Характеристики 203-мм гаубицы Б-4, образца 1931 г.

203-мм гаубица большой мощности (Б-4), образца 1931 г.
Страна: СССР
Тип: Гаубица большой мощности
Дата выпуска: 1931 г.
Расчет:15 человек
Калибр:203,2-мм
Длинна: 9365
Ширина: 2490
Вес: 17,7 тонн
Скорострельность: 0,5 выстрелов в минуту
Дистанция стрельбы: 18 000 м
Начальная скорость снаряда: 557 м/с.
Боекомплект: 8 выстрелов

Разработка 203-мм гаубицы большой мощности Б-4, началась весной 1927 г. в конструкторском бюро Артиллерийского комитета («Артком») под руководством Франца Францевича Лендера, а после его смерти — А.Г. Гаврилова.

В начале 1928 г. проектные работы были завершены, причем конструкторы выдали сразу два варианта гаубицы, с дульным тормозом и без, но с одинаковой баллистикой. К испытаниям было решено рекомендовать вариант без дульного тормоза. Рабочие чертежи для изготовления опытных экземпляров готовили совместно в КБ «Арткома» и в КБ Ленинградского завода «Большевик» (ранее Обуховский завод).

203-мм гаубица большой мощности (Б-4), образца 1931 г.

203-мм гаубица большой мощности (Б-4), образца 1931 г.

В январе 1931 г. был собран первый опытный экземпляр орудия, испытания которого проводились на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне. По результатам испытаний осенью того же года орудие было принято на вооружение РККА под названием 203-мм гаубица обр. 1931 г (Б-4).

Серийное производство гаубиц Б-4 развернули на заводе «Большевик» в 1932 г., и в том же году произвели первую модернизацию, в ходе которой гаубица получила удлиненный ствол с улучшенной баллистикой. Новое орудие стало называться Б-4БМ (большой мощности), гаубицы же, которые выпускались до проведения модернизации получили название Б-4ММ (малой мощности).

В 1933 г. дополнительно было организованно производство орудий на Сталинградском заводе «Баррикады», а в 1938 г. — на Новокраматорском заводе. К началу Великой Отечественной войны в составе артиллерии РККА находилось 849 гаубиц Б-4 обоих модификаций, причем по некоторым сведениям несколько таких орудий (не более 10) захваченных гитлеровцами, использовались ими на восточном фронте с 1942 по 1944 г.

В 1954 г. на заводе «Баррикады» была проведена очередная модификация гаубицы Б-4, суть которой заключалась в замене гусеничного хода на колесный, что значительно повышало скорость буксирования орудия, его общую маневренность, сокращало время перевода из походного положения в боевое, т.к. отпадала надобность в раздельной транспортировке ствола и лафета.
Модифицированное орудие получило название Б-4М. Серийное производство Б-4М не велось, однако велась модернизация до этого проекта уже имеющихся на вооружении орудий (число не известно).

203-мм гаубица Б-4М на колесном ходу

203-мм гаубица Б-4М на колесном ходу

В 1964 г. для гаубицы Б-4 был разработан ядерный боеприпас. Это «новшество» было последним для по истине «заслуженной» гаубицы — поступившая на вооружение в самом начале 1930-х, Б-4 была снята с него только во второй половине 1970-х г.г.



 


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет