[snip text=»Краткая справка: Немецкий тяжелый (ночной) истребитель Bf-110 времен Второй Мировой войне. История создания и боевого применения»]
Содержание
История создания тяжелого истребителя Bf-110
Разработка тяжелого двухдвигательного истребителя Bf-110 началась фирмой «Мессершмитт» (тогда она ещё называлась «Байерише Флюгцойверке», БФВ) даже раньше знаменитого Bf-109, в 1934 году. Самолет предназначался для сопровождения бомбардировщиков, перехвата самолётов противника, разведки, нанесения бомбовых и штурмовых ударов по наземным войскам.
После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены три фирмы: «Фокке-Вульф», «Хеншель» и БФВ. В 1935 году было построено три прототипа Bf-110. Из-за дефицита двигателей DB-600 первые два прототипа оснащались слабенькими двигателями Jumo-210. Прототип Bf-110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года и уже в июле начал готовится к серийному производству, заочно. Только 24 декабря 1936 года Bf-110 поднялся в воздух со штатными двигателями DB-600, а месяцем позже, состоялся долгожданный конкурс, в котором детище фирмы «Мессершмитт» закономерно было признано победителем.
Производство Bf-110 на фирмах «Мессершмитт А.Г.» и «Фокке-Вульф» продолжалось до 1941 года. На фирмах МИАГ и «Гота» производство самолёта было остановлено соответственно в октябре и декабре 1941 года. Ожидалось, что его заменит Me-210, но тот оказался неудачным и в феврале производство было возобновлено и продолжалось до марта 1945 года. В общей сложности изготовлено 6050 самолётов.
Кроме люфтваффе самолёты Bf-110 поставлялись союзникам Германии: Италии, Румынии и Венгрии.
Конструкция тяжелого истребителя Bf-110
Истребитель мессершмитт Bf-110 — цельнометаллический, построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана, имеет фюзеляж овального сечения с работающей обшивкой. Прямое крыло состояло из двух секций, механизация крыла состояла из автоматического предкрылка типа «Хейндли Пейдж», щелевого закрылка и элерона. Оперение представляло собой свободнонесущий стабилизатор с концевыми шайбами.
Шасси убирающееся (колёса частично выступают наружу), трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых двигателей жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива DB-601 фирмы «Даймлер-Бенц» с трёхлопастными винтами изменяемого шага. Экипаж размещался в общей кабине, закрытой длинным, полностью застеклённым фонарём. Состав вооружения на разных модификациях был различным.
Модификации тяжелого истребителя Bf-110
- Bf-110V1 — первый прототип с двигателями Jumo.210 мощностью 675 л.с. Первый полёт 12 мая 1936 года.
- Bf-110V2 — второй проттотип. В конструкцию внесён ряд изменений.
- Bf-110V3 — третий прототип с карбюраторными двигателями DB.600. Первый полёт 24 декабря 1936 года.
- Bf-110V19 — прототип Bf-110F-2. В октябре 1942 года использовался для испытаний ракетного оружия.
- Bf-110A-0 — первый серийный вариант с двигателями Jumo.210Da (680 л.с.) с двухлопастными винтами «ВДМ-Гамильтон» изменяемого шага. Вооружение состояло из 4 7,9-мм пулемётов MG-17 в носовой части и 1 MG-15 в подвижной установке в задней части кабины. В 1937-1938 годах изготовлено 4 самолёта.
- Bf-110B — доработанный, с двигателями с непосредственным впрыском топлива Jumo.210Ga и дополнительной установкой в носовой части 2 20-мм пушек MG-FF. В 1938 году изготовлено 45 самолётов.
- Bf-110B-0 — предсерийный. Поставлялся без вооружения. Первый полёт 19 апреля 1938 года. Изготовлено 10 самолётов.
- Bf-110B-1 — серийный. Имел полный состав вооружения . Выпускался с августа 1938 года.
- Bf-110B-2 — разведчик. Вместо пушек устанавливалось фотооборудование. Изготовлено несколько самолётов.
- Bf-110B-3 — учебный. Переоборудовано большинство ранее выпушенных Bf-110B. Эксплуатировался до 1941 года.
- Bf-110C — вариант с впрысковыми двигателями DB.601A. и укороченными законцовками крыла. Выпускался с конца 1938 года. В 1939 году к производству присоединились фирмы «Фокке-Вульф», «Готаер ваггонфабрик» и МИАГ.
- Bf-110C-0 — предсерийный. Изготовлено 10 самолётов.
- Bf-110C-1 — серийный истребитель.
- Bf-110C-1/U1 — буксировщик планёров. Переоборудовано несколько самолётов.
- Bf-110C-2 — серийный истребитель с новой радиостанцией FuG.10.
- Bf-110C-3 — истрибитель с пулемётным вооружением.
- Bf-110C-4 — истребитель с частичным бронированием кабины пилота и двигателями DB.601N мощностью 1200 л.с.
- Bf-110C-4/B — истребитель-бомбардировщик с наличием бомбодержателей ETC-250. Выпускался в 1940 году.
- Bf-110C-5 — разведчик. Вместо пушек устанавливалась фотокамера Rb50/30. Оснащался двигателями DB.601A-1. Выпускался с лета 1940 года.
- Bf-110C-5/N — разведчик с двигателями DB.601N.
- Bf-110C-6 — опытный истребитель с 30-мм пушкой MK-101. Изготовлен в 1940 году.
- Bf-110C-7 — опытный истребитель-бомбардировщик с двигателем DB.601N, 2 бомбодержателями ETC-500 и усиленными стойками шасси. Изготовлен в 1940 году.
- Bf-110D — дальний истребитель сопровождения морских конвоев с подвесным топливным баком ёмкостью 1200 л.
- Bf-110D-0 — предсерийный. Переоборудовано несколько самолётов Bf-110C-3.
- Bf-110D-1/R1 — серийный. Выпускался с 1940 года.
- Bf-110D-1/R2 — серийный с двумя подвесными баками по 900 л.
- Bf-110D-1/U1 — ночной истребитель с установкой в носовой части теплопеленгатора.
- Bf-110D-2 — дальний истребитель-бомбардировщик. мог нести 2 500-кг бомбы и 2 сбрасываемых топливных бака по 300 л.
- Bf-110D-3 — истребитель для сопровождения морских конвоев, с удлинённым фюзеляжем, бомбодержателями ETC-500, дополнительным маслобаком и возможностью подвески двух топливных баков под консолями крыла.
- Bf-110E — истребитель-бомбардировщик с 4 дополнительными подкрыльевыми бомбодержателями ETC-50 и улучшенной бронезащитой. Выпускался с лета 1941 года.
- Bf-110E-0 — предсерийный с двигателями DB.601A.
- Bf-110E-1 — серийный. На самолётах более позднего выпуска устанавливались двигатели DB.601N.
- Bf-110E-1/R2 — самолёт с 2 подфюзеляжными бомбодержателями ETC-1000 (при этом подкрыльевые ETC-50 отсутствовали).
- Bf-110E-1/U1 — ночной истребитель с наличием теплопеленгатора.
- Bf-110E-1/U2 — трёхместный.
- Bf-110E-2 — доработанный. Отличался установкой спасательной лодки в хвостовой части фюзеляжа. Выпускался с 1942 года.
- Bf-110E-3 — дальний разведчик с фотокамерами (вместо пушек) и 2 пулемётами MG-17, направленными назад.
- Bf-110F — истребитель-бомбардировщик с двигателями DB.601F мощностью 1350 л.с. и увеличенными маслорадиаторами. Выпускался с лета 1941 года.
- Bf-110F-0 — предсерийный.
- Bf-110F-1 — серийный. Отличался наличием бронестёкол в остеклении кабины и дополнительны бронеплитами, защищавшими экипаж.
- Bf-110F-2 — истребитель. Бомбодержатели отсутствовали.
- Bf-110F-3 — дальний разведчик.
- Bf-110F-4 — ночной истребитель с 2х 30-мм пушками MK.108 и изменёнными килями. Экипаж состоял из 3 человек.
- Bf-110F-4/U1 — самолёт с установкой «шраге музик». Оборонительный пулемёт MG-15 отсутствовал.
- Bf-110F-4a — ночной истребитель с локатором FuG-202 «Лихтенштейн BC» и 20-мм пушками MG-151 (вместо MG-FF). Выпускался в 1943 году.
- Bf-110G — самолёт с двигателями DB.605B-1 мощностью 1475 л.с.
- Bf-110G-0 — предсерийный.
- Bf-110G-1 — тяжёлый дневной истребитель (проект) с пушками MG-151 и отсутствием бомбодержателей.
- Bf-110G-2 — серийный, с килями по образцу Bf-110F-4, усиленными стойками шасси, стальной моторамой, маслобаком в фюзеляже на 55 л, дополнительным оборудованием. Пулемёт MG-15 заменён на спаренный MG-81Z. Выпускался с мая 1942 года.
- Bf-110G-2/R1 — доработанный с 37-мм пушками BK-3,7 (Flak-18) под фюзеляжем.
- Bf-110G-2/R2 — доработанный, с двигателями с системой форсирования GM1. На месте стрелка устанавливался бак на 440 кг закиси азота (при этом снималось бронирование задней части кабины и пулемёт MG-81Z).
- Bf-110G-2/R3 — доработанный. Вместо 4 носовых пулемётов MG-17 устанавливались 2 пушки MK.108.
- Bf-110G-2/R4 — доработанный одновременно по типу R1 и R3.
- Bf-110G-2/R5 — доработанный одновременно по типу R1, R2 и R3.
- Bf-110G-3 — дальний разведчик. Выпускался с 1943 года.
- Bf-110G-3/R3 — разведчик с пушками MK.108.
- Bf-110G-4 — ночной истребитель с усиленным бронированием и дополнительным оборудованием. Выпускался с лета 1942 года.
- Bf-110G-4/U1 — самолёт с установкой «шраге музик».
- Bf-110G-4/U5 — самолёт с локатором FuG-212 «Лихтенштейн C-1».
- Bf-110G-4/U6 — самолёт с локатором FuG-212 и пеленгатором FuG-221a.
- Bf-110G-4/U7 — самолёт с системой форсирования GM1.
- Bf-110G-4/U8 — дальний ночной истребитель с дополнительным топливным баком на 540 л. на месте стрелка и фюзеляжным маслобаком на 110 л.
- Bf-110G-4a — самолёт с лакатором «Лихтенштейн С-1».
- Bf-110G-4b — самолёт с локатором «Лихтенштейн SN-2».
- Bf-110G-4c — самолёт с локатором FuG-220b «Лихтенштейн SN-2».
- Bf-110G-4d/R3 — доработанный. Отличался антеннами локатора с меньшим аэродинамическим сопротивлением. Часть самолётов оборудовались пеленгаторами FuG-227/1 «Фленсбург».
- Bf-110H — самолёт с двигателями DB.605E, усиленными хвостовой частью фюзеляжа и шасси. Выпускался с 1942 года.
- Bf-110H-2 — тяжёлый истребитель.
- Bf-110H-3 — разведчик-бомбардировщик.
- Bf-110H-4 — ночной истребитель.
Характеристики Мессершмитт Bf-110 | |
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1936 г. |
Экипаж: | 2-3 человека |
Двигатель: | 2х DB-605B, по 1250 л.с. (2х Jumo-210Ga по 675 л.с.) |
Максимальная скорость: | 575 км/ч (455 км/ч) |
Практический потолок: | 11000 м (8000 м) |
Дальность полета: | 1000 км (1700 км) |
Масса пустого: | 5700 кг |
Максимальная взлетная масса: | 9300 кг, 7300 кг - нормальная взлетная |
Размах крыльев: | 16,3 м (16,9 м) |
Длина: | 12,1 м (12,8 м) |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | 38,5 кв.м. (39,3 кв.м.) |
Вооружение: | 2х MG-151 (20-мм пушка/15-мм пулемёт), 4х 7,92-мм пулеметы MG-17, 1х 7,92-мм пулемет MG-81 |
Боевое применение тяжелого истребителя Bf-110
Истребитель Bf-110 впервые был применен во время вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 года. Самолёт широко использовался при агрессии против Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии. Встреча с английскими «Спитфайрами» во время «битвы за Англию» показала, что истребитель не может вести на равных маневренный бой с более лёгкими одномоторными истребителями.
С этого момента Bf-110 всё больше стал использоваться для ударов по наземным целям и как разведчик. С началом ночных налётов английской авиации на промышленные объекты Германии Bf-110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя.
Применялись Bf-110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке в мае 1941 года. На советско-германском фронте встречались редко, в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. Известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом советский лётчик на И-15 (!) сбил сразу 3 (!) Bf.110.
По мере появления на фронте большого количества скоростных и маневренных истребителей Як-1 и ЛаГГ-3 потери среди Bf-110 существенно увеличились и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf-109.
Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf-110 были отозваны с Восточного фронта в состав воздушного командования «Рейх» (ПВО Германии).
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Германии
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.