[snip text=»Английский истребитель-биплан Hawker Fury («Хоукер Фьюри») начала 1930-х г.г. История создания и боевого применения внезапного военного долгожителя королевских ВВС»]
Содержание
История создания истребителя «Хокер Фьюри»
Английский истребитель Hawker Fury (Фурия) разработан фирмой «Хоукер Эйркрафт» под руководством С.Кэмма в соответствии с требованиями спецификации F.13/30, на основе истребителя «Хорнет», образца 1929 года. «Фьюри» выгодно отличался от прототипа рядным двигателем Роллс-Ройс F.XI («Кестрел»), что позволило создать самолёт с чистыми аэродинамическими обводами.
«Фурия» поднялась в небо 25 марта 1931 года, уже в апреле того же года было организовано серийное производство самолета, а в мае «Фьюри» приняли на вооружение королевских ВВС.
«Фьюри» стал первым английским самолётом, превысившим скорость 200 миль в час. В течение многих лет он использовался в различных пилотажных и акробатических группах, принимал участие в различных авиационных салонах и шоу. Широко экспортировался за рубеж.
Конструкция истребителя «Хокер Фьюри«
Истребитель «Фьюри» это одностоечный (N-образные стойки) биплан с цельнометаллическим фюзеляжем ферменной конструкции. Крылья двухлонжеронные смешанной конструкции, верхнее оснащалось элеронами и имело значительный вынос вперёд по отношению к нижнему. Обшивка крыла и хвостовой части фюзеляжа полотняная. Стабилизатор двухлонжнронный с возможностью изменения угла установки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым костылём.
Двигатель отделялся от фюзеляжа противопожарной перегородкой, топливные баки размещались в фюзеляже, кабина пилота открытая, радиостанции были только на некоторых самолетах. Часть самолётов оснащалась радиостанциями.
Модификации истребителя «Хокер Фьюри«
- «Фьюри» Mk.I — первый серийный вариант с двигателем «Кестрел» Mk.IIS мощностью 525 л.с. В 1931-1935 годах изготовлено 117 самолётов.
- «Фьюри» Mk.II — с двигателем «Кестрел» Mk.VI мощностью 640 л.с. Отличался дополнительным топливным баком в передней части фюзеляжа, обтекателями на колёсах шасси. Первый полёт в декабре 1936 года. В 1936-1937 годах изготовлено 98 самолётов.
- «Интермедиэйт Фьюри» — летающая лаборатория для испытаний двигателей и шасси.
- «Норвегиан Фьюри» Mk.I — экспортный для Норвегии, с двигателем Амстронг-Сиддли «Панцер» Mk.IIIA мощностью 530 л.с. В 1932 году изготовлен в одном экземпляре.
- «Персиан Фьюри» Mk.I — экспортный для Ирана, с двигателем Прэтт-Уитни «Хорнет» S2B1G мощностью 550 л.с., трёхлопастным воздушным винтом. В 1933 году изготовлено 16 самолётов. В 1934-1935 годах изготовлено ещё 6 самолётов с двигателями Вристоль «Меркьюри» и двухлопастными винтами.
- «Портжес Фьюри» Mk.I — экспортный для Португалии, с увеличенным топливным баком. В 1934 году изготовлено 3 самолёта.
- «Спаниш Фьюри» Mk.I — экспортный для Испании, с двигателем Испано-Сюиза HS12Xbr мощностью 700 л.с., бесподкосными стойками шасси. В 1936 году изготовлено 3 самолёта.
- «Хай Спид Фьюри» — скоростной (опытный). Использовался для испытаний различных двигателей и систем охлаждения.
- «Югослав Фьюри» Mk.IA — экспортный для Югославии, с наличием обтекателей колёс шасси. В 1932 году изготовлено 6 самолётов.
- «Югослав Фьюри» Mk.II — экспортный для Югославии, с двигателем «Кестрел» Mk.XVI мощностью 745 л.с., бесподкосными стойками шасси, увеличенным радиатором, дополнительным топливным баком. В 1936-1937 годах фирмой «Хаукер» изготовлено 10 самолётов. В 1937 году в Югославии фирмами «Икарус» и «Змай» по лицензии изготовлено ещё 40 самолётов.
Характеристики Фьюри Mk.II | |
---|---|
Страна: | Великобритания |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1931 г |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | Кестрел Mk.XVI, мощностью 745 л.с. |
Максимальная скорость: | 392 км/ч |
Практический потолок: | 9053 м |
Дальность полета: | 640 км |
Масса пустого: | 1260 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1762 кг |
Размах крыльев: | 9,45 м (верхнее крыло) |
Длина: | 8,09 м |
Высота: | 3,1 м |
Площадь крыла: | 23,41 кв.м. |
Вооружение: | 4x пулемета 7,69-мм Виккерс Mk.II или Mk.IIID (600 патронов на ствол). Под нижним крылом могли устанавливаться бомбодержатели для мелких бомб. |
Эксплуатация и боевое применение истребителя «Хокер Фьюри«
В боевых условиях истребитель «Хокер Фьюри» впервые применён в августе 1936 года в Испании. На вооружении Великобритании самолёт находился до 1939 года. Впрочем, южноафриканские «Фьюри» воевали против итальянцев в Восточной Африке в 1940-1941 годах, а югославские «Фурии» в апреле 1941 года применялись в боях с немцами, но, разумеется практически все были потеряны в боях.
Единственный уцелевший «Фьюри» был передан Хорватии, где прослужил до 1943 года. Иранские самолёты стояли на вооружении до конца 1942 года. Последний испанский «Фьюри» эксплуатировался в качестве учебного до 1948 (!) года.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Великобритании
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.