[snip text=»Краткая справка: Советское корабельное орудие Б-13 калибра 130-мм, главный калибр лидеров эсминцев времен Великой Отечественной войны. История создания, особенности конструкции и боевое применение»]

130-мм корабельное орудие Б-13

130-мм корабельное орудие Б-13

От «дореволюционных» 130-мм корабельных пушек, до Б-7

Морская пушка Б-13 создана на базе 130-мм орудия образца 1913 года длиной в 55 калибров, спроектированного в 1911-1913 годах КБ Обуховского завода.

2 марта 1912 года подготовленный проект пушки в двух вариантах — с гильзовым и картузным заряжанием передали на утверждение в Главное управление кораблестроения. В обоих случаях предусматривался автоматический затвор. Параллельно с конструкторскими работами обуховцы изготавливали и два опытных станка. Один с пневматическим, а другой — с пружинным накатником. Адмиралы, заседавшие в Главном управлении, предпочли артсистему попроще и подешевле. В серию пошла пушка с картузным заряжанием и затвором системы Виккерса, открывавшимся и закрывавшимся вручную, и станком с пружинным накатником. Заряжание и досылка боеприпасов также производились вручную.

В 1914 году пушки запустили в крупносерийное производство. До начала революционных событий Обуховский завод выпустил 132 орудия. Кроме того, в 1913 году английскому заводу Виккерса тоже заказали 100 аналогичных пушек. Первые семь из них прибыли в Россию в октябре 1914-го. “Стотридцатки” устанавливались на крейсерах типа “Светлана” и трех черноморских линкорах типа “Императрица Мария”, ими же перевооружили крейсеры “Диана”, “Кагул”, “Олег” и другие корабли. В годы гражданской войны такими же пушками оснащали десятки канонерских лодок, плавучих батарей белых и красных флотилий.

Пушки имели станки с углом возвышения +20° и +30°, а также башнеподобные щиты двух типов с лобовой броней в 76 и 25 мм.

В конце 1920-х годов на Обуховском заводе провели модернизацию установки, снабдив ее пружинным досылателем и увеличив угол возвышения до +40°. Усовершенствованные орудия получили индекс Б-7 (Б — индекс завода “Большевик”, бывший Обуховский). Однако частичная модернизация была полумерой, и Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало заводу “Большевик” новую 130-мм пушку под индексом Б-13.

Схема-чертеж 130-мм артиллерийской установки Б-13

Схема-чертеж 130-мм артиллерийской установки Б-13



130-мм корабельное орудие Б-13

В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект с длиной ствола орудия в 45 калибров. Его баллистические данные совпадали с данными 130/55-мм пушки, но давление в канале возрастало с 2750 до 3150 кг/см2, благодаря чему уменьшалась длина ствола и пушка теперь могла устанавливаться на подводных лодках.

Проектом предусматривалось: гильзовое заряжание, горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой по типу 180-мм пушки Б-1-К, гидропневматический досылатель броскового типа (близкий по конструкции к Б-7) и ручная досылка заряда в гильзе. В целом проект одобрили, но 23 января 1930 года УВМС решило внести в него ряд изменений: увеличить скорострельность с 12 выстрелов в минуту до 14, заменив ручные приводы наведения электрическими, с муфтами Дженни и др.

Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца завод должен был завершить к началу марта 1932 года.

В программу артиллерийского вооружения морских сил РККА, утвержденную М.Н.Тухачевским 27 февраля 1932 года, входили 130/45-мм установки для подводных лодок с углом возвышения до +30° и для надводных кораблей до +45°, а дополнительное тактико-техническое задание УВМС было выдано заводу 19 мая 1932 года, так как к тому времени оказалось, что длину ствола можно было увеличить до 50 калибров. Это объясняется двумя причинами.

Во-первых, отпал вариант установки 130-мм пушек на подводные лодки типа “Правда”, поскольку выяснилось, что такая пушка для лодки слишком тяжела, и ограничились 100-мм, да и сама конструкция лодки оказалась неудачной.

Во-вторых, удлинением ствола решили хоть немного снизить давление в канале (при жестко заданном весе снаряда и начальной скорости). Но повторилась история 1912 года: опять командование флота погналось за дешевизной. В результате заставили конструкторов последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д.

130-мм корабельное орудие Б-13 на лидере эсминцев «Баку»

130-мм корабельные орудия Б-13 на лидере эсминцев «Баку»

К изготовлению нового опытного образца Б-13 приступили в середине 1932 года. Этот трудоемкий процесс затянулся, так как в рабочие чертежи постоянно вносились изменения. Лишь 8 апреля 1934 года приступили к заводским испытаниям пушки. Они выявили ряд дефектов, и образец вернули на завод для доработки. В апреле 1935 года испытания возобновили. В конце концов в УВМС закрыло глаза на недоделки, и в декабре 1935-го «сырую» Б-13 официально приняли на вооружение, а серия уже шла с мая 1935 года. Первые из серийных имели одинаковые со 130/55-мм пушкой боеприпасы и баллистику. Правда, дальность стрельбы у них была больше на 2 — 3 км за счет увеличения угла возвышения с +30° до +45°. По сравнению же с Б-7 эта разница для снаряда образца 1911 года составляла лишь 300 м.

Как уже говорилось, сохранить баллистику без изменений при укороченном на 5 калибров стволе удалось за счет увеличения давления в канале. Это стало приводить к срыву ведущих поясков снарядов. Испытания в 1935 году первых трех серийных Б-13 показали, что живучесть их сохраняется только до 130 выстрелов (везде идет речь о полном заряде). Далее происходила полная потеря меткости, и снаряды летели кувыркаясь. Таким образом и лидеры эсминцев, и сами эсминцы не могли даже полностью расстрелять свой боезапас. Положение сложилось нетерпимое. Несколько КБ и НИИ, сотни ученых и инженеров были брошены на решение проблемы живучести Б-13. Частично снимало эту проблему применение лейнированного ствола. Теперь после 130 выстрелов нужно было менять не всю пушку, а лишь тонкую внутреннюю трубу ствола — лейнер. Причем это производилось прямо на корабле или береговой батарее.

В конце концов живучесть удалось поднять за счет увеличения числа нарезов лейнера. Первоначально приняли систему нарезов, разработанную Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (АНИМИ) — 44 нареза глубиной 1,95 мм, а через несколько месяцев — систему, разработанную в НИИ-13 — 40 нарезов глубиной 2,7 мм. А в итоге в 1941 году флот получил фактически три различные системы Б-13: с мелкой нарезкой, нарезкой АНИМИ и НИИ-13. Причем к каждой артсистеме требовались специальные снаряды, не подходившие к другим пушкам, специальные таблицы стрельб, прицелы и др. Нетрудно представить, сколько нареканий вызывало это у моряков.

К началу 1941 года на кораблях и береговых-батареях насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 с мелкой нарезкой (16 из них на кораблях Черноморского флота), небольшая часть с нарезкой АНИМИ и большинство — с нарезкой НИИ-13. Кроме того, на вооружении оставалось 108 пушек образца 1913 года.

Характеристики корабельного орудия Б-13

130-мм корабельное орудие Б-13
Страна: СССР
Тип: 130-мм корабельное орудие
Дата выпуска: 1932 г.
Расчет:Нет сведений
Калибр:130-мм
Длинна: Длина ствола 50 калибров
Ширина: Нет сведений
Вес: Нет сведений
Скорострельность: 7-8 выстрелов в минуту
Дистанция стрельбы: 25,5 км
Начальная скорость снаряда: 870 м/с
Боекомплект: ---

Боевое применение 130-мм корабельного орудия Б-13

В годы Великой Отечественной войны 130-мм пушки Б-13 стали самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все лидеры и эсминцы советской постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и некоторые минные заградители. К началу боевых действий в 1941 году на береговых батареях находилось 169 таких пушек, а в ходе войны еще несколько десятков установили на позициях под Севастополем, Новороссийском, в Крыму на Перекопе и в других местах. Наконец, эти орудия, размещенные на железнодорожных платформах, воевали в составе бронепоездов или железнодорожных батарей.

Конструкторов пушки сейчас часто критикуют за малый угол возвышения, не дававший вести зенитную стрельбу. Критика эта безосновательна. Чтобы сделать полноценное 130-мм зенитное орудие, нужно не только довести максимальный угол возвышения до +85°, но и создать дистанционную систему скоростных приводов наведения орудия, радиолокационную систему управления огнем, полностью автоматизировать подачу боеприпаса, создать автоматический установщик дистанционной трубки на снарядах и т.д. В начале 30-х и даже в предвоенные годы это было не по силам нашей промышленности. Совсем другое дело — конец 40-х годов, когда появились новые универсальные 130-мм орудия БЛ-109. Их возможности нужно было расширить. Однако на новые эсминцы проекта 30-бис продолжали ставить довоенные установки Б-2ЛМ с качающимися частями от Б-13.

130-мм железнодорожная установка Б-57 - сухопутный вариант корабельной пушки Б-13

130-мм железнодорожная установка Б-57 — сухопутный вариант корабельной пушки Б-13

Все же и Б-13 могла вести зенитный огонь. К 1941 году в ее боекомплект входили дистанционные (зенитные) гранаты образца 1928 года с механической трубкой ВМ-16, а в конце 50-х годов — зенитные снаряды ЗС-46Р с радиовзрывателем. Когда немцы пытались атаковать наши корабли с малых или сверхмалых высот, они нередко несли ощутимые потери, хотя в целом эффективность использования пушки в качестве зенитного орудия была невелика.

В годы войны ряд недостатков Б-13 обернулся ее достоинствами. Например, отсутствие электроприводов наведения, ручное заряжание и др. — благодаря этому пушки, предназначенные для эсминцев, без всяких изменений ставили за несколько часов на палубы барж, шаланд, на обычные четырехосные железнодорожные платформы или на импровизированные основания где-нибудь в чистом поле под Москвой или Перекопом. Не нужно ни источника тока, ни радиолокационной системы управления огнем.

Первоначально пушки выпускались с коробчатым щитом, со второго полугодия 1939 года — с щитом обтекаемой формы. Выпущенные до 1939 года назывались установками первой серии, а позже — второй серии (Б-13-Ис). В 1948 году начали производство третьей серии (Б-13-Шс). Основное различие между ними состояло в устройстве досылателя.

Артиллерийские установки Б-13 сняли с производства лишь в 1954 году, а всего их было изготовлено 885 единиц. И в послевоенные годы Б-13 составляли большинство орудий береговой обороны СССР. В течение 35 лет они эксплуатировались в Китае на переданных ему в 1955 году четырех эсминцах проекта 7. К середине 80-х годов на вооружении и складах ВМФ имелось свыше 600 единиц Б-13.

130-мм артиллерийская установка Б-13, вид сзади

130-мм артиллерийская установка Б-13, вид сзади

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе материалам сайта warfleet.ru