Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бронетранспортер М113 (США)



«Краткая справка: Американский бронетранспортер М113: рекордсмен по части модификаций. История создания, описание конструкции, модификации и опыт эксплуатации»

Американский бронетранспортер М113 в Ираке

Американский бронетранспортер М113 в Ираке

Бронетранспортеры, впервые появившиеся в виде экспериментальных машин в конце Первой Мировой войны, нашли широчайшее применение в 1939-1945 гг. Созданные накануне и во время Второй Мировой образцы БТР существенно различались по конструкции, компоновке, движителю, вместимости и другим ТТХ. Так, если в предвоенные годы колесные БТР на базе коммерческих грузовиков производились и проектировались в немалых количествах (особенно во Франции и Японии), то в военное время большее распространение получили полугусеничные машины (типа немецких Sd. Kfz 251 или американских М3). Полностью гусеничные модели производились в несколько меньших количествах (британский «Брэн-Универсал», канадский конверсионный «Рэм-Кенгуру»).
По окончании войны окончательно оформилось представление о БТР как бронированном средстве транспортировки мотопехоты к полю боя, ограниченно способном к выполнению боевых задач. Первые послевоенные бронетранспортеры в основном являлись развитием старых конструкционных схем (в частности, советские БТР-40 и БТР-152). Но в США, где за время войны было выпущено наибольшее число БТР и амфибийных десантных машин, в конце 50-х гг. был подготовлен бронетранспортер М113 — боевая машина нового поколения, ставшая в итоге самым массовым бронетранспортером ХХ века и одной из лучших машин в своем классе.
Потребность в БТР по типу M113 стала очевидной ещё и в связи с изменением военных реалий и принятию в США на вооружение нового семейства бронетехники, включающего легкий танк М41, средний танк М48, тяжелый танк М103, ПТ САУ М56 и др.
Задняя аппарель бронетранспортера M113 для посадки и высадки десанта

Задняя аппарель бронетранспортера M113 для посадки и высадки десанта

БТР должен был соответствовать их технологическому уровню, иметь высокую подвижность и грузоподъемность, умеренную массу, круговую защиту от стрелкового оружия и полностью закрытое десантное отделение. От конкурентов его выгодно отличала высокая технологичность производства, относительно небольшой вес и размеры, при сопоставимом уровне защиты, чего удалось достичь за счет широкого использования алюминиевой брони. Важным шагом вперед было и то, что M113 — это не столько «чистый» БТР, сколько весьма удачное шасси на основе которого для армии США удалось построить обширное семейство военных бронированных машин.
Тем не менее, М113, являясь, без сомнения, весьма выдающейся конструкцией для своего времени, имел значительные недостатки, из которых чаще всего указываются недостаточная проходимость на вязком грунте, высокую уязвимость для кумулятивных противотанковых средств, недостаточную подвижность, вследствие чего для полноценного участия в бою вместе с основными боевыми танками этот БТР не приспособлен.
Поэтому к 1980-м гг. для замещения и дополнения М113 были подготовлены два типа машин: для более плотного и успешного взаимодействия с танками предназначался БМП М2 «Брэдли», имевший значительно лучшую защиту и более мощный комплекс вооружения, а для доставки пехоты, патрулирования и её поддержки огнем — колесный БТР LAV-25.
В настоящее время М113 и его разновидности успели принять участие в огромном количестве войн и миротворческих операций, включая Войну во Вьетнаме, арабо-израильские войны и конфликты в Персидском Заливе. Производство «вечно молодой» машины продолжалось вплоть до 1992 года, а всего бронетранспортеров M113 и машин на его базе было произведено свыше 80 000 единиц.

Конструкция бронетранспортера М113

Компоновочная схема бронетранспортера М113, считается традиционной для гусеничных БТР и БМП. Силовая установка и трансмиссия размещены в передней части машины, место механика-водителя сдвинуто влево по оси корпуса. Командир (по совместительству стрелок) располагается по центру, имея в своем распоряжении башенку для наблюдения. Десантное отделение на 11 мотострелков занимает остаток пространства.
Моторно-трансмиссионное отделение отделено от остальных противопожарной перегородкой, сообщение между десантным отделением и отделением управления свободное. Механик-водитель и командир машины имеют индивидуальные сиденья, регулируемые по высоте для вождения с обзором через верхние люки. Десять из десантников размещаются на двух складных скамьях по бортам машины, лицом к оси машины, тогда как одиннадцатый десантник располагается на отдельном съёмном сиденье в центре отделения, лицом к корме.
Чертеж бронетранспортера M113

Чертеж бронетранспортера M113

Корпус сварной, изготавливается из авиационного алюминиевого сплава. Наклонный лобовой лист имеет 32-мм толщину и выдерживает огонь крупнокалиберных пулеметов; дополнительную защиту обеспечивает волноотражательный щиток. Борта установлены вертикально и защищают от боеприпасов калибром до 7,62 мм.
Верхняя часть подвески по всей длине прикрывается противопылевыми экранами. В крыше наличествуют два люка круглого сечения — мехвода и командира — и прямоугольный откидной люк увеличенного размера над десантным отделением. В кормовом листе оборудована посадочная аппарель со вспомогательной дверцей на случай отказа приводов. Дверь опускается и поднимается при помощи гидравлического привода, управляемого с места водителя, также в ней имеется обычная открывающаяся вбок дверь меньшего размера. В крыше корпуса над десантным отделением имеется квадратный грузовой люк, откидывающийся назад. Ещё один люк, в верхнем лобовом листе, служит для обслуживания и демонтажа двигателя и трансмиссии, помимо него в крыше корпуса имеются несколько меньших лючков. Крышу корпуса над моторным отделением занимают жалюзи воздухозаборника двигателя и вывода нагретого воздуха от системы охлаждения. Поскольку M113 ранних модификаций были плавающими, все люки и лючки корпуса снабжены резиновыми уплотнениями
Вооружение базовой модели M113 представляет из себя 12,7-мм пулемет «Браунинг» М2НВ на поворотном шкворне, огонь из которого ведет командир. На части М113 пулемет прикрыт щитком. Боекомплект равен 2000 патронов.
За свою историю на М113 устанавливались различные типы двигателей. Базовая модель образца 1960 г. имела бензиновую силовую установку мощностью 209 л. с., что не лучшим образом сказывалось на пожаробезопасности и запасе хода. Начиная с модификации М113А1 (1964 г.) БТР оснащались 212-сильным дизелем, благодаря которому дальность хода возросла в 1,5 раза (до 483 км). Последняя из массовых модификаций — М113А3, по стандарту которой модернизация проводилась с 1987 г., отличается форсированным до 275 л. с. двигателем 6V53T фирмы «Детройт Дизель». Он обеспечивает машине в два раза большую приемистость (разгон до 50 км/ч происходит за 27 секунд вместо 69), удельную мощность порядка 20 л. с./т (позволяющую взаимодействовать с БГМ 3-го поколения, такими, как М1 «Абрамс» и М2 «Брэдли»). Кроме того, М113А3 отличается от предыдущих своих разновидностей новой гидромеханической трансмиссией X200-4/4A фирмы «Эллисон», а также размещением топливных резервуаров: часть горючего размещена в двух внешних баках по сторонам от кормовой аппарели.
Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков диаметром 61 см, литых из алюминиевого сплава, с наружной амортизацией, на торсионной подвеске. Гусеничная цепь из 63-64 звеньев образована штампованными стальныит траками с опциональными асфальтоходными башмаками.
Гусеницы служат также и в качестве водоходного движителя, на плаву M113 перемещается за счёт их перемотки.

Характеристики бронетранспортера M113

Бронетранспортер М113 (США)
Страна: США
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1960 г.
Длинна: 4,86 м
Ширина: 2,69 м
Высота: 2,5 м
Броня, лоб: 38 мм (угол 30-45)
Броня, борт: 31-44,5 мм (угол 0)
Броня, башня: 38 мм (крыша корпуса)
Экипаж: 2 + 11 десять десантников
Двигатель: 1х Chrysler 75M, мощностью 215 л.с.
Дальность хода: 480 ум
Максимальная скорость: 64 км/ч (5,8 км/ч на плаву)
Масса:8,5-10,9 тонн
Вооружение:1х 12,7-мм пулемет M2HB
Характеристики приведены для базовой модели M113 M1

Модификации бронетранспортера М113

  • М125 — самоходный миномет, в десантном отделении которого установлена поворотная платформа (сектор обстрела — 90 градусов) с 81-мм минометом; огонь ведется через прямоугольный люк в крыше; экипаж машины — 6 человек. М106 отличается от него только вооружением, которым является 107-мм миномет М30. Эти модели должен заменить М1064: построенный на базе М113А3, со всеми его усовершенствованиями, он перевозит 120-мм миномет с боекомплектом в 69 выстрелов. М106 и М125 подлежат переделке в эту конфигурацию на общих основаниях.

    М163 «Вулкан» самая знаменитая модификация M113 и по иронии судьбы, одна из самых бесполезных

    М163 «Вулкан» самая знаменитая модификация M113 и по иронии судьбы, одна из самых бесполезных

  • М163 «Вулкан» — зенитная самоходная установка, созданная в начале 60-х фирмой «Рок Айленд Арсенал» одновременно с буксируемой М167 под широко известную 20-мм 6-ствольную автоматическую пушку М61, на замену устаревшей и неудачной ЗСУ М42 «Дастер». М61 появилась в качестве авиационной АП и устанавливалась на многие истребители, включая F-104, F-14, F-15, F-16. В БК входят калиберные БТС, ФЗС, ФЗТС и УС, их дульная скорость — до 1030 м/с. Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям определяется в 1,5 км, по наземным — в два раза больше. Орудие устанавливается в одноместной башне кругового вращения (скорость горизонтального наведения — до 60 град/с благодаря электрическим приводам) и имеет углы вертикальной наводки от -5 до +80 градусов.
    Оператор может выбирать один из двух режимов стрельбы (1000 и 3000 выстрелов в минуту) и один из четырех размеров очереди (10, 30, 60, 100 выстрелов); БК первой очереди насчитывает 1100 снарядов, его дополняет резервная укладка в 1000 выстрелов. Система управления огнем состоит из дневного прицела Мк21 и радиолокационного дальномера EMTECH.
    В целом, М163 не стала особенно успешной ЗСУ: принадлежавшая к тому же поколению советская «Шилка» превосходила в этой роли свой американский аналог, но в виде боевой машины огневой поддержки «Вулкан» неплохо проявил себя во Вьетнаме. На смену ему проектировалась ЗСУ М247, но из-за многочисленных технических проблем эта программа была свернута, и М163 до сих пор остается единственным самоходным ЗАК в армии США, хотя уже не отвечает современным требованиям.
  • М901 — самоходный ПТРК, принятый на вооружение в 1976 г. В центре корпуса смонтирована пусковая установка с двумя ПТУР TOW. Эта управляемая по проводу ракета с полуавтоматическим наведением являлась одной из лучших и самой массовой зарубежной ПТУР 2-го поколения: ее первая модель при массе 22,5 кг поражала бронецели на дальности до 3 км и имела бронепробиваемость до 600 мм; модернизированная Improwed TOW (I-TOW) c КБЧ калибром 127 мм, как и последующие версии, отличалась увеличенной до 3750 м дальностью и большей б/п; затем последовали TOW-2 калибра 152 мм, тандемная TOW-2А и TOW-2В, построенная для поражения верхней проекции бронетехники ударными ядрами. ПУ М901 рассчитана на все типы TOW. В настоящее время в США она снята с вооружения.

    Бронетранспортер M113 с противотанковым модулем TOW над отделением десанта

    Бронетранспортер M113 с противотанковым модулем TOW над отделением десанта

  • М981 — «машина огневой поддержки» (FISTV), фактически представляющая из себя самоходный целеуказатель, М901 с соответствующим оборудованием вместо ПТУР.
  • М132 «Зиппо» — БТР, вооруженный струйным огнеметом. Создан во время Вьетнамской войны.
  • М577 — командно-штабная машина. Корпус базового БТР подвергся изменениям, имеет более высокую крышу над десантным отделением. В комплект аппаратуры входят дополнительные системы связи, вспомогательная силовая установка и т. п. Позднее был разработан ее вариант под ИУС ATCCS — М1068.
  • М548 — небронированный грузовой транспортер, использующий ходовую часть и моторно-трансмиссионные узлы М113, но имеющий другой корпус; может вооружаться 7,62- или 12,7-мм пулеметом; послужил базой для многих серийных и экспериментальных машин. Предназначен для перевозки личного состава и грузов массой до 6 т. С начала 90-х М548А1 переделывались в М548А3.
  • М730 «Чэпперел» — ЗРК на модифицированном шасси М548, вооружение которого составляют 4 ЗУР М48. ЗУР является переделанной для пуска с земли сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух» MIM-72A/C «Сайдуиндер», оснащенные ИКГСН. Система рассчитана на применение только в ясную погоду, дальность цели до 6 км, высоту цели до 3050 м. В зенитных дивизионах армии США состояла вместе с М163 (по 24 машины обоих типов). В 80-х планировалась замена «Чэпперела» на «Роланд-2» либо ADATS, но она не была осуществлена.
  • М677 «Лэнс» — тактический ракетный комплекс, шасси — М548.
  • ХМ134 — опытная машина разминирования, на вооружение принята не была. На шасси М548 установлен блок из 30 направляющих, предназначенных для стрельбы НУРС с дальностью 1 км.
  • ХМ113А3+/MTVL — перспективный проект модернизации М113. Изменения включают в себя удлинение корпуса со вставкой 6-го узла ходовой, усиление бронезащиты до уровня М2А2 и т. п.
  • MAV/IFVL — БМП на базе MTVL с башней «Шарпшутер», вооруженный 25-мм пушкой М242 и 7,62-мм пулеметом. Силовая установка — дизель 6V53TIA мощностью 400 л. с.
  • M113 «Зелда» — израильская модификация, адаптированная к климатическим условиям Ближнего Востока, имеются крепления для установки одного 12,7-мм пулемёта и четырёх 7,62-мм пулемётов[44], а на модели «Zelda 2» также установлен комплект динамической защиты «Toga».
  • M113 «NAGMAN» — поздняя израильская модификация M113, помимо комплекта «Toga» на БТР установлены открытая сверху башенка со стеклоблоками и дымовые гранатомёты IS-10.

    Филиппинский M113 с удлиненной на 1 каток ходовой частью и установленной пулеметной башней.

    Филиппинский M113 с удлиненной на 1 каток ходовой частью и установленной пулеметной башней.

В этот список не включены машины огневой поддержки, оснащенные башенным вооружением в виде среднекалиберных орудий (на вооружение не принималась ни одна) и некоторые специализированные модели.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет