Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель Кертис P-40 «Томагавк»



«Краткая справка: Американский истребитель P-40 «Томагавк» фирмы Кертис - не очень хорошо в бою, зато прост в управлении и изготовлении. Самый обыкновенный боевой самолет военного времени. История создания и боевое применение»

Американский истребитель второй мировой войны P-40 Томагавк

Американский истребитель второй мировой войны P-40 Томагавк

История создания истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»

Истребитель Кертис P-40 «Томагавк» разработан американской фирмой Кертисс. Основой конструкции для этой машины послужил истребитель P-36 «Хок-75», выпускавшийся с 1936 года и хорошо освоенный промышленностью. В русскоязычной литературе принято называть P-40 именно «Томагавк» или «Киттихок» (я не исключение, для простоты восприятия), однако, это фактическая ошибка — во-первых «Томагавк» и»Киттихок» не синонимы — так назывались разные модификации одного и того же самолета. Во-вторых, правильнее произносить оба названия («Tomahawk» и «Kittyhawk») как «Томахок» и «Киттихок» — как видите, при таком раскладе «двойственность» названия истребителя исчезает сама собой.
Впрочем, произношение названия, не единственный «маленький секрет» этого истребителя. Гораздо интереснее ответ на другой вопрос — зачем США вообще взялись строить эту довольно своеобразную машину, да ещё и «тиражом» в 14000 экземпляров, если она по характеристикам уступает даже более ранней P-39 «Аэрокобра»?
Чертеж истребителя P-40 Томагавк

Чертеж истребителя P-40 Томагавк

Ответ кроется во времени появления — война в Европе уже принимала угрожающие обороты, а Япония явно показала, что оккупацией части Китая дело не кончится. Авиапарк США уступал в 1939 году японскому почти в два раза — стране нужен был простой в управлении (та же «Аэрокобра» похвастаться этой характеристикой не могла) истребитель, производство которого можно было бы развернуть максимально быстро. P-40 «Томагавк» во многом похожий на уже хорошо освоенный промышленностью и пилотами истребитель P-36 «Хоук 75» был идеальным кандидатом.
То, что самолет совершенно «не хватал звезд с неба» (при этом не надо думать, что это была плохая машина — просто «средняя») препятствием не являлось — «Томагавк» был нужен скорее, чтобы заполнить пустую нишу, а уже в последующем, его должны были заменить более совершенные машины.

Конструкция и модификации истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»

Истребитель P-40 «Томагавк» был цельнометаллическим истребителем с фюзеляжем типа монокок и свободнонесущим низкорасположенным крылом, с обшивкой из алюминиевого сплава. Руль и элероны обтягивались полотном. Крыло-многолонжеронное, неразъемное.
В центральной части крыла располагались бензобаки. Еще один бак находился в фюзеляже за кабиной летчика. Бензонасосы и магистрали были сосредоточены в длинном узком подфюзеляжном обтекателе. Бензобаки «Томагавка» не протектировались, пилот также не имел никакой бронезащиты.

Характеристики P-40

Истребитель Кертис P-40 «Томагавк»
Страна: США
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1939 год
Экипаж: 1 человек
Двигатель: V-12 Allison V-1710-39, мощностью 1150 л.с
Максимальная скорость: 580 км/ч
Практический потолок: 8800 м
Дальность полета: 1100 км
Масса пустого: 2880 кг
Максимальная взлетная масса: 4000 кг
Размах крыльев: 11,38 м
Длина: 9,66 м
Высота: 3,76 м
Площадь крыла: 21,92 кв.м.
Вооружение:6× 12,7-мм пулеметов (281 патрон на ствол)

Основные модификации истребителя P-40:

  • P-40 TomaHawk Mk.I (Model Hawk 81-A1) — они отличались от прототипа XP-40 тем, что имели менее мощный двигатель с турбонагнетателем Allison V-1710-33 и два пулемета калибра 7,62 мм, установленные в крыльях дополнительно к двум синхронным пулеметам калибра 12,7 мм, располагавшимся в носовой части фюзеляжа.
  • P-40A Hawk — обозначение единственного самолета P-40 с фотокамерой (серийный номер 40-326).
  • P-40B (Model 81-B) — модификация самолета Р-40 для Авиационного корпуса армии США.
  • TomaHawk Mk.IIA (Model Hawk 81-A2) — в основном схож с самолетом P-40B, имел самогерметизирующиеся топливные баки, броню и был вооружен двумя установленными в крыльях пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма).
  • Р-40С TomaHawk Mk.IIB (Model Hawk 81-A3) — имел самогерметизирующиеся топливные баки, броню и был вооружен шестью пулеметами калибра 7,7 мм. Всего было построено 930 самолетов этой версии для Королевских ВВС Великобритании.
  • P-40D KittyHawk Mk.I (Model Hawk 87-A2) — дальнейшее развитие Р-40, установлен двигатель Allison V-1710-39 с поджатым радиатором, мощностью 1150 л.с., усилена броня, установлены в крыльях четыре пулемета калибра 12,7 мм, а также подфюзеляжное крепление для 227 килограммовых бомб или сбрасываемого топливного бака объемом 197 литров.
  • Р-40Е (Model 87-B2) — конструктивно самолет аналогичен предыдущему Р-40D (двигатель V-1710-39 с поджатым радиатором), но с шестью пулеметами в крыле. Всего было выпущено 2320 самолетов этого типа.
  • Р-40Е -1 KittyHawk Mk.IA (Model Hawk 87- А-3 и А-4) — аналог Р-40Е предназначенный для Королевских ВВС Великобритании.
  • XP-40F — обозначение единственного экспериментального самолета (Model 87-B3), объединяющего планер самолета P-40D и рядный двигатель Rolls-Royce Merlin 28.
  • P-40F Warhawk (KittyHawk Mk.II) — серийная модификация, разработанная на основе XP-40F, с двигателем Merlin V-1650-1 мощностью 1300л.с. производства компании Packard. Построено более 1300 экземпляров.
  • XP-40G (Model 81-AG) — единственный самолет с измененным вооружением и топливным баком. P-40G: 43 самолета P-40 со старыми крыльями Tomahawk Mk.IIA. В США самолеты были переименованы в RP-40G.
  • P-40J — это наименование предназначалось для варианта с поршневым двигателем Allison с турбокомпрессором.
  • P-40K WarHawk — вариант самолета P-40 Е с двигателем Allison V-1710-73. Было построено 1300 экземпляров, 21 из них получили ВВС Англии под обозначением KittyHawk Mk III.
  • P-40L WarHawk — вариант, в основном сходный с Model P-40F, за исключением изменений в снаряжении (построено 700 экземпляров).
  • P-40M KittyHawk Mk.III — вариант, в основном сходный с P-40K, но с двигателем Allison V-1710-71 в ВВС Великобритании получили обозначение KittyHawk Mk III.
  • P-40N WarHawk — основная и последняя серийная модификация. Было построено 5200 экземпляров (варианты Model 87V и Model 87W). Улучшенные летные характеристики были достигнуты в результате уменьшения массы и использования двигателя Allison V-1710-81 или его версий -99 и -115 с такой же мощностью. У самолета была уменьшена масса, и появилось улучшенное оборудование.
  • P-40P — это обозначение первоначально было присвоено 1500 самолетам, заказанным с двигателями V-1650-1, но на самом деле построенным как Model P-40N с двигателями V-1710-81.
  • XP-40Q — обозначение, присвоенное двум самолетам P-40K и одному сильно модифицированному самолету P-40N (обозначение компании — Model 87X).
  • P-40R — обозначение самолетов P-40F и P-40L после их переделки в 1944г. в учебно-тренировочные самолеты с двигателями Allison вместо Packard Merlin.
  • TP-40 — обозначение, полученное некоторыми самолетами Р-40 после переделки в двухместные тренировочные самолеты.
  • Twin-Engined P-40 — самолет P-40C с двумя двигателями Merlin V-1650-1 мощностью 1300л.с. производства компании Packard, расположенными на крыльях над основными стойками шасси.

Эксплуатация истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»

С 1939 года поступил на вооружение ВВС США, в общей сложности до снятия с производства 30 ноября 1944 года, было изготовлено 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций. Имея средние летные характеристики, «Томагавк», тем не менее, находился на вооружении 26 стран мира, в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР (Боевые потери ВВС (без учета ПВО и авиации ВМФ) составили 224 самолета данного типа).

P-40 Томагавк в зимней окраске советских ВВС

P-40 Томагавк в зимней окраске советских ВВС

Несмотря на довольно внушительное число ленд-лизовских «Томагавков», особо они себя на Восточном фронте не проявили. Виноваты были в этом не столько характеристики самолета, сколько отсутствие ремонтной базы — по какой-то причине американцы недопоставили комплектующие, а также документацию, так что ремонт P-40 в полевых условиях был весьма затруднен. На часть «Томагавков» были поставлены двигатели М-105 (как на русских «Як»), однако массово произвести такую замену возможности не было.

В качестве официального мнения о «Kittyhawk» в советских ВВС можно привести цитату из «Отчета о боевой работе 4-й воздушной армии за апрель 1943 года»:

«…Истребитель «Kittyhawk» по летно-тактическим данным уступает «Airacobra» и Мe-109F,G. Ведет успешный бой с Ме-109 на горизонтальном маневре, но уступает ему на вертикальном. Может успешно выполнять роль перехватчика бомбардировщиков и разведчиков. У летчиков сложилось мнение, что «Kittyhawk» может быть хорошим самолетом при выполнении задач: прикрытие своих войск, сопровождение бомбардировщиков и ведение разведки».



Среди пилотов, в советских ВВС «Kittyhawk» считался «средней» машиной: лучшей, чем И-15, И-16 и «Hurricane», но худшей, чем Р-39, Яки или Ла. Другими словами, именно в качестве истребителя, P-40 был слабоват. Двигатель «Allison» быстро терял мощность на высотах выше 4500 м, соответственно о маневровом бое даже на средних высотах, можно было говорить с трудом. При этом, настоящей проблемой P-40 было частое разрушение подшипников двигателя на взлетном и форсажном (то есть боевом!) режимах, что было вызвано особенностью технологии их изготовления. В условиях постоянной нехватки запчастей, и не особого желания пилотов-истребителей выходить на задание в самолете движок которого мог рассыпаться в бою, P-40 в шутку называли «чудом безмоторной авиации».

Зато, благодаря хорошей живучести и управляемости, «Томагавк» был весьма не плох в качестве штурмовика.

Любопытный случай связанный с «живучестью» конструкции истребителя P-40 «Tomahawk» произошел во время воздушного боя 8 апреля 1942 г.: в этот день командир одного из советских истребительных звеньев из состава Северного Флота, лейтенант Алексей Хлобыстов дважды в одном бою таранил немецкие истребители! Первому «мессершмитту» на догонном курсе он отрубил хвостовое оперение, второму — на встречном курсе часть крыла, причем оба раза одной и той же — правой — консолью. Оба Ме-109 разбились, а «Tomahawk» благополучно сел на своем аэродроме и был без труда отремонтирован. Его пилот, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию Героя Советского Союза и получил денежную выплату — 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя, а истребитель получил славу легендарно прочной машины. Впрочем, учитывая, что крыло P-40 было 5-лонжеронным, по сути, так оно и было.

 

Эта статья входит в группы: • Справочник авиацииАвиация того же периодаАвиация США

 


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии