Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель Мессершмитт Bf-109



«Краткая справка: Немецкий истребитель Bf-109 (мессершмитт) времен Второй мировой войны: история создания и особенности конструкции самого известного самолета Германии рубежа 1930-1940-х г.г.»

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109

История создания истребителя Мессершитт (Bf) — 109

К 1934 году немецкий истребитель Хейнкель He-51 уже устарел и для его замены Люфтваффе был объявлен конкурс, участие в котором должны были принять фирмы «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Хейнкель». Фирмы «Мессершмитт Флюгцойгбау» в этом списке не было, даже более того — Вилли Мессершмитту было просто отказано в участии. Однако, он был не тем человеком, который спасовал бы перед трудностями.

У Мессершмитта был отличный образец — спортивный самолет Bf-108. Решив, в инициативном порядке, все-таки создать собственный истребитель под индексом Bf-109, в его основу он положил именно Bf-108.

Опытный образец Bf-109V1 поднялся в воздух уже в следующем году — 28 мая 1935 г., тогда же новая машина все-таки была допущена к сравнительным испытаниям, и в состязании с конкурсными машинами Ar-80V1, FW-159V1 и He-112V1, сперва «вышла в полуфинал», а затем, в борьбе с другим фаворитом — истребителем фирмы Хеншель, одержала уверенную победу. В августе 1936 года во время XI Олимпийских игр в Берлине Bf.109 был впервые показан публике, а в феврале 1937 года началось его серийное производство.

Спортивный самолет Bf-108, прародитель истребителя Bf-109

Спортивный самолет Bf-108, прародитель истребителя Bf-109

Ошибкой было бы полагать, что Мессершмитт создал «идеальный самолет», который производился с 1935 по 1945 году и при этом, даже к концу войны, оставался вполне современным и отличался прекрасными летными характеристиками. Но совершенно точно можно утверждать, что истинный гений конструкторов состоял в том, что создавая Bf-109 они наделили его потрясающим «запасом прочности» и оставили такой задел для будущих модернизаций, какого хватило на десять последующих лет.

Истребитель Bf-109 образца 1935 и 1945 г. это две совершенно разные машины, едва ли не вдвое (а по некоторым параметрам и более чем вдвое) расходящиеся в характеристиках. Неудивительно, учитывая громадный «тираж» этого самолета в 30573 произведенных экземпляров (по массовости Bf-109 занимает 2 место после штурмовика Ил-2 и первое место среди истребителей) и и количество модификаций переходящее за три десятка.

Кроме Германии Bf-109 выпускался по лицензии в Австрии, Венгрии, Испании (до 1954 года!), Румынии, Чехословакии. Кроме люфтваффе стоял на вооружении ВВС Болгарии (до 1946 года), Венгрии, Израиля, Испании (до ноября 1965 года), Италии, Словакии, Финляндии (до 1954 года), Хорватии, Швейцарии (до 1949 года), Югославии.



Характеристики Мессершмитт Bf-109

Истребитель Мессершмитт Bf-109
Страна: Германия
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1943 г. (1935 г.)
Экипаж: 1 человек
Двигатель: DB-605DM, мощностью 1800 л.с. (Jumo-210Ga, мощностью 680 л.с.)
Максимальная скорость: 605 км/ч, у земли 700 км/ч, на высоте (408 км/ч и 463 км/ч)
Практический потолок: 12500 м (8200 м)
Дальность полета: 570 км (690 км)
Масса пустого: 2755 кг (1580 кг)
Максимальная взлетная масса: 3400 кг - нормальная взлетная (2050 кг)
Размах крыльев: 9,92 м (9,87 м)
Длина: 9,02 м (8,7 м)
Высота: 3,4 м (3,4 м)
Площадь крыла: 16,02 км.м. (16,35 кв.м.)
Вооружение:1x 30-мм пушка, 2x 13,2-мм пулеметы, (3x 7,92-мм пулеметов).

Характеристики приведены для модели Bf-109K-4 (одна из последних моделей), в скобках указаны сравнительные характеристики для Bf-109B-2, первой серийной модели 

Боевое применение истребителя Мессершитт (Bf) — 109

Впервые применён в Испании в декабре 1936 года. К сентябрю 1939 года являлся основным истребителем люфтваффе. Участвовал во всех основных операциях Второй мировой войны на всех фронтах в качестве дневного и ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, тактического разведчика.

С октября 1944 года румынские Bf-109G применялись против немцев. Израильские S-199 в 1949 году принимали участие в войне с Египтом. Испанские HA-1112M.1L в 1958 году принимали участие в боевых действиях в Западной Сахаре.

Конструкция истребителя Мессершитт (Bf) — 109

Истребитель Bf-109 это свободнонесущий цельнометаллический низкоплан (фюзеляж типа полумонокок, обшивка работающая)  с однолонжеронным, трапециевидным в плане крылом. Механизация крыла состояла из закрылков, автоматических предкрылков и интерцепторов.

Шасси трёхопорное, убирающееся, с хвостовым колесом. Кабина пилота закрыта фонарём, открывавшимся вправо. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации.

Модификации истребителя Мессершитт (Bf) — 109

  • Bf-109V1 — первый прототип с двигателем «Кестрел» V мощностью 695 л.с., двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. Первый полёт 28 мая 1935 года.
  • Bf-109V2 — второй прототип с двигателем Jumo.210A, усиленными стойками шасси. Первый полёт в октябре 1935 года.
  • Bf-109V3 — третий прототип, с 2х 7,92-мм пулемётов MG-17.
  • Bf-109V4 (Bf-109B-01) — прототип с 3 пулемётами MG-17 и двигателем Jumo.210Da мощностью 720 л.с. Первый полёт в ноябре 1936 года.
  • Bf-109V5, V6 — прототипы Bf-109B с улучшенной системой подвода воздуха для пулемётов, усиленным лобовым стеклом, двухлопастным металлическим винтом изменяемого шага VDM.
  • Bf-109V7 — прототип Bf-109B-2 с двигателем Jumo.210G мощностью 700 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Первый полёт в марте 1937 года.
  • Bf-109V8 — прототип Bf-109C с двигателем Jumo.210Ga, 2 дополнительными пулемётами MG-17 в крыле.
  • Bf-109V9 — с 2 пушками MG-FF в крыле.
  • Bf-109V10 — прототип с двигателем DB.600A.
  • Bf-109V11, V12 — прототипы Bf-109D.
  • Bf-109V13 — прототип с двигателем DB-601. 11 июля 1938 года установлен рекорд скорости для сухопутных самолётов — 610,5 км/ч.
Чертеж истребителя Мессершмитт Bf-109

