[snip text=»Краткая справка: Советский фронтовой истребитель с крылом изменяемой стреловидности — истребитель МиГ-23. История создания и боевого применения самолета»]

МиГ-23 против F-16

МиГ-23 против F-16

 

История создания истребителя МиГ-23

В 1961 году в опытном конструкторском бюро №155 (А.И.Микояна) начались работы над новым истребителем, призванным заменить в войсках истребители МиГ-21. Новый самолет получил индекс МиГ-23.

Изначально МиГ-23 должен был стать дальнейшим развитием МиГ-21, использовав часть элементов его конструкции. Прототип под обозначением Е-8 был готов уже к следующему году и совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов). Однако Е-8 требованиям нового времени не отвечал — ясно было, что простой модернизацией уже существующего самолета проблему не решить, необходимо было принципиально новое решение, или, точнее — новый самолет. После катастрофы (сентябрь 1962 г.) одного из прототипов, работы над E-8 были полностью прекращены.

Новый МиГ-23 должен был стать чрезвычайно амбициозным проектом — скорость до 2700 км/ч, ракеты как ближней, так и средней дальности, укороченный разбег, возможность использования в качестве штурмовика… В общем, требования были взаимоисключающими и конструкторам было над чем подумать.

Главным конструктором проекта МиГ-23 был назначен Г.А.Седов. Общее руководство осуществлял А.И.Микоян, а после его смерти — Р.А.Беляков. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель РД-36-35, который был испытан в июне 1966 года на экспериментальном МиГ-21ПД (Е-7ПД). С появлением двигателя, буксовавшие до этого работы пошли с удвоенной скоростью.  Уже 3 апреля 1967 г. первый вариант МиГ-23 (МиГ-23ПД или «изделие 23-01») с треугольным крылом и двумя двигателями РД-36-35 поднялся в небо.

Чертеж истребителя МиГ-23Б

Чертеж истребителя МиГ-23Б



Второй прототип («изделие 23-11») имел важное, как в итоге оказалось, определяющее отличие — крыло изменяемой геометрии (стреловидности), позволявшее решить проблему «противоречивости» требований ВВС. В зависимости от задачи, условий или режима полета, пилот мог выбрать оптимальную конфигурацию крыла — «сложить» или наоборот, «раскрыть» его, изменив тем самым взлетно-посадочные и маневровые характеристики. Первый полет новая машина совершила 10 июня 1967 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Выбор остановился именно на этом варианте истребителя.

Ещё одной важной новинкой МиГ-23 была система управления вооружением С-23, разработанная специально для МиГ-23, и обеспечивающая всеракурсный перехват воздушных целей как в свободном пространстве, так и на фоне земли. К новой системе управления вооружением прилагались и новейшие ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-23 — первые ракеты средней дальности для советских боевых самолетов.

Через два года, в 1969 году на Московском заводе «Знамя Труда» было организовано серийное производство МиГ-23 модификации «С», однако доработки истребителя и гос. испытания продолжались даже после поступления машины в войска — до самого 1973 года. За громадный объем проделанной работы и внедрение в производство крыла принципиально новой схемы, изменяемой геометрии, специалисты ЦАГИ в 1975 году били удостоены Государственной премии СССР.

Производство самолетов МиГ-23 продолжалось до 1985 года, всего было изготовлено 3630 «линейных» истребителей (включая все модификации) и 769 учебных самолетов.

Модель истребителя МиГ-23

Модель истребителя МиГ-23

На момент своего появления МиГ-23 превосходил (или не уступал) по характеристикам всем западным самолетам-одногодкам, однако выгодно отличался от «специалистов» своей универсальностью — перехватчик по основной «профессии», прекрасно справлялся и с ролью бомбардировщика, к тому же, в его конструкцию был заложен хороший потенциал для дальнейших модернизаций.
Хотя в ВВС России, МиГ-23 уже в начале 1990-х г.г. были списаны (в ПВО служили вплоть до 1999 г.), виной этому было не моральное устаревание самолета, а только наличие в составе ВВС более передовых и перспективных машин по типу МиГ-29 и Су-27. Не будь их, даже к началу 21-го века МиГ-23 последних модификаций, представляли бы собой весьма грозную боевую силу.

