Сайт рекомендован для аудитории 16+

Колесная боевая машина LAV-25



«Краткая справка: Легкая бронемашина LAV-25 для армии США: компромисс в ожидании «Страйкера». История создания, модификации, особенности конструкции и эксплуатации»

Колесная боевая машина LAV-25 - родная сестра «Пираньи»

Колесная боевая машина LAV-25 — родная сестра «Пираньи»

История создания колесной боевой машины LAV-25

Работы над семейством колесных многоцелевых боевых машин «Пирана» начались в конце 1960-х в швейцарской фирме MOWAG (MOtorWAGenfabrik) по собственной инициативе и прежде всего в рассчете на экспорт. До того MOWAG уже отметилась участием в создании нескольких опытных и серийных БГМ, в т. ч. БМП «Мардер».

Новая машина сразу же привлекла к себе внимание армий многих стран, стремившихся заполучить колесные БТР/БМП с довольно высокой по тем временам защищенностью, хорошей транспортабельностью и подвижностью. В 1974 г. «Пирану» стали производить и в Канаде, на мощностях фирмы «Дженерал Моторс оф Кэнада» (GMC). А уже в 1980-х г.г. на удачные наработки северного соседа обратили внимания и в США, где как раз началась реализация программы по созданию сил быстрого развертывания на основе Корпуса морской пехоты.

Для них требовалось новое единое шасси — высокомобильная и легкая боевая машина, предназначенная для доставки личного состава, и целый ряд других. Непременными требованиями являлись амфибийность, возможность доставки тяжелым транспортным вертолетом СН-53 и грузовым самолетом С-130, более высокая, чем у бронетранспортера М113, огневая мощь. В целях определения облика машины и отбора наиболее подходящего образца из представленных на рынке вооружений в 1980 г. было сформировано отделение LAV (Light Armored Vehicle — легкая бронемашина), организовавшее в 1982 г. тендер, в котором приняли участие три фирмы: британская «Элвис Виклз» (БТР «Симба»), «Кадиллак-Гэйдж» (LAV-300), и канадская GMC («Пирана-1»).

LAV-25 в пустынном камуфляже, несущая службу в Ираке

LAV-25 в пустынном камуфляже, несущая службу в Ираке

Победителями вышли канадцы, и в 1983 г. завод GMC в Онтарио подготовил первую партию машин для США. Часть комплектующих (башня, комплекс вооружения, система управления огнеми т. п.) разрабатывались и поставлялись из США. Модельный ряд насчитывал 7 основных версий:

  • БМП LAV-25
  • самоходный ПТРК LAV-АТ
  • штабная машина LAV-С
  • машина тылового обеспечения LAV-L
  • БРЭМ LAV-R
  • ЗРАК LAV-AD
  • комплекс РЭБ LAV-MEWSS
  • самоходный миномет LAV-R.
В общей сложности к 1987 г. Корпусу морской пехоты поставили 759 LAV всех видов. Стоимость одной БМП в середине 90-х составляла около 900 000 долларов.
При всех достоинствах, и относительно позднем (по сравнению с оригинальной «Пираной-I») принятии на вооружение, колесная БМП LAV-25 все-таки остается «машиной из семидесятых», стоя примерно на том же уровне, что советские БТР-70 или ранние БТР-80. Хотя её компоновка более рациональна (к чести LAV-25 — «Пиран», эта компоновка, вообще, во многом определила облик всех современных «пехотных» машин), уровень защиты LAV-25 обеспечивает экипажу и десанту лишь самые минимальные условия выживания в современном бою.
Фактически, принятие LAV-25 на вооружении в США — вынужденная мера, в отсутствии других альтернатив: долгое время промежуток между БМП «Бредли» и автомобилем «Хамви» в их армии вообще не был заполнен ничем, в то время как пехота давно нуждалась в средстве доставки солдат на поле боя, подобном советским бронетранспортерам.
Свидетельством именно такого «переходно-промежуточного» подхода служит принятие на вооружение армии США более совершенного тяжелого бронетранспортера «Страйкер» (кстати, также созданного на основе «Пираны», но версии 3): как только «Страйкер» стал поступать в строевые части, LAV-25 тут же стали быстро «выдавливать» в разряд второстепенных боевых машин, в основном переоборудуя вчерашние «БМП» в машины тылового обеспечения, легкие БРЭМ и т.п.
Колесная боевая машина LAV-25 - вид сзади

