[snip text=»Краткая справка: Советский легкий истребитель Як-1 конструкции А.С.Яковлева, впервые поднявший в небо в 1939 году. Отличался чрезвычайно простым устройством и управлением и довольно неплохими характеристиками. Чертежи, характеристики, история создания и боевого применения самолета»]

Истребитель Як-1

Истребитель Як-1

 

История создания истребителя Як-1

9 мая 1939 года ОКБ А.С.Яковлева приступило к разработке легкого истребителя И-26 или Я-26. Главным конструктором выступил К.А.Вигант, ведущим —  К.В.Синельщиков. Изначально планировалось установить на истребителе перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-106, но разработка затянулась и его место занял менее мощный М-105П. Чтоб уложиться в исходные характеристики, пришлось переделывать конструкцию с целью её облегчения, что не замедлило сказаться и на дальности полета и на оборудовании.

13 января 1940 года истребитель И-26  впервые поднялся его в небо, а 29 мая 1940 года, с некоторыми доработками, самолет был передан на государственные испытания. Производство истребителя планировалось развернуть на заводах №292 в Саратове и №301 в Химках, и уже в июне 1940 года первые машины стали поступать в войска, под тем же индексом — И-26, несмотря на то, что войсковые испытания машины были завершены только через полгода, уже в 1941 году.

Чертеж истребителя Як-1

Чертеж истребителя Як-1

Хорошо известное нам наименование Як-1 истребитель И-26 получил только в декабре 1940 года.

Описание конструкции истребителя Як-1

«Простой как топор» — пожалуй наилучшее описание И-26, будущего истребителя Як-1. Хотя основу конструкции составляла сваренная из стальных трубок рама, основные поверхности самолеты были выполнены из дерева, а хвостовая часть была сделана и вовсе из натянутого на каркас полотна. Дюрали в конструкции Як-1 было совсем немного — из неё была выполнена только передняя часть фюзеляжа.



Крыло истребителя было деревянным с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом (во время войны выпускался вариант с лыжным шасси).

Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения ВК-105П с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках.
Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем. На Як-1Б вместо пулемётов ШКАС слева устанавливался один 12,7-мм пулемёт УБС. Под крылом могли устанавливаться направляющие для РС-82 и бомбодержатели.

Если не считать неприятности с двигателем и как следствие — необходимость заменить металл на полотно, конструкция Як-1 была очень удачной, с чистыми формами и хорошей центровкой.

Истребитель Як-1 на лыжном шасси

Истребитель Як-1 на лыжном шасси

Модификации истребителя Як-1

  • И-26-I (№26-1) — первый прототип. Отличался двигателем М-105П с винтом ВИШ-51. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 4 пулемётов ШКАС. Первый полёт 13 января 1940 года.
  • И-26-II (№26-2) — второй прототип. Отличался усиленным крылом, увеличенным килем, винтом ВИШ-61П, маслорадиатором под двигателем, отсутствием 2 пулемётов и уменьшенным боекомплектом. Первый полёт 23 марта 1940 года.
  • И-26-III (№26-3, И-26 №3) — эталон серии. Отличался усиленной конструкцией. Первый полёт 18 сентября 1940 года.
  • И-27 (УТИ-26) — учебно-тренировочный. Отличался двухместной кабиной, сдвинутым вперёд на 100 мм крылом. Вооружение состояло из 2 пулемётов ШКАС. Разработан в январе-июне 1940 года. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 23 июля 1940 года.
  • И-28 (И-26-Н, И-26-В, Як-5) — опытный высотный истребитель. Отличался высотным двигателем М-105ПД с нагнетателем Э-100, радиостанцией РСИ-3. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов ШКАС. Разработан в июле-октябре 1940 года. Первый полёт 1 декабря 1940 года.

Характеристики Як-1

Истребитель Як-1 ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1940 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: ВК-105ПФ, 1180 л.с.
Максимальная скорость: 592 км/ч
Практический потолок: 10 км
Дальность полета: 700 км
Масса пустого: 2350 кг
Максимальная взлетная масса: 2850 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10 м
Длина: 8,48 м
Высота: 2,9 м
Площадь крыла: 17,15 кв.м.
Вооружение:1× 20-мм пушка ШВАК, 2× 12,7-мм пулемета ШКАС

Характеристики приведены для Як-1
  • И-30 (Як-3 — не прототип истребителя Як-3) — опытный пушечный истребитель. Отличался металлическим крылом типа «обратная чайка», компоновкой кабины, радиостанцией РСИ-4. Вооружение состояло из 3 пушек ШВАК и 2 пулемётов ШКАС. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 5 апреля 1941 года, из-за начавшейся войны производство организовано не было.
  • Як-1 — серийный. Выпускался с сентября 1940 года на заводе №292 в Саратове и №301 в Химках. Также выпускался с пулемётами УБ вместо ШКАС (6 самолетов).
  • Як-1 М-82 — проект истребителя с двигателем воздушного охлаждения М-82. Разработан осенью 1941 года.
  • Як-1 М-105ПФ — с форсированным двигателем М-105ПФ. Выпускался с июня 1942 года.
  • Як-1 М-106П — с двигателем М-106П. В феврале 1943 года изготовлено 47 самолётов, которые позже были переоснащены двигателями М-105ПФ.
  • Як-1 М-107 (Як-1М с М-107, «Дублёр Москита») — опытный Як-1 с двигателем М-107А. Отличался винтом ВИШ-107, уменьшенной площадью элеронов, удлинённым на 100 мм капотом. Первый полёт 5 октября 1943 года.
  • Як-1Б (Як-1СБ) — модернизированный базовый истребитель. Отличался новым фонарём кабины, пониженным гаргротом, улучшенной аэродинамикой, убирающимся задним колесом, усиленной бронезащитой пилота. Вооружение состояло из пушки ШВАК и синхронного пулемёта УБС. Выпускался серийно с сентября 1942 года.
  • Як-1М (Як-1 «Москит») — прототип истребителя Як-3. Отличался крылом меньшего размаха с металлическими лонжеронами, уменьшенным запасом топлива, двигателем М-105ПФ2 с индивидуальными выхлопными патрубками цилиндров, винтом ВИШ-105СВ-01. В 1943 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 февраля 1943 года.

Эксплуатация и боевое применение истребителя Як-1

Серийное производство истребителя Як-1 осуществлялось до июля 1944 года, за это время было изготовлено 8670 самолётов всех модификаций. Истребитель активно применялся на протяжении всей Великой Отечественной войны на всех фронтах действующей армии, а также в морской авиации и ПВО. Кроме советских лётчиков на Як-1 воевали французские лётчики из эскадрильи «Нормандия», польские из 1 ИАП «Варшава».

 

 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.