Самолет состоял на вооружении (кроме СССР) Ливии, Анголы, Шри-Ланка, Кубы, Йемена, Зимбабве, Намибии, Эфиопии, Сирии , Алжира, Египта, Ирака, Северной Кореи, Судана, Болгарии, ГДР, Чехословакии, Польши, Румынии.

Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23

Боевое крещение истребителя МиГ-23 произошло в небе Ливана — сирийские МиГи (23 и 21) в боях с израильскими F-15 и F-16 добились примерного паритета, и хотя счет израильских летчиков оказался выше на несколько машин, объяснялось это не характеристиками самолетов, а более слабой технической подготовкой сирийцев, что отмечалось в докладах и израильской стороной.
Об этом правда помнят мало, намного больше любят припоминать то, что израильские F-16 сбили сотню мигов, потеряв всего одну машину. По крайней мере американская пропаганда на оплату этой истории не скупилась. Как результат — возросшие продажи F-16 и отмененные контракты по МиГ-23, ставшему первой и главной жертвой информационной войны.

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

Уже на следующий год война вспыхнула с новой силой, и МиГ-23 вновь столкнулись с F-15. Бои с «обстрелянными» сирийскими пилотами были уже совершенно не в пользу американской техники. Советские гарнизоны ПВО заблаговременно переброшенные в Ливан, и крайне неудачные для F-15 воздушные столкновения с МиГ-23. Быстро отбили у американцев желание вмешиваться в конфликт, и вскоре столкновения между Сирией и Израилем сошли на нет. Итогом трех лет войны стала потеря 13 МиГ-23 (конечно же «экспортных», несколько уступающих истребителям ВВС СССР модификаций), ценой 12 сбитых ими F-16 и F-15 (новейших на то время американских истребителей).

Причем вырисовывалась весьма любопытная картина — если «по бумаге» последнюю модель МиГ-23МЛ ещё можно было сравнивать с F-15A (который по ряду параметров превосходил советского «коллегу»), то более совершенный  F-16, истребитель четвертого поколения, должен был совершенно не оставлять МиГ-23 шанса. Но в реальности F-15A «не дотягивал» до МиГ-23, а F-16 не только не превосходил на голову, но по разгонным характеристикам и ряду других параметров даже проигрывал ему! На этот раз информационная война сыграла с пилотами зарубежных истребителей злую шутку — заявленные «рекламные» характеристики их самолетов не соответствовали реальности, в то время как «неудачный» истребитель Микояна был ими явно недооценен.

МиГ-23, с «развернутым» крылом

МиГ-23, с «развернутым» крылом

Затем был Афганистан. МиГ-23 активно применявшийся здесь с 1984 г. (модификация МиГ-23МЛ) взял на себя довольно не типичную роль бомбардировщика, способного брать на борт до 2000 кг бомбовой нагрузки. Специально для условий этой войны, самолеты оснастили пусковыми установками для отстрела тепловых ловушек. Конечно же бомбардировщиками МиГ-23 работали»в свободное время», т.к. их основными задачами были охранение транспортных самолетов и штурмовиков от действий авиации сопредельных стран (впрочем, ближе к концу войны бомбардировками МиГ-23 были заняты уже больше 80% летного времени). Опасные ситуации с истребителями Пакистана и Ирана возникали неоднократно, но до прямых столкновений дело не доходило.

Успешно сражались советские МиГ-23 с французскими «Миражами» в Анголе, в 1985 году. Кубинским «добровольцам» летавшим на этих самолетах удалось захватить и удерживать господство в воздухе до самого выхода из войны как поддерживаемой СССР Луандой, так и ЮАР. Уже в 1990-х г.г., оставшиеся ангольские МиГ-23МЛД (1994 г.) успешно применялись наемниками из ЮАР для наведения в стране «конституционного порядка» (опять таки в роли штурмовиков-бомбардировщиков).

Хорошо МиГ-23 проявили себя и в ходе Ирано-Иракской войны 1980-1988 г.г. Соотношение потерь в воздушных боях, вплоть до 1984 г. было 1 к 3 в пользу МиГа. Зимой 1983 г. жертвой (якобы по ошибке) одного из МиГ-23 стал даже американский ракетный фрегат «Старк» — построенный специально для отражения авианалетов на корабельные соединения, он пропустил подходящий МиГ и получил сразу две противокорабельные ракеты.

Впрочем, это была последняя «большая» война для МиГ-23. В 1991 году во время войны в Персидском заливе, МиГи уже не могли на равных сражаться с американскими истребителями — главным образом из-за того, что первыми целями последних были наземные РЛС. «Слепые» истребители, к тому же изрядно потрепанные и малочисленные, серьезной опасности представлять не могли.

МиГ-23, вид сзади

МиГ-23, вид сзади

В войне между Эфиопией и Эритреей МиГ-23 использовались эпизодически обеими враждующими сторонами (о техническом состоянии самолетов, равно как о эффективности действий говорить трудно). Начиная с 2014 года, в качестве штурмовика-бомбардировщика, применяются в сирийской гражданской войне.

Любопытные факты:

  • В 1989 г. пилот сирийских ВВС угнал МиГ-23МЛД и успешно приземлился на один из военных аэродромов Израиля. Средства ПВО не засекли его полета.
  • Такая же история в том же году произошла в другой части земли — кубинский МиГ-23 достиг американской военной базы во Флориде и был обнаружен только когда запросил посадку.
  • Снова 1989 г. и снова МиГ-23, на этот раз советский. Во время планового полета над территорией Польши, внезапно забарахлил двигатель самолета и пилот согласно инструкции катапультировался. Самолет между тем «пришел в себя» и пролетел ещё 900 км над территорией Европы, пока не выработал горючее и не упал в Бельгии. Случай был бы курьезом, если бы в результате этого падения не погиб 1 местный житель.

И дело тут не в ротозействе ПВО той или иной страны. Просто самолет был хороший.

Положение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Положение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Конструкция истребителя МиГ-23

Истребитель МиГ-23 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой стреловидности. Крыло имеет три фиксированных положения: 16°, 45° и 72° по переднему лонжерону.

Горизонтальное оперение цельноповоротное. Под фюзеляжем установлен подфюзеляжный гребень, складывающийся при посадке вправо на угол 95°. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается в фюзеляж. Колёса большого диаметра позволяют эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Силовая установка состоит из одного двухвального одноконтурного ТРДФ Р-27-300 (позднее Р-29Ф-300, Р-35-300) конструкции Хачатурова. На опытных образцах устанавливались более мощные двигатели Р-44 и Р-47.

Воздухозаборники боковые с регулируемыми клиньями. В конструкции планера широко использованы стальные сплавы. При посадке может применяться тормозной парашют.

Катапультное кресло КМ-1М обеспечивает покидание самолета на скорости свыше 130 км/ч во всем диапазоне высот. Кресло укомплектовано автоматическим маяком — связной радиостанцией «Комар-2М», начинающим действовать сразу после срабатывания парашютной системы,

Система управления самолетом МиГ-23 включает системы управления по трем каналам, системы управления стреловидностью крыла и тормозными щитками. Поперечное управление самолетом осуществляется при помощи отклонения интерцептора на одной консоли с одновременным дифференциальным отклонением половин стабилизатора. При максимальной стреловидности крыла отклонение интерцепторов исключается. Тормозные щитки выпускаются при нажатии кнопки на РУД и остаются выпущенными, пока кнопка удерживается в нажатом положении. Самолет оснащен системой автоматического управления по трем осям САУ-23А и системой ограничения углов атаки, исключающей выход самолета на режимы сваливания и предназначенной для полного использования его маневренных характеристик.

Истребитель МиГ-23 с подвесным топливным баком

Истребитель МиГ-23 с подвесным топливным баком

Пилотажно-навигационное оборудование включает: командно-пилотажный прибор КПП, резервный авиагоризонт ДА-200, указатель положения клина воздухозаборника УПК-1М, указатель угла атаки УУА-1, барометрический высотомер ВДИ-30К, указатель перегрузки АМ-10К, указатель числа «М» УСМ-1К, указатель оборотов двигателя ИТЕ-3, указатель температуры газов перед турбиной ИТГ-1 и указатель топлива РТСТ-50Т.
В распоряжении летчика имеются: автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М, маркерный радиоприемник МРП-56П, радиовысотомер РВ-4 или РВ-5Р, антенно-фидерная система «Пион-Н», доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7.

На МиГ-23МЛ и последующих модификациях установлена навигационно-пилотажная система «Полет-21-23», которая служит для автоматизации решения задач ближней навигации, а также захода на посадку днем и ночью, в любых метеоусловиях. МиГ-23 оснащены также системой приборного наведения «Лазурь-СМЛ», обеспечивающей сближение с воздушной целью по командам наземной автоматизированной системы наведения.

Радиооборудование включает станцию Р-802Г (Р-832М), и аварийную радиостанцию Р-855УМ. На учебно-боевых самолетах устанавливаются самолетное переговорное устройство СПУ-9 и магнитофон МС-61. Радиотехническое оборудование включает: ответчики СОД-57М и СО-69, радиолокационный запросчик-ответчик 020М, пассивную систему предупреждения и оповещения об облучении СПО-10 «Сирена». Для постановки помех радарам противника имеется станция СПС-141. На самолете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65Б для оповещения летчика о критических ситуациях.

Радиоприцел «Сапфир-23МЛА» позволяет выполнять перехват воздушной цели в свободном пространстве или на фоне земли днем и ночью, в любых метеоусловиях, на встречно-пересекающихся курсах и с задней полусферы, а также ведение огня из пушки по невидимым целям (ночью, в облаках), маневрирующих с перегрузкой до 3G, на дальностях 550-1000 м.

Для обнаружения воздушных целей используется также теплопеленгатор ТП-23М (ТП-26) с дальностью действия до 60 км.

Кроме этого, МиГ-23 (начиная с МЛ) оснащен оптическим прицелом АСП-23ДЦМ, обеспечивающим стрельбу из пушки, пуски НАР, а также целеуказание ракетам с головками самонаведения, путем вращения рычага управления по- и против часовой стрелки.

Характеристики МиГ-23МЛ

Фронтовой истребитель МиГ-23
Страна: СССР
Тип: Фронтовой истребитель
Год выпуска: 1967 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х Р-35-300 мощностью 8550 кгс (на форсаже: 13000 кгс)
Максимальная скорость: 2500 км/ч (на высоте), 1400 м/ч (у земли)
Практический потолок: 17700 м
Дальность полета: 1650 км (2360 км с подвесным баками)
Масса пустого: 10,55 тонн
Максимальная взлетная масса: 20,1 тонн (15,6 тонн нормальная взлетная)
Размах крыльев: 13,97 м (при стреловидности 16 градусов)
Длина: 16,7 м
Высота: 5 м
Площадь крыла: 37,35 кв.м. (при стреловидности 16 градусов)
Вооружение:
  • 1× 23 мм пушка ГШ-23Л
  • 2× ракет «воздух-воздух» Р-23Л/Т (Р-24Р/Т)
  • 2-4× ракет «воздух-воздух» Р-13М (2-6х Р-60)
  • 2× ракет «воздух-поверхность» Х-23М
  • 4× 16× неуправляемых ракет С-5
  • до 2000 кг бомбовой нагрузки
  • Характеристики приведены для модификации истребителя МиГ-23МЛД

    Модификации истребителя МиГ-23

    • «23-01» (МиГ-23ПД, МиГ-23УВП) — прототип с подъёмными двигателями. Был оснащён маршевым двигателем Р-27-300 и 2 подъёмными РД-36-35. Первый полёт 3 апреля 1967 года.
    • «23-11» — прототип с крылом изменяемой геометрии. Оснащался двигателем Р-27Ф-300. Первый полёт 10 июня 1967 года. Изготовлено 9 самолётов.
    • МиГ-23С — первый серийный вариант. Отличался системой управления вооружением С-21М и ракетами К-13. Первый полёт 21 мая 1969 года. В 1969-1971 годах изготовлено 50 самолётов.
    • МиГ-23 («изделие 23-11») — серийный истребитель со штатной системой С-23. Отличался двигателем Р-27Ф2М-300, новыми консолями крыла, смещённым назад на 860 мм горизонтальным оперением и дополнительным фюзеляжным баком. Выпускался в 1971-1972 годах.
    • МиГ-23А — палубный истребитель (проект). Разработан в 1972 году.
    • МиГ-23Б («изделие 32-24») — истребитель-бомбардировщик. Оснащён двигателем АЛ-21Ф-3. Разработан в 1969-1970 годах. Выпускался с 1971 года на заводе «Знамя Труда».
    • МиГ-23БК («изделие 32-26») — прототип истребителя-бомбардировщика МиГ-27К. Отличался цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К и наличием лазерно-телевизионной системы «Кайра». Разработан в 1974 году.
    • МиГ-23БМ («изделие 32-25») — истребитель-бомбардировщик для советских ВВС, прототип МиГ-27. Разработан в 1973 году.
    • МиГ-23БН («изделие 32-23») — истребитель-бомбардировщик с двигателем Р-29А-300. Выпускался с 1973 года. Часть самолётов переоборудовалась из МиГ-23М на ремонтных предприятиях. Поставлялся в страны Восточной Европы, Ближнего Востока и на Кубу.
    • МиГ-23К — палубный истребитель (проект) с двигателем Р-100, крылом увеличенной площади, системой дозаправки топливом в воздухе. Разработан в 1976 году.
    • МиГ-23М («изделие 23-11М») — модернизированный фронтовой истребитель. Отличался системой управления вооружением С-23Д-III, двигателем Р-29-300, укороченным хвостовым коком и консалями крыла с отклоняющимся носком. Выпускался с 1972 года на Тушинском машиностроительном заводе.
    • МиГ-23МЛ («изделие 23-12») — облегчённый фронтовой истребитель с двигателем Р-35-300 и составом оборудования. Впервые применена система ограничения углов атаки. Выпускался в 1976-1985 годах. Поставлялся на экспорт.
    • МиГ-23МЛА — усовершенствованный фронтовой истребитель, по своим возможностям близкий к МиГ-23П. В 1978-1983 годах на заводе «Знамя Труда» изготовлено 1100 самолётов.
    Фронтовой истребитель МиГ-23

    Фронтовой истребитель МиГ-23

    • МиГ-23МЛГ («изделие 23-37») — опытный. Отличался составом оборудования.
    • МиГ-23МЛД («изделие 23-18») — доработанный. Частично усовершенствовано оборудование, усилена конструкция планера. В 1984-1985 годах на заводе «Знамя Труда» изготовлено 66 самолётов. Кроме того, в начале 80-х годов большинство МиГ-23МЛ переоборудовано по типу МиГ-23МЛД.
    • МиГ-23МЛДГ («изделие 23-57») — опытный. Отличался наличием аппаратуры активных помех и составом оборудования.
    • МиГ-23МЛС («изделие 23-47») — опытный. Отличался составом оборудования.
    • МиГ-23МС — экспортный вариант МиГ-23М. Отличался упрощённым БРЭО. Выпускался с 1973 года. Поставлялся в Алжир, Ирак, Сирию и др.
    • МиГ-23МФ — экспортный. От МиГ-23МС оотличался более мощной РЛС. Выпускался с 1977 года. Кроме того, переоборудовалась часть МиГ-23М. Поставлялся странам Варшавского договора.
    • МиГ-23П («изделие 23-14») — перехватчик для ПВО на базе МиГ-23МЛ. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1977 года.
    • МиГ-23УБ («изделие 23-51») — учебно-боевой, с двухместной кабиной. Оснащался двигателем Р-27Ф2М-300. В 1970-1978 годах в Иркутске изготовлено 769 самолётов.
    • МиГ-23УМ — учебно-боевой на базе МиГ-23МЛ. В Иркутске изготовлен 251 самолёт.
    • МиГ-23Ш — штурмовик (проект). Разработан в 1969 году.
    • МиГ-23-98 — модернизированный фронтовой истребитель. Изготовлен в 1999 году.
    • МиГ-23Б-98 — модернизированный истребитель-бомбардировщик.
    • МиГ-23УБ-99 — модернизированный учебно-боевой самолёт.

     

     

    Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, также по книге Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: Архив-Пресс, 1997