[snip text=»Краткая справка: Немецкий бомбардировщик He-111 — наиболее массовый бомбардировщик люфтваффе на начало войны. История создания, характеристики и боевое применение He-111.»]

Бомбардировщик Heinkel He.111

Бомбардировщик Heinkel He.111

История создания бомбардировщика He-111

Разработка бомбардировщика He.111 началась на фирме «Эрнст Хейнкель флюгцойгверке» в начале 1934 года под руководством Зигфрида и Вальтера Гюнтеров, по заданию выданному Техническим департаментом министерства авиации Германии.

Самолёт разрабатывался сразу в двух вариантах: гражданском транспортно-пассажирском и бомбардировочном, основной для конструкции He.111 послужил более ранний самолёт He.70 «Блиц» («Молния»), из-за внешней схожести с которым, новый бомбардировщик в шутку прозвали «Доппел Блитц», т.е. «двойная молния» (He.111 в отличие от He.70 имел 2 мотора).

Прототип He.111А впервые поднялся в воздух 24 февраля 1935 года (лётчик-испытатель Г.Ничке), а 10 января 1936 года прототип He.111V4 был продемонстрирован иностранным корреспондентам.

Испытания смолета в Рехлине и Штаакене прошли успешно и уже весной 1936 года началось серийное производство, которое впоследствии велось на заводах на заводах «Хейнкель» в Мариэне, Берлине, Ораниенбурге и Ростоке, «Норддойче Дорньеверке» в Висмаре, ATG в Лейпциге, «Арадо флюшцойгверке» в Бабельсберге, Бранденбург-Хавеле и Варнемюнде, «Юнкерс флюгцойг унд моторенверке» в Дессау. Производство «Хейнкель 111» продолжалось до сентября 1944 года. Всего за это время было произведено 7500 тысяч He-111 всех модификаций.
Также He-111 выпускался по лицензии в Румынии (30 самолётов) и Испании (200 самолетов), и поставлялся на экспорт в Болгарию (2 самолёта), Венгрию (16), Испанию (130), Китай (6), Румынию (32), Словакию (2) и Турцию (28).

Чертеж бомбардировщика Heinkel He.111

Чертеж бомбардировщика Heinkel He.111

Боевое применение бомбардировщика He-111

Бомбардировщик He.111 был принят на вооружение люфтваффе в январе 1937 года, и всего через год, к сентябрю 1938 года стал наиболее массовым бомбардировщиком люфтваффе.



В боевых условиях впервые применён в 1937 году в Китае в боях под Шанхаем. С февраля 1937 года в составе легиона «Кондор» участвовал в гражданской войне в Испании, всего в Испанию послано 95 самолётов. Один трофейный He.111B-1 в 1938 году был переправлен в СССР для испытаний в НИИ ВВС. После окончания войны уцелевшие He.111 немцы передали франкистам.

К началу Второй мировой войны бомбардировщик He.111, несмотря на постоянные модернизации, уже не мог считаться современной машиной. Тот факт, что производство «сто одиннадцатого» затянулось почти до конца 1944 года оправдывается лишь тем, что ничего более совершенного в загашнике у Гитлера не было — в условиях массированных налетов англо-американской авиации, приоритетом для авиапромышленности Германии были не бомбардировщики, а истребители.

Вторая Мировая война для He-111 началась с Польской кампании и закончилась лишь с капитуляцией в мае 1945 года. Он применялся на всех фронтах, хотя, например, на Восточном фронте, уже с осени 1941 года, при любой возможности заменялся на более современный бомбардировщик Ju-88. Тем не менее, в армиях других стран, он прослужил ещё долго — последние турецкие He-111 были списаны в 1946 году, а испанские продержались в строю почти до конца 1950-х г.г.

Некоторое количество He-111 во время войны было захвачено частями Красной Армии и использовалось в качестве транспортных самолетов (в том числе для заброски десантов в тыл) и для буксировки планёров. В качестве транспортных самолетов также использовалось большинство пассажирских He.111C и He.111G, реквизированных 1 сентября 1939 года люфтваффе у авиакомпании «Люфтганза».

Бомбардировщик Heinkel He.111

Бомбардировщик Heinkel He.111

Конструкция бомбардировщика He-111

Немецкий бомбардировщик He.111 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Крыло эллиптическое двухлонжеронное типа обратная «чайка», с работающей обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом.

Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных двигателей жидкостного охлаждения. Тип двигателей менялся в зависимости от модификации.

Пилот и штурман располагались в передней кабине, стрелки — в кабине за бомбоотсеками. Начиная с модификации He.111P устанавливалась полностью застеклённая кабина пилота.

Бомбы подвешивались вертикально в 2 бомбоотсеках, которые размещались в центральной части фюзеляжа. Оборонительное вооружение состояло из 3-6 (в зависимости от модификации) 7,92-мм пулемётов MG-15, MG-17 или MG-81. На некоторые самолёты устанавливались 13-мм пулемёт MG-131 или 20-мм пушка MG-FF.

Характеристики Heinkel He.111

Бомбардировщик Heinkel He.111 (Германия)
Страна: Германия
Тип: Средний бомбардировщик
Год выпуска: 1935 год
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 2х DB.600CG, мощностью 950 л.с.
Максимальная скорость: 369 км/ч
Практический потолок: 7000 м
Дальность полета: 1500 м
Масса пустого: 5,85 тонн
Максимальная взлетная масса: 10 тонн (8,6 тонн - нормальная взлетная)
Размах крыльев: 22,61 м
Длина: 17,51 м
Высота: 4,2 м
Площадь крыла: 86,5 кв.м.
Вооружение:3x 7,92-мм пулемета, до 1500 кг бомб

Модификации бомбардировщика He-111

  • He.111a (He.111V1) — первый прототип в варианте бомбардировщика, с двигателями BMW VI 6,0Z мощностью 660 л.с. с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага VDM. Первый полёт 24 февраля 1935 года.
  • He.111b (He.111V3) — второй прототип бомбардировщика, эталон серии. Отличался крылом с «подрезанной» задней кромкой. Первый полёт 9 апреля 1935 года.
  • He.111c (He.111V2) — первый прототип пассажирского самолёта, с двухлопастными воздушными винтами. Первый полёт 12 марта 1935 года. Эксплуатировался под именем «Росток» авиакомпанией «Люфтганза» в качестве почтового.
  • He.111d (He.111V4) — прототип пассажирского самолёта с развитым зализом за крылом. Первый полёт в декабре 1935 года. Передан «Люфтганзе», где эксплуатировался под именем «Дрезден».
  • He.111e (He.111V5) — прототип He.111B с двигателями DB.600A-0 мощносьтю 800 л.с.
  • He.111V6 — прототип He.111E с двигателями Jumo.210Ga мощностью 700 л.с. Переобрудован из He.111B-0.
  • He.111V7 — прототип пассажирского He.111G, с крылом с прямыми кромками. Переобрудован из He.111B-0.
  • He.111V8 — прототип He.111P с новой кабиной экипажа. Переоборудован в конце 1937 года из He.111B-0. Первый полёт в январе 1938 года.
  • He.111V9 — прототип He.111D, с двигателями DB.600Ga мощностью 1050 л.с. и системой охлаждения с дополнительными радиаторами. Первый полёт летом 1937 года.
  • He.111A-0 — предсерийный с удлинённым фюзеляжем, большей площадью остекления кабины и трёхлопастными винтами. Оборонительное вооружение состояло из 3 пулемётов MG-15. Бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Экипаж состоял из 4 человек. Весной 1936 года на заводе в Мариэне изготовлено 6 самолётов. После испытаний в Рехлине все проданы в Китай.
He-111G - гражданская версия бомбардировщика

He-111G — гражданская версия бомбардировщика

  • He.111B — серийный бомбардировщик с двигателями DB.600A мощностью 1000 л.с. Бомбовая нагрузка увеличена до 1500 кг. Изготовлено около 400 самолётов.
    • He.111B-0 — предсерийный. 10 самолётов изготовлено осенью 1936 года.
    • He.111B-1 — серийный, с измененной компоновкой оборудования. Самолёты поздних выпусков оснащались двигателями DB.600C мощносьтю 880 л.с. Выпускался с декабря 1936 по май 1937 года.
    • He.111B-2 — с двигателями DB.600CG мощностью 950 л.с. с дополнительными радиаторами. Выпускался с мая по ноябрь 1937 года.
  • He.111C-0 — предсерийный пассажирский с двумя салонами на 4 и 6 пассажиров. Летом 1936 года изготовлено 6 самолётов.
  • He.111D-0 — предсерийный бомбардировщик с двигателями DB.600Ga. Без крыльевых радиаторов, но с выхлопными коллекторами. Летом 1937 года изготовлено 10 самолётов.
  • He.111E — бомбардировщик с двигателями Jumo.211A-1. Изготовлено 220 самолётов.
    • He.111E-0 — предсерийный. Бомбовая нагрузка увеличена до 1700 кг.
    • He.111E-1 — серийный. Выпускался с февраля 1938 года. Бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг. Изготовлено 45 самолётов.
    • He.111E-2 — доработанный.
    • He.111E-3 — самая массовая модификация в серии E. Отличался составом оборудования.
    • He.111E-4 — с подфюзеляжным бомбодержателем с электросбросом.
    • He.111E-5 — с дополнительными топливными баками на 850 л.
Пассажирский He-111. Согласитесь, гражданская версия выглядит изящнее военной?

Пассажирский He-111. Согласитесь, гражданская версия выглядит изящнее военной?

