[snip text=»Краткая справка: Американский истребитель Кертис P-36 «Hawk» — боевая служба, модификации и история появления»]
Содержание
История создания истребителя Кертис P-36 «Hawk»
К середине 1930-х годов основным истребителем ВВС США был уже порядком устаревший Боинг Р-26 «Пишутер». Война приближалась, это было видно всем, поэтому встал вопрос о замене P-26 современной боевой машиной. В ходе объявленного конкурса, в заданные сроки уложилась только одна фирма — «Кертисс-Райт Корпорейшн», всего на несколько дней опередив ближайшего конкурента. Разработка фирмы Кертис называлась незатейливо — «Модель 75В» и показала такие же незатейливые характеристики.
Конкурс продлили, однако и к новому сроку ни «Модель 75В» ни истребитель «SEV-1XP» конструкции Северского, достроенный к этому времени, не поразили комиссию результатами. Сроки сдвинули снова, и 15 апреля 1936 года на рассмотрение комиссии было представлено уже 4 самолета: «Модель 75В», «SEV-1XP», «Модель V-141» (фирма Чанс-Воут) и «Р-ЗОА» (фирма Консолидейтед).
Истребитель Северского выиграл и пошел в серию под именем P-35 (заказ на 77 машин), однако и Кертису, занявшему второе место заказали малую партию — всего 4 машины, для дальнейших испытаний. Этот самолет вошел в историю как Y1P-36.
Военным летчикам Y1P-36 понравился — легкий и простой в управлении, устойчивый в полете и довольно маневренный истребитель. По их отзывам, 7 июля 1937 г., Кертис получил контракт от командования Воздушного Корпуса США, на постройку серии сразу из 210 экземпляров самолета, который теперь назывался Р-36А. Успех был ошеломительным — в США с момента окончания Первой Мировой войны не было такого крупного заказа на военные самолеты. Не смотря на все огрехи конструкции (а первоначально их было не мало), Кертис мог праздновать победу.
Век его Р-36 был относительно недолог — всего 2 года этот истребитель был «на коне», а затем в один момент его «смыло» волной новых мощных машин идущих одна за другой — Р-38 «Лайтнинг», Р-40 «Томагавк», Р-39 «Аэрокобра». Уже к моменту нападения Яяпонии на Перл-Харбор в 1941 году, P-36 «Хок» встречались в основном в качестве учебных машин, или в отдаленных гарнизонах. И все-таки именно P-36 первому из американских истребителей пришлось испытать на себе тяготы войны, причем одновременно на всех её фронтах — от воздушных битв над Францией, через сражения в Юго-Восточной Азии, до самой Аляски.
Производство P-36 было прекращено в июле 1942 года, за это время изготовлено 1300 истребителей всех модификаций.
Конструкция истребителя Кертис P-36 «Hawk»
Истребитель Кертис P-36 «Hawk» представляет собой низкоплан цельнометаллической конструкции с закрытой кабиной пилота снабженной сдвижным фонарем, убираемыми в полете шасси и гидравлическим управлением закрылками. Стойки шасси складывались назад по полету с поворотом вокруг своей оси на 90 град., при этом колеса полностью входили в ниши, расположенные в корневой части крыла, а стойки укладывались в гондолы под крылом. Такая схема применялась в авиастроении впервые. Впоследствии, хвостовой костыль также выполнен убираемым, однако первые серии P-36 «Hawk» такой «роскоши» были лишены.
Киль и фюзеляж представляют единое целое, они собраны на каркасе из алюминиевых труб с дюралевой обшивкой. Крылья и стабилизатор цельнодюралевые, с работающей обшивкой, рули и элероны полотняные.
В крыле были размещены герметичные отсеки, придававшие самолету некоторую плавучесть на случай посадки в воду.
В качестве силовой установки предполагалось использовать новейший звездчатый двигатель воздушного охлаждения «Кертисс-Райт» XR-1670-5 мощностью 900 л.с. Однако испытания, проведенные специалистами USAAC в августе 1935 г., выявили ряд серьезных недостатков этого мотора и конструкторы были вынуждены поставить на свое детище менее мощный (850 л.с.), но более надежный однорядный 9-цилиндровый двигатель «Райт» XR-1820-39 (впоследствии заменен сначала 950-сильным, а затем и 1200-сильным мотором).
В качестве вооружения нового истребителя предусматривалась пара синхронных пулеметов «Браунинг» над мотором — крупнокалиберный (12,7 мм) с боезапасом 200 патронов и винтовочного калибра (7,62 мм) с 500 патронов.
Модификации истребителя Кертис P-36 «Hawk»
Y1P-36 — «модель 75», прототип, с двигателем R-1830 «Твин Уосп» мощностью 950 л.с.
Р-36А — первая серийная модель истребителя с 1х12,7-мм и 1х 7,62-мм пулеметами и двигателем «Твин Уосп» R-1830-13 мощностью 1050 л.с. Едва начав поступать в войска был жестко раскритикован пилотами, вплоть до полного отказа летать на заведомо недоработанных самолетах. Впоследствии все выпущенные Р-36А модернизированы до Р-36С.
Hawk.75А-1 (довоенный заказ) — экспортный вариант Р-36А для Франции, с двигателем R-1830-SC-G мощностью 950 л.с., 4х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе.
Hawk.75А-2 (довоенный заказ) — экспортный вариант Р-36 для Франции, с двигателем R-1830-SC3-G мощностью 1200 л.с., 6х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе.
Hawk.75А-3 (военный заказ) — экспортный вариант Р-36 для Франции, с двигателем R-1830-S1C3-G мощностью 1050 л.с., 6х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» (или «Кольт» — на выбор) и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе.
Hawk.75А-4 (военный заказ) — экспортный вариант Р-36 для Франции, с двигателем «Райт-Циклон» GR-1820-G205A мощностью 1200 л.с., 6х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» (или «Кольт» — на выбор) и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе. Скорость этой модели была 520 км/ч.
Hawk.75А-5 (Мохаук IV) — копия A-4 для Китая, который в итоге производился в Индии, а числился в составе RAF. Произведено меньше 10 машин.
Hawk.75А-6 — экспортный для Норвегии, с двигателем R-1830-S1C3-G (1200 л.с.) и 4х 7,9-мм пулеметами. Несколько из них в итоге вошли в RAF под обозначением «Мохаук III». 8 машин достались Финляндии.
Р-36G (Hawk.75А-8) — экспортный для Новергии, копия А-6, но с 2х 12,7-мм синхронными пулеметами. В связи с оккупацией Норвегии все 36 самолетов отправлены в Канаду, затем 30 вернули в США, которые после войны передали 28 из них Перу, где они служили до 1954 г.
Характеристики P-36 | |
---|---|
Страна: | США |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1938 г. (P-36) |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1200 л.с. |
Максимальная скорость: | 501 км/ч |
Практический потолок: | 10,2 км |
Дальность полета: | 1320 км |
Масса пустого: | 2096 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2630 кг |
Размах крыльев: | 11,38 м |
Длина: | 8,69 м |
Высота: | 2,90 м |
Площадь крыла: | 21,92 кв.м. |
Вооружение: | 1х 12,7-мм, 3х 7,62-мм пулемета. |
Характеристики приведены для P-36С
Hawk.75А-7 — экспортный для Голландии. Двигатели «Райт Циклон» 9; вооружение 1х 12,7 и 3х 7,7-мм пулемета
Hawk.75А-9 — (1941 г.) экспортный для Ирана. Двигатели «Райт Циклон» 9; вооружение 6х 7,62-мм пулемета. Все 20 машин достались англичанм и вошли в RAF как «Мохаук IV».
Р-36С — «исправленный» Кертис с усиленной конструкцией планера, доработанной системой отвода выхлопных газов, новым двигателем R-1830-17 мощностью 1200 л.с. Кроме этого имел усиленное вооружение (+ 2х крыльевых пулемета 7,62-мм), со специальными подкрыльевыми контейнерами для сбора стреляных гильз. Сделано это было для предотвращения изменения центровки по мере израсходования боезапаса. Вес 2630 кг, скорость 500 км/ч.
Р-36В — Кертис с 1100-сильным двухрядным двигателем R-1830-25.
XP-36D — экспериментальный, с усиленным вооружением из 4х 7,62-мм крыльевых пулеметов и 2х носовых 12,7-мм пулеметов.
ХР-36Е — экспериментальный, с усиленным вооружением из 6х 7,62-мм пулеметов в вкрыле и 1х 12,7-мм над двигателем.
XP-36R — экспериментальный, с усиленным вооружением из 2х носовых 12,7-мм пулеметов и 2х 20-мм автоматических пушек «Мадсен» под крыльями (100 снарядов на ствол). Взлетный вес — 3107 кг, скорость 426 км/ч.
«Модель 75Н» — (упрощенный, для Китая) — «истребитель для бедных» на основе Кертиса. Конструкция аналогична Y1P-36, но имела не убирающееся шасси в обтекателях и двигатель GR-1820-G3 мощностью 840 л.с. Радиостанции не было, вооружение состояло из 1х 12,7-мм и 3х 7,62-мм пулеметов (два синхронных над мотором и два в крыле).
«Модель 75М» — (упрощенный, для Китая) то же, что «Модель 75Н», но с измененными обтекателями шасси.
«Модель 75N» — (упрощенный, для Тайланда) то же, что «Модель 75Н», но с 2х синхронными 12,7-мм пулеметами и 2х 20-мм авиапушками «Мадсен» датского производства в подкрыльевых контейнерах.
«Модель 75O» — (упрощенный, для Аргентины) то же, что «Модель 75N», но с наличием электроуправляемых жалюзи охлаждения двигателя в задней части капота, установкой радиополукомпаса и 4х пулеметами «Мадсен» калибра 7,62 мм.
Боевое применение истребителя Кертис P-36 «Hawk»
Впервые в бой P-36 «Hawk» вступил в небе Франции. Первый сбитый во Второй Мировой «мессер«, как раз на совести P-36 «Hawk», произошло это 8 сентября 1939 г. Впрочем, первые же бои показали и слабость P-36 перед Bf-109, что отчасти компенсировалось прочностью конструкции «американца», способного выдержать довольно серьезные повреждения. Нельзя сказать, что Bf-109 «уделывал» конкурента по всем параметрам, однако на равных P-36 «Hawk» мог сражаться с немцем только если за его штурвалом сидел очень опытный пилот.
За неполных 10 месяцев войны в Европе пилоты P-36 «Hawk» одержали в воздушных боях 230 подтвержденных и 81 «правдоподобную» победу. Учитывая, что самолет не только широко экспортировались, но часто просто переходили из рук в руки, встретить «Хок» можно было и в небе над Ла-Маншем, и в приполярных областях над Финляндией (не считая Чехию, Бельгию, Норвегию, Голландию и Польшу).
Довольно успешно воевал P-36 и на другой стороне земли, в составе ВВС Голландской Ост-Индии. Правда здесь их врагом стали по большей части не японцы, а отсутствие запчастей. Перл-Харбор, Аляска, Северная Африка — «Хок» отметился повсюду, хотя и довольно эпизодически. Хотя уже в 1941 году повсеместно эти истребители были заменены на более современные модели (показательно — британцы, не смотря на довольно значительное количество доставшихся им французских P-36 (ок.200 штук) в «серьезное дело» их не пускали), на отдаленных театрах войны их можно было встретить ещё в 1943 году.
Британцы пытались приспособить имеющиеся у них P-36 «Hawk» в качестве штурмовиков, но слабое вооружение самолета заставило их вскоре оставить эти попытки. Тем не менее, несколько машин из ПВО Мадраса (Индия) прослужили до 1944 года, когда их заменили на новые «спитфайры«.
Даже после войны, уже по всем параметрам «дряхлые» «кертисы» P-36 продолжали оставаться на вооружении некоторых стран. Так, Финляндия избавилась от своих «запасов» только в 1949 году, Перу в 1954 г., а Аргентина (где «Хок» производился с 1942 г. по лицензии), аж в 1955!
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет