[snip text=»Краткая справка: Британский скоростной истребитель времен Второй Мировой войны «Хоукер Харрикейн». История создания и боевого применения»]

Истребители Хоукер Харрикейн в полете

Истребители «Хоукер Харрикейн» в полете

История создания истребителя-перехватчика «Хоукер Харрикейн»

Английский истребитель «Хоукер Харрикейн» был разработан для замены устаревшего истребителя-биплана «Хоукер Фьюри». Его проектирование началось в КБ фирмы «Хаукер Эйркрафт» в Кингстоне под руководством С.Кэмма в 1933 году. Первоначально планировалось модернизировать «Фьюри», превратив его в моноплан. Фюзеляж, шасси, оперение были взяты без изменений, кабина стала закрытой, а вот крыло и двигатель были новыми.

Впрочем, в министерстве авиации проект даже не заметили (вот она — министерская косность!), поэтому Кэмм решил продолжить работу на свой страх и риск. В конструкцию самолёта были внесены изменения: изменена моторама, сдвинут под центроплан радиатор, двигатель, в очередной раз был заменен. Когда в вгусте 1934 года вышло техзадание F.36/34 на проектирование нового истребителя, выяснилось, что Кэмм работал не зря — спецификация описывала фактически тот самый самолет, что практически итак уже был готов!

В августе 1935 года завершено изготовление первого прототипа, 6 ноября 1935 года он впервые поднялся в небо с аэродрома в Бруклендсе. В феврале 1936 года самолёт передали для испытаний в центр AAEE, а в марте началась подготовка к серийному производству. 3 июня министерство авиации заказало фирме «Хоукер» сразу 600 истребителей — самый крупный заказ королевских ВВС в мирное время.  В декабре 1937 года истребитель принят на вооружение королевских ВВС Великобритании под собственным именем «Харрикейн» и был запущен в серию.

Английский истребитель второй мировой войны Харрикейн

Английский истребитель Второй Мировой войны «Харрикейн»

«Харрикейн» выпускался в 1937-1944 годах на заводах «Хаукер» в Бруклендсе и Лэнгли, «Глостер» в Брокуорте, «Остин Моторс» в Лонгсбридже, «Канадиэн кар энд фаундри» в Монреале (Канада), «Змай» в Земуне (Югославия), «Рогожарский» в Белграде (Югославия), «Авьонс Фэйри» в Брюсселе (Бельгия).

Всего изготовлено 14233 самолёта различных модификаций (в Великобритании — 12875). За время производства в его конструкцию не вносилось существенных изменений, менялись только двигатели и состав вооружения. «Харрикейн» был самым консервативным истребителем в истории авиации. Кроме Великобритании, самолёт находился на вооружении ВВС Бельгии, Египта, Индии, Ирана, Ирландии, Канады, Португалии, Румынии, Турции, Финляндии, ЮАС, Югославии.



Конструкция истребителя-перехватчика «Хоукер Харрикейн»

Истребитель «Харрикейн» это свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Фюзеляж имел ферменную раму из стальных труб с косыми расчалками, в передней части его обшивка была выполнена из фанеры, в задней — из пропитанного лаком полотна.

Крыло на большинстве самолётов было цельнометаллическим (с 1940 г., до этого — деревянное), пятилонжеронным, с дюралевой обшивкой. Механизация крыла состояла из элеронов. До 1940 года часть самолётов оснащалась деревянным крылом.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. На первых самолётах применялся деревянный двухлопастный винт фиксированного шага. Топливо размещалось в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном протектированных баках.

Кабина пилота закрытая, защита пилота включала бронестекло в козырьке фонаря и бронеспинку сиденья. Пилот попадал в кабину через сдвижную часть фонаря и небольшую дверцу в правом борту. В корневой части правого крыла устанавливался фотокинопулемёт G-42 (G-42B).

Характеристики Харрикейн Mk.II

Истребитель «Хоукер Харрикейн» (Великобритания)
Страна: Великобритания
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: Мерлин Mk.XX, мощностью 1280 л.с.
Максимальная скорость: 528 км/ч
Практический потолок: 10900 м
Дальность полета: 750 км
Масса пустого: 2485 кг
Максимальная взлетная масса: 3288 кг
Размах крыльев: 12,19 м
Длина: 9,81 м
Высота: 3,99 м
Площадь крыла: 23,92 кв.м.
Вооружение:8х пулеметов 7,69-мм

Модификации истребителя-перехватчика «Хоукер Харрикейн»

  • «Харрикейн» Mk.I — первый серийный вариант. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.II (Mk.III), радиостанцией TR9D. Вооружение состояло из 8 крыльевых пулемётов «Браунинг» калибра 7,62 мм (на бельгийских самолётах устанавливались 4 пулемёта калибра 12,65 мм). Первый полёт 12 октября 1937 года. Выпускался в 1937-1940 годах.
  • «Харрикейн» Mk.I — пушечный (опытный). Отличался 2 пушками «Эрликон». Первый полёт 24 мая 1939 года.
  • «Харрикейн» Mk.I/Trop — тропический. Отличался дополнительными воздушными фильтрами.
  • «Харрикейн» Mk.IIA — самолёт с двигателем «Мерлин» Mk.XX. Отличался удлинённой носовой частью фюзеляжа, дополнительными бензобаками и возможностью нести до 250 кг бомб. Устанавливались пулемёты калибра 7,69 мм. Первый полёт 11 июня 1940 года. Выпускался с сентября 1940 года.
  • «Харрикейн» Mk.IIB — вариант с 12 7,69-мм пулемётами. В СССР вместо части пулемётов винтовочного калибра устанавливались 12,7-мм пулемёты или 20-мм пушки. Выпускался с ноября 1940 года.
  • «Харрикейн» Mk.IIB/Trop — тропический. Выпускался с февраля 1941 года.
  • «Харрикейн» Mk.IIC — вариант с 4 пушками калибра 20 мм. Мог нести 2 бомбы по 227 кг или 8 реактивных снарядов UP. Первый полёт 6 февраля 1941 года. Это самая массовая модификация: с февраля 1941 по август 1944 года выпущено 4711 самолётов. В модификацию Mk.IIC переделывались также ранее выпущенные самолёты.
  • «Харрикейн» Mk.IIC/Trop — тропический.
  • «Харрикейн» Mk.IID — штурмовик. Отличался 2 40-мм пушками Виккерс F (на части Роллс-Ройс BF) и 2 7,69-мм пулемётами. Первый полёт 18 сентября 1941 года. Изготовлено около 300 самолётов (большинство в тропическом исполнении).
  • «Харрикейн» FR.II — тактический разведчик. Отличался перспективной фотокамерой F.24 в корне крыла. Переоборудовались в строевых частях из Mk.IIA, Mk.IIB и Mk.IIC.
  • «Харрикейн» PR.II — разведчик. Отличался 3 фотокамерами в задней части фюзеляжа, отсутствием вооружения. В 1941 году переобрудовано 9 «Харрикейнов» Mk.I.

aircraft Hawker Hurricane

  • «Харрикейн» ТасR.II — тактический разведчик. Отличался 2 перспективными фотокамерами F.24 в корне крыла. Вооружение полностью или частично отсутствовало.
  • «Харрикейн» Mk.III — с двигателем «Мерлин» Mk.28 (проект).
  • «Харрикейн» Mk.IV (Mk.IIE) — истребитель-бомбардировщик и штурмовик для тропиков. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.27/24, увеличенным радиатором, установкой дополнительной брони. Мог нести авиабомбы, НУРС или подвесные баки. Вооружение состояло из 2 40-мм пушек и 2 7,69-мм пулемётов. Первый полёт 23 марта 1943 года. С апреля 1943 по июль 1944 года изготовлено 524 самолёта.
  • «Харрикейн» Mk.V — модернизированный штурмовик. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.32 и четырёхлопастным винтом. В 1944 году изготовлено 2 самолёта (позже переделаны в Mk.IV).
  • «Харрикейн» Mk.X — канадский вариант. Отличался двигателем «Мерлин» Mk.28 с винтом Гамильтон Стандарт «Гайдроматик». Поставлялся в Великобританию.
  • «Харрикейн» Mk.XI — вариант Mk.X с иным составом оборудования. Поставлялся ВВС Канады.
  • «Харрикейн» Mk.XII — канадский с двигателем «Мерлин» Mk.29. Кок винта отсутствовал. Вооружениие состояло из 12 пулемётов калибра 7,69 мм. Поставлялся канадским ВВС и в СССР.
  • «Харрикейн» Mk.XIIA — вариант Mk.XII с 8 пулемётами.
  • «Си Харрикейн» Mk.IA — истребитель для морской авиации. Предназначался для использования с катапульты. Отличался усиленной конструкцией. В 1941 году переоборудовано 50 самолётов.
  • «Си Харрикейн» Mk.IB — палубный истребитель. Отличался наличием посадочного гака. Первый полёт в марте 1941 года. Выпускался (переоборудовался из «Харрикейна» Mk.I) с октября 1941 года фирмой «Дженерал Эйркрафт».
  • «Си Харрикейн» Mk.IC — пушечный палубный истребитель.
  • «Си Харрикейн» Mk.IIC — палубный вариант «Харрикейна» Mk.IIC. Выпускался с конца 1942 года.
  • «Си Харрикейн» Mk.XIIA — палубный вариант «Харрикейна» Mk.XII.
  • FH.40 — биплан со сбрасываемым верхним крылом (опытный). Разработан фирмой «Ф.Хиллс энд сон» в 1941 году на базе «Харрикейн» Mk.I.
aircraft Hawker Hurricane, истребитель Харрекейн

Истребитель «Харрекейн» в раскраске советских ВВС

Эксплуатация и боевое применение истребителя «Хоукер Харрикейн»

Впервые «Хоукер Харрикейн» принял участие в боях в сентябре 1939 года в Польше. Затем они воевали в Норвегии, Бельгии, Франции. В августе 1940 года это был самый массовый истребитель «битвы за Англию». Затем принимал участие в воздушных боях на Мальте, в Греции, Югославии, Крите, Ираке, Сирии, Ливане, Ливии, Эфиопии, Сингапуре, Суматре, Сомали, Бирме, Цейлоне, Индии, Малайе.

«Харрикейн» поставлялся в СССР по ленд-лизу с сентября 1941 года. Всего в СССР поставлено 3082 самолёта различных модификаций. С 1943 года они были сосредоточены в авиации ПВО и находились на вооружении до конца 1945 года (как и в Великобритании).

 

 


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.