  • He.111F — бомбардировщик с двигателями Jumo.211A-3 с новым крылом.
    • He.111F-0 — предсерийный, с дополнительными топливными баками в бомбоотсеке.
    • He.111F-1 — серийный, с двигателями DB.600 и дополнительным топливным баком в бомбоотсеке. Бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Осенью 1937 года изготовлено 24 самолёта для Турции.
    • He.111F-4 — с подфюзеляжными бомбодержателями. В начале 1938 года изготовлено 40 самолётов.
  • He.111G — серийный пассажирский с измененной формой крыла.
    • He.111G-0 — см. He.111V12, He.111V13.
    • He.111G-3 (He.111L) — см. He.111V14, He.111V15.
    • He.111G-4 — см. He.111V16.
    • He.111G-5 — пассажирский с двигателями DB.600Ga. Изготовлено 4 самолёта для Турции.
  • He.111H — вариант He.111P с двигателями Jumo.211A.
    • He.111H-0 — предсерийный.
    • He.111H-1 — первый серийный вариант. Выпускался с мая 1939 года в Ораниенбурге, Дессау («Юнкерс») и Лейпциге (ATG).
    • He.111H-2 — с двигателями Jumo.211A-3 мощностью 1100 л.с. Выпускался с конца августа 1939 года. С октября количество пулемётов увеличено до 6.
    • He.111H-3 — морской бомбардировщик с установкой в нижней гондоле пушки MG-FF и двигателями Jumo.211D-1 мощностью 1200 л.с. Экипаж увеличен до 6 человек. Бомбовая нагрузка составляла 2000 кг. Выпускался с ноября 1939 до конца 1940 года.
    • He.111H-3x — с радиоприцелом X-Geraet.
    • He.111H-3y — с радиоприцелом Y-Geraet.
    • He.111H-4 — бомбардировщик с двигателями Jumo.211D-1 с дополнительным топливным баком на 835 л. Выпускался с начала 1940 года.
    • He.111H-5 — с двигателями Jumo.211F-1 мощностью 1300 л.с. (на самолётах ранних выпусков Jumo.211D-1). Отличался 2 дополнительными топливными баками по 835 л. в бомбоотсеке. Бомбовая нагрузка до 2500 кг размещалась на наружной подвеске. Выпускался малой серией в 1940 году.
    • He.111H-6 — многоцелевой. Кроме бомб мог нести морские мины и торпеды. Выпускался с конца 1941 года.
    • He.111H-7 — доработанный, с измененным составом оборудования. Изготовлен в 1941 году.
    • He.111H-8 — ночной бомбардировщик с параваном для «траления» тросов аэростатов заграждения. В задней части фюзеляжа устанавливался противовес массой 250 кг. Бомбовая нагрузка уменьшена до 1000 кг. Оборонительное вооружение состояло из 2 пулемётов. Экипаж — 4 человека. В 1941 году переоборудовано 30 ранее выпущенных H-3 и H-5.
    • He.111H-8/R2 — буксировщик планёров с установкой в хвостовой части фюзеляжа буксировочного гака. Параван демонтирован. Переоборудовано более 20 самолётов H-8.
    • He.111H-9 — доработанный, с измененным составом оборудования. Изготовлен в 1941 году.
    • He.111H-10 — ночной бомбардировщик с измененной конструкцией крыла, двигателями Jumo.211F-2, усиленным бронированием кабины экипажа и пушкой MG-FF, оснащённой пламегасителем, в носовой части.
    • He.111H-11 — с усиленный бронированием и оборонительным вооружением, двигателями Jumo.211F-2, новым бомбодержателем PVC, дополнительным топливным баком в бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из 13-мм пулемёта MG-13, спаренного пулемёта MG-81Z и 2 MG-81 (в боковых огневых точках).
    • He.111H-11/R1 — со спаренными боковыми пулемётами MG-81Z.
    • He.111H-11/R2 — буксировщик планёров.
    • He.111H-12 — носитель ракет Hs.293A. Характерная особенность — отсутствие нижней гондолы и измененный состав бортового оборудования. Экипаж состоял из 4 человек. В 1941-1943 годах изготовлено около 50 самолётов.
    • He.111H-14 — ночной охотник оснащенный специальным радиооборудованием с многочисленными антеннами в носовой части фюзеляжа. В 1944 году переоборудовано 100 самолётов H-10.
    • He.111H-14/R2 — буксировщик планёров. Спецоборудование демонтировано. Переобрудовано 20 самолётов.
    • He.111H-15 — носитель планирующих бомб BV.246 с 3 наружными бомбодержателями и обновленным составом оборудования. Изготовлено около 10 самолётов.
    • He.111H-16 — модернизированный, с двигателями Jumo.211F-2. Оборонительное вооружение и бронирование по типу H-11.
    • He.111H-16/R1 — с электрофицированной башней DL-131 с 13-мм пулемётом MG-131.
    • He.111H-16/R2 — буксировщик планёров.
    • He.111H-16/R3 — со специальным радиооборудованием и дополнительной бронезащитой.
    • He.111H-18 — ночной бомбардировщик с пламегасителями на пулеметах. Радиооборудование аналогично H-14.
    • He.111H-18/R3 — с навигационным и бомбардировочным оборудованием для выполнения заданий в условиях плохой видимости.
    • He.111H-20 — транспортный и буксировщик планёров.
    • He.111H-20/R1 — десантный. Отличался наличием люка в полу и держателями для 2 800-кг контейнеров. Экипаж состоял из 3 человек. Мог брать на борт 16 десантников.
    • He.111H-20/R2 — транспортный. Отличался наличием электрофицированной башни с пуоемётом MG-131. Экипаж увеличен до 5 человек.
    • He.111H-20/R3 — ночной бомбардировщик. Оборонительное вооружение состояло из 3 пулемётов MG-131 и 2 спаренных MG-81. Бомбовая нагрузка составляла 2000 кг.
    • He.111H-20/R4 — ночной «беспокоящий» бомбардировщик. Отличался наличием системы GM-1 для впрыска в цилиндры двигателей водно-метаноловой смеси. На внешней подвеске нёс 20 50-кг бомб.
    • He.111H-21 — ночной бомбардировщик с двигателями Jumo.213E-1 мощностью 1750 л.с. (первые 22 самолёта выпущены с двигателями Jumo.211F-2). Бомбовая нагрузка увеличена до 3000 кг. Выпускался с лета 1944 года. Изготовлено более 200 самолётов.
    • He.111H-22 — носитель крылатых ракет V-1. Отличался наличием специального держателя над крылом, радара «Лихтенштейн» и радиоальтиметра FuG-101. В 1944 году переоборудовано несколько самолётов H-16, H-20 и H-21. Именно на таком самолёте совершил свой побег из плена М.П.Девятаев.
    • He.111H-23 — самолёт для диверсионных операций с двигателями Jumo.213A-1 мощностью 1776 л.с. и люком по типу H-20/R1. Мог брать на борт 8 десантников. Выпущен малой серией в 1944 году. В войсках самолёты переоборудовались в бомбардировщики.
HE-111Z - "двойной" хейнкель. Буксировщик планеров

HE-111Z — «двойной» хейнкель. Буксировщик планеров

  • He.111J — торпедоносец на базе He.111F с двигателями DB.600CG (по другим данным DB.600Ga). Летом 1938 года изготовлено 90 самолётов.
    • He.111J-0 — предсерийный, с 2 подфюзеляжными держателями для торпед и отсутствием внутрифюзеляжного бомбоотсека.
    • He.111J-1 — серийный. Отличался наличием бомбоотсека.
  • He.111P — бомбардировщик с асиметричной носовой частью фюзеляжа и двигателями DB.601Aa мощностью 1150 л.с.
    • He.111P-0 — предсерийный. Осенью 1938 года на заводе в Мариэне изготовлено 10 самолётов.
    • He.111P-1 — серийный с горизонтальной подвеской бомб в бомбоотсеке. Выпускался весной 1939 года в Мариэнэ, Висмаре («Дорнье») и Варнемюнде («Арадо»).
    • He.111P-2 — с радиостанцией FuG-X. Выпускался с мая 1939 года.
    • He.111P-3 — учебный, с двойным управлением. Переоборудовались ранее выпущенные P-0 и P-1.
    • He.111P-4 — с усиленным оборонительным вооружением и наружными бомбодержателями. Экипаж увеличен до 5 человек.
    • He.111P-6 — с двигателями DB.601N мощностью 1175 л.с. Выпускался в начале 1940 года. 10 самолётов в 1942 году передано Венгрии.
    • He.111P-6/R2 — буксировщик планёров.
Немецкий бомбардировщик He-111. Вид сбоку

Немецкий бомбардировщик He-111. Вид сбоку

  • He.111R — высотный бомбардировщик (проект). Разрабатывался в 1943-1944 годах.
    • He.111R-1 — с двигателями Jumo.211F.
    • He-111R-2 — с двигателями DB.603U.
  • He.111Z «Цвиллинг» — буксировщик тяжёлых планёров с двумя фюзеляжами. Силовая установка состояла из 5 двигателей Jumo.211F-2. Экипаж состоял из 7-9 человек.
    • He.111Z V1, V2 — прототипы. Первый полёт в ноябре 1941 года.
    • He.111Z-1 — серийный, со стартовыми пороховыми ускорителями. Осенью 1941 — весной 1942 годов изготовлено 8 самолётов.
    • He.111Z-2 — бомбардировщик (проект).
    • He.111Z-3 — разведчик (проект).
  • CASA C.2111 — испанский вариант He.111H-16. На заводе CASA в Севилье изготовлено 130 самолётов.
    • C.2111A, A-1, A-3 (B-2H) — бомбардировщик.
    • C.2111B (B-21) — бомбардировщик с двигателями Роллс-Ройс 500-20 мощностью 1700 л.с.
    • C.2111C-1, C-2, C-3 (BR-2H) — разведчик.
    • C.2111D (BR-21) — разведчик с двигателями Роллс-Ройс 500-20.
    • C.2111F, F-1 (T-8) — транспортный.
    • C.2111E (T-8B) — транспортный с двигателями Роллс-Ройс 500-20.
Модель "цвилинга" He-111. Только представьте себе пилота управляющего этим самолетом с прицепленным сзади планером!

Модель «цвилинга» He-111. Только представьте себе пилота управляющего этим самолетом с прицепленным сзади планером!

 

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет? в том числе по книге Колов С. Классический Хейнкель: О семействе самолётов He.111., Крылья Родины.