Чертеж истребителя Мессершмитт Bf-109

  • Bf-109V14 — прототип Bf-109E с двигателем DB.601A-1 мощностью 1050 л.с. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 в фюзеляже и 2 20-мм пушек MG-FF в крыле.
  • Bf-109V15 — прототип Bf-109E с 4 пулемётами.
  • Bf-109V17 — прототип Bf-109E-3 с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с.
  • Bf-109V21 — прототип Bf-109F с двигателем DB.601Aa. Позже двигатель заменён на Прэтт-Уитни «Твин Уосп».
  • Bf-109V22 — прототип Bf-109F с двигателем DB.601E.
  • Bf-109V23 — прототип Bf-109F с полуэллиптическими законцовками крыла.
  • Bf-109V31 — с шасси, убирающемся в сторону фюзеляжа. Отличался более тонким крылом.
  • Bf-109V49 — прототип Bf-109H для статических испытаний, с крылом увеличенного размаха и увеличенным килем. Переоборудован из G-5 весной 1943 года.
  • Bf-109V50 — прототип Bf-109H с двигателем DB.628A с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем. Переоборудован из G-3 весной 1943 года. Первый полёт 18 мая 1943 года.
  • Bf-109V54 — прототип Bf-109H. Первый полёт в июле 1943 года.
  • Bf-109B — первый серийный вариант с двигателем Jumo.210Da.
    • Bf-109B-0 — предсерийный. В 1936 году изготовлено 10 самолётов.
    • Bf-109B-1 — серийный, с двухлопастным деревянным винтом изменяемого шага. Вооружение состояло из 2-3 пулемётов MG-17. Весной 1937 года на заводе в Аугсбурге изготовлено около 30 самолётов. Поставлялся в Испанию.
    • Bf-109B-2 — с металлическим двухлопастным винтом VDM. Самолёты последних серий оснащались двигателем Jumo.210Ga. Выпускался летом-осенью 1937 года в Аугсбурге и на заводе «Физелер» в Касселе. Поставлялся в Испанию.
  • Bf-109C — с 2 дополнительными пулемётакми в крыле, двигателем Jumo.210Ga, увеличенным туннельным радиатором, новыми выхлопными патрубками.
    • Bf-109C-1 — серийный вариант с радиостанцией FuG-7R/T. Выпускался с весны 1938 года.
    • Bf-109C-2 — опытный с пулемётом MG-17, стрелявшим через втулку винта.
    • Bf-109C-3 — опытный с 2 крыльевыми пушками MG-FF.
    • Bf-109C-4 — опытный с мотор-пушкой MG-FF.
  • Bf-109D — с усиленным крылом. Оснащался двигателем Jumo.210Da с изменёнными выхлопными патрубками.
    • Bf-109D-0 — предсерийный.
    • Bf-109D-1 — серийный. Выпущен малой серией весной 1938 года. Поставлялся в Испанию, Венгрию и Швейцарию.
    • Bf-109D-2, D-3 — опытные с усиленным вооружением.
  • Bf-109E — с двигателем DB.601A. Выпускался на заводах «Мессершмитт» в Регенсбурге, «Эрла Машиненверке» в Лейпциге и «Физелер» в Касселе. Изготовлено более 4000 самолётов.
    • Bf-109E-0 — предсерийный, с двигателем DB.601A-1. Вооружение состояло из 4 пулемётов MG-17. В конце 1938 года изготовлено 10 самолётов.
    • Bf-109E-1 — серийный, с  уменьшеным маслорадиатором, размещением гликолевых радиаторов системы охлаждения. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 и 2 пушек MG-FF. В 1939 году изготовлено 1540 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Словакию, Швейцарию, Югославию.
    • Bf-109E-1/B — истребитель-бомбардировщикя бомбодержателями для 4 50-кг бомб. Выпущен в 1939 году малой серией. Переоборудовано часть ранее выпущенных E-1.
    • Bf-109E-2 — с мотор-пушкой. Осенью 1939 года изготовлено 25 самолётов.
    • Bf-109E-3 — с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с. Вооружение состояло из 3 пушек (в стою мотор-пушка снималась). Выпускался с осени 1939 года. Изготовлено 1868 самолётов. Поставлялся в Швейцарию.
    • Bf-109E-3/Trop — тропический, с дополнительными фильтрами.
    • Bf-109E-4 — c дополнительным бронированием кабины пилота. Отличался конструкцией фонаря кабины, увеличенным боезапасом, бомбодержателями под крылом. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-FF. Выпускался летом-осенью 1940 года. Поставлялся в Румынию и Японию.
    • Bf-109E-4/B — истребитель-бомбардировщик. Бомбовая нагрузка увеличена до 250 кг.
    • Bf-109E-4/N — с двигателем DB.601N мощностью 1200 л.с.
    • Bf-109E-4/Trop — тропический.
    • Bf-109E-5 — разведчик на базк E-4 с фотокамерой Rb21/18. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17. Выпускался с лета 1940 года.
    • Bf-109E-5/Trop — тропический.
    • Bf-109E-6 — разведчик на базе E-4/N.
    • Bf-109E-7 — с увеличенной дальность полёта за счет ПТБ на 300 л. под фюзеляжем. Отличался двигателем DB.601N. Поставлялся в Хорватию.
    • Bf-109E-7/U2 — с дополнительной броневой защитой.
    • Bf-109E-7/Z — с системой впрыска закиси азота GM-1.
    • Bf-109E-8 — вариант E-1 с ПТБ под фюзеляжем. Выпускался с осени 1940 года.
    • Bf-109E-9 — разведчик на базе E-7 с 2 фотокамерами Rb32/17 и 1 фотокамерой Rb50/30. Часть самолётов оснащалась двигателем DB.601E мощностью 1350 л.с. Выпускался с осени 1940 года.

истребитель мессершмитт Bf-109

  • Bf-109F — с улучшенной аэродинамикой. Отличался двигателем DB.601E, увеличенным коком винта, закруглёнными законцовками крыла, отсутствием подкоса стабилизатора. Вооружение состояло из мотор-пушки MG-150/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17. В 1940-1941 годах изготовлено более 2000 самолётов.
    • Bf-109F-0 — предсерийный. Осенью 1940 года изготовлено 10 самолётов.
    • Bf-109F-1 — первый серийный вариант с двигателем DB.601N, мотор-пушкой MG-FF/M. Выпускался в 1940 году.
    • Bf-109F-2 — с пушкой MG-151/15. Оснащался двигателем DB.601N. Выпускался в 1942 году.
    • Bf-109F-2/B — истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным бомбодержателем для 250-кг бомбы.
    • Bf-109F-2/N — с системой впрыска GM-1 (проект).
    • Bf-109F-2/Trop — тропический, с дополнительными фильтрами.
    • Bf-109F-2/U1 — с крупнокалиберными пулемётами MG-131.
    • Bf-109F-3 — серийный с двигателем DB.601E и пушкой MG-FF/M. В конце 1940 года изготовлено 15 самолётов.
    • Bf-109F-4 — с пушкой MG-151/20. С декабря 1940 по декабрь 1941 года изготовлен 1841 самолёт. Поставлялся в Венгрию, Испанию и Италию.
    • Bf-104F-4/B — истребитель-бомбардировщик. Выпускался с начала 1942 года.
    • Bf-104F-4/R1 — с 2 дополнительными пушками MG-151/15 в гондолах под крылом. Фирмой «Виенер-Нейштадтер» изготовлено 200 самолётов.
    • Bf-104F-4/R2, R4, R8 — опытные разведчики.
    • Bf-109F-4/R3 — серийный разведчик. Изготовлено 36 самолётов.
    • Bf-109F-4/R6 — с подфюзеляжным держателем для 1 250-кг, 4 50-кг бомб или 300-л ПТБ.
    • Bf-109F-4/Trop — тропический.
    • Bf-109F-4/Z — с системой впрыска GM-1 , увеличенным маслорадиатором, подфюзеляжным бомбодержателем.
    • Bf-109F-5, F-6 — опытные разведчики. Изготовлены в 1941 году.
  • Bf-109G — с двигателем DB.605 мощностью 1475 л.с., гермокабиной, усиленным шасси, увеличенным маслорадиатором. Изготовлено более 20000 самолётов.
    • Bf-109G-0 — предсерийный, с двигателем DB.601E. Осенью 1941 года изготовлено 10 самолётов.
    • Bf-109G-1 — серийный с двигателем DB.605A-1, формой капота, новым маслорадиатором. Выпускался с марта 1942 года. Изготовлено 167 самолётов.
    • Bf-109G-1/R2 — высотный перехватчик с облегчённой конструкцией. В 1942 году изготовлено 80 самолётов.
    • Bf-109G-1/R3 — с подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
    • Bf-109G-1/U1 — с реверсивным воздушным винтом Me.P6.
    • Bf-109G-1/U2 — с системой впрыска GM-1.
    • Bf-109G-2 — без гермокабины. С марта до осени 1942 года изготовлено 1587 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Румынию, Финляндию, Хорватию.
    • Bf-109G-2/R1 (FiSk.199) — дальний истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным бомбодержателем для 500-кг бомбы, дополнительной сбрасываемой стойкой шасси. Разработан фирмой «Физелер». Изготовлен на заводе фирмы «Шкода» в Праге.
    • Bf-109G-2/R2 — разведчик с фотокамерой Rb50/30.
    • Bf-109G-2/R3 — разведчик с фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
    • Bf-109G-2/U3 — разведчик с системой впрыска водно-метаноловой смеси MW-50, фотокамерой в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлено 80 самолётов.
    • Bf-109G-3 — высотный вариант G-4 с гермокабиной по типу G-1. В январе 1943 года зготовлено 50 самолётов.
    • Bf-109G-4 — с радиостанцией FuG-16z. Выпускался с осени 1942 года.
    • Bf-109G-4/R3 — разведчик с фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
    • Bf-109G-4/R4 — разведчик с фотокамерой Rb50/30.
    • Bf-109G-5 — с двигателем DB.605 с системой GM-1. Осенью 1943 года изготовлено 475 самолётов.
    • Bf-109G-5/AS — с двигателем DB.605AS с нагнетателем от DB.603.
    • Bf-109G-5/U2 — с деревянными хвостовой частью фюзеляжа и оперением.
    • Bf-109G-6 — с крупнокалиберными пулемётами MG-131 и негерметичной кабиной. Выпускался с ноября 1942 года. Изготовлено 12200 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Италию, Румынию, Словакию, Финляндию, Швейцарию.
    • Bf-109G-6/AS — с двигателем DB.605AS мощностью 2000 л.с. Отличался конструкцией фонаря, более высоким килем. Изготовлено 686 самолётов.
    • Bf-109G-6/N — ночной с 2 подкрыльевыми пушками MG-151/20, пламегасителями, ответчиком FuG-25a, пеленгатором радиолокационного излучения FuG-350 «Наксос-Z».
    • Bf-109G-6/R4 — с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
    • Bf-109G-6/R6 — с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
    • Bf-109G-6/U2 — с деревянной хвостовой частью фюзеляжа.
    • Bf-109G-6/U3 — с системой впрыска MW-50.
    • Bf-109G-6/U4 — с 30-мм мотор-пушкой MK.108.
    • Bf-109G-6/U5 — с мотор-пушкой MK.108 и 2 пушками MK.108 в подкрыльевых гондолах (проект).
    • Bf-109G-6/U6 — с мотор-пушкой MK.103.
    • Bf-109G-6Y — ночной для командиров звеньев, с радиостанцией FuG-16zy.
    • Bf-109G-7 — доработанный (проект). Разработан в начале 1943 года.
    • Bf-109G-8 — разведчик на базе G-6 с двигателем DB.605A-1 (DB.605AS), фотокамерой Rb12,5/7 (Rb32/7). Часть самолётов оснащалос фотокамерой «Робот II». Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 (MG-151). С августа 1943 по январь 1945 года изготовлено более 900 самолётов. Насколько самолётов поставлено в Румынию и Финляндию.
    • Bf-109G-10 — переходный к Bf-109K. Отличался двигателе DB.605D мощностью 1850 л.с. С октября 1944 до мая 1945 года переоборудовано около 2600 ранее выпущенных самолётов G-6 и G-14. Поставлялся в Италию, Хорватию.
    • Bf-109G-10/R2 — разведчик с двигателем DB.605DB, фотокамерой, отсутствием пулемётов.
    • Bf-109G-10/R3 — с подфюзеляжным ПТБ.
    • Bf-109G-10/R5 — с 2 подкрыльевими пушками MG-151/20.
    • Bf-109G-10/R6 — ночной перехватчик с автопилотом PKS-12 и фотопулемётом BSK-16.
    • Bf-109G-10/R7 — с пусковыми установками ракет VG-21 под крылом.
    • Bf-109G-10/U4 — с мотор-пушкой MK.108.
    • Bf-109G-12 — учебный с двухместной негерметичной кабиной с двойным управлением. В 1944 году переобрудовано 500 ранее выпущенных G-2, G-3, G-4, G-6.
    • Bf-109G-14 — доработанный с двигателем DB.605AM с системой впрыска MW-50. Самолёты поздних серий имели деревянную хвостовую часть фюзеляжа и колёса шасси большего размера. Выпускался с июля 1944 года. Поставлялся в Венгрию.
    • Bf-109G-14/AS — с двигателем DB.605AS.
    • Bf-109G-14y, G-14/ASy — с радиостанцией FuG-16zy.
    • Bf-109G-14/R6 — с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
    • Bf-109G-14/U4 — с мотор-пушкой MK.108.
    • Bf-109G-16 — доработанный.
Немецкий истребитель Мессершмитт-109

Немецкий истребитель Мессершмитт-109

  • Bf-109H — высотный, с увеличенным килем, крылом увеличенного до 11,92 м размаха, увеличенной колеёй шасси, стабилизатором с подкосами.
    • Bf-109H-0 — предсерийный, с двигателем DB.601E-1 с системой впрыска GM-1. Летом 1943 года переоборудовано несколько F-4.
    • Bf-109H-1 — опытный для войсковых испытаний, с двигателем DB.605A с системой впрыска GM-1, гермокабиной, наличием фотокамеры. Вооружение состояло из мотор-пушки MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17.
  • Bf-109J (HA-1109-J.1L, HA-1109K.1L, C.4J) — испанский вариант Bf-109G-2 с двигателем HS-12Z-17 (на прототипе Испано-Сюиза 12Z-89) мощностью 1300 л.с., воздушным винтом V71L1, формой капота, системой охлаждения и маслосистемой. Вооружение состояло из 2 крыльевых 20-мм пушек HS-404/408 и 8 НУРС «Эрликон». Первый полёт 2 марта 1945 года. В 1945-1951 годах фирмой «Испано Авиасьон» изготовлено 150 самолётов.
  • Bf-109K — с двигателем DB.605DM с системами GM-1 и MW-50. Отличался конструкцией фонаря кабины, деревянным килем, убирающимся хвостовым колесом на удлинённой стойке. Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 и 2 пулемётов MG-131.
    • Bf-109K-0 — предсерийный с измененной формой капота, полностью закрывающимися створками нишами шасси, 2 неподвижными отгибными триммерами на руле направления.
    • Bf-109K-4 — первый серийный вариант. Выпускался с октября 1944 года. Изготовлено около 1200 самолётов.
    • Bf-109K-4/R2 — разведчик.
    • Bf-109K-4/R3 — с подфюзеляжным ПТБ.
    • Bf-109K-4/R5 — разведчик.
    • Bf-109K-6 — опытный с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
    • Bf-109K-8 — разведчик.
    • Bf-109K-10 — с мотор-пушкой MK.103 (проект).
  • Bf-109L — опытный с двигателем Jumo-213E-1. Изготовлен в апреле 1944 года.
  • Bf-109S — учебный (проект) с двухместной кабиной с двойным управлением. Разработан в 1940 году.
  • Bf-109T — палубный истребитель-бомбардировщик со складывающимся крылом увеличенного размаха и посадочным гаком. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-34.
    • Bf-109T-0 — предсерийный с двигателем DB.601A-1. Переоборудовано 10 самолётов Bf-109E-1.
    • Bf-109T-1 — серийный с двигателем DB.601N. В 1939-1940 годах фирмой «Физелер» изготовлено 60 самолётов.
    • Bf-109T-2 — с демонтированным авианосным оборудованием. Весной 1941 года переобрудованы ранее выпущенные T-1.
  • Bf-109TL — с турбореактивным двигателем (проект). Разработан в начале 1943 года.
  • Bf-109X — летающая лаборатория для испытаний двигателя BMW-801., с крылом уменьшенного до 9,33 м размаха с законцовками по типу Bf-109E. Переоборудован 1 Bf-109F. Первый полёт в сентябре 1940 года.
  • C-10 (S-99) — чехословацкий вариант Bf-109G-14. В 1945-1947 годах изготовлено 20 самолётов.
  • C-110 (CS-99) — чехословацкий вариант Bf-109G-12 с двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.
  • C-210 (S-199) — с двигателем Jumo.221F мощностью 1370 л.с. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов MG-131 и 2 подкрыльевых пушек MG-151/20. Мог нести 250-кг бомбу под фюзеляжем и НИРС WG-21 под крылом. Выпускался с 1949 года на заводах «Авиа» и «Летов». Изготовлен 551 самолёт. Поставлялся в Израиль.
  • C-210C (CS-199) — учебный с двухместной кабиной с двойным управлением. Изготовлено несколько самолётов.
  • HA-1109M.1L — опытный с двигателем «Мерлин». Вооружение отсутствовало. В 1953-1954 годах фирмой «Испано Авиасьон» изготовлено 2 самолёта.
  • HA-1110K.1L — учебный вариант HA-1109K.1L с двухместной кабиной, пониженным гаргротом, отсутствием вооружения. Осенью 1953 года изготовлено 2 самолёта..
  • HA-1112M.1L «Бучон» (C-4K) — истребитель-бомбардировщик с двигателем «Мерлин». В 1954-1955 годах изготовлено 169 самолётов.
  • HA-1112M.4L — учебный вариант HA-1112M.1L с двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.
немецкий истребитель Bf-109K

Bf-109K

 

 

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии