более совершенные машины (с 1958 г. «Сейбры» начали постепенно выводить из состава ВВС).
Тем не менее, в Национальной гвардии США они служили до сентября 1970 года, в руках союзников США приняли участие ещё в целой плеяде военных конфликтов в разных точках планеты (включая китайско-тайский военный конфликт 1958 г., войну Гондураса с Сальвадором  1969 г., индо-пакистанскую войну 1971 г. ).

Дольше всего F-86 «Sabre» оставались на вооружении ВВС Боливии — последний самолет там был списан в 1993 году.

В разные годы, в различных модификациях, «Сейбры» поставлялись на экспорт в: Австралию, Аргентину, Банладеш, Бельгию, Боливию, Великобританию, Венесуэлу, Голландию, Гондурас, Грецию, Данию, Индонезию, Ирак, Испанию, Италию, Канаду, Малайю, Норвегию, Пакистан, Перу, Португалию, Саудовскую Аравию, Таиланд, Тайвань, Тунис, Турцию, Филиппины, Францию, ФРГ, Эфиопию, ЮАР, Югославию, Южную Корею, Японию.

Характеристики F-86 «Сейбр»

Истребитель F-86 «Сейбр»
Страна: США
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1948 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х  J47-GE-27 тягой 2683 кгс
Максимальная скорость: 1112 км/ч (на высоте), 958 км/ч (у земли)
Практический потолок: 14640 м
Дальность полета: 2120 км (перегоночная, практическая - около 750 км).
Масса пустого: 4945 кг
Максимальная взлетная масса: 9300 кг (нормальная взлетная - 6900 кг)
Размах крыльев: 11,32 м
Длина: 11,45 м
Высота: 4,5 м
Площадь крыла: 26,78 кв.м.
Вооружение:6х 13,7-мм пулеметов или 4х 20-мм пушки, до 900 кг бомбовой нагрузки на двух внешних узлах

Характеристики приведены для модели F-86F-30 «Сейбр»

Конструкция истребителя F-86 «Сейбр»

Американский реактивный истребитель F-86 «Сейбр» построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидым крылом (35° по передней кромке). Конструкция фюзеляжа цельнометаллическая.

Кабина пилота герметичная, с наддувом от компрессора двигателя. В кабине установлено катапультируемое кресло North American Т-14Е. Защита пилота состоит из бронированного лобового стекла, бронеспинки с бронезаголовником из гетерогенной стали. С передних направлений пилот защищён двумя бронедеталями из дюралюминия.

Самолет имел убирающееся, трёхопорное шасси, с носовой стойкой. В состав бортового оборудования входили радиолокационный прицел, радиокомпас, система опознавания «свой-чужой».

Состав вооружения был различным в зависимости от модификации. Самолёт вооружался 12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками, неуправляемыми ракетами, бомбами (включая тактические ядрные). Для увеличения дальности полёта могли подвешиваться до 4 подвесных топливных бака.

Истребитель F-86 «Сейбр»

Истребитель F-86 «Сейбр»

Модификации истребителя F-86 «Сейбр»

  • XP-86 (NA-140, XF-86) — прототип без вооружения, с двигателем Шевроле J35-C-3 тягой 1816 кгс. Первый полёт 1 октября 1947 года. 26 апреля 1948 года в пологом пикировании впервые преодолён звуковой барьер. Изготовлено 3 самолета.
  • XFJ-2 (NA-179) — прототип палубного истребителя без вооружения. Отличался посадочным гаком, креплениями к катапульте, удлинённой носовой стойкой шасси. Вооружение отсутствовало. В 1951 году изготовлено 2 самолета.
  • XFJ-2B (NA-181) — прототип с 4х 20-мм пушками Кольт Mk.12. В 1951 году изготовлен 1 самолёт.
  • YF-86D (NA-164, YF-95A) — прототип F-86D. Отличался фонарём по типу F-86A и отсутствием вооружения. В 1949 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 27 декабря 1949 года.
  • YF-86K (NA-205) — прототип F-86K. Весной 1953 года изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 15 июля 1954 года.
  • P-86A (NA-151, F-86A) — серийный истребитель. Вооружение состояло из 6х 12,7-мм пулемётов. Первый полёт 20 мая 1948 года.
    • F-86A-1-NA — первая серия. Отличался двигателем Дженерал Электрик J47-GE-1 (GE-3, GE-7) тягой 2360 кгс, выпуклым лобовым стеклом фонаря кабины, автоматически закрывающимися портами пулемётов. В 1948-1949 годах изготовлено 33 самолёта. Все использовались для различных испытаний и строевые части не попали.
    • F-86A-5-NA — с двигателем J47-GE-7. Отличался новым фонарём, системой обогрева пулемётного отсека, возможностью подвески бомб на подкрыльевых пилонах. Выпускался в феврале-сентябре 1949 года.
    • F-86A-5-NA (NA-161) — с двигателем J47-GE-13 тягой 2360 кгс. Выпускался с октября 1949 по декабрь 1950 года.
    • F-86A-6-NA — с радиолокационным прицелом A-1CM. Изготовлено 24 самолёта.
    • F-86A-7-NA — с прицелом A-1CM, установленным в войсках. Переоборудовались ранее выпущенные F-86A-5.
  • F-86B — с колёсами шасси большего диаметра (проект). Разрабатывался в 1946 году.
F-86 «Сейбр»

F-86 «Сейбр»

  • F-86C (XF-93) — дальний истребитель сопровождения (опытный).
  • F-86D (NA-165, F-95) — всепогодный перехватчик с двигателем J47-GE-17 с форсажной камерой (тяга 2270/3020 кгс), бортовой РЛС AN/APG-36, системой управления огня Хьюз E-4, цельноповоротным стабилизатором, увеличенным килём, откидывающимся назад фонарём кабины. Вооружение состояло из 24х 70-мм ракет «Майти Маус». Выпускался с весны 1951 по сентябрь 1955 года. Поставлялся на экспорт в Грецию, Данию, Тайвань, Турцию, Филиппины, Югославию, Южную Корею, Японию.
    • F-86D-1-NA — первый серийный вариант. Отличался системой управления огня Хьюз E-3. В марте 1951 — октябре 1952 года изготовлено 153 самолёта.
    • F-86D-5-NA — с системой управления огня E-4. Летом 1952 года изготовлено 26 самолётов.
    • F-86D-10-NA — с бустерным управлением без триммеров. Изготовлено 36 самолётов.
    • F-86D-15-NA — с одноточечной системой заправки топливом. Изготовлено 54 самолёта.
    • F-86D-20-NA (NA-177) — с фильтрами с подогревом в топливной системе. Изготовлено 188 самолётов.
    • F-86D-25-NA — с подвесными топливными баками. Изготовлено 88 самолётов.
    • F-86D-30-NA — с ручным приводом руля направления и триммером. Изготовлено 200 самолётов.
    • F-86D-35-NA (NA-173) — с радиодальномером. Часть самолётов оснащалась форсажной камерой с керамическим покрытием. Изготовлено 350 самолётов.
    • F-86D-40-NA (NA-190) — с двигателем J47-GE-17B тягой 2463/2950 кгс. Изготовлено 300 самолётов.
    • F-86D-45-NA — с тормозным парашютом. Самолёты поздних выпусков оснащались двигателем J47-GE-33 тягой 2500/3473 кгс. В апреле-июле 1954 года изготовлено 309 самолётов.
    • F-86D-50-NA — доработанный. Изготовлен 301 самолёт.
    • F-86D-55-NA, F-86D-60-NA (NA-201) — последний серийный вариант. Изготовлено 624 самолёта.
  • F-86E (NA-170) — истребитель с цельноповоротным стабилизатором. Первый полёт 23 сентября 1950 года. Изготовлено 369 самолётов.
    • F-86E-1-NA — первый серийный вариант. Выпускался с февраля 1951 года. Изготовлено 60 самолётов.
    • F-86E-5-NA — с изменённым оборудованием кабины. Летом 1951 года изготовлен 51 самолёт.
    • F-86E-10-NA — вариант F-86F с двигателем J47-GE-13. С сентября 1951 по май 1952 года изготовлено 132 самолёта.
    • F-86E-15-NA — доработанный. В августе-декабре 1952 года изготовлено 93 самолёта.
  • F-86E(M) — реэкспортные из Великобритании (канадского производства). Поставлялись в Гондурас, Грецию, Турцию, Югославию.
  • F-86F (NA-172) — истребитель с двигателем J47-GE-27 тягой 2683 кгс.
    • F-86F-1-NA — первый серийный вариант. В марте-июне 1952 года изготовлено 78 самолётов.
    • F-86F-2-NA — пушечный истребитель. Оснащался 4 20-мм пушками T-160. В 1953 году переобоудовано 4 F-86E-10 и 6 F-86F-1.
    • F-86F-3-NA — пушечный истребитель. Оснащался 20-мм пушками «Эрликон». В 1953 году переобоудовано 2 F-86F-1.
    • F-86F-5-NA — с подкрыльевыми ПТБ по 758 л. Выпускался с июня 1952 года.
    • F-86F-10-NA — с радиодальномером A-4.
    • F-86F-15-NA — с изменённой системой управления. Изготовлено 7 самолётов.
    • F-86F-20-NH (NA-176) — с подкрыльевыми ПТБ по 758 л. Отличался бронированным узлом поворота стабилизатора, составом оборудования. В мае 1952 — январе 1953 года на заводе в Колумбусе изготовлено 100 самолётов.
    • F-86F-25-NH — истребитель-бомбардировщик. На самолётах позднего выпуска устанавливалось крыло с аэродинамическим гребнем и без предкрылков. Вупускался на заводе в Колумбусе с января 1953 года.
    • F-86F-30-NA — истребитель-бомбардировщик. Выпускался на заводе в Инглвуде с октября 1952 года.
    • F-86F-35-NA (NA-191) — доработанный. В 1952-1954 годах изготовлено 967 самолётов.
    • F-86F-35-NA (NA-202) — носитель тактического ядерного оружия. Изготовлено 157 самолётов.
    • F-86F-40-NA (NA-227) — экспортный. Отличался новым крылом. В 1956 году изготовлено 280 самолётов. Поставлялся в Ирак, Пакистан, Таиланд и Японию.
  • F-86G — перехватчик с двигателем J47-GE-33 (см. F-86D-45-NA).
  • F-86H (NA-187) — истребитель-бомбардировщик с двигателем J73 тягой 4050 кгс, увеличенным запасом топлива, стабилизатором увеличенной площади, фонарём по типу F-86D. первый полёт 30 апреля 1953 года. В 1954-1956 годах изготовлено 473 самолёта.
    • F-86H-1-NH — первый серийный вариант. Вооружение состояло из 4 12,7-мм пулемётов. В сентябре 1953 — мае 1954 года на заводе в Колумбусе изготовлено 112 самолётов.
    • F-86H-5-NH — пушечный истребитель. Вооружение состояло из 4 20-мм пушек M-39. В январе-феврале 1955 года изготовлен 61 самолёт.
    • F-86H-10-NH (NA-203) — с новым БРЭО. В январе 1955 — апреле 1956 года изготовлено 300 самолётов.
  • F-86J (NA-167) — прототип для Канады с двигателем Авро «Оренда».
  • F-86K (NA-207, NA-213, NA-221, NA-232) — экспортный вариант F-86D. Отличался двигателем J47-GE-17B, упрощенным составом оборудования. Вооружение состояло из 4 20-мм пушек M-24A1. На заводе в Инглвуде изготовлено 120 самолётов. С 1955 года выпускался по лицензии в Италии.
  • F-86K (NA-242) — с удлинёнными заканцовками крыла. На заводе ФИАТ изготовлено 45 самолётов. По стандарту NA-242 доработаны ранее выпущенные F-86K.
  • F-86L — перехватчик со средствами связи с наземной полуавтоматической системой перехвата SAGE. Отличался 2 дополнительными воздухозаборниками и крылом с удлинёнными заканцовками. В 1956-1957 годах переобордован 981 самолёт F-86D. Поставлялся в Таиланд.
F-86G «Сейбр» - сильно отличается от предыдущих моделей внешним видом

F-86G «Сейбр» — сильно отличается от предыдущих моделей внешним видом

  • QF-86H — радиоуправляемая мишень. Переобрудовались отслужившие свой срок F-86H.
  • RF-86A — фоторазведчик на базе F-86A. В октябре 1951 года переоборудованы 5 F-86A-5.
  • RF-86F «Хеймейкер» — фоторазведчик на базе F-86F. Оснащался 2 фотокамерами K-22 и 1 K-17. Нижняя пара пулемётов отсутствовала. В 1953 году переоборудовано несколько F-86F-30. 7 самолётов переданы Тайваню. Ещё 18 самолётов переобрудовано в Японии в 1961-1962 годах.
  • TF-86F (NA-204) — учебный. Отличался удлинённым фюзеляжем и двухместной кабиной с двойным управлением. Вооружение отсутствовало. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 14 декабря 1953 года.
  • FJ-2 «Фьюри» (NA-181) — палубный истребитель. Отличался двигателем J47-GE-2 тягой 2724 кгс, складными законцовками крыла, посадочным гаком, креплениями к катапульте, удлинённой носовой стойкой шасси, оборудованием кабины. С ноября 1952 по сентябрь 1954 года на заводе в Колумбусе изготовлено 200 самолётов.
  • CA-26 — прототип австралийского истребителя. Отличался двигателем Роллс-Ройс «Эвон» R.A.7 тягой 3405 кгс, конструкцией фюзеляжа. Вооружение состояло из 2 30-мм пушек «Аден». Первый полёт 3 августа 1953 года.
  • CA-27 «Сейбр» Mk.30 — первый серийный австралийской сборки. Отличался двигателем «Эвон» Mk.20, оборудованием кабины, системой запуска двигателя, увеличенным запасом топлива. В 1954 году изготовлено 22 самолёта.
  • CA-27 «Сейбр» Mk.31 — с крылом по типу F-86F-30. Изготовлено 32 самолёта.
  • CA-27 «Сейбр» Mk.32 — с двигателем «Эвон» Mk.26,  дополнительными подкрыльевыми пилонами и топливными баками в передней кромке крыла. Мог нести ракеты «Сайдуиндер». Изготовлено 69 самолётов. Поставлялся в Малайю и Индонезию.
  • CL-13 Mk.1 — канадский вариант F-86A. Изготовлен на заводе фирмы Канадэйр в Картевилле в одном экземпляре. Первый полёт 9 августа 1950 года.
  • CL-13 Mk.2 (F-86E-6-CAN, «Сейбр» Mk.F.2) — канадский вариант F-86E. 60 самолётов поставлено в США, 3 — в Великобританию.
  • CL-13 Mk.3 — опытный с двигателем «Оренда» Mk.3 тягой 2724 кгс. Отличался конструкцией фюзеляжа.
  • CL-13 Mk.4 («Сейбр» Mk.F.4) — с новой системой наддува кабины. Оснащался двигателем J47-GE-13. Изготовлено 438 самолётов. Большинство из них поставлены в Великобританию.
  • CL-13A Mk.5 — серийный с двигателем «Оренда» Mk.10 тягой 2885 кгс. Отличался крылом по типу F-86F-30. Изготовлено 370 самолётов. Поставлялся в ФРГ.
  • CL-13B Mk.6 — с двигателем «Оренда» Mk.14 тягой 3303 кгс. В 1954-1958 годах изготовлено 655 самолётов. Поставлялся в Колумбию, Пакистан, ФРГ, ЮАР.
  • CL-13C — с форсажной камерой (проект).
  • CL-13D — с ракетным двигателем «Амстронг-Сидлей» (проект).
  • CL-13E — опытный с фюзеляжем, доработанным по правилу площадей. Переоборудован 1 Mk.5.
  • CL-13G — учебный (проект). Отличался двухместной кабиной.
  • CL-13H — всепогодный перехватчик (проект). Отличался бортовой РЛС.
  • CL-13J — с форсажной камерой «Бристоль» (проект).

 

Эта статья входит в группы: • Справочник авиацииАвиация того же периодаАвиация США

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе по книге Истребители США. - Ч. 3. - М.: ЦАГИ, 2001.