Колесная боевая машина LAV-25 — вид сзади



Конструкция колесной боевой машины LAV-25

Колесная боевая машина (по привычной нам классификации, скорее колесная боевая машина пехоты, БМП) LAV-25 по устройству мало изменилась по сравнению с оригинальной швейцарской «Пираной».
По компоновке она принципиально отличается от выпускавшихся в то же время советских БТР-70 и БТР-80: силовая установка размещается в передней части машины (смещена к правому борту), в то время как отделение управления расположено слева от нее. Десантное отделение занимает заднюю часть машины.
Такая схема, несмотря на некоторые присущие ей недостатки (например, ухудшенный обзор у мехвода), является оптимальной для БТР и БМП, так как улучшает защиту БО за счет двигателя, образующего вместе с лобовой броней разнесенную конструкцию, и позволяет обеспечить наиболее выгодный способ посадки и высадки десанта — через задние двери. Забронированный объем машины — около 8,4 кубометров.
Корпус LAV-25 — сварной, образован стальными катаными листами толщиной до 10 мм, установленными под наклоном. Наиболее защищен лоб, бронеплиты которого наклонены и подвернуты. Над рабочим местом механика-водителя, имеющего в своем распоряжении 3 призматических прибора наблюдения, имеется посадочный люк. Кроме того, покидание машины возможно через дверцу в левом борту, задние двойные двери и распашной люк в крыше десантного отделения. Общий уровень защиты примерно соответствовал требованиям 1970-х — 80-х: лобовая броня держит крупнокалиберные пули и легкие осколки, борта рассчитаны на защиту от 7,62-мм пуль с дистанции до 100 м.
Вооружение БМП LAV-25 установлено в башне, разработанной в рамках программы LAV фирмой «Дэлко Системз» и предназначенной для установки на различные легкие боевые машины. Башня «Дэлко» — двухместная, сварная, с противопульным бронированием, приводится в движение электрогидравлическими приводами.
Главный калибр унифицирован с БМП «Брэдли» — 25-мм автоматическая пушка М242 «Хьюз Хеликоптерс»/»Бушмастер». Угол возвышения орудия изменяется от -10 до +60 градусов. В боекомплект входят ОФЗС и БПС, из них 210 находятся в готовом к стрельбе положении: 150 — в укладке (ленте) 1-й очереди. Еще 210 выстрелов сложены в боевом отделении. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М240 с боекомплектом в 1100 патронов, из которых 440 готовы к стрельбе. Опционален зенитный пулемет (единый М60, М240 либо тяжелый М2НВ).
Чертеж боевой машины LAV-25

Чертеж боевой машины LAV-25

Штатным оборудованием являются и две батареи дымовых гранатометов М257 по 4 мортирки в каждом. Командир может воспользоваться 7 перископическими приборами наблюдения и прицелом DIM 36 с увеличением. Таким же прибором, но со встроенным лазерным дальномером и тепловизором (с отводом изображения на командирский дисплей) оснащен наводчик.
В десантном отделении установлены две скамьи на шестерых мотострелков. В бортах проделаны разъемы для смотровых приборов MIL-B-11352, два таких же имеются в задних дверях. На части машин есть и амбразуры для стрельбы из личного оружия. Дополнительная оснастка — несколько радиостанций AN/PRC-68, ФВУ с РХБЗ, система предупреждения о применении ОМП, шанцевый инструмент. Автоматическое ППО отсутствует, противопожарное оборудование состоит из двух переносных огнетушителей с «хэлоном-1301».
Ходовая часть — 8 колес на независимой подвеске с гидравлической амортизацией и спиральными пружинами. Шины выполнены из пулестойкой резины и имеют централизованную систему контроля давления. На случай необходимости замены перевозятся 1-2 сменные покрышки.
Моторно-трансмиссионная группа состоит из 6-цилиндрового V-образного 275-сильного дизеля с турбонаддувом «Детройт Дизель» 6V53T и трансмиссии «Эллисон» MT653 с автоматической КПП, имеющей 6 передач (5 переднего и 1 заднего хода), а также двух гребных винтов и четырех рулей. Максимальная скорость хода по шоссе приближается к 95 км/ч, на плаву — 10 км/ч. При емкости топливных баков в 300 л запас хода без дозаправки равен 670 км.

Характеристики бронемашины LAV-25

Колесная боевая машина LAV-25
Страна: Канада/США
Тип: Колесная боевая машина пехоты (8х8)
Дата выпуска: 1983 г.
Длинна: 6,39 м
Ширина: 2,5 м
Высота: 2,69 м
Броня, лоб: Противопульная
Броня, борт: Противопульная
Броня, башня: Противопульная
Экипаж: 3 человека + 6 десантников
Двигатель: 1х Detroit Disel 6V53, мощностью 275 л.с.
Дальность хода: 660 км
Максимальная скорость: 100 км/ч
Масса:12,8 тонн
Вооружение:1х 25-мм автоматическая пушка М242 Bushmaster (420 выстрелов), 2х 7,62-мм пулемёта FN MAG (спаренный + башенный).

Бронированные машины на базе БМП LAV-25

  • LAV-АТ — самоходный противотанковый ракетный комплекс. Корпус отличается от стандартного наличием командирской башенки за люком мехвода, отсутствием амбразур и измененным погоном боевого модуля. Вооружение машины — ПТУР 2-го поколения TOW с полуавтоматическим наведением, управляемые по проводам. В боекомплект могут входить ракеты модификаций TOW-1, I-TOW, TOW-2, тандемные TOW-2A и ударноядерные TOW-2B. ПУ ПТУР TUA фирмы «Эмерсон» несет две готовые к бою ракеты в пулестойких контейнерах, еще 14 сложены внутри машины и перезаряжаются вручную. Прочие характеристики — как у базового образца;
  • LAV-М — самоходный миномет, с демонтированным штатным БО, на место которого установлен поворотный компартмент под 81-мм миномет с боекомплектом 90 мин, обслуживаемый расчетом из трех заряжающих. Огонь ведется через распашной люк в крыше. Возможна замена 81-мм миномета на 107-мм М30;
  • LAV-AD — самоходный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс. Боевой модуль включает в себя пятиствольную скорострельную автоматическую пушку GAU-12 калибра 25 мм и две пусковых установки ЗУР «Стингер» (каждая — на четыре ракеты); РЛС отсутствует. Допустима замена ЗУР на НУРС «Гидра» или 2 ПТУР «Хеллфайр».
  • LAV-С — командно-штабная машина. Вооружение, за исключением вспомогательного, отсутствует. Крыша десантного отделения приподнята для увеличения внутреннего объема. Дополнительное оборудование состоит из различной аппаратуры связи;
  • LAV-L — машина тылового обеспечения. Бронекорпус увеличен в габаритах, в крыше проделан люк для погрузки военного оборудования, чему служит также кран-стрела с гидроприводами. Экипаж уменьшен до 3 человек;
  • LAV-R — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, без вооружения. Оснащена гидравлическим краном, лебедкой, дополнительным инструментарием для ремонта техники в полевых условиях;
  • LAV-AG/LAV-105 — боевая машина огневой поддержки (опытная). В рамках работы над этим проектом тестировались образцы, вооруженные 90-мм пушкой «Коккериль» Мк.3 в двухместной башне и 75-мм автоматическим орудием высокой баллистики ARES в вынесенной установке. Позднее выбор был сделан в пользу 105-мм нарезного орудия (в обитаемом полностью бронированном БО), из которых предпочтение отдали низкоимпульсной ЕХ35, оснащенной дульным тормозом и термоизоляционным кожухом. Боекомплект — 30 выстрелов, из которых 8 помещались в автомат заряжания, обеспечивавший боевую скорострельность в 8-10 в/мин. LAV-105 имела полноценную СУО, частично стандартизованную с американскими ОБТ, отличалась от базового шасси форсированным двигателем и удлиненным корпусом. В 1991 г. программа LAV-105 была свернута;
  • LAV-CCSLEP — зенитный ракетный комплекс под ЗУР «Чэпперел». Установка аналогична ЗРК М730 на основе М113. На вооружение не принята.
Колесный танк LAV-AG/LAV-105

Колесный танк LAV-AG/LAV-105

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии