[snip text=»Английский истребитель-биплан Hawker Fury («Хоукер Фьюри») начала 1930-х г.г. История создания и боевого применения внезапного военного долгожителя королевских ВВС»]

истребитель Фурия в полете

Истребитель Хокер-Фурия в полете

Английский истребитель Hawker Fury (Фурия) разработан фирмой «Хоукер Эйркрафт» под руководством С.Кэмма в соответствии с требованиями спецификации F.13/30, на основе истребителя «Хорнет», образца 1929 года. «Фьюри» выгодно отличался от прототипа рядным двигателем Роллс-Ройс F.XI («Кестрел»), что позволило создать самолёт с чистыми аэродинамическими обводами.

«Фурия» поднялась в небо 25 марта 1931 года, уже в апреле того же года было организовано серийное производство самолета, а в мае «Фьюри» приняли на вооружение королевских ВВС.

«Фьюри» стал первым английским самолётом, превысившим скорость 200 миль в час. В течение многих лет он использовался в различных пилотажных и акробатических группах, принимал участие в различных авиационных салонах и шоу. Широко экспортировался за рубеж.

Чертеж английского истребителя Хоукер Фьюри

Чертеж английского истребителя «Хоукер Фьюри»

Конструкция истребителя «Хокер Фьюри«

Истребитель «Фьюри» это одностоечный (N-образные стойки) биплан с цельнометаллическим фюзеляжем ферменной конструкции. Крылья двухлонжеронные смешанной конструкции, верхнее оснащалось элеронами и имело значительный вынос вперёд по отношению к нижнему. Обшивка крыла и хвостовой части фюзеляжа полотняная. Стабилизатор двухлонжнронный с возможностью изменения угла установки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым костылём.

Двигатель отделялся от фюзеляжа противопожарной перегородкой, топливные баки размещались в фюзеляже, кабина пилота открытая, радиостанции были только на некоторых самолетах. Часть самолётов оснащалась радиостанциями.



Английские истребители Хоукер Фьюри

Английские истребители «Хоукер Фьюри»

Модификации истребителя «Хокер Фьюри«

  • «Фьюри» Mk.I — первый серийный вариант с двигателем «Кестрел» Mk.IIS мощностью 525 л.с. В 1931-1935 годах изготовлено 117 самолётов.
  • «Фьюри» Mk.II — с двигателем «Кестрел» Mk.VI мощностью 640 л.с. Отличался дополнительным топливным баком в передней части фюзеляжа, обтекателями на колёсах шасси. Первый полёт в декабре 1936 года. В 1936-1937 годах изготовлено 98 самолётов.
  • «Интермедиэйт Фьюри» — летающая лаборатория для испытаний двигателей и шасси.
  • «Норвегиан Фьюри» Mk.I — экспортный для Норвегии, с двигателем Амстронг-Сиддли «Панцер» Mk.IIIA мощностью 530 л.с. В 1932 году изготовлен в одном экземпляре.
  • «Персиан Фьюри» Mk.I — экспортный для Ирана, с двигателем Прэтт-Уитни «Хорнет» S2B1G мощностью 550 л.с., трёхлопастным воздушным винтом. В 1933 году изготовлено 16 самолётов. В 1934-1935 годах изготовлено ещё 6 самолётов с двигателями Вристоль «Меркьюри» и двухлопастными винтами.
  • «Портжес Фьюри» Mk.I — экспортный для Португалии, с увеличенным топливным баком. В 1934 году изготовлено 3 самолёта.
  • «Спаниш Фьюри» Mk.I — экспортный для Испании, с двигателем Испано-Сюиза HS12Xbr мощностью 700 л.с., бесподкосными стойками шасси. В 1936 году изготовлено 3 самолёта.
  • «Хай Спид Фьюри» — скоростной (опытный). Использовался для испытаний различных двигателей и систем охлаждения.
  • «Югослав Фьюри» Mk.IA — экспортный для Югославии, с наличием обтекателей колёс шасси. В 1932 году изготовлено 6 самолётов.
  • «Югослав Фьюри» Mk.II — экспортный для Югославии, с двигателем «Кестрел» Mk.XVI мощностью 745 л.с., бесподкосными стойками шасси, увеличенным радиатором, дополнительным топливным баком. В 1936-1937 годах фирмой «Хаукер» изготовлено 10 самолётов. В 1937 году в Югославии фирмами «Икарус» и «Змай» по лицензии изготовлено ещё 40 самолётов.

Характеристики Фьюри Mk.II

Истребитель Hawker Fury («Хоукер Фьюри»)
Страна: Великобритания
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1931 г
Экипаж: 1 человек
Двигатель: Кестрел Mk.XVI, мощностью 745 л.с.
Максимальная скорость: 392 км/ч
Практический потолок: 9053 м
Дальность полета: 640 км
Масса пустого: 1260 кг
Максимальная взлетная масса: 1762 кг
Размах крыльев: 9,45 м (верхнее крыло)
Длина: 8,09 м
Высота: 3,1 м
Площадь крыла: 23,41 кв.м.
Вооружение:4x пулемета 7,69-мм Виккерс Mk.II или Mk.IIID (600 патронов на ствол). Под нижним крылом могли устанавливаться бомбодержатели для мелких бомб.

Эксплуатация и боевое применение истребителя «Хокер Фьюри«

В боевых условиях истребитель «Хокер Фьюри» впервые применён в августе 1936 года в Испании. На вооружении Великобритании самолёт находился до 1939 года. Впрочем, южноафриканские «Фьюри» воевали против итальянцев в Восточной Африке в 1940-1941 годах, а югославские «Фурии» в апреле 1941 года применялись в боях с немцами, но, разумеется практически все были потеряны в боях.

Единственный уцелевший «Фьюри» был передан Хорватии, где прослужил до 1943 года. Иранские самолёты стояли на вооружении до конца 1942 года. Последний испанский «Фьюри» эксплуатировался в качестве учебного до 1948 (!) года.

 

 


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.