[snip text=»Краткая справка: Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 «Штука». История создания и боевого применения знаменитого «лаптёжника» времен Второй Мировой войны»]

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 "Штука"

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 «Штука»

 

История создания пикирующего бомбардировщика  Ju.87 «Stuka»

В сентябре 1933 года министерство авиации Германии объявило конкурс на создание пикирующего бомбардировщика, по летным данным сравнимого с истребителями того времени. К разработке приступили четыре фирмы: «Арадо», «Блом и Фосс», «Хейнкель» и «Юнкерс», проектировавшие соответственно машины Ar.81, Ha.137, He-118 и Ju.87.

Юнкерс (не в последнюю очередь благодаря начальнику технического управления Э. Удету, явно симпатизировавшего фирме) свою разработку назвал Ju.87 «Stuka» («штука»), причем весьма странное «имя» самолета было сокращением от sturzkampfflugzeug — то есть буквально, «пикирующий боевой самолёт». Разработку машины возглавил конструктор Г.Польман.

19 сентября 1935 года «Юнкерс 87» впервые поднялся в воздух, а вскоре, одержал убедительную победу над конкурентами и был рекомендован в серийное производство, которое началось с января 1937 года. За неказистый внешний вид, а особенно из-за характерного обтекателя убирающихся шасси, машина получила прозвище «лаптёжник».

Чертеж пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju.87 "Штука"

Чертеж пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju.87 «Штука»

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 выпускался на заводах «Юнкерс» (Дессау), «Везер флюгцойгбау» (Бремен), в Темпельхофе (Берлин) и Лемвердере до осени 1944 года. Всего изготовлено до 6500 самолётов различных модификаций.



Конструкция и модификации бомбардировщика Ju.87 «Stuka»

Бомбардировщик Ju.87 это цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом типа «обратная чайка». Шасси трёхопороное, неубирающееся, с задней стойкой. Передние стойки шасси закрыты обтекателями, также на них установлена газоструйная сирена («иерихонская труба»), издающая при пикировании жуткий вой деморализующий противника на земле и помогающий пилоту не глядя на приборы, по слуху, сориентироваться о примерной скорости самолета.

Для обеспечения безопасного выхода из пикирования самолёт оснащался тормозными решётками под крылом и автоматом пикирования. Двухместная кабина экипажа закрыта общим фонарём.

  • Ju-87A — серийный вариант с двигателем Jumo-210, бомбовая нагрузка составляла 500 кг. Выпускался с конца 1937 года до весны 1938, было изготовлено 262 самолёта. К 1939 году все они уже были выведены из боевого состава и использовались как учебные.
  • Ju-87B — пикирующий бомбардировщик с двигателем Jumo-211A. Увеличен вынос колёс шасси вперёд, количество пулемётов возросло до 3, бомбовая нагрузка до 1000 кг. Версия B-1 выпускалась в 1938-1939 годах, B-2 — с 1939 г. Поставлялся в Болгарию, Венгрию и Румынии, в тропическом исполнении, с противопылевыми фильтрами, — в Италию. Модификация Ju-87B-2/U3 имела усиленное бронирование, Ju-87B-2/U4 — лыжное шасси.
  • Ju-87C — палубный вариант Ju-87B выпущенный малой партией. Отличался наличием кронштейнов для катапульты, посадочным гаком, дополнительными топливными баками, складывающимися крыльями с надувными баллонами и отстреливающимся шасси, при посадке на воду. Впоследствии все были переделаны в Ju-87B-1.

Характеристики Юнкерс Ju.87

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 «Штука»
Страна: Германия
Тип: Пикирующий бомбардировщик
Год выпуска: 1935 год
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х Jumo.211J-1, 1400 л.с.
Максимальная скорость: 410 км/ч
Практический потолок: 7320 м
Дальность полета: 1000 км
Масса пустого: 3,9 т
Максимальная взлетная масса: 6,6 т (5058 т - нормальная взлетная)
Размах крыльев: 13,8 м
Длина: 11,5 м
Высота: 4 м
Площадь крыла: 32 кв.м.
Вооружение:2х MG-17, 1х MG-81Z, до 1800 кг бомбовой нагрузки

Характеристики приведены для Ju-87D
  • Ju.87D — модернизированный пикирующий бомбардировщик с новой носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, двигателем Jumo.211J-1 мощностью 1400 л.с., задней стрелковой установкой GSL-81Z с двухствольным пулемётом MG-81Z. Бомбовая нагрузка увеличена до 1800 кг. Существовал в громадном количестве модификаций:
    • Ju-87D-1 — серийный. Выпускался фирмой «Везер» с весны 1941 года. С 1942 года применялся в войне против СССР.
    • Ju-87D-1/To — торпедоносец (опытный).
    • Ju-87D-1/Trop — тропический. Отличался дополнительными фильтрами. С 1942 года применялся в Северной Африке.
    • Ju-87D-2 — буксировщик планёров. Отличался усиленной хвостовой частью, костылём и буксирным крюком. Применялся в Северной Африке.
    • Ju-87D-3 — штурмовик-бомбардировщик. Отличался усиленным бронированием и отсутствием сирен, стрелковой установкой GSL-R81Z с увеличенными углами обстрела. Выпускался с конца 1942 года. Изготовлено 1559 самолётов на заводах в Темпельсхофе и Лемвердере. Поставлялся Румынии.
    • Ju-87D-4 — торпедоносец. Отличался отсутствием тормозных решёток и сирен. Переоборудовано несколько D-1 и D-3. Позже переоборудованы обратно в D-3.
    • Ju-87D-5 — с крылом увеличенного до 14,98 м размаха. Отличался отстреливаемыми стойками шасси и отсутствием тормозных решёток (на самолётах ранних серий ещё устанавливались). Крыльевые пулемёты MG-17 заменены 20-мм пушками Маузер MG-151/20. В 1943-1944 годах изготовлено 1178 самолётов. Поставлялся ВВС Венгрии.
    • Ju-87D-6 — упрощенный вариант D-5. Серийно не выпускался.
    • Ju-87D-7 — ночной штурмовик. Отличался двигателем Jumo.211P с пламегасителями, усиленным бронированием, составом радиооборудования. С начала 1944 года фирмой «Менибум» переоборудовались ранее выпущенные D-3.
    • Ju-87D-8 — ночной штурмовик на базе D-5. Отличался коническими насадками на стволах пушек.
Ju-87 с 37-мм пушками под крыльями. Противотанковый штурмовик

Ju-87 с 37-мм пушками под крыльями. Противотанковый штурмовик

  • Ju-87E — палубный торпедоносец на базе Ju.87D со складывающимися крыльями и отстреливающимися стойками шасси.
  • Ju-87F (Ju.187) — бронированный штурмовик с двигателем Jumo.213F-1 на 1850 л.с., новым крылом, убирающимся шасси, усиленным вооружением. Бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг. Осенью 1943 года изготовлено 4 самолёта.
  • Ju-87G — противотанковый штурмовик, с 2х 37-мм пушками BK-3,7 (Flak.18) под крылом. Всего было произведено 174 таких машины, ещё 104 были переоборудованы в войсках.
  • Ju-87H — учебный вариант «Штуки», с кабиной с двойным управлением и отсутствием вооружения. Разработан в 1943 году.
  • Ju-87R — дальний бомбардировщик/буксировщик планеров, с дополнительными топливными баками. Выпускался с конца 1939 года. Изготовлено около 150 самолётов, включая тропические варианты с дополнительными фильтрами, антикоррозийным покрытием и электропроводкой повышенной влагоустойчивости.

Эксплуатация пикирующего бомбардировщика Ju-87 «Штука»

Ju-87 начал свою боевую карьеру в ноябре 1936 года во время гражданской войны в Испании,  затем применялся Германией и её сателлитами вплоть до 1945 года. За время войны из пикирующего бомбардировщика превратился в многоцелевой самолет выполнявший множество различных ролей — от штурмовика до транспортёра планеров.

При всех достоинствах этого пикировщика, нельзя не признать, что к 1941 году он уже устарел, и спасти его не могли уже никакие модернизации. Медлительный и слабо защищенный, Ju-87 мог быть по-настоящему эффективен только с надежно защищенными «тылами», то есть при господстве в воздухе своей авиации.

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 "Штука"

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87 «Штука»

 

В случае столкновения с современными истребителями противника, «Штуки» несли большие потери, являясь практически идеальной мишенью — это доказали и воздушные бои «Битвы за Британию» и сражения на Восточном фронте, начиная с середины 1942 года. Начиная с 1944 года Ju-87 начали заменяться в штурмовых частях самолётами FW-190 и переводиться в ночные бомбардировщики.

Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, Италию, Румынию и Японию (2 самолета), причем пикирующие бомбардировщики Ju-87 армий Румынии и Болгарии, на завершающем этапе войны бомбили уже саму Германию.

 

 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945», 1994.