Содержание
Итальянский истребитель CR-32 это дальнейшее развитие истребителя CR-30, созданный на авиа-филиале фирмы ФИАТ, «Аэронаутика д’Италия», под руководством конструктора Ч.Розателли. CR-32 был меньше прародителя по длине и размаху крыльев, соответственно отличался и меньшим весом, а следовательно и меньшей скоростью.
Проект CR-32 был представлен министерству аэронавтики Италии в 1932 году. Весной 1933 года заказанный пробный экземпляр был изготовлен, а 28 апреля того же года поднялся в небо с аэродрома под Турином. Испытания прошли успешно, вскоре последовал и заказ на 50 истребителей, однако в ВВС Италии они не попали, а в полном объеме проданы правительству Китая. Однако китайцы CR-32 не оценили — виной тому была как никуда не годная подготовка пилотов, так и весьма специфические итальянские двигатели и их не менее специфичное горючее (спирто-бензино-бензоловая смесь!). Контракт был расторгнут раньше срока, а недопоставленные 15 машин партии так и остались в Италии.
В марте 1935 года начались централизованные поставки истребителя CR-32 для итальянских ВВС, а к концу года они стали самыми массовыми в парке истребительной авиации Италии.
Производство самолётов семейства CR-32 продолжалось до мая 1939 года, за это время было изготовлено 1211 самолётов всех модификаций, плюс ещё 100 самолётов изготовлено по лицензии в Испании.
Истребители CR-32 и CR-32bis поставлялись на экспорт в Австрию (45 шт), Венгрию (52), Венесуэлу (9), Китай (35) и Парагвай (5). Австрийские истребители после «аншлюса» некоторое время эксплуатировались в люфтваффе, затем проданы Венгрии.
2 трофейных истребителя из Испании было доставлено в СССР, где в НИИ ВВС и НИПАВ они подверглись всестороннему изучению и испытаниям.
Истребитель ФИАТ CR-32 выполнен по аэродинамической схеме полутораплана. Крыло имеет два трубчатых дюралевых лонжерона перпендикулярно которым устанавливался набор ферменных нервюр из труб квадратного сечения, для жёсткости стянутых диагональными расчалками. Межкрыльевые стойки выполнены по схеме фермы Уоррена. Между подкосами крест-накрест натягиваются диагональные расчалки.
Стабилизатор снизу подпирали подкосы, а сверху держали расчалки. Фюзеляж имел каркас из дюралевых и стальных труб, который обтягивался полотном. Кабина пилота открытая с прозрачным козырьком спереди. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Колёса всех стоек шасси были закрыты обтекателями.
Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя ФИАТ A-30RA с двухлопастным металлическим винтом, имевшим два шага. Двигатель закрывался дюралевым капотом. Водяной и масляный радиаторы устанавливались за общим воздухозаборником.
Вооружение состояло из двух 7,69-мм пулемётов «Виккерс» в фюзеляже. На модификации CR.32bis сначала появились 2 дополнительных «Виккерса» в нижнем крыле, а позже фюзеляжные были заменены на крупнокалиберные «Бреда-SAFAT». Самолёт мог также брать на борт радиостанцию, фотоаппарат или кассету с мелкими бомбами.
Характеристики ФИАТ CR-32 «Чирри» | |
---|---|
![]() | |
Страна: | Италия |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1933 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х A-30RAbis мощностью 600-800 л.с. (неточные данные) |
Максимальная скорость: | 349 км/ч |
Практический потолок: | 8000 м |
Дальность полета: | 780 км |
Масса пустого: | 1400 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1970 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 9,5 м (верхнее) 6,26 м (нижнее) |
Длина: | 7,45 м |
Высота: | 2,72 м |
Площадь крыла: | 22,1 кв.м. |
Вооружение: | 2х 12,7-мм пулемета, 2х 7,69-мм пулемета |
В боевых условиях истребитель ФИАТ CR-32 впервые применён во время гражданской войны в Испании, в августе 1936 года. Это был самый массовый самолёт той войны (375 самолётов), который использовался во всех крупных сражениях. При возвращении итальянского экспедиционного корпуса 115 истребителей CR-32 различных модификаций было оставлено в Испании.
Первоначально итальянцы превосходили самолёты республиканцев и качественно, и количественно. Но в конце октября они впервые столкнулись с советскими бомбардировщиками СБ, которые, имея преимущество в скорости, легко уходили от преследования, а иногда и сами атаковали ФИАТы. В ноябре к СБ добавились советские истребители И-15 и И-16. CR-32 немного превосходил И-15 по скорости на малых высотах, но существенно уступал ему в горизонтальной манёвренности. При господствовавшей в то время тактике ближнего манёвренного боя на горизонталях И-15 имел большие преимущества. Более мощный мотор давал более лёгкому И-15 и лучшую скороподъёмность. Единственным маневром, которым итальянцам удавалось оторваться от противника, было пикирование. И-16 тип 5 наоборот уступал немного в маневренности, но имел большую скорость. От него CR-32 не мог уйти даже на пикировании.
В марте 1939 года венгерские ФИАТ CR-32 участвовали) в конфликте между Венгрией и Словакией, а во время второй мировой войны итальянские CR-32 использовались в Ливии и Греции в 1940 году, и в Эфиопии в 1941 году. Затем оставшиеся самолёты перевели в учебные подразделения.
В Испании CR-32 (HA-132L) эксплуатировались до 1957 года.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Италии
Источник: Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. — Ч. 2. — М.: ЦАГИ, 1996.
Справочники