[snip text=»Краткая справка: Истребитель-перехватчик «Спитфайр» — это крайне удачная британская попытка создать универсальный истребитель. Запущенный в производство в 1938 году, «Спитфайр» оставался в строю до 1950-х г.г. История создания, чертежи и техническое описание самолета»]
Содержание
История создания истребителя-перехватчика «Спитфайр»
Впрочем, в августе 1936 года военные вновь подумали и решили, что нужно многое изменить в конструкции истребителя. Была увеличена жёсткость крыла, размещён дополнительный запас топлива, в конструкции широко применен метод штамповки. Запуск в производство откладывали постоянные доработки и меняющиеся требования руководства ВВС и только в 1937 году был получен заказ на пробную партию в 200 самолетов, а полноценное производство началось только в 1938 году.
«Спитфайр» был самым массовым английским истребителем. Выпускался на заводах «Супермарин» в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, «Виккерс-Армстронг» в Кастл-Бромвиче, «Уэстленд» в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, «Канлифф-Оуэн». Более 60 предприятий-субподрядчиков изготавливали отдельные узлы самолёта. Производство продолжалось до марта 1949 года. Всего изготовлено 22759 самолётов всех модификаций (из них 2408 «Сифайров»). Поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину, Бельгию, Бирму, Грецию, Египет, Индию, Италию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Сирию, США, Таиланд, Турцию, Францию, Чехословакию, Швецию, ЮАС, Югославию.
Конструкция истребителя-перехватчика «Спитфайр»
«Спитфайр» представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, имеющий фюзеляж «полумонокок» эллиптического сечения с работающей металлической обшивкой. Крыло двухлонжеронное, эллиптической формы в плане. Механизация крыла состояла из элеронов типа «Фрайз», под крылом подвешивались щитки типа «Шренк». Законцовки крыла выпускались трёх типов: округлые, укороченные (почти прямоугольные) и удлинённые заострённые. Стабилизатор также эллиптический.
Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. На первых самолётах применялись деревянные двухлопастные винты «Уэйбридж», позже металлические трёхлопастные, четырёхлопастные (с деревянными лопастями), пятилопастные и соосные фирмы «Ротол». Запас топлива размещался в 3 фюзеляжных баках, но для увеличения дальности полёта мог подвешиваться дополнительный бак объемом до 409 л.
Защита лётчика включала бронестекло, бронеспинку и бронезаголовник сиденья. Для облегчения входа в кабину на левом борту имелась откидывающаяся вниз дверка. Сдвижная часть фонаря в аварийной ситуации сбрасывалась.
Модификации истребителя-перехватчика «Спитфайр»
- «тип 224» — опытный истребитель с крылом «обратная чайка», двигателем «Госхок» с испарительным охлаждением, открытой кабиной пилота, неубирающимся шасси. Первый полёт в феврале 1934 года.
- «тип 300» — прототип с прямым эллиптическим в плане крылом, двигателем «Мерлин» C мощностью 900 л.с., закрытой кабиной, убирающимся шасси. Первый полёт 6 марта 1936 года.
- «тип 323» («Хай Спид Спитфайр») — рекордный.
- «тип 342» — поплавковый. Изготовлен в 1940 году, но испытания не проводились.
- «Спитфайр» Mk.I (Mk.IA) — первый серийный вариант с двигателем «Мерлин» Mk.II мощностью 1030 л.с. (позже Mk.III, Mk.IV). Вооружение состояло из 8 пулемётов калибра 7,69 мм. Первый полёт 15 мая 1938 года.
- «Спитфайр» Mk.IB — вариант с 2х 20-мм пушками и 4х 7,69-мм пулемётами. Выпускался с мая 1940 года. Изготовлено 1566 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип A — разведчик. Отличался фонарём кабины, отсутствием вооружения, отделкой поверхности планёра, 2 фотокамерами F.24. Осенью 1939 года переобрудовано 2 самолёта.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип B — разведчик с дополнительным фюзеляжным топливным баком, фотоаппаратами с телеобъективами. Первый полёт а феврале 1940 года.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип C (PR.Mk.III) — разведчик. Отличался подкрыльевым ПТБ, фотокамерами в подкрыльевом контейнере (под вторым крылом). Позже установлен двигатель «Мерлин» Mk.45. Первый полёт в марте 1940 года.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип D (PR.Mk.IV) — разведчик. Отличался конструкцией крыла с топливным баком в передней кромке. Часть самолётов оснащадить тропическими фильтрами. Выпускался с октября 1940 года. Изготовлено 229 самолётов. Поставлялся по ленд-лизу в СССР.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип E (PR.Mk.V) — низковысотный разведчик. Отличался перспективными фотокамерами. Первый полёт в июле 1940 года.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип F (PR.Mk.VI) — переходный у типу D. Отличался 2 подкрыльевыми ПТБ, увеличенными маслобаком и кослородными баллонами, 2 фотокамерами F.24 (позже заменены на F.8). Доработаны все разведчики типов B и C.
- «Спитфайр» Mk.IPR тип G (PR.Mk.VII) — низковысотный разведчик. Отличался 3 фотокамерами, дополнительным фюзеляжным топливным баком. Вооружение состояло из 8 пулемётов. В 1941-1942 годах в мастерских в Хестоне изготовлено 45 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.II — самолёт с двигателем «Мерлин» Mk.XII мощностью 1175 л.с. Отличался пиростартером «Кофман», закрытым каплевидным выступом на правой части капота, протектированными топливными баками. Выпускался с июня 1940 года фирмой CBAF.
- «Спитфайр» Mk.IIA — пулемётный. Изготовлено 750 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.IIA(LR) — с увеличенной дальностью полёта. Отличался дополнительным баком на передней кромке левой консоли крыла ёмкостью 136 л. Переоборудовано 100 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.IIB — с 2 пушками и 4 пулемётами. Изготовлено 170 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.IIC (ASR.II) — поисково-спасательный самолёт. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.XX мощностью 1240 л.с., держателями для сигнальных бомб по левой консолью крыла, контейнерами с надувными лодками и пайками. Переоборудовано 50 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.III — модернизированный (опытный). Отличался двигателем «Мерлин» Mk.XX, усиленной конструкцией планёра и шасси, урезанными законцовками крыла. Первый полёт в марте 1940 года.
- «Спитфайр» Mk.IV — опытный с двигателем «Гриффон» Mk.IIB мощностью 1735 л.с., прототип «Спитфайра» Mk.XII. Отличался удлинённой моторамой, формой капота, крылом с урезанными законцовками. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 27 октября 1941 года (лётчик-испытатель Дж.Квилл).
- «Спитфайр» Mk.V — модернизированный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.45 мощностью 1440 л.с., усиленной конструкцией планёра и шасси, наличием бронестекла, новым маслорадиатором. Выпускался с марта 1941 года фирмой «Супермарин», с июня — CBAF, с января 1942 года — «Уэстленд эйркрафт». Всего изготовлено около 6500 самолётов. Переоборудовано также 145 ранее выпущенных Mk.I и Mk.II.
- «Спитфайр» Mk.VA — пулемётный. Выпускался фирмой «Супермарин» в марте-июне 1941 года. Изготовлено 94 самолёта.
- «Спитфайр» Mk.VB — с 2 пушками и 4 пулемётами. Часть самолётов оснащалась двигателями «Мерлин» Mk.46. Выпускался в марте-октябре 1941 года. Изготовлено 3923 самолёта.
- «Спитфайр» Mk.VB/Trop — тропический. Отличался воздушным фильтром фильмы «Воукс».
- «Спитфайр» Mk.VB — поплавковый. В 1941 году фирмой «Фолланд» переоборудовано 3 самолёта.
- «Спитфайр» Mk.VC — пушечный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.50 мощностью 1470 л.с. (Mk.55), стойками колёс по типу Mk.III (с выносом колёс вперёд). Вооружение состояло из 4 20-мм пушек. Выпускался с октября 1941 года. Изготовлено 2447 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.VC/Trop — тропический.
- «Спитфайр» LF.Mk.V — низковысотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.45M (Mk.50M, Mk.55M), крылом с урезанными законцовками.
- «Спитфайр» HF.Mk.V — высотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.46 (Mk.50A, Mk.56), крылом с урезанными законцовками.
- «Куин Спитфайр» — радиоуправляемый (опытный). Переоборудован фирмой «ML авиэйшн» в 1944 году.
Характеристики Спитфайр Mk.I | |
---|---|
Страна: | Великобритания |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1938 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | Мерлин Mk.45SDV, 1440 |
Максимальная скорость: | 594 км/ч |
Практический потолок: | 11125 м |
Дальность полета: | 1827 км |
Масса пустого: | 2267 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2911 кг |
Размах крыльев: | 11,23 м |
Длина: | 9,13 м |
Высота: | 3,02 м |
Площадь крыла: | 22,48 кв.м. |
Вооружение: | 8х пулеметов 7,69-мм (а также 12,7-мм пулеметы, 20-мм пушки и т.п. - в зависимости от модификации) |
- «Спитфайр» Mk.VI (HF.Mk.VI) — высотный истребитель. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.47 мощностью 1415 л.с., четырёхлопастным винтом «Ротол», удлинёнными консолями крыла, наличием гермокабины. Вооружение состояло из 2 пушек и 4 пулемётов. Первый полёт 5 июля 1941 года (лётчик-испытатель Дж.Квилл). С декабря 1941 по октябрь 1942 года фирмой «Супермарин» изготовлено 97 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.VII (F.Mk.VII) — высотный с двигателем «Мерлин» Mk.64 мощностью 1710 л.с. (на первых сериях — Mk.61 мощностью 1565 л.с.). Отличался гермокабиной, 2 водяными радиаторами, увеличенными топливными баками, изменённым хвостовым оперением и убирающимся хвостовым колесом. Вооружение состояло из 4 пушек. Выпускался с августа 1942 года. Изготовлено 140 самолётов.
- «Спитфайр» HF.Mk.VII — с двигателем «Мерлин» Mk.71.
- «Спитфайр» Mk.VIII — вариант Mk.VII без гермокабины. Отличался встроенным противопыльным фильтром «Аэро-Ви». Вооружение включало 4 пушки, до 454 кг бомб. Выпускался на заводе «Супермарин» с ноября 1942 года. Изготовлено 1658 самолётов.
- «Спитфайр» LF.Mk.VIII — низковысотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.66 мощностью 1580 л.с.
- «Спитфайр» F.Mk.VIII — средневысотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.63 (Mk.63A).
- «Спитфайр» HF.Mk.VIII — высотный. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.70.
- «Спитфайр» PR.Mk.VIII — фоторазведчик для съёмки с малых высот.
- «Спитфайр» Mk.VIII JF299 — опытный с пониженным гаргротом и каплевидным фонарём. Изготовлен летом 1943 года.
- «Спитфайр» Mk.IX — дальнейшее развитие Mk.V. Устанавливались двигатели «Мерлин» Mk.61, Mk.63, Mk.66, Mk.70. Поздние серии имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора. Вооружение состояло из 4 пушек или 2 пушек и 2 12,7-мм пулемётов. Выпускался с июня 1942 года. В процессе производства постоянно дорабатывался. Изготовлено 5665 самолётов.
- «Спитфайр» LF.Mk.IX — низковысотный. Оснащался двигателем «Мерлин» Mk.66, укороченными законцовками крыла.
- «Спитфайр» F.Mk.IX — средневысотный. Оснащался двигателем «Мерлин» Mk.61 (позже Mk.63, Mk.63A), обычными или укороченными законцовками крыла.
- «Спитфайр» HF.Mk.IX — высотный. Оснащался двигателем «Мерлин» Mk.70, стандартным крылом.
- «Спитфайр» Mk.IXE — с ракетным вооружением.
- «Спитфайр» PR.Mk.X — разведчик на базе «Спитфайра» Mk.VII. Отличался герметичной кабиной. Оборудование соответствовало PR.Mk.IV. В мае 1944 года изготовлено 16 самолётов. Поставлялся в СССР.
- «Спитфайр» PR.Mk.XI — разведчик на базе «Спитфайра» Mk.IX. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.61 (Mk.63, Mk.63A, Mk.70), дополнительными топливными баками, убирающимся хвостовым колесом и наличием радиостанции. Выпускался с ноября 1942 года по 1944 год. Изготовлен 471 самолёт (первые 15 переделаны из истребителей в мастерских в Бенсоне). Поставлялся в СССР.
- «Спитфайр» Mk.XII — самолёт с двигателем «Гриффон» Mk.III (Mk.IV). Выпускался с октября 1942 по сентябрь 1943 года. Изготовлено 100 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.XIII — низковысотный разведчик на базе «Спитфайра» Mk.V. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.32 с четырёхлопастным винтом. Вооружение состояло из 4 пулемётов. Весной 1943 года переоборудовано 26 самолётов Mk.IIA, Mk.VA, Mk.VB, PR.Mk.VII. После войны 3 самолёта проданы в Норвегию, 1 — в Аргентину.
- «Спитфайр» Mk.XIV — самолёт с двигателем «Гриффон» Mk.65 мощностью 1529 л.с. (на первых самолётах Mk.61). Отличался удлинённой носовой частью фюзеляжа, пятилопастным винтом, хвостовым оперением увеличенной площади, убирающимся хвостовым колесом. Выпускался с октября 1943 года. Изготовлено 957 самолётов.
- «Спитфайр» F.Mk.XIV — истребитель.
- «Спитфайр» FR.Mk.XIV — фоторазведчик. Отличался перспективной фотокамерой F.24 доплолнительным топливным баком в хвостовой части фюзеляжа.
- «Спитфайр» FR.Mk.XIVE — вариант фоторазведчика.
- «Спитфайр» Mk.XVI — низковысотный вариант Mk.IX с двигателем «Мерлин» Mk.266 американского производства. Отличался каплевидным фонарём, килем увеличенной площади, дополнительным бензобаком в фюзеляже. Выпускался с октября 1944 года на заводе «Виккерс-Армстронг» в Кастл-Бромвиче. Изготовлено 1054 самолёта.
- «Спитфайр» Mk.XVIII («Супер Спитфайр») — модернизированный. Отличался удлинённым фюзеляжем, усиленным крылом и шасси, дополнительным топливным баком на 150 л в хвостовой части. Выпускался с лета 1945 года.
- «Спитфайр» F.Mk.XVIII — истребитель. Изготовлено 100 самолётов.
- «Спитфайр» FR.Mk.XVIII — разведчик. Отличался 2 перспективными и 1 плановым фотоаппаратами F.24 (либо одним плановым F.52). Изготовлено 200 самолётов.
- «Спитфайр» PR.Mk.XIX — разведчик на базе «Спитфайра» Mk.XIV. Отличался двигателем «Гриффон» Mk.65 (Mk.66), гермокабиной, крылом от PR.Mk.XI, увеличенным запасом топлива, 3 фотокамерами в фюзеляже (2 плановых и 1 перспективная). Первый полёт в апреле 1944 года. Выпускался с мая 1944 года. Изготовлено 225 самолётов. После войны поставлялся в Швецию и Индию.
- «Спитфайр» Mk.XX — опытный.
- «Спитфайр» Mk.21 — самолёт с двигателем «Гриффон» Mk.61 (Mk.64). Отличался доработанным планёром, крылом типа Y, удлинёнными стойками шасси, пятилопастным винтом. Вооружение состояло из 4 пушек. Выпускался с января 1944 года на заводе CBAF в Саус-Марстоне. Изготовлено 122 самолёта.
- «Спитфайр» Mk.22 — вариант Mk.21 с двигателем «Гриффон» Mk.85 мощностью 2373 л.с. Отличался фонарём кругового обзора, пониженным гаргротом, изменённой электросистемой. Изготовлено 278 самолётов.
- «Спитфайр» Mk.23 — опытный с ламинарным крылом.
- «Спитфайр» Mk.24 — вариант Mk.21 с хвостовым оперением от «Спайтфул». Отличался короткоствольными пушками «Испано» Mk.V, 2 дополнительными топливными баками. Выпускался с апреля 1946 по март 1948 года. Изготовлено 54 самолёта. Доработано ещё 27 Mk.22.
- «Сифайр» («Си Спитфайр») Mk.IB — палубный вариант «Спитфайра» Mk.VB. Отличался посадочным гаком. Устанавливались двигатели «Мерлин» Mk.45, 46, 50, 50A, 55, 58. Выпускался фирмами «Эйр Сервис Трэйдинг» и «Канлифф-Оуэн» с июля 1942 года. Изготовлено 166 самолётов.
- «Сифайр» («Си Спитфайр») Mk.IIC — палубный вариант «Спитфайра» Mk.VC. Отличался усиленным шасси, отсутствием 2 пушек. Выпускался с июля 1942 года. Изготовлено 372 самолёта.
- «Сифайр» L.Mk.IIC — палубный с маловысотным двигателем «Мерлин» Mk.32. Отличался четырёхлопастным воздушным винтом фирмы «Ротол» и усиленным посадочным гаком. Выпускался с марта 1943 года на заводах «Супермарин» и «Уэстленд». Переоборудованы также все ранее выпущенные «Сифайры» Mk.IIC.
- «Сифайр» LR.Mk.IIC — разведчик. Отличался перспективной фотокамерой F.24.
- «Сифайр» Mk.IIC (Hybrid) — с двигателем «Мерлин» Mk.55. Изготовлено 32 самолёта. Позже переоборудованы по стандарту Mk.III.
- «Сифайр» Mk.III — палубный со складывающимся крылом. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.55 мощностью 1585 л.с. Выпускался с ноября 1943 года. Изготовлено 1220 самолётов.
- «Сифайр» L.Mk.III — с двигателем «Мерлин» Mk.55M.
- «Сифайр» LR.Mk.III — разведчик.
- «Сифайр» Mk.XV — с двигателем «Гриффон» Mk.VI мощностью 1850 л.с. Отличался пятилопастным винтом, формой посадочного крюка и нескладывающимся крылом. Первый полёт в марте 1944 года. В 1944 году на заводах «Уэстленд» и «Канлифф-Оуэн» изготовлено 390 самолётов.
- «Сифайр» Mk.XVII (Mk.17) — с усиленным шасси с уширенной колеёй и удлинёнными стойками. Отличался каплевидным фонарём, пониженным гаргротом, складывающимся крылом, дополнительным топливным баком на 150 л. Выпускался с сентября 1945 года на заводах «Уэстленд» и «Канлифф-Оуэн». Изготовлено 232 самолёта.
- «Сифайр» F.Mk.17 — истребитель.
- «Сифайр» FR.Mk.17 — ближний разведчик.
- «Сифайр» Mk.45 — с двигателем «Гриффон» Mk.61 с пятилопастным винтом. Отличался нескладывающимся крылом. Первый полёт в ноябре 1944 года. В конце 1945 года на заводе в Кэстл-Бромвиче изготовлено 50 самолётов.
- «Сифайр» Mk.46 — с двигателем «Гриффон» Mk.85 (Mk.87) с соосными винтами. Отличался сбрасываемым фонарём. Первый полёт в июле 1946 года. В 1947 году на заводе в Саус-Марстоне изготовлено 24 самолёта.
- «Сифайр» F.Mk.46 — истребитель.
- «Сифайр» FR.Mk.46 — разведчик.
- «Сифайр» Mk.47 — с двигателем «Гриффон» Mk.88 мощностью 2350 л.с. (некоторые с Mk.87 мощностью 2375 л.с.). Отличался соосными трёхлопастными винтами, гидросистемой складывания крыла (первые 14 выпущены с ручной системой), дополнительным усилением шасси, более широкой колеёй шасси, хвостовым оперением по типу «Спайтфул», короткоствольными пушками «Испано». Мог нести до 682 кг бомб или 8 реактивных снарядов. В 1947-1949 годах изготовлено 140 самолётов.
- «Сифайр» F.Mk.47 — истребитель.
- «Сифайр» FR.Mk.47 — разведчик.
- «Спайтфул» F.Mk.14 — скоростной истребитель. Отличался двигателем «Гриффон» Mk.61, ламинарным крылом, каплевидным фонарём. Выпускался с декабря 1944 по май 1945 года изготовлено 17 самолётов.
- «Спайтфул» F.Mk.15 — с двигателем «Гриффон» Mk.89 с соосными винтами. В 1946 году выпущена небольшая серия.
- «Спайтфул» F.Mk.16 — опытный с двигателем «Гриффон» Mk.101. На испытаниях достигнута скорость 790 км/ч.
- «Сифэнг» F.31 («тип 382») — палубный вариант «Спайтфул» Mk.14. Отличался посадочным гаком. Первый полёт в январе 1946 года. Изготовлено 10 самолётов.
- «Сифэнг» F.32 («тип 396») — опытный с двигателем «Гриффон» Mk.89. В 1946 году изготовлено 2 самолёта.
Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»
Первый бой с участием истребителей «Спитфайр» состоялся 6 сентября 1939 года, когда ими по ошибке были сбиты 2 «Харрикейна». 16 октября были сбиты и первые немецкие самолеты — ими были бомбардировщики He-111. В июле 1940 года «Спитфайры» прикрывали отход английских войск к Дюнкерку. В «битве за Англию» на «Спитфайры» пришлось 43% сбитых немецких самолётов.
Позже воевали на Мальте, в Египте, Алжире, Марокко, Бирме, Франции, Бельгии, Германии. С 1943 года использовались в ПВО Австралии. Американцы применяли эти истребители до марта 1944 года в Англии и Северной Африке. На «Спитфайрах» воевали национальные эскадрильи в составе британских ВВС: польские, чехословацкие, норвежские, бельгийские, голандские, греческие, югославские. Воевали на них и лётчики «Свободной Франции». Кроме основной функции, «Спитфайры» выполняли роль тактического или стратегического разведчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта спасательной службы.
В 1943 году «Спитфайр» по ленд-лизу начал поступать в СССР. Всего было поставлено 143 «Спитфайра» Mk.V, 1185 Mk.IX и 9 Mk.XVI. Эти самолёты использовались весной 1943 года во время боёв на Кубани и летом того же года на Дону. Потом были переданы в авиацию ПВО, где находились до 1948 года (кое-где и до 1951 года).
После окончания Второй мировой войны «Спитфайры» участвовали в различных региональных конфликтах.
- В 1945-1949 годах они применялись греческими королевскими войсками против партизан во время гражданской войны в Греции.
- В 1945-1949 годах французы применяли «Спитфайры» и «Сифайры» против вьетнамских партизан.
- В 1947-1949 годах голандские «Спитфайры» воевали в Индонезии.
- Во время первой арабо-израильской войны 1947-1948 годов «Спитфайры» использовались обеими воюющими сторонами.
- В 1948-1951 годах «Спитфайры» и «Сифайры» использовались англичанами против партизан в Малайе.
- С июля по сентябрь 1950 года английские «Сифайры» принимали участие в корейской войне в качестве штурмовиков и ближних разведчиков.
В Великобритании «Спитфайр» снят с вооружения в 1952 году. Некоторые самолёты эксплуатировались во вспомогательных и учебных подразделениях до ноября 1954 года. В Чехословакии «Спитфайры» эксплуатировались до конца 40-х годов (в 1948 году 50 самолётов были проданы в Израиль), в Италии — до 1952 года, в Нидерландах — до 1954 года, во Франции и Гонконге — до 1955 года, в Бирме — до конца 50-х годов.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Великобритания
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.
ИСТРЕБИТЕЛЬ СУПЕР ДВИГАТЕЛИ СУПЕРНЫЕ