[snip text=»Краткая справка: Советский истребитель ЛаГГ-3 был довольно сложен в пилотировании и имел корпус целиком изготовленный из дерева. Потери новой техники в первые военные месяцы заслужили этой машине горькую славу, однако, по мере освоения в войсках, даже самые суеверные пилоты поняли, что дело было не в самолете.»]
Содержание
История создания истребителя ЛаГГ-3
Первый прототип был готов к весне 1940 года. 28 марта лётчик-испытатель А.И.Никашин впервые поднял его в небо, а 1 мая самолёт принимал участие в воздушном параде над Красной площадью. Летом 1940 года были проведены государственные испытания И-301 в НИИ ВВС. По результатам испытаний самолёт был доработан и рекомендован в серию под обозначением истребитель ЛаГГ-1 (Лавочкин, Гобунов, Гудков). Все трое за работу были удостоены Сталинской премии 1 степени.
Доработок было немало, в серию истребитель пошел уже как ЛаГГ-3. Первый серийный ЛаГГ-3 впервые поднялся в небо 23 января 1941 года, а в марте был принят на вооружение.
Всего за 4 года производства (с 1940 по 1944 г.г.) было изготовлено 6528 самолётов ЛаГГ-3 всех серий.
Конструкция истребителя ЛаГГ-3
Истребитель ЛаГГ-3 это свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок с работающей обшивкой. Конструкция планёра цельнодеревянная, все детали соединялись клеем ВИАМ Б-3 без использования гвоздей или шурупов. Наиболее ответственные детали изготавливались из дельта-древесины. Обшивка выполнялась из берёзового шпона и оклеевалась снаружи тканью.
Шасси трёхопорное с хвостовым колесом, в зимний период была предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состояла из V-образного 12-цилиндрового поршневого двигателя водяного охлаждения М-105П (М-105ПА, М-105ПФ) с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П. Моторама сваривалась из стальных труб. Топливо размещалось в 5 протектированных баках: 3 в центроплане и 2 в консолях крыла. Состав вооружения у самолётов различных серий был различным.
Модификации истребителя ЛаГГ-3
- И-301 (И-22) — прототип. В 1940 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 30 марта 1940 года.
- «105» — опытный с двигателем М-105ПФ2. Отличался конструкцией фюзеляжа. Разработан В.П.Горбуновым. Изготовлен весной 1943 года.
- Гу-82 — опытный с двигателем воздушного охлаждения М-82. Силовая установка полностью взята от Су-2. Разработан М.И.Гудковым. Изготовлен в августе 1941 года. Изготовление второго образца прекращено из-за эвакуации.
- К-37 — опытный с 37-мм пушкой Ш-37. Разработан М.И.Гудковым. В 1941 году переоборудовано 3 серийных самолёта ЛаГГ-3 1 серии.
- ЛаГГ-М-82 — опытный с двигателем М-82. Разработан С.А.Лавочкиным в конце 1941 года.
- ЛаГГ-1 — истребитель с тремя топливными баками и радиополукомпасом. Переоборудован в 1940 году из И-301. Первый полёт 25 октября 1940 года.
- ЛаГГ-3 — серийный истребитель с усиленным шасси, 5 топливными баками. Выпускался в 1941-1944 годах.
- ЛаГГ-3 1 серии. С двигателем М-105П, увеличенными воздухозаборниками. Вооружение состояло из 1 пулемёта БК в развале цилиндров, 2 синхронных пулемётов БС и 2 пулемётов ШКАС.
- ЛаГГ-3 4 серии. С двигателем М-105ПА, увеличенным воздухозаборником на левом борту и отсутствием воздухозаборника на правом, высокой антенной мачтой за кабиной. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 1 пулемёта БС и 2 пулемётов ШКАС.
- ЛаГГ-3 7 серии. С крыльевыми топливными баками меньшего объёма.
- ЛаГГ-3 8 серии. С отсутствием пулемётов ШКАС. Вмосто пушки ШВАК иногда устанавливалась ВЯ-23. Выпускался с конца 1941 года.
- ЛаГГ-3 11 серии — истребитель-бомбардировщик. С 6 реактивными орудиями РО-82 и 2 бомбодержателями ДЗ-40 под крылом, новым воздухозаборником под фюзеляжем, отсутствием крыльевых баков. Вместо бомб мог нести 2 ПТБ по 80 л. Часть самолётов оснащалось лыжным шасси. Выпускался зимой 1941-1942 годов.
- ЛаГГ-3 15 серии. С автоматическими предкрылками.
- ЛаГГ-3 23 серии. С новым хвостовым оперением, хвостовой антенной стойкой, изменёнными выхлопными трубами. Часть самолётов оснащалась винтом ВИШ-105СВ. Вооружение состояло из пушки ШВАК и пулемёта БС. Выпускался весной 1942 года.
- ЛаГГ-3 28 серии. С двигателем М-105ПФ, радиостанцией РСИ-4. Вместо общей выхлопной трубы применены выхлопные патрубки, общие на 2 цилиндра. Часть самолётов оснащалась винтом ВИШ-105СВ. Выпускался с июня 1942 года.
- ЛаГГ-3 33 серии. С винтом ВИШ-105СВ, изменённым хвостовым оперением.
- ЛаГГ-3 34 серии — истребитель танков. Отличался 37-мм пушкой НС-37. Осенью 1942 года на заводе №31 изготовлено 40 самолётов.
- ЛаГГ-3 35 серии. С автоматическими предкрылками, увеличенным радиатором, изменённой формой воздухозаборников, убирающимся хвостовым колесом. Выпускался с авгута 1942 до весны 1943 года на заводе №31.
- ЛаГГ-3 41 серии. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 1 пулемёта БС, 2 пулемётов ШКАС.
- ЛаГГ-3 66 серии. С облегчённым каркасом фюзеляжа, бронестеклом в передней части фонаря кабины, формой воздухозаборников, бомбодержателями с зализами. Часть деталей унифицирована с самолётом Як-1. Выпускался с весны 1943 до середины 1944 года.
- ЛаГГ-3 — разведчик с фотоаппаратом АФА-1. Переоборудована часть самолётов 8 серии.
- ЛаГГ-3 — облегчённый, с двигателем М-105ПФ, и измененным составом оборудования. Вооружение состояло из пушки ШВАК и пулемёта УБС. Разработан В.П.Горбуновым в 1942 году. Выпущен малой серией на заводе №31.
- ЛаГГ-3 «дублёр» — опытный с двигателем ВК-105ПФ2. Конструкция аналогична самолёту «105». Вооружение состояло из пушки ВЯ-23 и пулемёта УБ. Изготовлен весной 1944 года.
- ЛаГГ-3 ПВРД — опытный с ПВРД. Разработан в 1941 году
- ЛаГГ-3Ф — опытный с двигателем М-107. Разработан В.П.Горбуновым. В 1943 году изготовлено 2 самолёта.
- ЛаГ-5 — опытный с двигателем М-82. Вооружение состояло из 2 пушек ШВАК. Разработан В.П.Горбуновым в 1942 году.
Боевое применение и эксплуатация истребителя ЛаГГ-3
Деревянная конструкция ЛаГГ-3 позволила в трудный начальный период войны, в условиях эвакуации не только не снизить производство истребителей, но и неуклонно его увеличивать. Самолёт имел большую дальность полёта, мощное вооружение и высокую живучесть, однако был сложен в пилотировании и освоении. По этой причине даже появилась расшифровка названия ЛаГГ как «лакированный гарантированный гроб». Но в опытных руках он становился грозным оружием. Например, лётчик 178 иап Герой Советского Союза Г.А.Григорьев под Москвой в 30 воздушных боях одержал на нём 17 побед. На ЛаГГ-3 начинали воевать будущие дважды Герои П.Я.Головачёв, В.А.Зайцев, С.Д.Луганский,В.И.Попков, Н.М.Скоморохов.
Поначалу, скорость серийных самолётов была значительно ниже, чем у прототипа, поэтому в 1942 году по рекомендации ЦАГИ были предприняты меры по улучшению всего комплекса лётно-технических данных ЛаГГ-3. В результате предпринятых действий, к началу 1943 года серийные самолёты стали равноценны истребителю Як-1.
До начала войны успели выпустить 322 самолёта. В первую очередь ими оснащались полки на Дальнем Востоке. Когда стало ясно, что Япония в войну вступать не собирается и все имеющиеся ЛаГГ-3 были переброшены на советско-германский фронт. Впоследствии применялся на всех фронтах до конца войны. В августе 1945 года принимал участие в войне с Японией. 3 самолёта, захваченные финами, эксплуатировались в ВВС Финляндии до января 1945 года.
Характеристики ЛАГГ-3 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1940 г |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | М-105ПФ, мощностью 1210 л.с. |
Максимальная скорость: | 591 км/ч |
Практический потолок: | 9600 м |
Дальность полета: | 650 км |
Масса пустого: | 2700 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2990 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 9,80 м |
Длина: | 8,81 м |
Высота: | 3,06 м |
Площадь крыла: | 17,62 кв.м. |
Вооружение: | Основное: 1x 20-мм пушка, 1х 12,7-мм пулемет. Под крылом могли подвешиваться 6 реактивных снарядов РС-82 и 2 бомбы по 50 кг. В полевых условиях иногда под крылом устанавливали 2 дополнительных пулемёта БС в гондолах. |
Характеристики приведены для 66 серии ЛаГГ-3 — к этому времени его характеристики практически сравнялись с характеристиками Як-1
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.